Роль конфуцианства в культуре Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Исторически сложилось так, что интерес к китайской цивилизации в целом никогда не угасал в нашей стране. Политические, социальные и экономические процессы в развитии нашего восточного соседа обращали на себя пристальное внимание не только из-за уникальности его культуры, но и благодаря тому геополитическому значению, которое оно занимает в мире. Особенно актуально исследование культуры Китая сейчас, когда мы наблюдаем бурное развитие экономики этой страны. Интересен факт гармоничного сочетания традиционной культуры и новейших плодов мирового прогресса, исключительный опыт бережного сохранения национальной традиции при высоком развитии техники, все большей интеграции в мировую экономику и коммуникативную сеть.

Содержание работы

Ведение------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. История Конфуция и конфуцианства------------------------------------5
1.1 Биография Конфуция--------------------------------------------------------------5
1.2 История Конфуцианства----------------------------------------------------------6
Глава 2 Основные принципы конфуцианства-----------------------------------11
2.1 Основа основ — уважение старших-------------------------------------------11
2.2 Отношение Конфуция к предкам----------------------------------------------13
2.3 Отношение Конфуция к религии-----------------------------------------------15
2.4 Взгляды Конфуция на политику-----------------------------------------------17
2.5 Взгляды Конфуция на политику------------------------------------------------19
Глава 3 Роль конфуцианства в современном мире-----------------------------21
Заключение-----------------------------------------------------------------------------23
Список литературы--------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

конфуцианство.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

 

 

Кафедра рекламы и  культурологии

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

 

Роль конфуцианства  в культуре Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнила: студентка гр.

 

                                             Проверил: преподаватель Виноградова А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Красноярск 2012

 

     Содержание:

     Ведение------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1. История Конфуция и конфуцианства------------------------------------5

     1.1 Биография Конфуция--------------------------------------------------------------5

     1.2 История Конфуцианства----------------------------------------------------------6

Глава 2 Основные принципы конфуцианства-----------------------------------11

     2.1 Основа основ — уважение старших-------------------------------------------11

     2.2 Отношение Конфуция к предкам----------------------------------------------13

     2.3 Отношение Конфуция к религии-----------------------------------------------15

     2.4 Взгляды Конфуция на политику-----------------------------------------------17

    2.5 Взгляды Конфуция на  политику------------------------------------------------19

     Глава 3 Роль конфуцианства в современном мире-----------------------------21

Заключение-----------------------------------------------------------------------------23

Список литературы--------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

  Исторически сложилось так, что интерес к китайской цивилизации в целом никогда не угасал  в нашей стране. Политические, социальные и экономические процессы в развитии нашего восточного соседа обращали на себя пристальное внимание не только из-за уникальности его культуры, но и благодаря тому геополитическому значению, которое оно занимает в мире. Особенно актуально исследование культуры Китая сейчас, когда мы наблюдаем бурное развитие экономики этой страны. Интересен факт гармоничного сочетания традиционной культуры и новейших плодов мирового прогресса, исключительный опыт бережного сохранения национальной традиции при высоком развитии техники, все большей интеграции в мировую экономику и коммуникативную сеть. Со времен эпохи просвещения цивилизация Китая была удивительным примером усвоения культурных и научных достижений Запада, что происходило без утраты собственной культурной самобытности. Весьма характерна для понимания Китая мысль, сформулированная Вольфгангом Бауэром: «Китай испытывает очень сильное влияние прошлого. Однако отношение к нему, стало сложнее. С одной стороны, многие проблемы, с которыми сегодня приходится сталкиваться современному Китаю, мало отличаются от тех проблем, с которыми имел дело старый Китай, с другой - наблюдается лихорадочное стремление освободиться от всего старого». Однако освобождение от старого отнюдь не означает его полного отрицания. Это лишь попытка осмыслить новое на базе традиционного. Такой подход особенно характерен культуре Китая, который сохраняет свою уникальность. Традиции, пришедшие из глубокой древности, актуальны здесь занимает  конфуцианство и сегодня,  и особое место.              Целью написания данной работы стало изучение  роли конфуцианства в культуре Китая.  При написании данной работы я ставила перед собой следующие задачи: познакомиться с биографией Конфуция, изучить историю конфуцианства, выделить его основные принципы и определить роль конфуцианства в современном обществе.                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 История Конфуция и конфуцианства

