Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:24, контрольная работа
Исторически сложилось так, что интерес к китайской цивилизации в целом никогда не угасал в нашей стране. Политические, социальные и экономические процессы в развитии нашего восточного соседа обращали на себя пристальное внимание не только из-за уникальности его культуры, но и благодаря тому геополитическому значению, которое оно занимает в мире. Особенно актуально исследование культуры Китая сейчас, когда мы наблюдаем бурное развитие экономики этой страны. Интересен факт гармоничного сочетания традиционной культуры и новейших плодов мирового прогресса, исключительный опыт бережного сохранения национальной традиции при высоком развитии техники, все большей интеграции в мировую экономику и коммуникативную сеть.
Ведение------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. История Конфуция и конфуцианства------------------------------------5
1.1 Биография Конфуция--------------------------------------------------------------5
1.2 История Конфуцианства----------------------------------------------------------6
Глава 2 Основные принципы конфуцианства-----------------------------------11
2.1 Основа основ — уважение старших-------------------------------------------11
2.2 Отношение Конфуция к предкам----------------------------------------------13
2.3 Отношение Конфуция к религии-----------------------------------------------15
2.4 Взгляды Конфуция на политику-----------------------------------------------17
2.5 Взгляды Конфуция на политику------------------------------------------------19
Глава 3 Роль конфуцианства в современном мире-----------------------------21
Заключение-----------------------------------------------------------------------------23
Список литературы--------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
Кафедра рекламы и культурологии
Контрольная работа по дисциплине «Культурология»
Роль конфуцианства в культуре Китая.
Содержание:
Ведение-----------------------
Глава 1. История Конфуция
и конфуцианства---------------
1.1 Биография Конфуция----------------------
1.2 История Конфуцианства-----------------
Глава 2 Основные принципы конфуцианства-----------------
2.1 Основа основ
— уважение старших-----------------------
2.2 Отношение Конфуция к предкам-----------------------
2.3 Отношение Конфуция к
религии-----------------------
2.4 Взгляды Конфуция на политику----------------------
2.5 Взгляды Конфуция на
политику----------------------
Глава 3 Роль конфуцианства в современном мире--------------------------
Заключение--------------------
Список литературы-------------
Введение:
Исторически сложилось так, что интерес
к китайской цивилизации в целом никогда
не угасал в нашей стране. Политические,
социальные и экономические процессы
в развитии нашего восточного соседа обращали
на себя пристальное внимание не только
из-за уникальности его культуры, но и
благодаря тому геополитическому значению,
которое оно занимает в мире. Особенно
актуально исследование культуры Китая
сейчас, когда мы наблюдаем бурное развитие
экономики этой страны. Интересен факт
гармоничного сочетания традиционной
культуры и новейших плодов мирового прогресса,
исключительный опыт бережного сохранения
национальной традиции при высоком развитии
техники, все большей интеграции в мировую
экономику и коммуникативную сеть. Со
времен эпохи просвещения цивилизация
Китая была удивительным примером усвоения
культурных и научных достижений Запада,
что происходило без утраты собственной
культурной самобытности. Весьма характерна
для понимания Китая мысль, сформулированная
Вольфгангом Бауэром: «Китай испытывает
очень сильное влияние прошлого. Однако
отношение к нему, стало сложнее. С одной
стороны, многие проблемы, с которыми сегодня
приходится сталкиваться современному
Китаю, мало отличаются от тех проблем,
с которыми имел дело старый Китай, с другой
- наблюдается лихорадочное стремление
освободиться от всего старого». Однако
освобождение от старого отнюдь не означает
его полного отрицания. Это лишь попытка
осмыслить новое на базе традиционного.
Такой подход особенно характерен культуре
Китая, который сохраняет свою уникальность.
Традиции, пришедшие из глубокой древности,
актуальны здесь занимает конфуцианство
и сегодня, и особое место. Целью написания данной работы стало
изучение роли конфуцианства в культуре
Китая. При написании данной работы
я ставила перед собой следующие задачи:
познакомиться с биографией Конфуция,
изучить историю конфуцианства, выделить
его основные принципы и определить роль
конфуцианства в современном обществе.
