Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:24, творческая работа
Романтизм (франц. romantisme) - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века, как реакция на эстетику классицизма.
Романтизм изначально сложился в германской философии и поэзии (1790-е годы), через некоторое время получил распространение в Англии, Франции и других странах.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
|
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
История мировой культуры |
Тема |
Романтизм |
Фамилия |
|
Имя |
|
Отчество |
|
№ контракта |
Романтизм |
3 |
Романтизм (франц. romantisme) - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века, как реакция на эстетику классицизма.
Романтизм изначально сложился в германской философии и поэзии (1790-е годы), через некоторое время получил распространение в Англии, Франции и других странах.
Романтизм в различных сферах искусства
1.1 Романтизм в литературе
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
1.2 Романтизм в русской литературе
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В.А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Романтизм - одна из наиболее ярких и значительных эпох в истории музыкального искусства. Еще в XVIII в. возникают течения, в той или иной мере предвещающие музыкальный Романтизм [напр., сентиментализм, представленный в оперном творчестве П.А. Монсиньи и А.М. Гретри (Франция), в клавирной музыке Ф.Э. Баха (Германия)]. Романтические черты проявились в творчестве В.А. Моцарта (Австрия), напр. в опере «Дон Жуан» (1787); в операх композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 в. (Л. Керубини и др.); в некоторых произведениях Л. Бетховена 1800 - 10-х гг. (6-я симфония - «Пасторальная», 1808, ряд фортепьянных сонат, песен и др.).
Как самостоятельное направление Романтизм сложился в музыке к середине 10-х гг. 19 в. В музыкальном Романтизме преобладало прогрессивное направление. В творчестве передовых композиторов-романтиков получили выражение национально-патриотические и демократические идеи, связанные с освободительными движениями против национального и социального гнёта, с протестом против подавления человеческой личности в условиях феодально-буржуазного строя. Такие произведения, как цикл песен «Лира и меч» Вебера (1814), кантата («героическая сцена») «Греческая революция» Берлиоза (1826), увертюра «Polonia» («Польша») Вагнера (1832 - 36) и др., явились непосредственными откликами на события большого общественного значения. Революционным пафосом, глубокой патриотической идеей проникнут ряд фортепьянных произведений Ф. Шопена, в том числе этюд до минор опус 10, № 12 (1831). Интерес к народной жизни, к народным сказаниям и песням, к национальной культуре, историческому прошлому, любовь к природе - отличительные черты творчества выдающихся представителей национальных романтической школ. Отсюда - расцвет народно-бытовой и фантастической оперы.Особое внимание романтиков к душевному миру человека влекло за собой повышение роли лирики, поиски новых средств эмоциональной выразительности. Этим обусловлены значение в романтической музыке жанров романса-песни, лирической фортепьянной миниатюры, «лиризация» симфонии и камерной музыки, а также использование песенных тем в инструментальных произведениях. Неудовлетворённость действительностью, подчас трагическое восприятие жизни, её противоречий приводят к углублённому психологизму, расширяют сферу лирики в сторону драматических и трагических эмоций. Острым драматизмом, революционной страстностью наполнены многие произведения Шопена, героика и яркая патетика присущи ряду сочинений Листа, страстным протестом дышат произведения Шумана, бунтарством - Берлиоза. Темы изгнанничества, тоски отчётливо звучат в лирики Алябьева, раннего Глинки.
Благодаря особой способности музыки глубоко и проникновенно раскрывать богатый мир человеческих переживаний, она была поставлена романтической эстетикой на первое место среди других искусств. Культ чувства приводил к утверждению в музыкальной эстетике Романтизма примта чувства над разумом («разум заблуждается, чувство - никогда», говорил Шуман). Многие романтики подчёркивали в музыке интуитивное начало, подчас приписывали ей свойство выражать иррациональное, «непознаваемое». Однако, вопреки идеалистическим заблуждениям теоретиков Романтизма, творчество выдающихся композиторов-романтиков имело крепкую реалистическую основу. Связь с передовыми общественными устремлениями, интерес к жизни простых людей, жизненная полнота и правда чувств, опора на народное искусство, на музыку быта определяли реалистичность творчества лучших представителей музыкального Романтизма. Реакционные тенденции (мистика, бегство от действительности, крайний индивидуализм) присущи лишь относительно небольшому числу произведений романтиков.
1.4 Романтизм в Изобразительном искусстве
В изобразительных искусствах Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре. В архитектуре Романтизм получил слабое отражение, наложив печать главным образом на направление так называемой ложной готики.
ЛОЖНАЯ ГОТИКА (псевдоготика), направление в архитектуре 18- XIX вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики. Предромантический декоративный характер носила в 18 -- нач. XIX вв. (постройки В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, использовавших как готические, так и русские средневековые мотивы).
Первые предвестия Романтизма можно видеть уже в позднем творчестве испанского художника Ф. Гойя (1746 - 1828), исполненном страстного протеста против феодального и национального гнёта и насилия, а во Франции - в некоторых романтически взволнованных портретах.
1.5 Романтизм в театре
Под воздействием освободительного движения 10 - 30-х гг. XIX в. в театре различных европейских стран формируется прогрессивное направление Романтизма, главным содержанием которого является протест против несправедливости существующего строя. Творчество этих актёров, проникнутое революционно-демократическими и национально-освободительными идеями, утверждало новый тип героя - человека, живущего мечтой о свободе и справедливости. Общественный пафос прогрессивного Романтизма порождал в искусстве актёров бурную эмоциональность, яркую драматичную экспрессию. Для романтических актёров характерен культ сильной, свободной личности, высокого морального подвига и одновременно - трагическое обострение сценического образа, проистекающее из ощущения одиночества человека. Отсюда - односторонняя гиперболизация чувств, осложнение характера героя мотивами «мировой скорби», меланхолии, горькой иронии по отношению к собственным мечтам и порывам. Характерные особенности мировоззрения романтиков обусловили их разрыв с рационалистической эстетикой классицизма. Основой театральной эстетики Романтизма стало воображение и чувство. Восстав против классицистического принципа «облагороженной природы», актёры Романтизма сосредоточивали своё внимание на изображении противоречивых и контрастных сторон действительности.
1.6 Романтизм в архитектуре
Развитие романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Вначале их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой области. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали. Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение.
Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греко-римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
wikipedia.org |
wikipedia.org |
2 |
http://www.krugosvet.ru/ |
http://www.krugosvet.ru/ |
3 |
http://www.genon.ru/ |
http://www.genon.ru/ |