Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 14:23, доклад
Цель: рассказать о чувашских нагрудных украшениях и их роли в чувашском народном костюме.
Задачи:
1. Рассказать о видах чувашских нагрудных украшений
2. Рассказать об их происхождении
3. Показать чувашские нагрудные украшения
Введение
Виды чувашских украшений
Нагрудные украшения
- Ама
- Шўлкеме
- Тевет
- Çуха
Материалы для изготовления
Заключение
Список литературы
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Факультет Художественного и Музыкального Образования
Кафедра ДПИ
Доклад
на тему:
Роль нагрудных украшений в чувашском народном костюме
Выполнила: студентка 3 курса
гр. А-1 Черендеева Виктория
Научный руководитель:
доцент кафедры Пайдуков А.В.
Чебоксары - 2014
Содержание
Введение
Виды чувашских украшений
Нагрудные украшения
- Ама
- Шўлкеме
- Тевет
- Çуха
Материалы для изготовления
Заключение
Список литературы
Введение
С глубокой древности люди носят украшения, придавая им разный смысл. Они необыкновенно разнообразны по материалу, видам, способам ношения. У каждого народа формировался комплекс оригинальных украшений. Чувашские народные украшения запоминаются с первого раза. Они имеют древнее происхождение, богатую символику.
УКРАШЕНИЯ – предметы, дополняющие одежду, имеющие магическое, символическое, функциональное и эстетическое значение. Отражают мировоззрение, исторический путь, технологические и культурные достижения народа, подчёркивают половозрастной и социальный статус человека. Выполняются из твёрдых элементов в едином технологическом и художественном стиле, обогащают образ и пластику костюма. Как правило, они связаны с фигурой человека и являются съёмными принадлежностями для наложения на одежду или непосредственно на части тела. По сравнению с вышитым орнаментом украшения считаются более ранними по происхождению, для их изготовления не требовалось обрабатывать кожу или ткани, работать с иглой и нитью. Для древнейших украшений применяли камни, кости, раковины, дерево, бисер, бусы и т.п.
У чуваш они были распространены повсеместно. При этом почти во всех этнографических и территориальных группах сохранилась единая терминология, что говорит о древности происхождения этих принадлежностей костюма народного. Лишь на рубеже 19–20 вв. в связи с развитием культурного взаимодействия с соседними народами в условиях диаспорного расселения в украшениях стали проявляться некоторые различия в стилистике, материалах и терминах.
Цель: рассказать о чувашских нагрудных украшениях и их роли в чувашском народном костюме.
Задачи:
Виды чувашских украшений.
Все чувашские народные украшения можно разделить на несколько групп: наушные, накосные, нагрудные, наспинные, поясные, наручные. На кожаные и тканые основы украшений нашивался бисер, бусы, тесьма, раковины, монеты, металлические узоры, использовалась вышивка, бахрома.
Нагрудные украшения.
В одном ряду с хушпу и тухья (головные уборы) находятся женские и девичьи нагрудные украшения из серебра и бисера -шулкеме и ама.
1. Ама - основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.
Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка.
2. Одевание женского костюма верховой группы (вирьял, тури). На груди - украшение из четырехугольных кожаных пластин с монетами - сурпан çакки/шýлкеме или йĕкĕрлĕ шýлкеме. Эти украшения из серебряных монет 18-19 вв.
Девичье шўлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шўлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых - соответственно полуовальную и прямоугольную.
По своей конструкции ама (другое название-хёрес сакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пус xысё. Шўлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.
3. Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи - тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки-во время весеннего обряда девичья пашня, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну.
Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры - изображения светил, очертания гор, деревьев.
4. Девушки носили шейные ожерелья Çуха, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Çуха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.
Материалы для изготовления
Чувашские украшения являются довольно сложными по форме, трудоемкими в изготовлении. Почти всегда для них применялись редкие, дорогие материалы и элементы, каждый из которых считался носителем магических сил. В 18-19 вв. использовались мелкие металлические элементы (трубки, кольца, спирали, булавки-иглы, полые шарики, свинцовые бусинки, пуговицы, проволока), а также раковины каури хуртпуççи, стеклянные бусы, бисер. Роль серебряных монет — от мелкой овальной «копейки» нухрат до крупных рублей и «талеров» — в формировании общего образа усилилась лишь с 18 в., с началом их массовой чеканки в России. Широко использовались более дешевые имитации монет из олова и жести, бляшки, жетоны из латуни и никеля. Золотые монеты у чувашей не применялись.
В изготовлении украшений активное участие принимали мужчины-ювелиры, они изготавливали каркас убора, просверливали отверстия в монетах, украшали инкрустацией основные детали принадлежностей одежды. Применяя простые приемы, мастера добивались сложного сочетания форм, линий, игры, света и цвета. В украшениях нарядов до сих пор встречаются оловянные и серебряные нухратки, монеты времен Золотой Орды, русские алтыны, гривенники, медные деньги, полтины, рубли, серебряные монеты первых лет Советской власти.
Вспомогательными материалы для изготовления чувашских украшений были продукты животноводства и земледелия — кожа сăран, плотный ), солдатские пуговицы, а также небольшие ремесленные украшения татарских и русских мастеров.
Заключение
Чувашские украшения, символизирующие достаток, устойчивость традиций и жизненного порядка, бытовали и в 20 в. Подлинные украшения частично утеряны из-за изменений социально-экономических и духовно-нравственных условий жизни народа. Тем не менее, они продолжают сохраняться в народной среде, собираются, исследуются и популяризируются музеями не только Чувашии, но и России. Значительную роль в осознании места украшений в мировом и чувашском этнокультурном наследии играют труды А.А. Трофимова и др. учёных.
В современной Чувашии сохраняются и развиваются традиции изготовления украшений для стилизованного сценического, а также обрядового костюма. Сельские мастера реконструируют их по местным образцам или обновляют старые экземпляры; ряд художников и народных мастеров воссоздает костюмы с полными комплексами украшений различных групп на основе изучения научных трудов и музейных экспонатов.
Список литературы
Трофимов А. А. Народные женские украшения чувашей // Бытовая культура чувашей (материалы к историко-этнографическому атласу). — Чебоксары: ЧНИИЯЛИЭ, 1985.
Трофимов А. А. Народные женские украшения чувашей // Искусство. Избранные труды. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2005.
Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002.
http://www.idelion.ru/ethnos/
http://www.vevivi.ru/best/
Информация о работе Роль нагрудных украшений в чувашском народном костюме