Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:45, реферат
Культура России ХX – начала ХХI века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Это обусловлено, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в данное время. Россия пережила за ХХ век две революции, две мировые войны, образование и распад мировой системы социализма, распад СССР, формирование демократической России, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. Коренным образом изменился процесс создания, распространения и потребления духовных ценностей.
Введение 3
1. Основные направления развития культуры России начала ХХ в. 4
2. Проблемы развития культуры в послереволюционной России 8
3. Российская культура советского периода 11
3.1 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры 11
3.2 Послевоенная культура России 12
3.3 Советская культура в период «Оттепели» 13
4. Кризисные явления русской культуры конца ХХ– нач. ХХI вв. 17
5. Место и роль России в мировой культуре 19
Заключение 20
Российская культура XX-нач. XXI века |
Добавлено 07.11.2012 в 12:41 |
Контрольная работа на тему: Российская культура XX-нач.
XXI века
Контрольная работа по культурологии
Рыбинск 2012 год
План
Введение 3
1. Основные направления развития культуры
России начала ХХ в. 4
2. Проблемы развития культуры в послереволюционной
России 8
3. Российская культура советского периода
11
3.1 Великая Отечественная война в истории
отечественной культуры 11
3.2 Послевоенная культура России 12
3.3 Советская культура в период «Оттепели»
13
4. Кризисные явления русской культуры
конца ХХ– нач. ХХI вв. 17
5. Место и роль России в мировой культуре
19
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
Культура России ХX – начала ХХI века -
неотъемлемая часть европейской и мировой
культуры. Этот период является одним
из наиболее сложных для изучения. Это
обусловлено, прежде всего, общими факторами,
определяющими специфику социокультурного
процесса в данное время. Россия пережила
за ХХ век две революции, две мировые войны,
образование и распад мировой системы
социализма, распад СССР, формирование
демократической России, ощутила на себе
влияние научно-технического прогресса,
переход к информационной цивилизации.
Коренным образом изменился процесс создания,
распространения и потребления духовных
ценностей. В этот период значительно
ускорились культурные процессы, взаимовлияние
культур, стилевая динамика.
Россия в ХХ веке выступила в качестве
катализатора социокультурных процессов
на планете. Октябрьская революция привела
к расколу мира на две системы, создав
идеологическое, политическое и военное
противостояние двух лагерей, 1917 год радикальным
образом изменил и судьбу народов бывшей
Российской империи. Словом, культура
советского периода никогда не была монолитной
по сути. Она противоречива как в отдельных
своих проявлениях, так и в целом.
Актуальность темы исследования обусловлена
тем, что в настоящее время происходит
переосмысление роли и места культурного
наследия в жизни современного российского
общества и государства. Так, советская
культура стала важным консолидирующим
фактором в социальной и политической
жизни расколовшегося на части постсоветского
пространства. Общность российского, и
в большей мере – советского, культурного
наследия выступает сегодня основой успешного
взаимодействия России с рядом стран ближнего
зарубежья.
Существует еще одно обстоятельство, придающее
значимость исследованию роли российского
культурного наследия в жизни современного
российского общества. Как свидетельствуют
данные статистики и результаты многочисленных
социологических исследований, за последние
годы произошло явное падение уровня культуры
основных групп населения. Это проявилось
в уменьшении объема знаний в области
литературы, искусства, музыки, который
демонстрируют представители практически
всех социальных групп, в переориентации
значительной части молодежи, работников
сферы услуг, представителей рабочего
класса и интеллигенции на ценности массовой
культуры, в некритическом восприятии
всего того, что предлагается средствами
массовой информации, в неумение оценивать
продукты культурной деятельности с эстетических
позиций и т.д. В этой ситуации обращение
к культурному наследию приобретает особое
значение.
Цель настоящей работы – выделить основные
этапы развития российской культуры в
указанный исторический период, рассмотреть
различные направления культурного развития
страны на отдельных этапах, определить
ведущих ее представителей.
1. Основные направления развития культуры
России начала ХХ в.
Начало XX в. характеризовалось для России
противоречивыми, хотя и взаимосвязанными
событиями и процессами: экономический
кризис; Русско-японская война; первая
революция как следствие крайнего недовольства
народа существующим положением; политическая
и экономическая реформы, продвигавшие
страну к более высокому уровню цивилизации;
не затихающие брожения в обществе, направленные
на подрыв самодержавия и т.д.; Первая мировая
война и ее последствия.
Все это вносило смятение в умы и души
людей, происходила переоценка, казалось
бы, незыблемых духовных и нравственных
ценностей, пересмотр и корректировка
своих основополагающих идей партиями
и организациями.
Главный носитель культуры в обществе
– интеллигенция, в начале XX в. стала еще
более разобщенной и разнородной. Одна
часть потеряла всякую надежду изменить
Россию к лучшему. Другая часть перевела
свое творчество на религиозно-философскую
основу; даже отдельные «легальные марксисты»
ушли в «христианский социализм». В целом,
для интеллигенции происходившие события
послужили мощным стимулом в творчестве.
Именно интеллигенция должна была повести
за собой народ в культурном развитии,
но в этом событийном водовороте не смогла
этого сделать. Идеи, ею вырабатываемые,
произведения, ею сочиняемые, спектакли,
ею создаваемые, оставались понятными
лишь для них самих, доступными лишь для
образованных людей, но непостижимыми
и далекими для большинства народа России.
