Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 23:19, научная работа
Материнский фольклор, т. е. некоторые жанры фольклора, которые взрослые (не обязательно мама) исполняют детям, представляет собой важное явление в традиционном поэтическом словесном творчестве. Исторически материнский фольклор можно считать прообразом детской литературы, развивающих игр, укрепляющего массажа и гимнастики, направленных на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.
В. В. Бондаренко, Православный Свято-Тихоновский университет,
миссионерский факультет, преподаватель кафедры «Социальная работа и работа с молодежью»
Роль материнского фольклора в воспитании детей
Материнский фольклор, т. е. некоторые жанры фольклора, которые взрослые (не обязательно мама) исполняют детям, представляет собой важное явление в традиционном поэтическом словесном творчестве. Исторически материнский фольклор можно считать прообразом детской литературы, развивающих игр, укрепляющего массажа и гимнастики, направленных на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.
Практическая польза использования материнского фольклора в воспитательном процессе зачастую недооценивается, а она очень велика. Это нить, связующая поколения, это пробуждение национального самосознания, выработка национального архетипа. Использование традиционных жанров материнского фольклора способствует развитию речи, пополнению словарного запаса богатой, меткой лексикой. Развитие поэтической образности и творческого мышления, умение выделять общие и частные свойства предметов естественно происходит при знакомстве с загадками, пословицами, образным строем фольклора. Напевный речитатив многих жанров материнского фольклора, мелодическая основа колыбельных песен позволяет развить музыкальные способности, чувство ритма, умение красиво двигаться. Красота поэтических сравнений, метафоричность фольклора, частое употребление олицетворений, параллелизмов, синонимических рядов развивает чувство прекрасного, учит понимать чувства других людей и правильно выражать свои мысли. Традиционный фольклор ненавязчиво знакомит детей с основными нормами морали, с правильными отношениями между людьми, с христианскими истинами, что способствует воспитанию душевной теплоты, чуткости. Дитя, окруженное с первых дней жизни лаской, заботой, певучими нежными словами, вырастает психологически более устойчивым и научается любить.
Но самое важное, пожалуй, это то, что материнский фольклор дает возможность проявить свою любовь к ребенку, донести до ребенка, что он любим, желанен, нужен.
Разные люди по-разному понимают, каким образом можно явить любовь. Это и милость, и доброта, и вовремя сказанное ласковое слово, и подарок от души. Но в психологии выделены и вполне определенные признаки проявления безусловной любви, которые воспринимает наше сознание. Если такие проявления отсутствуют, можно говорить добрые слова, дарить подарки, удовлетворять повседневные потребности ребенка, но человек, на которого направлены ваши усилия, не получит вашей любви, не почувствует ее. Игумен Евмений (Перистый), анализируя различные семейные ситуации, говорит о дефиците любви даже в благополучных семьях, о том, что часто любящие родители не могут донести до своих детей эту любовь, потому что не знают, как это сделать. Опираясь на идеи известных педагогов и психологов, он выделяет четыре главных способа проявления безусловной любви, пополнения «эмоционального резервуара»: контакт глаза в глаза (смотреть на ребенка с любовью), ласковое прикосновение (физический контакт), безраздельное внимание, когда взрослый какое-то время полностью отдает свое внимание ребенку и дисциплину (четкое определение желательного и нежелательного поведения, устойчивые принципы правильных действий).
Кажется, очень просто. Но на практике оказывается, что мы не умеем этого делать. Чаще всего мы смотрим в глаза ребенку, когда он шалит и его нужно призвать к порядку. Естественно, взгляд наш в этот момент никак не выражает любви. А ребенок ведет себя все хуже, нам приходится его шлепать или применять другие виды физического контакта, но отнюдь не ласкового. Безраздельное внимание нашему чаду бывает обеспечено, когда нас вызывают к директору школы. Понятие дисциплины размыто, сегодня запрещено одно, завтра другое, а то, что было запрещено, оставляется без внимания.
Нужно четко уяснить: если человек не получает достаточно «сигналов» положительных, он пытается привлечь внимание и пополнить свой эмоциональный резервуар другим способом: это и вызывающее поведение, и вредные привычки, и уличные компании, и даже бесконечные болезни зачастую вызваны недостатком проявлений любви.
Рассмотрим с точки зрения проявления безусловной любви некоторые жанры материнского фольклора.
