Романское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:05, реферат

Описание работы

В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.

Файлы: 1 файл

Романское искусство.docx

— 23.88 Кб (Скачать файл)

В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной  для него полукруглой сводчатой  аркой. Поэтому XI—XII вв. в истории  средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима.

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковный по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая фигур и перспективу.

Широкое распространение  в романском искусстве получила монументальная

скульптура (особенно рельеф), которая часто расписывалась красками.

Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во

внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного

писания" размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах,

они подчинялись  форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения

вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы.

Центральный образ романской скульптуры — Христос. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков – опору христианского учения.

 Разрабатываются  темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому — комически-гротескное. Например, в тимпане собора

Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене "Страшного суда" грозному и

величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет:

ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и  смешным, взвешивают

добрые и  злые дела умерших.

Борьба за человеческую душу между ангелами и  сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан,комедиантов с их повседневными делами и заботам.

 На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла — аспиды и василиски, химеры, демоны в получеловеческом

полузверином  обличье). Романские скульпторы, разрабатывая проблему

безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.

Двоеверие жило в народе, языческие представления  не исчезли бесследно, и церковь  была бессильна вытравить эти  образы народной фантазии. Символический  характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства: утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы — удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.

Романская живопись развивается во многом аналогично скульптуре, играя  подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями  сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт.

В романском храме осуществляется синтез искусств, призванных возбудить  у молящихся преклонение перед  могуществом Бога, церкви и, вместес тем, осознать свою бренность и ничтожность.

Священнослужители были резко противопоставлены  «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества Кроме того, декор храма, привлекая взоры молящихся, наглядно иллюстрирует церковную службу, которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний.

Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический  характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.

Однако как в живописи, так  и в скульптуре наряду с подчеркнуто  плоскостным декоративным восприятием  фигуры широкое распространение  получали изображения, в которых  мастера передавали материальную весомость  и объемность человеческого тела,—  правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской  композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза  их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры.

 

Классическое воплощение романского зодчества — это находящиеся  в Германии церковь Марии на острове  Лаак, Вормский и Шпеерский соборы. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения.

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство  с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные  изделия прикладного искусства  и миниатюра. Особенной любовью  пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых  на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно  чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период Эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого.

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой  приходится на романскую эпоху.

 

В городах  и монастырях интенсивно развивалось  художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи - цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху  готического стиля.

 

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике  изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника  выемчатой эмали по меди и золоту.

Для романского искусства характерно широкое использование железа и  бронзы, из которых изготавливались  решетки, ограды, замки, фигурные петли  и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно  простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых  розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась  яркими красками. Мотив полукруглой  арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен  заостренной, стрельчатой формой.

С XI в. начинается производство тканых ковров - шпалер. Орнаментика тканей связана с восточными влияниями  эпохи Крестовых походов.

Известное развитие получили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится  к готическому времени.

Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности  архитектура сыграли важную прогрессивную  роль в развитии западноевропейского  искусства, подготовили переход  к более высокой ступени средневековой  художественной культуры — к искусству  готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность  романской архитектуры, своеобразие  монументально-декоративного синтеза  определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.


Информация о работе Романское искусство