Первооснову обучения составляла начальная
школа. С 1908 г. обучение было бесплатным.
За первые 12 лет XX в. число учащихся в начальных
школах выросло вдвое. Школы делились
на светские и церковно-приходские. Правительство
достаточно глубоко осознавало необходимость
введения в стране всеобщего начального
образования. П.А. Столыпин, начиная аграрную
реформу, предполагал ввести обязательное
4-летнее обучение для всех крестьянских
детей. Этот вопрос даже был внесен на
рассмотрение в Государственную думу,
но начавшаяся Первая мировая война автоматически
сняла его с повестки дня.
Среднее образование можно было получить
в гимназиях и реальных училищах за соответствующую
плату, так что учиться в них могли немногие.
Получали распространение коммерческие
училища, дававшие за 7–8 лет среднее образование.
Росла система высшего образования. Прогрессировало
высшее женское образование. В городах
страны функционировали 30 женских курсов,
в большинстве которых занятия проводились
по университетским программам. По количеству
женщин, получивших высшее образование,
Россия занимала первое место в Европе.
Несмотря на предпринимаемые правительством
меры, грамотность населения России оставалась
все еще оскорбительно низкой для великой
державы.
Низкий уровень образования удерживал
значительную массу населения, особенно
крестьян в дремучей темноте и невежестве.
Большой вред сознанию народа наносили
распространявшиеся нелепые слухи. За
их распространение и арестовывали, и
штрафовали, и отправляли в тюрьмы. Но
ощутимых результатов эти меры не приносили.
Особого внимания заслуживает литература,
которая в этот период развивалась бурно,
противоречиво. В литературе продолжала
распространяться реалистическая традиция.
Ее представляли М. Горький и И. Бунин,
А.И. Куприн и Л.Н. Толстой. Появились новые
имена: А. Блок, В. Маяковский, Н. Гумилев,
С. Есенин, А. Белый, М. Цветаева, А. Бальмонт,
В. Брюсов, З. Гиппиус, Д. Мережковский,
А. Ахматова.
Большинство служителей художественного
слова стремились показать богатый духовный
мир и особенности национального характера
русского человека. Литературные поиски
часто вели не только к обличению существующего
строя, но и к неоправданному очернительству
образа жизни россиян. Публицист и философ
В.В. Розанов, обобщая книги, изданные в
первом десятилетии XX в., сделал вывод,
что «писатели усердно подготавливают
конец России» .
Величайшими представителями плеяды русских
литераторов можно назвать Л.Н. Толстого
( XX в. он вошел уже в 72-летнем возрасте,
однако это не помешало ему создавать
новые произведения, захватывающие умы
и сердца людей: «Живой труп», «Хаджи-Мурат»,
«После бала» и др.), А.П. Чехова (который
прожил в XX в. лишь четыре года, но и в этот
короткий срок на свет появились произведения,
которые и по сегодняшний день не сходят
с театральных подмостков: «Три сестры»,
«Вишневый сад» и др.), М. Горького (из-под
его пера выходят «Песня о буревестнике»,
которая была воспринята как зов «буреглашатая»
революции, «Мещане», «На дне», «Дачники»,
«Варвары», «Враги» и роман «Мать» и др.)
Продолжала развиваться научная историческая
литература. В эти годы из патриархов отечественной
истории творил В.О. Ключевский.
Главным и общедоступным проводником
культуры и образования стала периодическая
печать. Количество тиражных изданий в
стране резко возросло. Кроме изданий
на русском языке граждане России могли
читать газеты и журналы на 25 других языках
и наречиях. Большинство из них носило
либерально-буржуазный характер, часть
– революционно-демократический.
Вхождение в XX в. совпало с началом становления
русского профессионального театрального
искусства. С основанием Московского художественного
театра (1898) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко
уровень сценических представлений заметно
вырос. Репертуар театра включал произведения
современников – Л. Толстого, М. Горького,
A. Чехова, а также А. Пушкина, Н. Гоголя,
Ф. Достоевского, B. Шекспира и др.
Другие крупные театральные центры –
театр В.Ф. Комиссаржевской, императорские
Мариинский и Александринский театры,
а также Большой театр в Москве. Ширился
перечень частных театров. С.И. Мамонов
сумел привлечь в свою частную оперу знаменитого
Ф.И. Шаляпина, на сцене его театра ставились
«Садко», «Царская невеста» и др.
Созвездие композиторов венчало музыкальное
искусство России. М.А. Римский-Корсаков
и А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов,
С.И. Танеев и И.Ф. Стравинский вошли в ряд
выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов. В театрах ставилась опера
«Золотой петушок» Римского-Корсакова,
проходили премьеры 7-й и 8-й симфоний Глазунова,
«Божественной поэмы», «Поэмы экстаза»,
«Прометея» Скрябина и др.
Музыка и театр развивались бурно и разнообразно,
гармонично и наступательно. Однако слушали
музыку и смотрели спектакли немногие:
в массе своей народ был еще далек от этих
видов культуры.
В начале XX века активно развивалась и
живопись. От реализма и традиционализма
до авангарда – таков диапазон творческих
исканий живописцев.
Всеми признанным среди художников, несомненно,
был И.Е. Репин. Зенит его славы пришелся
на XIX в., но и в новом столетии он продолжал
восхищать мир картинами, портретами и
эскизами: «Заседание Государственного
совета», «Какой простор», «Манифестация
17 октября 1905 года»; портреты Столыпина,
Л. Толстого, Короленко, Шаляпина и др.