Глава 1 История Конфуция и конфуцианства
1.1 Биография Конфуция
С самого начала жизнь Конфуция была наполнена трудностями и лишениями. Он был рожден в IV веке до н.э. в царстве Лу на севере Китая от правителя города Чеухиен. Отец Конфуция был женат на двух женщинах, первая из которых родила ему девять дочерей, а вторая сына. Мальчик родился слабым и вскоре умер. Когда будущему отцу Конфуция исполнилось 70 лет, он задумался о наследнике и женился на прекрасной Чинг Тси, младшей из трех дочерей семьи Йен. После свадьбы новая жена волновалась, что из-за немолодого возраста мужа не сможет родить ему ребенка. Поэтому, во время одной из прогулок, поднялась на священный холм, неподалеку от городка Цзоуи, и обратилась с молитвой к Богам, прося помощи в рождении наследника. Просьба была услышана, и она зачла сына. Так, в 551 году до н.э. она родила Конфуция, на том же холме, под тутовым деревом. Как только ребенок родился, в месте его появления на свет начал бить источник с теплой водой, исчезнувший, едва маленький Конфуций был обмыт. Но он рано остался без отца, Шу Лиан-хо умер когда сыну исполнилось всего три года. Современники отмечают, что в детстве Конфуций был очень послушным ребенком, почитал старших, очень рано стал не по возрасту рассудительным ребенком. В школьные времена отличался от сверстников кротостью, прилежанием, скромностью и имел отличные успехи в учебе, за что в семнадцать лет был назначен помощником учителя. За это время, как и большинство учеников он изучил письмо, арифметику, музыку, искусство танца и управления колесницами, овладел стрельбой из лука. По окончанию школы, Конфуций работал надзорным за качеством продуктов на местных рынках, но заработок был настолько скудным, что частенько приходилось искать иные источники заработка. Благодаря своему упрямству в возрасте девятнадцати лет он женился на девице из знатной семьи. Спустя год после брака у них родился сын Ли, немногим позже на свет появилась дочь. Вскоре Конфуций был назначен инспектором пахотных полей, пастбищ и лесов. Благодаря своим навыкам он значительно улучшил быт вверенных ему земледельцев. Позднее к нему пришло видение, что необходимо так же быть культурным человеком. Из-за этого он начал упорно заниматься самообразованием. В своей молодости он служил мелким чиновником некотором царстве Лу (это расположено в Восточном Китае, сейчас является современной провинцией Шаньдуна). Это происходило на закате империи Чжоу. В то время власть самого императора стала номинальной, разрушалась вся структура патриархального общества и на его место (вместо родовой знати) заняли правители отдельных государств, которых окружали незнатные разные чиновники. Крушение основных древних устоев и семейного и кланового быта, междоусобные войны, продажность и наглость всех чиновников, и в итоге бедствия и страдания в основном простого народа - это всё вызывало довольно резкую критику старейшин и ценителей порядка, традиции. Тогда то и начал Конфуций искать и собирать школы по преподаванию в них своей философии.
1.2 История конфуцианства
Конфуцианство - китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). В Китае это учение известно
под названием «Школа ученых»; таким образом
традиция никогда не возводила данное
этико-политическое учение к деятельности
одного-единственного мыслителя. Выделение
конфуцианства в качестве отдельного
учения непосредственно связывается с
именем одного философа, который за пределами
Китая известен под именем Конфуций.
Глава 2 Основные принципы конфуцианства
2.1 Основа основ — уважение старших.
В основе конфуцианского
учения лежат идеи так
Пять добродетелей и роль главной из них — «ли»
Как было упомянуто выше, времена Конфуция были временами междоусобных войн и смут. Поэтому свою главную задачу философ видел в том, чтобы установить мир и внести гармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главным добродетелям. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность, доброта или благоволение), которая заключается в том, чтобы желать благо другим.
Для пояснения роли каждой из добродетелей Конфуций берет в пример плодовое дерево. «Жэнь» (человечность) — это его корни, «йи» (справедливость) — ствол, «ли» (идеальное поведение) — ветви, «жи» (мудрость) — цветы и, наконец, «хсинь» (верность) — это плоды древа добродетели. Добродетель «ли» (идеальное поведение), по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль в восстановлении нравственности правителей и всего народа. С помощью «ли» Конфуций считал возможным достичь общественную и политическую гармонию, что, в свою очередь, должно привести к осуществлению высшей гармонии — между небом и землей. Конфуций не отвергал принципы инь и ян. Однако центральная идея учения даосизма — дао не отразилась в учении Конфуция. В его философской системе дао является не всеобщим, а лишь моральным принципом Вселенной.
Существенная разница между конфуцианством и даосизмом заключается в том, что для достижения идеала даосизм предлагал учение, в основу которого заложена идея увэй — идея пассивности, бездеятельности. Конфуцианство же утверждало, что человек обязательно должен действовать. Только работая над собой, он может достичь нравственного совершенства. Даосисты это положение учения Конфуция расценивали как преступное вмешательство в деятельность всемогущего дао.
2.2 Отношение Конфуция к предкам
Конфуций учил, что лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки, которые искали добра для общества и следовали благородным правилам поведения. Он приводил в пример легендарных древних вождей, правление которых не омрачено насилием. Личные моральные качества, руководившее ими стремление к добродетельной жизни — вот что создавало им авторитет у народа. Поэтому Конфуций считал важным знание истории, говорил о необходимости ее преподавания.
Китайский философ верил,
что идеальные правила
Правила пяти великих взаимоотношений
Для достижения высокой степени нравственности Конфуций предлагал людям исполнять правила так называемых пяти великих взаимоотношений -пяти основ благородного поведения:
1. Доброе отношение отца к сыну и почтительное отношение сына к отцу.
2. Мягкое отношение старшего брата к младшим и уважительное отношение младших братьев к старшему.
3. Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.