Роль христианства в истории культуры Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:13, реферат

Описание работы

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с
историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Христианство как духовный стержень европейской культуры ……………4
Исторические предпосылки христианства …………………………………..4
Христианское сознание – основа средневекового менталитета ……………5
Культура Западной Европы в средние века …………………………………9
Христианство как ценностная основа средневековой европейской культуры………………………………………………………………………...11
Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры……………………………………………………………………….14
Значение христианства для развития европейской культуры ……………17
Заключение …………………………………………………………………….19
Литература ……………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ.docx

— 55.46 Кб (Скачать файл)

  Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным  человеком. По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали  в средние века примерно так, как  мы сейчас читаем свежие газеты.

  Мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней  – Бог. Ниже идут уровни или ярусы  священных персонажей: сначала Апостолы, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и  кардиналы, затем карлики более  низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе  к земле, размещаются животные, потом  растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А  дальше идет как бы зеркальное отражение  верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и  со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине  второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с  противоположным знаком. Если Бог  – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

  Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был не грамотен. К концу XV века церковь  осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии. Уровень же образования  прихожан был вообще минимальным. Масса  мирян слушала полуграмотных  священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного  восприятия простых прихожан. Толковать  ее дозволялось только священнослужителям. Однако их образование и грамотность была в массе, как сказано, очень невысока. Массовая средневековая культура – это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

  Вместе  с тем значение слова, написанного  и особенного звучащего, в средневековой  культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как  заклятия, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы – все это  тоже формировало средневековый  менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы-слова  надо было уметь распознавать и извлекать  из них божественный смысл. Этим, в  частности, объясняются и многие особенности художественной средневековой  культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно такого, глубоко  религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета. Даже живопись там была, прежде всего, явленным словом, как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло  все, скрывалось за всеми явлениями  как их скрытый смысл, душу человека, приближала человека к Богу, как  бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И  пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и  проповедях священников. Соответственно этому определялось и поведение  средневекового европейца, вся его  деятельность. 

  1. Христианство  как ценностная основа средневековой 

    европейской культуры

     Христианство  зародилось в первом веке нашей эры  и в начале формировалась в  лоне иудаизма, как одна из его сект. Отличие христианства от языческих  религий: в христианстве существует единый бог, в отличие от полителизма, в христианстве бог есть надмирный  творец и властелин мира, в отличие от греческих, языческих богов, то есть бог в христианстве – творец мира; в христианстве человек лишь отчасти принадлежал природе, он выступал как личность, как сверхприродное Я.

     Вера  во всемогущего бога брала свое начало в иудаизме. Римскую империю охватывает нарастающий духовный кризис, старые боги потеряли смысл для  людей, ибо они выражали сопричастность человека к космосу, полису, но теперь в огромной бюрократической империи человек был маленьким винтиком этой машины, следовательно, человек нуждался в духовной опоре, искал бога, который обращался лично к нему.

Отличительные черты  ветхозаветной и новозаветной истории.

ВЕТХИЙ  ЗАВЕТ НОВЫЙ ЗАВЕТ  
1.            Обращался ко всему народу, следовательно, идея богоизбранности еврейского народа.

2.            Регулировал внешние стороны жизни человека, следовательно, апелляция к долгу, чести, стыду. Нравственные формы формируются в виде запретов (Не убий…)   

1.           Обращался к каждой личности, следовательно, обращение ко всем народам, которые любят и почитают бога.

2.           Регулирует внутреннюю жизнь, следовательно, апелляция к совести человека, следовательно, впервые в истории религиозной мысли нравственные нормы формируются в положительной форме, как надо поступать.

 
 
ОТЛИЧИЯ
Жажда человека подлинной встрече с  богом, стремление освободиться от подчинения внешней стороне бытия (обрести  свободу и индивидуальность). ОБЩЕЕ
 

 

     Христианство  положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность. Человек был создан богом по образу и подобию божьему, то есть, как  и бог отличался свободой и  творческой способностью. Первородный  грех Адама и Евы нарушил богоподобие  человека, следовательно, греховность  самого человека и телесная смерть, но сам образ бога в человеке остался  неповрежденным и вся история  христианства – это история воссоединения человека с богом, высшая религиозная цель есть спасение, сам человек не может избегнуть телесной смерти, однако душа человека и его духовное Я бессмертны. Путь к спасению, к вечной жизни уже в единстве с богом лежит через физическую смерть и требует от человека духовного подвига. Спасение возможно лишь в лоне церкви, которая объединяет верующих в одно мистическое тело – тело Христа (богословы сравнивают единство церкви с союзом двух любящих супругов: единство, но каждый – личность).

