Роль культуры в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:18, доклад

Описание работы

В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу. Одна тенденция, которую сегодня принято рассматривать как процессы глобализации.Также в настоящее время на первый план выходит еще одна тенденция, она связана с процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. Глобальный кризис культуры XX в. — смена типов культуры. Кризис искусства.
Главенствующую роль в развитии советской культуры стала играть идеология формирования советского человека. В России был создан культ мощного советского государства.

Файлы: 1 файл

Роль культуры в современном обществе..docx

— 26.00 Кб (Скачать файл)

Роль культуры в современном  обществе.

За последние годы кардинально  изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в  современном обществе, признание  культуры в качестве одного из важнейших  ресурсов социально-экономического развития.

Реализация целевой программы  развития культуры, придание особого  значения национальным культурам народов  и народностей, укрепление материально-технической  базы - конкретные шаги, определенные на сегодняшний день.

Особенностью современного этапа  общественного развития является возрастание  социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь  людей. При этом культура выступает  не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая  основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

Ориентация на традиционную народную культуру – заметная черта современного социокультурного процесса.

Народная культура заключает в  себе богатство и многообразие художественных традиций, различных форм творческой деятельности (песенно-музыкальный, танцевальный, словесный фольклор, художественные ремесла и промыслы). Когда говорят  о народной культуре, то в первую очередь подразумевают фольклор.

Народная культура нашего времени  отличается от общепринятых классических фольклорных форм. Эти изменения  связаны с развитием общества. Сегодня фольклор теряет свое универсальное  положение и начинает приобретать  новые формы. С одной стороны  – он образует современные вторичные  формы народной культуры, а с другой стороны – обретает роль культурного  наследия.

В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые  находятся в оппозиции друг к  другу.

Одна тенденция, которую сегодня  принято рассматривать как процессы глобализации, проявляется в том, что в мире происходит стихийное  и никем не контролируемое заимствование  культурных ценностей. Происходит образование  неких «единых эталонов универсальной  и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие  всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При  этом существуют как позитивные, так  и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с  развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей  средств массовой информации такие  процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному  обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты  глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности).

Также в настоящее время на первый план выходит еще одна тенденция, она связана с процессами регионализации, национально-этнического возрождения  культур и народов. В ней просматривается  «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического  пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».

 

Глобальный кризис культуры XX в. — смена типов культуры. Кризис искусства. Кризис в системах истины: наука, философия, религия. Кризис этики и права. Кризис обшества: «Восстание масс». Космический коррелят смены типов культуры. Контуры планетарной чивилизачии. Кому принадлежит булушее? Альтернативные пути развития мировой цивилизации.

На пороге XXI столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы нашего века (две мировые войны, ряд революций, в ходе которых проявились отвратительная жестокость, разрушение общечеловеческих ценностей, социальный, нравственный, экономический и интеллектуальный хаос, геноцид в отношении целого ряда народов и т.д.), но и глобальный кризис общества, показатели которого — надвигающаяся экологическая катастрофа, исчерпание невосполнимых ресурсов, наркомания и пр.

Культура России ХX – начала ХХI века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Это обусловлено, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в данное время. Россия пережила за ХХ век две революции, две мировые войны, образование и распад мировой системы социализма, распад СССР, формирование демократической России, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. Коренным образом изменился процесс создания, распространения и потребления духовных ценностей. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Революция 1917 г. оказала кардинальное влияние на развитие культуры. Государство, партия большевиков стала активно  развивать пролетарскую культуру. В 1917 г. была образована организация «Пролетарская  культура» (Пролеткульт), члены которой  были противниками старой культуры и  выступали за создание новой, настаивая  на том, чтобы она была чисто пролетарской, т.е. должна адресоваться пролетариату и создаваться только пролетарскими  художниками и писателями. Достоинство  этого объединения состоит в  том, что оно сыграло важную роль в ликвидации неграмотности, главным  образом за счет бесплатного образования.

Всю культуру разделили на прогрессивную и реакционную, которую  можно и нужно было отбросить. В результате для целого ряда поколений  советских людей литература, искусство, философия начала XX в. остались неизвестными, поскольку оценивались как упадочнические и декадентские.

русская культура этого периода  разделилась на два направления  – советская и зарубежная.

 Если оценивать послереволюционное  развитие России с точки зрения  разрешения общественных противоречий, то можно сделать следующие  выводы. В ходе революции и  гражданской войны были сняты  противоречия, которые касались  насущных, злободневных потребностей и интересов беднейшей части населения, не требовали больших интеллектуальных усилий, мобилизации значительных средств.

 Выбранный правящей  партией на рубеже 20–30-х годов  курс на форсирование социалистического  строительства объективно, по сути, был своеобразной формой цивилизационного рывка, в ходе которого в значительной степени было ликвидировано технологическое отставание от уровня западных стран.

 Главенствующую роль  в развитии советской культуры  стала играть идеология формирования  советского человека. В России  был создан культ мощного советского  государства.

 

Огромную роль в обновлении советского общества сыграли литература и искусство, творческая и научная интеллигенция.

Деятели науки и культуры активно  участвовали в политической жизни, многие были избраны народными депутатами

Во многом благодаря усилиям  творческой интеллигенции стране были возвращены имена художников, писателей-эмигрантов первой волны 

Деятели науки и культуры активно  участвовали в политической жизни, многие были избраны было создано  писательское объединение «Апрель» в защиту перестройки. народными депутатами

Впервые в Советском Союзе были напечатаны книги выдающихся писателей-эмигрантов, написанные 20—60 лет назад: «Лето  Господне» И. Шмелева, «Мы» Е. Замятина, стихи и пьесы В. Набокова,

Значительно обогатили отечественную  художественную литературу вышедшие в  эти годы произведения: «Новое назначение»  А. Бека, «Зубр» Д. Гранина, «Белые одежды» А. Дудинцева,

Большую роль в освобождении общественного  сознания от старых стереотипов сыграл изданный в 1988 г. сборник «Иного не дано», в котором были собраны выступления  и статьи ведущих представителей нашей интеллигенции: Т. Заславской, А. Сахарова, Г. Попова, О. Адамовича, Д. Гранина и др. Почти на два года сборник стал одной из самых читаемых книг в стране.

