Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:05, реферат
В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.
В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.
Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима.
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковный по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая фигур и перспективу.
Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная
скульптура (особенно рельеф), которая часто расписывалась красками.
Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во
внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного
писания" размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах,
они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения
вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы.
Центральный образ романской скульптуры — Христос. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков – опору христианского учения.
Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому — комически-гротескное. Например, в тимпане собора
Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене "Страшного суда" грозному и
величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет:
ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и смешным, взвешивают
добрые и злые дела умерших.
Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан,комедиантов с их повседневными делами и заботам.
На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла — аспиды и василиски, химеры, демоны в получеловеческом
полузверином обличье). Романские скульпторы, разрабатывая проблему
безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.
Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства: утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы — удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.
Романская живопись развивается во многом аналогично скульптуре, играя подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт.
В романском храме осуществляется синтез искусств, призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, церкви и, вместес тем, осознать свою бренность и ничтожность.
Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества Кроме того, декор храма, привлекая взоры молящихся, наглядно иллюстрирует церковную службу, которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний.
Изобразительное
искусство романского периода было
почти целиком подчинено
Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчеркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получали изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объемность человеческого тела,— правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры.
Классическое воплощение романского зодчества — это находящиеся в Германии церковь Марии на острове Лаак, Вормский и Шпеерский соборы. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения.
В романский период исключительную
роль играло орнаментальное искусство
с чрезвычайным богатством мотивов.
Его источники весьма разнообразны:
наследие «варваров», античность, Византия,
Иран и даже Дальний Восток. Проводниками
заимствованных форм служили привозные
изделия прикладного искусства
и миниатюра. Особенной любовью
пользовались изображения всевозможных
фантастических существ, в которых
на все лады сочетаются человеческие
формы с образами животного мира.
В тревожности стиля и
Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой приходится на романскую эпоху.
В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи - цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.
Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.
Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.
С XI в. начинается производство тканых ковров - шпалер. Орнаментика тканей связана с восточными влияниями эпохи Крестовых походов.
Известное развитие получили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится к готическому времени.
Романская монументальная скульптура,
фресковая живопись и в особенности
архитектура сыграли важную прогрессивную
роль в развитии западноевропейского
искусства, подготовили переход
к более высокой ступени