Отличалась широтой палитра портретов,
созданных В.А. Серовым: последних царей
и Горького, убийцы Распутина Юсупова
и балерины И. Рубинштейн и др.
«Мир искусства» – так назвала себя группа
талантливых художников – А. Бенуа, С.
Дягилев (основатели), Н. Рерих, И. Грабарь
и др. В другие объединения творческой
интеллигенции («Бубновый валет», «Голубая
роза») входили П. Кончаловский, А. Лентулов
и др. Интересные картины выходили из-под
кисти абстракционистов В. Кандинского
и К. Малевича. Но отдельные полотна были
часто недоступны пониманию простого
человека.
В начале века многие деятели искусства
покидали Россию, жизнь в Европе и США
казались им привлекательней, часто навсегда,
причем в расцвете творческих сил: В. Кандинский,
И. Стравинский, С. Дягилев и др.
Начало столетия совпало с началом внедрения
кинематографа в культурную жизнь России.
Актеры театров охотно снимались в кино
– творческая новизна привлекала. Императорские
же театры запретили своим актерам сниматься
вообще.
Наряду с низкопробным кинематографом
русское киноискусство стало наполняться
подлинными шедеврами: «Оборона Севастополя»,
«Царь Иван Васильевич Грозный», «Понизовая
вольница» и др. Приобретали известность
кинорежиссеры Я. Протазанов, В. Гардин,
А. Ханжонков, первые кинозвезды: В. Пашенная,
А. Коонен, М. Андреева, М. Чехов. Кинематограф
привлек к себе такие таланты, как Ф. Шаляпин,
А. Вертинский, В. Холодная.
В 1913 г. фильмы в России создавались 18 фирмами,
за следующий год их число почти удвоилось.
В 1914 г. в Москве Ханжонков открыл первый
российский кинотеатр, названный «Электротеатр»
(ныне «Дом Ханжонкова», неподалеку от
памятника В. Маяковскому и станцией метро
с именем поэта). В год начала Первой мировой
войны на экраны было выпущено 232 отечественных
фильма .
В новый век Россия входила с выдающимися
открытиями в различных областях науки
и техники, что позволило внести в жизнь
россиян электричество и телефон, автомобиль
и трамвай и т.д.
Перешагнули в новое столетие открытия
выдающихся ученых: И.М. Сеченов (создатель
русской физиологической школы), Д.И. Менделеев
(открыл периодический закон химических
элементов), В.В. Докучаев (создатель почвоведения)
и др. Н.Е. Жуковский первый в Европе построил
аэродинамическую трубу (1902), а два года
спустя открыл первый аэродинамический
институт; авиаконструктор И.И. Сикорский
создал самолет грузоподъемностью 4 тонны
(«Русский витязь»). Физиолог И.П. Павлов
за свои открытия был удостоен Нобелевской
премии. Выдающийся ученый в области биологии
и патологии И.И. Мечников обосновал теорию
иммунитета, за что также получил Нобелевскую
премию.
Многие теоретические положения и новаторские
проекты научно-технической мысли нашли
реализацию на строительстве железных
дорог и в паровозостроении. На строительстве
Кругобайкальской железной дороги (260
км) впервые было использовано электричество
на буровых работах. Благодаря инженерам
Б. Малаховскому, С. Мухину и Г. Соколову
скорость движения паровоза достигла
125 км/ч.
Рубеж XX в. был ознаменован появлением
физкультурных и спортивных организаций,
участием российских спортсменов в чемпионатах
Европы, мира и Олимпийских играх.
На первых для России Олимпийских играх
(четвертые по общему счету) в Лондоне
(1908 г.) в русскую делегацию входило всего
5 спортсменов – фигуристы и борцы. Олимпиада
длилась с апреля по октябрь. В ее программу
входили крикет, крокет, стрельба по взлетевшим
голубям и т.д. Фигуристы, в том числе Н.А.
Панин-Коломенкин (Коломенкин), ставший
олимпийским чемпионом – единственным
и первым в Российской империи, соревновались
в довольно экзотическом виде спорта –
«вычерчивание на льду специальных фигур».
Две серебряные медали получили русские
борцы. На V Олимпийских играх (1912) Панин-Коломенкин
получил серебряную медаль в номинации
– стрельба из револьвера.
Таким образом, развитие культуры в период
с начала века вплоть до революции 1917 года
было поистине грандиозным во всех ее
сферах. Особенно бурно развивалась литература.
Недаром этот период назван «Серебряным
веком» русской поэзии. Эти годы подарили
России и миру множество громких имен.
2. Проблемы развития культуры в послереволюционной
России
Революция 1917 г. оказала кардинальное
влияние на развитие культуры. Государство,
партия большевиков стала активно развивать
пролетарскую культуру. В 1917 г. была образована
организация «Пролетарская культура»
(Пролеткульт), члены которой были противниками
старой культуры и выступали за создание
новой, настаивая на том, чтобы она была
чисто пролетарской, т.е. должна адресоваться
пролетариату и создаваться только пролетарскими
художниками и писателями. Достоинство
этого объединения состоит в том, что оно
сыграло важную роль в ликвидации неграмотности,
главным образом за счет бесплатного образования.