Колыбельные песни – первые музыкальные впечатления раннего детства, младенчества. Простой ритм и несложная, повторяющаяся мелодия учат ребенка различать тональность, интонационный рисунок и звуковой строй родного языка; развивают чувство ритма, слух, музыкальные способности. Подрастающий ребенок овладевает словесными формулами, учится ласковым оборотам речи, приобретает «чувство языка». Вслушайтесь, например, в такие строчки:
О, люлю, мое дитятко!
Люлю, люлю.
Дитятко, дитя маленькое,
Люлю, люлю.
Маленькое, крохотанненькое.
Мы видим традиционное для народных колыбельных песен использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, повторение ласковых обращений, синонимический ряд с градацией признака «крошечности».
Колыбельные почти исчезли из нашего обихода, а ведь детям эти нехитрые песенки необходимы. Особенно современным детям, живущим в постоянно меняющемся, неустойчивом мире. Ребенок нуждается в чем-то неизменном, надежном, знакомом. Это дает им уверенность в устойчивости мира, чувство безопасности. Поэтому дети любят, чтобы им читали много раз одно и то же, им нужны привычные ритуалы укладывания спать, кормления, повторяющиеся словесные формулы и т.д. И именно поэтому детям необходимы колыбельные. Успокаивающие, помогающие перейти от бодрствования ко сну, с многократными ласковыми обращениями, дающие уверенность в том, что мир надежен, что дитя любимо, желанно. Это ласковый телесный и зрительный контакт (часто ребенка держат на руках во время пения колыбельной или поглаживают и т.п.), безраздельное внимание любимого взрослого, причем в очень важный для ребенка момент засыпания. Это и первое знакомство с моральными нормами, с реалиями жизни, с истинами христианства:
Спи-тко, крошечка моя,
Спит-ко, маленькая.
Люлю, люлю.
Умоленное мое,
Упрошенное мое.
Люлю, люлю.
Упросила, умолила
Я у истинна Христа.
Люлю, люлю.
Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала.
Пестушки (от пестовать – нянчить, растить, воспитывать, носить на руках) – краткие ритмичные приговоры, помогавшие мамам ухаживать за ребенком в первые месяцы жизни. Например, всем известные «Потягунюшки» во время важного, рубежного этапа перехода от сна к бодрствованию. Нежное поглаживание, стимулирующее потягивание ребенка, ласковый взгляд и интонация, безраздельное внимание матери – все присутствует в этой коротенькой пестушке.
Движения, которыми сопровождаются материнские слова: поглаживания, разведение и складывание ручек, закидывание ручек на головку, движения кистей и стоп и т.д. – это и проявление безусловной любви, и, как отмечают врачи-педиатры, элементы необходимой ребенку простейшей гимнастики и массажа.
Потешки – это песенки-приговоры, сопровождающие игру с пальцами, ножками и ручками ребенка. Каждому значимому этапу развития умений ребенка соответствуют свои потешки. Когда ребенок начинает понимать многие слова, потешки в игровой форме наставляют его, приучают к дисциплине, знакомят с основными моральными нормами. Коза рогатая бодает непослушных детей, сорока дает кашку всем, кроме лентяя; а нос, который съел калач в одиночку, тоже получает наказание: его треплют, повторяя: «Не ешь один!». Необходимо заметить, что дисциплина, то есть четко очерченное пространство «хорошо-плохо», «можно-нельзя» является четвертым элементом выражения безусловной любви. Потешки включают в себя не только необходимые составляющие проявления безусловной любви (телесный и зрительный ласковый контакт, сопровождающийся певучими нежными словами, безраздельное внимание взрослого и первые поведенческие границы), но и легкий массаж, знакомство с «географией» тела и укрепление вестибулярного аппарата.
Даже беглое знакомство с тремя жанрами материнского фольклора дает представление о той роли, которую играет народное поэтическое творчество в воспитании детей. На наш взгляд, будущих родителей необходимо знакомить с возможностями материнского фольклора, обучать технике пестования.
Список использованной литературы:
1. Иг. Евмений (Перистый). Аномалии родительской любви. – Мурманск: Свет православия, 2008. – 336 с.
2. Конькина Е.В. Здоровьеохранительные культурные формы: Семантика и прагматика фольклора.// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Выпуск 1. – с. 119 – 125.
3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1992. – 190 с.
4. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1991. – 589 с., ил.
Информация о работе Роль материнского фольклора в воспитании детей