1.1 Биография Конфуция

С самого начала жизнь  Конфуция была наполнена трудностями  и лишениями. Он был рожден в IV веке до н.э. в царстве Лу на севере Китая от правителя города Чеухиен. Отец Конфуция был женат на двух женщинах, первая из которых родила ему девять дочерей, а вторая сына. Мальчик родился слабым и вскоре умер. Когда будущему отцу Конфуция исполнилось 70 лет, он задумался о наследнике и женился на прекрасной Чинг Тси, младшей из трех дочерей семьи Йен. После свадьбы новая жена волновалась, что из-за немолодого возраста мужа не сможет родить ему ребенка. Поэтому, во время одной из прогулок, поднялась на священный холм, неподалеку от городка Цзоуи, и обратилась с молитвой к Богам, прося помощи в рождении наследника. Просьба была услышана, и она зачла сына. Так, в 551 году до н.э. она родила Конфуция, на том же холме, под тутовым деревом. Как только ребенок родился, в месте его появления на свет начал бить источник с теплой водой, исчезнувший, едва маленький Конфуций был обмыт. Но он рано остался без отца, Шу Лиан-хо умер когда сыну исполнилось всего три года. Современники отмечают, что в детстве Конфуций был очень послушным ребенком, почитал старших, очень рано стал не по возрасту рассудительным ребенком. В школьные времена отличался от сверстников кротостью, прилежанием, скромностью и имел отличные успехи в учебе, за что в семнадцать лет был назначен помощником учителя. За это время, как и большинство учеников он изучил письмо, арифметику, музыку, искусство танца и управления колесницами, овладел стрельбой из лука. По окончанию школы, Конфуций работал надзорным за качеством продуктов на местных рынках, но заработок был настолько скудным, что частенько приходилось искать иные источники заработка. Благодаря своему упрямству в возрасте девятнадцати лет он женился на девице из знатной семьи. Спустя год после брака у них родился сын Ли, немногим позже на свет появилась дочь. Вскоре Конфуций был назначен инспектором пахотных полей, пастбищ и лесов. Благодаря своим навыкам он значительно улучшил быт вверенных ему земледельцев.          Позднее к нему пришло видение, что необходимо так же быть культурным человеком. Из-за этого он начал упорно заниматься самообразованием. В своей молодости он служил мелким чиновником некотором царстве Лу (это расположено в Восточном Китае, сейчас является современной провинцией Шаньдуна). Это происходило на закате империи Чжоу. В то время власть самого императора стала номинальной, разрушалась вся структура патриархального общества и на его место (вместо родовой знати) заняли правители отдельных государств, которых окружали незнатные разные чиновники.  Крушение основных древних устоев и семейного и кланового быта, междоусобные войны, продажность и наглость всех чиновников, и в итоге бедствия и страдания в основном простого народа - это всё вызывало довольно резкую критику старейшин и ценителей порядка, традиции. Тогда то и начал Конфуций искать и собирать школы по преподаванию в них своей философии.              

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 История конфуцианства

Конфуцианство - китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа ученых»; таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя. Выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.                                                                              История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология. После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III в. до н. э. их было, вероятно, около десяти. Его духовными наследниками считаются два мыслителя: Мэн-цзы и Сюнь-цзы , авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом и легизмом. Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221—209 гг. до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246—210 гг. до н. э.) в 213 г. до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II в. до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством. Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии — Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) во II—I вв. до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное («Школа канона древних знаков») и неортодоксальное («Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя.Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» — Дун Чжуншу (179—104 гг. до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного.          В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 г. до н. э. была учреждена Государственная академия, объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита». Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (правил в 58 — 78 гг.). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция — густобородого старца, — сложился ещё позднее.  государства.    В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (618—907 гг.) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё большее влияние в государстве приобретала новая — буддийская религия, ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (768—824 гг.). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.                                                                                                                                                                                       В самом общем смысле значение этого термина — вся совокупность конфуцианских (или называющих себя таковыми) учений, созданных в Китае от средневековья до настоящего времени. В более узком смысле, неоконфуцианство — это совокупность конфуциански ориентированных мыслителей от периодов династий Сун (960—1279 гг.) до маньчжурской династии Цин (1636—1912).           В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры. В результате, по мнению китайского исследователя Ван Бансюна, после войн и революций, на рубеже XIX—XX вв. сложились следующие направления в развитии китайской мысли:    