Но деятельность Пролеткульта, отрицая
культурное наследие, нанесла серьёзный
ущерб художественному развитию страны:
православной культуре, культуре русской
провинции, усадебной культуре.
Несмотря на тяготы гражданской войны,
организовывались фольклорные и этнографические
экспедиции, создавались новые музеи,
издательства. Одно из самых известных
– издательство «Всемирная литература»,
которое проводило большую просветительскую
работу.
По отношению к культурному наследию был
провозглашен принцип «овладения» им,
т.е. признавалась необходимость культурной
преемственности, сохранения традиции.
Однако под овладением подразумевалось
переосмысление, переоценка духовного
наследия прошлого под углом зрения классовых
интересов пролетариата.
Всю культуру разделили на прогрессивную
и реакционную, которую можно и нужно было
отбросить. В результате для целого ряда
поколений советских людей литература,
искусство, философия начала XX в. остались
неизвестными, поскольку оценивались
как упадочнические и декадентские.
Кроме того, представители авангарда считали,
что искусство является средством преобразования
социальной действительности и воспитания
нового человека. Важнейшее положение
их эстетической системы: искусство –
не только способ отражения реального
мира, реальной действительности, но и
средство ее преобразования, изменения.
Фундаментальная концепция создания нового
человека стала главной задачей советской
культуры. Однако в вопросе о выразительных
средствах и формах новой культуры правящая
партия сделала выбор в пользу традиционализма
и реализма, директивным порядком запретив
эксперименты в этой области и объявив
социалистический реализм единым и обязательным
художественным методом для советской
литературы и искусства.
Одной из главных задач советского искусства
стало создание образа положительного
героя, активного преобразователя жизни,
беззаветно преданного партии и государству,
на которого должны были равняться все
советские люди, особенно молодежь.
Видным деятелем Пролеткульта А. Гастевым
был введен термин «социальная инженерия».
Применительно к искусству он означал
радикальную перестройку его средствами
не только социальной жизни, но и психики
человека. Идея «ковки нового человека»
средствами литературы и искусства была
одной из центральных в дискуссиях творческой
интеллигенции 20-х годов, ее разделяли
представители различных течений русского
авангарда.
Отличительной чертой искусства стал
социальный оптимизм. Им пронизаны романы
М. Шолохова, Л. Леонова, В. Катаева, Н. Островского,
фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Земля»
А. Довженко, «Депутат Балтики» И. Хейфица
и А. Зархи, «Комсомольск» С. Герасимова,
трилогия о Максиме Г. Козинцева и др.
Наиболее талантливые произведения тех
лет отразили сохранившуюся инерцию революционного
подъема, романтическое видение событий
революции и гражданской войны, энтузиазм
созидателей нового общества, искренне
веривших в возможность осуществления
своей мечты. В музыке роль отражения духа
эпохи принадлежала народной песне.
Ярчайшими представителями «революционерами»
в литературе стали В. Маяковский и В. Хлебников.
Русская культура 20-х годов сложна и драматична.
С одной стороны гибель множества людей,
разделение русской культуры на советскую
и культуру зарубежья, уничтожение многих
культурных памятников. С другой – огромная
просветительская программа, электрификация,
индустриализация, градостроительство,
грандиозная государственная поддержка
развития массовой культуры. Лейтмотивом
того времени звучали слова: «Культура
должная служить народу». Одновременно
разрушались церкви и монастыри, дворцы
и дворянские усадьбы, как символ старой
жизни сжигались, разбивались и резались
на куски иконы и книги, картины и скульптуры.
И в то же время было открыто около 250 новых
музеев.
Специфика массовой аудитории 30-х годов
(прежде всего низкий уровень образования
и культуры) не только обусловливала ее
интерес к наиболее понятным и доступным
формам культурной жизни (особенно к кинематографу),
но и делала их чрезвычайно действенными.
Б. Бабочкин, анализируя успех фильма «Чапаев»,
писал, что для зрителей 30-х годов непосредственность
восприятия фильма, «полная вера в подлинность,
первозданность происходящих событий
приближалась к своему абсолюту, к своим
ста процентам».
Визуальные экранные образы, как и герои
литературы, прочно входили в сознание
людей, воспринимались ими с большим доверием.
Главным критерием оценки произведений
культуры в 30-е годы являлось их соответствие
официальной идеологии. С деятелями культуры,
произведения которых не соответствовали
жестким требованиям «социалистического
реализма», велась непримиримая борьба.
Так, во второй половине 30-х годов была
проведена кампания за преодоление в искусстве
«формализма» и «натурализма».
В 30-е годы усилился прагматический, утилитарный
подход к культуре, ее развитие напрямую
увязывалось с решением текущих хозяйственных
задач. В условиях форсированной индустриализации
одной из важнейших задач культурной революции
была признана быстрая подготовка достаточного
количества работников, обладающих необходимыми
знаниями и умениями. Уже к середине 30-х
годов подавляющая часть взрослого населения
стала грамотной. В этот период быстро
развивалась не только начальная, но и
средняя и высшая школа. Как и в других
областях культуры, в системе образования
последовательно осуществлялся классовый
подход. Преимущественным правом поступления
в вузы пользовались выходцы из рабочих
и крестьян, прием «социально чуждых элементов»
был ограничен.
Анализ социокультурных процессов этого
периода показывает, что советская культура
формировалась как культура городская,
индустриальная. В этом качестве она противостояла
не только культуре буржуазной, но и культуре
крестьянской. По сути своей она была массовой
культурой. В ней тесно переплетались
процессы, свойственные культуре эпохи
индустриальных революций, и специфические,
обусловленные своеобразием развития
советского общества.