В  1990 г. Указом Президента СССР советское  гражданство было возвращено А. Солженицыну, В. Аксенову, И. Бродскому, В. Войновичу, М. Ростроповичу, Г. Вишневской и др.

Необычайно возрос интерес к  исторической литературе.

Впервые на русском языке были опубликованы мемуары А.Ф. Керенского «Поворотный  пункт».

В сборник «На чужбине. Эпоха  в лицах» вошли воспоминания политических деятелей России — М. В. Родзянко, П. Н. Милюкова, А. Ф. Керенского, а также  генералов А. И. Деникина, П. Н. Врангеля и др.

Полностью изданы «Дневники императора Николая II».

Большие споры вызвали политические биографии Сталина и Троцкого «Триумф и трагедия», «Лев Троцкий», написанные военным историком Д. Волкогоновым.

Особую роль в духовной жизни  общества играет философская литература, публикация произведений крупнейших мыслителей ХХ века — С. Франка, Н. Лосского, И. Ильина, Н. Бердяева.

Во второй половине 80-х гг. широкая  демократизация коснулась и театра. Возникли десятки студий. появилось, немало спектаклей, рассчитанных на весьма низкий вкус.Время перестройки — это период свободного эксперимента в изобразительном искусстве.

начался активный обмена выставками между СССР и западными странами,

начался показ работ ранее запрещенных  мастеров и художников-эмигрантов.

на выставки и прилавки бурным потоком  хлынули 

малохудожественные подделки под  старину, под народное искусство, так  называемый «кич»,

Значительным событием в художественной жизни страны стала выставка крупнейших художников-новаторов первых трех десятилетий XX века; были выставлены работы более 40 мастеров.

 

Белорусская социально-экономическая  модель предполагает эффективное использование  государственных институтов во всех сферах нашей жизнедеятельности, и  информационный сегмент здесь не является исключением.

Современный политический процесс  во многом зависит от СМИ. Речь идет о формировании действительно свободных  и ответственных СМИ, предоставляющих  достоверную и объективную информацию населению. Свободные и ответственные  СМИ, несущие правдивую информацию обществу, – это кровеносная система  государства для народа.

СМИ в обществе выполняют три  важнейшие функции:

  • в качестве аккумулятора общественного мнения служат трибуной для различных сегментов общества и создают условия для обсуждения коренных интересов народа;
  • в качестве мобилизующей силы облегчают подключение населения к участию в политической жизни;
  • в качестве контролера выявляют случаи злоупотребления властью, повышают уровень транспарентности в деятельности Правительства и заставляют государственных служащих и предпринимательские круги отчитываться за свои действия перед общественностью.

Основные задачи СМИ в современных  условиях – не насаждать одномерное видение мира, а организовать полноценный  диалог населения и власти, служить  индикатором политических настроений в обществе, формировать общественно-политическое мнение, препятствовать распространению  деструктивных идей.

в современных условиях складывается новая белорусская журналистика. Она обладает следующими основными  особенностями.

Во-первых, речь идет о коммерциализации СМИ. Сформировавшийся рекламно-информационный рынок – лишь частично «производное бюджета», во многом он «встроен» и  успешно функционирует в рамках общего товарного рынка.

Во-вторых, новое качество медийного рынка связано с появлением новых собственников, развитием политической структуры общества, рождением политических партий и движений, развитием институтов гражданского общества в целом.

В-третьих, возникла конкуренция  между различными изданиями, свобода  слова, заявленная открыто, вызвала  к жизни жесткое идеологическое противоборство, не всегда цивилизованное, особенно в первые годы существования суверенного белорусского государства.

В-четвертых, со временем пришло понимание правоты слов Президента страны, который не раз заявлял, что «журналистика – профессия государственная».

В-пятых, в журналистику пришли новые  технологии, которые существенно  изменили как способ подачи материала, его поиск, так и оформление, «подачу», презентацию  читателю.

Таким образом, становится несомненным, что отечественные средства массовой информации играют важнейшую роль в  социальных, экономических, политических процессах и существенно влияют как на общественное здоровье, так и общественное мнение. Все это стало естественным продолжением политики дебюрократизации, повышения качества жизни белорусов, построения государства для народа.

Можно констатировать, что  белорусские СМИ выдержали испытание  перестройкой, постперестроечным периодом. Сегодня  СМИ Беларуси – это  основанная на принципиально новых  подходах информационной деятельности эффективная система формирования общественного мнения,  обращенная к человеку, гражданину.

Об этом свидетельствует и то, что Беларусь стала площадкой  для проведения авторитетных медиафорумов, собирающих журналистов со всех уголков страны и из других государств для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития СМИ.

 

 

Культура развивается неравномерно: имеются периоды подъёма и спада, время от времени происходят культурные разрывы, при которых многие элементы предыдущих культур отрицаются, а на смену им приходят новые культуры. В ходе исторического развития любой народ стремится сохранить свою культуру, "накопить" её и как можно полнее передать потомкам. Культура постоянно накапливается, сохраняется и получает форму своего существования в виде богатства общества, его общественного достояния.

Информация о работе Роль культуры в современном обществе