  1. Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию.
  2. Либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США.
  3. Радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности.
  4. Социально-политический идеализм, или суньятсенизм .
  5. Социально-культурологический идеализм, или современное    неоконфуцианство.         Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство». Ярчайшим его представителем является Ду Вэй-мин (р. 1940), работающий одновременно в Китае, США и на Тайване. Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно. Это указывает на то, что в Китае в ХХ в. произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.             Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.

Глава 2 Основные принципы конфуцианства

2.1 Основа основ — уважение старших.

 В основе конфуцианского  учения лежат идеи так называемой  сыновней почтительности, то есть  организация всех отношений между  людьми и в стране в целом  на основе беспрекословного и  безоглядного уважения к старшим — по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного и беспрепятственного соблюдения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения, которые имеют массу примеров в прошлом.

Пять добродетелей и роль главной  из них — «ли»

Как было упомянуто выше, времена  Конфуция были временами междоусобных войн и смут. Поэтому свою главную задачу философ видел в том, чтобы установить мир и внести гармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главным добродетелям. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность, доброта или благоволение), которая заключается в том, чтобы желать благо другим.

Для пояснения роли каждой из добродетелей Конфуций берет в  пример плодовое дерево. «Жэнь» (человечность) — это его корни, «йи» (справедливость) — ствол, «ли» (идеальное поведение) — ветви, «жи» (мудрость) — цветы и, наконец, «хсинь» (верность) — это плоды древа добродетели. Добродетель «ли» (идеальное поведение), по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль в восстановлении нравственности правителей и всего народа. С помощью «ли» Конфуций считал возможным достичь общественную и политическую гармонию, что, в свою очередь, должно привести к осуществлению высшей гармонии — между небом и землей. Конфуций не отвергал принципы инь и ян. Однако центральная идея учения даосизма — дао не отразилась в учении Конфуция. В его философской системе дао является не всеобщим, а лишь моральным принципом Вселенной.

Существенная разница  между конфуцианством и даосизмом  заключается в том, что для  достижения идеала даосизм предлагал  учение, в основу которого заложена идея увэй — идея пассивности, бездеятельности. Конфуцианство же утверждало, что человек обязательно должен действовать. Только работая над собой, он может достичь нравственного совершенства. Даосисты это положение учения Конфуция расценивали как преступное вмешательство в деятельность всемогущего дао.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Отношение Конфуция к предкам

Конфуций учил, что лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки, которые искали добра для общества и следовали благородным правилам поведения. Он приводил в пример легендарных древних вождей, правление которых не омрачено насилием. Личные моральные качества, руководившее ими стремление к добродетельной жизни — вот что создавало им авторитет у народа. Поэтому Конфуций считал важным знание истории, говорил о необходимости ее преподавания.

Китайский философ верил, что идеальные правила существовали только в древности и что истинной цивилизации можно достичь только путем морально-нравственных улучшений природы человека. Для того, чтобы человек смог занять достойное положение в обществе, он, по Конфуцию, должен полагаться не на рождение в благородной семье, а на самосовершенствование.

Правила пяти великих  взаимоотношений

Для достижения высокой степени  нравственности Конфуций предлагал  людям исполнять правила так  называемых пяти великих взаимоотношений -пяти основ благородного поведения:

1. Доброе отношение  отца к сыну и почтительное  отношение сына к отцу.

2. Мягкое отношение  старшего брата к младшим и  уважительное отношение младших братьев к старшему.

3. Праведное отношение  мужа к жене и послушание жены мужу.

Информация о работе Роль конфуцианства в культуре Китая