Часть интеллигенции не приняла революцию
и эмигрировала. По данным Лиги Наций из
России в первой четверти XX в выехало 10
млн. человек. Среди эмигрантов оказались
литераторы – И.Бунин, А.Куприн, К.Бальмонт,
М.Цветаева, А.Толстой, З.Гиппиус; композиторы
– С.Рахманинов, С.Прокофьев, И.Стравинский:
художники – А.Бенуа, П.Рерих, Л.Бакст,
К.Сомов, В.Кандинский, М.Шагал; оперные
певцы, деятели балета и др. За рубежом
издавалось более 2000 русских эмигрантских
газет и журналов. Мирового признания
добились И.Сикорский (аэродинамика), П.Сорокин
(социология), Г.Вернадский, Н.Трубецкой
(история). В ходе репрессий 30-х годов России
были расстреляны философ Флоренский,
генетик Вавилов, режиссер В.Мейерхольд
.
Таким образом, русская культура этого
периода разделилась на два направления
– советская и зарубежная.
Если оценивать послереволюционное развитие
России с точки зрения разрешения общественных
противоречий, то можно сделать следующие
выводы. В ходе революции и гражданской
войны были сняты противоречия, которые
касались насущных, злободневных потребностей
и интересов беднейшей части населения,
не требовали больших интеллектуальных
усилий, мобилизации значительных средств.
Выбранный правящей партией на рубеже
20–30-х годов курс на форсирование социалистического
строительства объективно, по сути, был
своеобразной формой цивилизационного
рывка, в ходе которого в значительной
степени было ликвидировано технологическое
отставание от уровня западных стран.
Главенствующую роль в развитии советской
культуры стала играть идеология формирования
советского человека. В России был создан
культ мощного советского государства.
3. Российская культура советского периода
«Советский» период российской культуры
охватывает исторический промежуток с
предвоенных (конец 30-х) лет и вплоть до
середины 80-х. Причем на этом огромном
временном отрезе можно выделить следующие
этапы культурного развития страны: это
– годы Великой отечественной войны, послевоенные
годы, период хрущевской «оттепели» и
брежневский «застой». Разберем каждый
из этих «подпериодов» отдельно.
3.1 Великая Отечественная война в истории
отечественной культуры
С первых дней Великой Отечественной войны
на службу победе, защите Родины были поставлены
все достижения отечественной культуры,
науки и техники. Страна превращалась
в единый боевой лагерь. Все сферы культуры
должны были подчиняться задачам борьбы
с врагом. Деятели культуры сражались
с оружием в руках на фронтах войны, работали
во фронтовой печати и агитбригадах. Свой
вклад в победу вносили представители
всех направлений культуры. Многие из
них отдали жизнь за Родину, за победу.
Война с фашистской Германией потребовала
перестройки всех сфер жизни общества,
в том числе и культуры.
На первом этапе войны основные усилия
в культурной деятельности были направлены
на разъяснение характера войны и целей
СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным
формам культурной работы, таким как радио,
кинематография, печать. Более тысячи
писателей и поэтов в рядах действующей
армии работали военными корреспондентами.
Советское искусство целиком и полностью
посвятило себя делу спасения Отечества.
Необыкновенного звучания в этот период
достигли советская поэзия и песня. Подлинным
гимном народной войны стала песня «Священная
война». Одним из ведущих жанров литературы
стала боевая лирическая песня. «Землянка»,
«Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь»
- эти песни вошли в золотую сокровищницу
советской песенной классики.
В годы войны было создано одно из самых
великих музыкальных произведений XX века
– 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная
героическим защитникам Ленинграда. Музыкальное
искусство всего мира не знает другого
такого сочинения, которое получило бы
столь могучий общественный резонанс.
Советская драматургия создала подлинные
шедевры театрального искусства: пьесы
Л. Леонова «Нашествие», К. Симонова «Русские
люди», главы романа М. Шолохова «Они сражались
за Родину», «Наука ненависти», повесть
В. Василевской «Радуга», повесть К. Симонова
«Дни и ночи», В. Гроссмана «Направление
главного удара», первые главы романа
А. Фадеева «Молодая гвардия». О героизме
тружеников тыла рассказывалось в произведениях
М.С. Шагинян и Ф.В. Гладкова.
В форме клятвы, плача, проклятья, прямого
призыва создавалась военная лирика М.
Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского,
А. Ахматовой, А. Суркова, Б. Пастернака,
М. Светлова, К. Симонова. Огромной популярностью
пользовалась поэма А.Т. Твардовского
«Василий Теркин».
В начале Великой Отечественной войны
возродилось русская патриотическая тема
в кинематографе (Александр Невский, Суворов,
Кутузов). Всего за годы войны было создано
34 полнометражные картины и почти 500 киножурналов.
На передовой линии фронта и в партизанских
отрядах находилось более 150 кинооператоров
.
Для культурного обслуживания фронта
создавались фронтовые бригады артистов,
писателей, художников и фронтовые театры.
Исключительным успехом пользовались
концерты симфонического оркестра Ленинградской
филармонии, ансамбля песни и пляски Советской
Армии, русского народного хора им. М. Пятницкого,
солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А.
Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С.
Лемешева и мн. др.
