Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:22, реферат
Знакомясь с воспроизводимой Хейзингой картиной культуры Франции и Нидерландов в XV веке, можно увидеть, что он выделяет эстетические и этические качества этой культуры. Он показывает красоту во всех явлениях: в церемониях и ритуалах, в чувствах между друзьями и влюбленными. Все события обставлялись живописной символикой, музыкой, плясками.
Умирзакова Б.Е.
Карагандинский
Государственный университет
РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В КУЛЬТУРЕ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Знакомясь с воспроизводимой Хейзингой картиной культуры Франции и Нидерландов в XV веке, можно увидеть, что он выделяет эстетические и этические качества этой культуры. Он показывает красоту во всех явлениях: в церемониях и ритуалах, в чувствах между друзьями и влюбленными. Все события обставлялись живописной символикой, музыкой, плясками.
Духовная и моральная жизнь XV века разделена на две сферы, каждая их которых имеет свой эпицентр: это культура двора, знати с одной стороны, здесь царят честолюбие, соперничество в жажде, с другой – это мирные круги, нравственность, культ добродетели и благочестия.
Одним из эстетических идеалов средневековья был рыцарский идеал. «Идейный мир Средневековья в целом был во всех своих элементах насыщен, пропитан религиозными представлениями. Подобным же образом идейный мир той замкнутой группы, которая ограничивалась сферой двора и знати, был проникнут рыцарскими идеалами», - отмечает Хейзинга.
Восприятие общества в свете рыцарского идеала придает своеобразную окраску всему окружающему.
Как прекрасный жизненный идеал, рыцарская идея являет собой нечто особенное. В сущности, это эстетический идеал, сотканный из возвышенных чувств пестрых фантазий.
В то же время рыцарская
идея стремится быть и этическим
идеалом – средневековое
Связь рыцарского идеала с высокими ценностями религиозного сознания - состраданием, справедливостью, верностью – поэтому никоим образом не является чем-то искусственным и поверхностным. «Эта связь, - пишет Хейзинга, - способствует превращению рыцарства преимущественно в некую прекрасную форму, в тип жизни».
Рыцарский подход к жизни был перегружен идеалами красоты, доблести и полезности.
Рыцарство не было бы жизненным
идеалом в течение целых
Чем больше культурный идеал проникнут чаянием высших добродетелей, тем сильнее несоответствие между формальной стороной жизненного уклада и реальной действительностью.
И все же рыцарский идеал обладал более общезначимым и более сильным воздействием, поскольку с этическими элементами в нем сочеталось множество эстетических элементов, понимание которых было доступно буквально каждому.
Чувство эстетики выражается также и в любви к искусству. «Человек XV столетия мог бы высказать свой восторг от произведений искусства лишь такими словами, наличие которых следовало бы предположить разве что у восхищенного буржуа», - отмечает Хейзинга. Способность осознавать эстетическое наслаждение и умение выразить это в слове развивается поздно. Даже само понятие художественно-прекрасного пола отсутствовало. «И если красота искусства пронзала душу, - пишет Хейзинга, - ощущение это непосредственно обращалось в чувство божественной наполненности или радости жизни».
Понятие красоты постоянно сводится средневековым мышлением к понятиям совершенства, соразмерности, блеска.
Средневековое искусство неразрывно связано с жизнью Задача искусства – наполнять красотою формы, в которых эта жизнь протекает. Люди ищут не искусства самого по себе, а прекрасного в жизни.
Красота выявлялась во всех
видах искусства – и в
Эстетическое отношение
к формам быта проявилось в повседневной
городской и сельской жизни: строгая
иерархия тканей, мехов, цвета одежды
создавала для различных
Формы повседневного обихода
с их внешне любезной альтруистической
непринужденностью и
Но более ярким в эстетическом смысле был расцвет таких трех начал, как доблесть, честь и любовь.
Одним из важнейших поворотов средневекового духа явилось появление любовного идеала. Любовь стала полем, на котором можно было взращивать всевозможные эстетические и нравственные совершенства.
Конечно, больше всего тема любви связаны с рыцарством. «Рыцарь и его дама сердца, ради любви – вот первичный и неизменный романтический мотив, который возникает и будет возникать всегда и всюду», - пишет Хейзинга. Томительная мечта о подвиге во имя любви, переполняющая сердце и опьяняющая, растет и распространяется обильною порослью.
Образ благородного рыцаря, страдающего ради своей возлюбленной, - прежде всего чисто мужское представление, то, каким мужчина хочет сам себя видеть.
Время позднего Средневековья – один из завершающих периодов, когда культурная жизнь высших слоев общества почти целиком сводится к светским забавам. Действительность полна страстей, трудна и жестока; ее возводят до прекрасной мечты о рыцарском идеале, и жизнь сроится как игра. Во всей рыцарской культуре XV столетия царит неустойчивое равновесие между легкой насмешкой и сентиментальной серьезностью. «Рыцарские понятия чести, верности и благородной любви воспринимаются абсолютно серьезно, однако время от времени напряженные складки на лбу расправляются от внезапного смеха», - говорит Хейзинга.
То обстоятельство, что
связь между прекрасными
Из всех видов отношения
к жизни эстетическая сторона
была разработана с особою выразительностью.
И чем больше было заложено в таком
отношении красоты и
Конец средневековья в концепции Хейзинги – это грандиозное единство, скрепленное в том, что касается всех сторон культуры, форм социальной жизни, стилем мышления, чувством прекрасного.
Эти феномены средневековой культуры оставили глубокий след в европейской культуре.
Литература:
1. Бахтин М.М. Творчество Фр. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. – 543 с.
2. Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 5. М., 1997.
3. Бахтин М.М.: pro et contra^ Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли / сост. Исупова К.Г. и др. СПб, 2001.
4. М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи, 1986. – 543 с.
5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
6. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
7. Гуревич А.Я., Харатонович Д.Э. История средних веков. М., 1995.
8. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры, 1991.
9. Гуревич А.Я. Смех в народной культуре средневековья // Вопросы литературы, 1966. №6. – 230 с.
10. Гуревич А.Я. Мировая культура и современность // Иностранная литература, 1976. №1. – 212 с.
11. Гуревич А.Я. Об основных проблемах изучения средневековой культуры // Культура и искусство. Материалы научной конференции. М., 1981. – 30 с.
Информация о работе Роль эстетического идеала в культуре позднего средневековья