Роль медиаобразования в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 00:56, реферат

Описание работы

В последние десять лет объем телевещания в мире увеличился в сотни раз. Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умение верно понимать значение аудиовизуальных образов и, в итоге, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. В связи с этим особую значимость приобретает интенсивность дальнейшего развития процесса медиаобразования.

Файлы: 1 файл

м.о в сс формирования культуры личности.docx

— 56.24 Кб (Скачать файл)

В настоящее время мы наблюдаем картину формирования новых условий жизни и деятельности человека в постиндустриальном обществе. Наши отношения начинает регулировать открытое информационное пространство, где важными факторами становятся информационные «перегрузки» личности, существование разнонаправленных коммуникативных потоков, которые симультанно (одновременно) могут формировать противоположные качества личности. С любой точки зрения культура личности – основа благополучного общества. В настоящее время культура личности – это не только умение ориентироваться в мире, воспринимать чужие ценности, понимать других, наследовать великие открытия человечества в самых разных областях, но и возможность реализовывать себя в новой информационной среде. Этот этап развития общества и определяет необходимость поиска новых видов культуры, которые становились бы эффективной основой развития личности. Формирование информационной культуры личности становится насущной необходимостью времен постиндустриального общества.

Современный ребенок, помимо обычной области воспитания – формирования мира ценностей, этнокультурной идентификации и т.п., нуждается и в новом типе отношений с развитой информационной средой. Здесь кардинально меняется роль школы и роль учителя.

Именно это и является основой медиаобразования – развитие личности средствами и на материале массовых коммуникаций. Таким образом, медиаобразование становится основой формирования нового типа культуры личности. Оно способствует и сохранению традиционных форм образования и воспитания, и их адаптации к новой информационной среде, и поиска новых возможностей реализации себя в стремительно меняющемся мире. Медиаобразование занимается тремя проблемами: познание мира в различных формах (через искусство, науку, любые информационные источники, в т.ч. и через Интернет), понимание и интерпретация информации (развитие критического мышления), освоение новых форм представления информации (создание новых сообщений).

Медиаобразование – это не педагогическая технология. Это способ мышления, это своеобразная идеология педагогической деятельности. Это равноправие ребенка и взрослого по отношению к информации, позиция активного творца медиамира вместо пассивного приятия всех чужих идей. Одинаково важны все три направления формирования информационной культуры. На практике медиаобразование становится основой для изменения своего отношения к миру, постоянного анализа всего, что нас окружает.

Практический спектр медиаобразования необычайно широк. Это все учебные курсы, которые включают в себя восприятие образной информации, использование материалов СМИ на уроках (интегрированное медиаобразование), обучение созданию медиатекстов.

Только пропуская информацию медиамира через собственное восприятие, делая его частью собственного опыта, активно действуя на основе этого опыта, мы можем говорить об информационной культуре личности и о пути достижения информационной безопасности в современном мире.

Для медиаобразования нет возрастных рамок или формальных границ. Оно начинается в детском саду и может продолжаться до конца жизни. Упуская возможности формирования информационной культуры в том возрасте, когда человек наиболее активно формирует механизмы взаимодействия с миром информации, мы создаем почву для различных манипуляций сознанием и создаем почву для информационного терроризма.

Медиаобразование в семье – одно из самых актуальных на сегодняшний день направлений. Семейное чтение, совместные просмотры, обсуждение материалов СМИ могут стать основанием для формирования информационной культуры личности. Избегая общения, не проявляя активности в оценке сообщений СМИ, из которых мы узнаем о явлениях и событиях, не вступая в информационный диалог с миром, мы заранее проигрываем той наступательной агрессии, которая присуща многим проявлениям современного медиамира. Нас во многом окружают виртуальные реальности – мы можем судить о существовании многих людей либо об их действиях только по сообщениям СМИ.

Семья и школа – все еще главные союзники в борьбе против информационного терроризма и Интернет-зависимости. И медиаобразование – именно тот способ мышления, который дает личности перспективу развития, а не вечной и непрестанной борьбы с неочевидными и неосязаемыми противниками в виртуальных мирах Интернет .

Заключение

Современный мир трудно представить без медиасредств массовой коммуникации.

Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры.

Современный ребенок, помимо обычной области воспитания – формирования мира ценностей, этнокультурной идентификации и т.п., нуждается и в новом типе отношений с развитой информационной средой. Здесь кардинально меняется роль школы и роль учителя.

Именно это и является основой медиаобразования – развитие личности средствами и на материале массовых коммуникаций. Таким образом, медиаобразование становится основой формирования нового типа культуры личности. Оно способствует и сохранению традиционных форм образования и воспитания, и их адаптации к новой информационной среде, и поиска новых возможностей реализации себя в стремительно меняющемся мире.

 

Список использованной литературы

  1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991.  - 275 с.
  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.З. Гликман – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 276 с.
  3. Мельник Г. С. Mass- media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996. – 189 с.
  4. Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. 2000. №3. – 240 с.
  5. Психология ипедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. -480 с.

 

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2010. - 576 с.
  2. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов-на-Дону, 2001.  – 289 с.
  3. Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании, - 2008. - № 3. – 58 с.

 

Ссылки:

 

  1. http://www.stalpenzin.ru/mediaobrazovanie/mediaobrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy

 

 

1 Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991. – 275 с. (с. 22-25).

2 Мельник Г. С. Mass- media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996. – 89 с. (с. 28-29).

3 Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. 2000. №3. - 40 с.

(с. 15)

4 Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.     / И.З. Гликман – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 176 с. (с. 104).

5 Психология ипедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с. (с. 301-303).

 

 

 

 


Информация о работе Роль медиаобразования в современном мире