Таким образом, несмотря на предшествующий
Войне период тоталитаризма в истории
страны, жесткого идеологического давления
на всю отечественную культуру, перед
лицом трагедии, опасности чужеземного
завоевания из подлинной культуры уходит
идеологизированная лексика и на первый
план выдвигаются вечные, глубинные, подлинно
народные ценности, отсюда поразительное
единство культуры тех лет, стремление
людей к защите своей Земли, ее традиций.
3.2 Послевоенная культура России
Переход от войны к миру создавал благоприятные
условия для развития культуры, государственные
расходы на которую значительно возрастали.
В послевоенный период многое в развитии
культуры пришлось начинать сначала. Однако
уже в первую послевоенную пятилетку было
сделано многое для восстановления и развития
системы народного образования. Важнейшим
результатом этой работы стало введение
в стране всеобщего обязательного семилетнего
образования. Несмотря на трудности послевоенного
времени, широкий размах получили исследования
ученых. В стране во многих отраслях науки
складывались научные школы, имевшие мировое
значение.
В послевоенное время отечественная культура
продолжала художественное освоение военной
темы. В литературу вступило поколение
фронтовиков, новый жизненный опыт которых
нуждался в осмыслении. На документальной
основе создаются роман А. Фадеева «Молодая
гвардия» и «Повесть о настоящем человеке»
Б. Полевого. Одним из первых попытался
сказать правду о войне В. Некрасов в повести
«В окопах Сталинграда».
Но надеждам на освобождение культуры
от давления официальной политики и идеологии
в послевоенные годы не суждено было осуществиться.
Литература и искусство по-прежнему рассматривались
как средства воспитания масс. В искусстве
была сделана установка на шедевры. Художественные
музеи должны были экспонировать лишь
высочайшие образцы отечественного искусства.
В кино такая политика привела к резкому
сокращению числа новых фильмов. На экране
значительное место заняли историко-биографические
картины. Самое выдающееся кинопроизведение
на историческую тему – фильм С. Эйзенштейна
«Иван Грозный» был запрещен. В сложном
положении оказались театры. Аншлаги военных
лет сменились полупустыми залами. В большинстве
театров на сцене возобладал бытовой жанр.
В целом же послевоенная идейно-политическая
обстановка в стране не была вполне благоприятной
для развития культуры и науки. Распространение
получили догматизм, цитатничество. Критерием
истины становились высказывания руководителей.
Изоляционистская политика советского
руководства подкреплялась широкой идеологической
кампанией борьбы с низкопоклонством
перед Западом. Страницы газет и журналов
заполнили статьи, восхваляющие все отечественное,
русское и советское. Журналисты доказывали
первенство русских практически во всех
научно-технических открытиях. Кампания
борьбы с низкопоклонством затронула
и художественную жизнь. Изобразительное
искусство Запада, начиная с импрессионистов,
объявлялось целиком упадническим. Крупные
открытия зарубежных ученых в области
квантовой механики, кибернетики объявлялись
враждебными материализму. Особенно пострадали
признанные ложными генетика и молекулярная
биология, исследования в области которых
почти прекратились. Типичным явлением
конца 40-х гг. стали проработочные кампании
в научных, вузовских и творческих коллективах,
создававшие нервозную обстановку, широкие
масштабы приняла кампания по борьбе с
формализмом и космополитизмом.
Первый всесоюзный съезд советских композиторов
проявил стремление разделить композиторов
на реалистов и формалистов. За несоответствие
общим стандартам были подвергнуты критике
и гонениям известные деятели культуры:
режиссеры, композиторы. Наступление на
формализм выключило из художественной
жизни талантливых мастеров А. Осьмеркина,
Р. Фалька, оставило тяжелые следы в творческой
судьбе С. Герасимова, П. Корина, М. Сарьяна.
Хотя черты тоталитаризма долгое время
продолжали существовать в культурной
политике, это не означало отсутствие
в художественной культуре советского
периода инакомыслия. Читающей публике
стали широко известны «Несвоевременные
мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина.
Протест против духовного гнета звучит
в произведениях многих писателей и поэтов.
Время произвело свой отбор. О многих произведениях,
отмеченных в те годы Сталинской премией,
ныне не вспоминают. Но остались в советской
литературе «Золотая карета» Л.М. Леонова,
«Далекие годы» К.Г. Паустовского, «Первые
радости» и «Необыкновенное лето» К.А.
Федина, «Звезда» Э.Г. Казакевича. В классику
советского киноискусства вошли «Молодая
гвардия» С.А. Герасимова и «Подвиг разведчика»
Б.В. Барнета.
3.3 Советская культура в период «Оттепели»
Разоблачение культа личности, возвращение
из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных,
в том числе представителей творческой
интеллигенции, ослабление цензурного
пресса, развитие связей с зарубежными
странами – все это расширило спектр свободы,
вызвало у населения, особенно молодежи,
утопические мечтания о лучшей жизни.
Время с середины 50-х до середины 60-х гг.
вошло в историю СССР под названием «оттепель».
Эпоха перемен в советском обществе совпала
с глобальным социокультурным поворотом.
Во второй половине 60-х гг. активизируется
молодежное движение, противопоставившее
себя традиционным формам духовности.
Впервые глубокому философскому осмыслению
и новому художественному прочтению подвергаются
исторические итоги XX столетия.