     В учении Иисуса Христа огромное место  занимает морально-этическая проблематика, то есть христианство – это не столько  религия о мироздании, сколько  о том, как жить человеку, в чем  смысл его человеческого бытия. Краеугольным камнем христианства считают  заповедь любви: любви к богу, к  ближнему, к своему врагу.

     Отказ от богатства, идея равенства всех людей  перед богом. Иисус говорил, не заботьтесь.…  В истории  Западной Европы между античностью и новым временем (V-XV в.в.). В этот период основой менталитета становится христианское сознание. Церковь в  течение многих веков остается единственным социальным и политическим институтом Западной Европы; при отсутствии знаний о мире христианство предлагало встроенную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем законов; эмоциональная притягательность и теплота христианства (проповедь любви и равенства всех людей перед богом).

Весь  мир для человека – арена противоборства сил божественных и сатанинских, люди в буквальном смысле понимали все, что написано в библии, ибо  сознание их было магическим.

     Средневековая культура была массовая и узкая, она  опиралась не на печатное слово, а  на устное слово, это слово формировало  средневековый менталитет. Люди воспринимали определенную действительность как  систему символов, содержащих некий  высший смысл, и эти символы надо было распознать и извлечь этот божественный смысл. Для средневекового самосознания огромную роль играла культура, ибо  являлась как бы расшифровкой этого  смысла, выражало этот смысл.

I период. Раннее средневековье (до X-XI в.в.).

Вторжение варваров в Римскую империю и  падение Рима, формирование новых  государств.

II период. Высокое или классическое средневековье (X-XI-XIV в.в.).

Возникают романское и готическое искусство, зарождается великая философская  система схоластика (греч. школьный, учебный). Стремление опереться на церковь, соединение теологии с рациональными  принципами, недооценивание роли опыта  как метода познания.

III период. Позднее средневековье (XIV-XV века).

Голод, эпидемии и войны, намечается упадок культуры.

Учение  церкви было исходным для всякого  мышления. Все науки приводились  в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом, следовательно, определяло политику в области государства.

 
  1. Христианство  как главный фактор формирования
    средневековой культуры
 
     Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности.

     Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах. Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как "зараженной" грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

      Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал прежде всего мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианский Бог стоит над внешними различиями людей - этническими, сословными и т.д. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т.п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь людей.

     В-третьих, христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада "варварских" государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Культурно-идеологической основой консолидации разноплеменной империи стало христианство. Реформы Карла Великого в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого для всего государства текста. Осуществлена была и реформа литургии, которая была приведена в соответствие с римским образцом.      

В драматический  период упадка культуры после разрушения Рима христианская церковь на протяжении веков была единственным социальным институтом, общим для всех европейских  стран. Церковь выступала регулирующим началом в жизни средневекового общества, чему способствовало само положение  католической церкви, которая не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохраняла практически  полную самостоятельность в решении  внутренних и целого ряда политических проблем. Став господствующим политическим институтом уже в V в., когда римский  епископ был провозглашен папой, церковь сосредоточила огромную власть над раздробленной в политическом отношении Западной Европой, поставив свой авторитет выше авторитета светских государей. После периода резкого  ослабления (X - середина XI вв.), когда  папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров, в последующий период (XII - XIII вв.) могущество и независимость церкви, ее влияние на все сферы общественной жизни не только были восстановлены, но еще более возросли. Будучи надгосударственной организацией, используя жестко организованную собственную иерархическую структуру, церковь была в курсе всех процессов, которые происходили в католическом мире, умело контролировала их, проводя свою линию.

 
  1. Значение  христианства для  развития европейской  культуры

  Христианство  сформировало новые смыслы природы  и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло  не сказаться на всей европейской  истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным  образом в духовно – нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы  и человеческого бытия, которые  стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного  и гуманитарного знания. Мы не имели  бы знакомого нам европейского искусства  без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым  сокровенным внутренним переживаниям. «Исповедальность» европейского искусства  есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование  мира и человека есть восходящий исторический процесс, пришла к нам от христианства.

     Смысловые основы современного естествознания также  сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного сознания и практической реализации новых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Подводя итоги всему сказанному, важно  подчеркнуть, что средневековая  культура обладала несомненной целостностью, обеспечиваемой феодализмом и богословием. Мировоззренчески это выражалось в  систематизирующей роли идей теоцентризма (основная черта), креационизма и фатализма, необходимости экзегезы. Господствующий принцип типизации был произведен от христианской идеи Бога как носителя всеобщего, универсального начала. 
Для культуры средних веков характерен также догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость.

Информация о работе Роль христианства в истории культуры Западной Европы