Происходит раскол творческой интеллигенции
на традиционалистов (ориентированных
на традиционные ценности советской культуры)
и неоавангардистов (придерживающихся
антисоциалистической направленности
художественного творчества с опорой
на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма,
на разделение искусства на элитарное
и массовое).
В художественной литературе противоречия
в рамках традиционализма нашло отражение
в противостоянии консерваторов и демократов.
Журналу «Новый мир», главным редактором
которого был А.Т. Твардовский, принадлежит
особая роль в духовной культуре этого
времени.
Художественные выставки московских неоавангардистов
и литературный «самиздат» конца 50-х гг.
означали появление ценностей, порицавших
каноны социалистического реализма. А
исключение Б. Пастернака, опубликовавшего
на Западе роман «Доктор Живаго» (в котором
автор критически переосмысливает события
Октябрьской революции) из Союза писателей
подвело черту в отношениях между властью
и художественной интеллигенцией.
Н. Хрущев четко сформулировал задачу
и роль интеллигенции в общественной жизни:
отражать возрастающее значение партии
в коммунистическом строительстве и быть
ее «автоматчиками». Контроль за деятельностью
художественной интеллигенции осуществлялся
посредством «установочных» встреч руководителей
страны с ведущими деятелями культуры.
В целом «оттепель» оказалась не только
кратковременной, но и достаточно поверхностной,
не создала гарантий против возврата назад,
к сталинской практике. «Потепление» не
было устойчивым, идеологические послабления
сменялись грубым административным вмешательством,
и к середине 60-х гг. «оттепель» сошла на
нет, но ее значение выходит за рамки кратких
всплесков культурной жизни. Был сделан
первый и решающий шаг в преодолении сталинизма,
началось возвращение культурного наследия
эмиграции, восстановление культурной
преемственности и международного культурного
обмена. В годы «оттепели» сформировались
«шестидесятники», поколение интеллигенции,
которое впоследствии сыграло важную
роль в «перестройке» 80-90х годов XX столетия.
3.4 Социокультурная ситуация 60-70-х гг.
Более 20 лет в советской истории продолжалась
эпоха «застоя», которая в области культуры
характеризовалась противоречивыми тенденциями.
С одной стороны, продолжалось плодотворное
развитие всех сфер научной и художественной
деятельности, благодаря государственному
финансированию укреплялась материальная
база культуры. С другой стороны, усилился
идеологический контроль руководства
страны за творчеством писателей, поэтов,
художников и композиторов.
С приходом нового политического руководства
(Л.И. Брежнева) ускорился процесс размежевания
интеллигенции. Трудные, порой невыносимые
условия создавались для работы педагогов-новаторов,
вне критики оказывались произведения
или научные работы авторов, занимавших
высокие посты. Росло число талантливых
произведений, не укладывавшихся в установленные
каноны и потому не дошедших до читателя
или зрителя. Политическая неблагонадежность
была достаточным основанием, чтобы ученый,
писатель или художник лишался возможности
заниматься творчеством. Некоторые творческие
деятели из-за невыносимых условий работы
покинули Родину. В целях регулирования
тематики художественных произведений
с середины 70-х гг. была введена система
государственных заказов, прежде всего
в области кинематографии. Возросло влияние
цензурного пресса.
Существенной особенностью социокультурной
модели «застоя» было начало возрождения
национальных традиций «снизу». Несмотря
на все сложности и противоречия, литературно-художественная
жизнь 70-х гг. отличалась разнообразием
и богатством. В литературе и искусстве
продолжали жить идеалы гуманизма и демократии,
звучала правда о настоящем и прошлом
советского общества.
В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина,
Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова,
В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого
прослеживается стремление в бытовых
сюжетах увидеть сложные проблемы времени.
Были созданы высокохудожественные произведения
о Великой Отечественной войне (Ю.В. Бондарев
«Горячий снег», Б.Л. Васильев «А зори здесь
тихие...»). Художественные произведения
тех лет не только более смело раскрывали
конфликты и события минувшей войны, но
и заостряли свое внимание на судьбе отдельно
взятого человека на войне. Содержание
большинства произведений не оставляло
равнодушным никого, ибо речь в них шла
о проблемах общечеловеческих.
Появляется новое направление художественной
культуры, т.н. «деревенщиков» (В. Астафьева,
В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина), показавших
самобытность и жизнеспособность русского
села, драматичную сторону сдвигов, коснувшихся
изменения связи поколений, передачи духовного
опыта старших поколений младшим. Нарушение
преемственности традиций приводило к
вымиранию старых русских деревень с их
веками складывающимся бытом, языком,
моралью. На смену приходит новый уклад
сельской жизни, близкий городскому. Вследствие
этого меняется коренное понятие деревенской
жизни — понятие «дома», в которое издревле
русские люди вкладывали и понятие «отечества»,
«родной земли», «семьи». Через осмысление
понятия «дом» осуществлялась и глубокая
связь поколений. Именно об этом с болью
писал в своем романе «Дом» Ф. Абрамов,
этой проблеме посвящены и повести В. Распутина
«Прощание с Матерой» и «Пожар». Особое
место в искусстве заняли книги и фильмы
В.М. Шукшина, выводившего образы «странных»
людей из народа и отразившего перелом
в их сознании под влиянием наступления
городской культуры на сельскую. Эти годы
явили советскому обществу феномен прозы
А. Солженицына. Именно в этот период появляются
его рассказы «Один день Ивана Денисовича»
и «Матренин двор», ставшие классикой
инакомыслия тех лет.
70-е гг. были временем подъема советского
театрального искусства. Особенной популярностью
у передовой общественности пользовался
Московский театр драмы и комедии на Таганке.
Среди других коллективов выделялись
Театр имени Ленинского комсомола, театр
«Современник», Театр им. Е. Вахтангова.
Центром музыкальной жизни оставался
Академический Большой театр в Москве.
На весь мир гремело имя Д.Ф. Ойстраха,
одного из ведущих скрипачей современности,
создателя советской скрипичной школы.
Мировую популярность приобрело исполнительское
искусство пианистов С.Т. Рихтера и Э.Г.
Гилельса, скрипача Л. Когана.
В эти же годы началась так называемая
«магнитофонная революция». Песни прославленных
бардов записывались в домашних условиях
и передавались из рук в руки. Повсеместно
возникали молодежные клубы самодеятельной
песни. Симпатии молодежи все более завоевывали
эстрадные вокально-инструментальные
ансамбли.
Выделились два пласта в художественной
культуре – официальный и неофициальный,
то есть поддержанная и поощряемая государством
культура и не признанная им. Узкие рамки
официально дозволенных идей, тем и форм
не могли вместить все многообразие творческих
возможностей. Избавление общества от
страха, охватившего общество во время
культа личности, и появление технических
возможностей распространения привели
к расширению неофициальной культуры.
Своеобразным феноменом неофициальной
культуры стали «кухонные» диспуты московской
интеллигенции, а также возобновление
споров западников и славянофилов.
4. Кризисные явления русской культуры
конца ХХ– нач. ХХI вв.
1986 год стал поворотным в развитии российской
культуры. В марте 1985 года Генеральным
секретарём ЦК КПСС стал М. С. Горбачев,
который объявил новый курс советского
партийного руководства, включавший совокупность
политических и экономических перемен,
так называемую «перестройку». Одним из
основных ее лозунгов стала свобода слова,
что перевернуло советскую культуру, долгое
время разделявшуюся на «официоз» и «андеграунд».
Одной из главных черт культуры тех лет
стала ее публицистичность, постановка
крупных общественно значимых тем, широкое
и заинтересованное внимание к обсуждаемым
вопросам. Тиражи газет и журналов стремительно
шли вверх, печаталось огромное количество
материалов на остросоциальные темы. Значительно
изменился стиль работы телевидения, особо
популярным стал “прямой эфир”.
Никогда ранее не был столь значительным
интерес к истории. Упрощение доступа
к архивным фондам привело к появлению
в печати массы сенсационных документов,
которые становились достоянием самой
широкой публики. Восстановлению исторической
памяти способствовала публикация работ
русских философов и писателей, чьи имена
были под запретом. Среди них — Н. А. Бердяев,
В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин,
В. В. Розанов, И. А. Ильин. Огромными тиражами
выходили репринтные издания, в том числе
и художественной литературы, начала века.
Возрождалась прерванная в 1917 г. традиция
христианства. Восстанавливались ранее
разрушенные храмы всех концессий, открывались
духовные школы, семинарии.
Бурные перемены происходили в кинематографе.
С “полок” были возвращены более 100 ранее
“отложенных” фильмов. Публика смогла
познакомиться с работами А. А. Тарковского,
А. Ю. Германа, А. С. Михалкова-Кончаловского,
других режиссеров. Увлечение публицистической
документалистикой в 1985-1991 гг. также отразилось
в кино. Классикой тех лет стали полудокументальные
фильмы С. Говорухина и Ю. Подниекса. Во
второй половине 1980-х годов новый образ
обретал и театр. Характерным стало широкое
развитие студийного движения. Интерес
публики привлекли театральные эксперименты
С. Е. Кургиняна, М. Г. Розовского, В. Беляковича,
М. А. Захарова . В первые перестроечные
годы из подполья вышла музыкальная рок-культура.
Концерты отечественных и зарубежных
рок-групп собирали целые стадионы зрителей.
Однако далеко не все происходившие в
духовной сфере процессы были однозначно
позитивными. “Освобожденные” от прямого
партийного диктата средства массовой
информации очень быстро оказались втянутыми
в острые политические баталии, порой
доходя до разнузданного и малоприглядного
шельмования оппонентов, что негативно
влияло на общественную атмосферу. Отказ
от конфронтации и сближение с Западом
часто выливались в некритическое к нему
отношение. Это особенно пагубно сказалось
в сфере культуры, искусства и общественных
наук. Кинематограф в числе первых среди
других видов искусства столкнулся с таким
новым явлением, как коммерциализация,
значительно влиявшем на содержание художественного
творчества. С экранов кинотеатров, телевидения,
с театральных подмостков хлынул поток
невысокого художественного качества
лент и постановок.
В конце XX-начале XXI в. особую роль в культурном
развитии страны отводится образованию.
Перед системой высшей школы была поставлена
задача интеграции в зарубежное образовательное
пространство. С этой целью Россия присоединилась
к Болонскому соглашению (1999). Во многих
вузах начался переход к двухуровневой
системе высшего образовании: бакалавриат
(4 года обучения) и магистратура (2 года
обучения). По ряду специальностей сохраняется
традиционное для России обучение – специалитет
(5 лет). Резко выросло количество платных
(свыше двух тысяч) вузов. Образование,
полученное в их сфере, оставляет желать
лучшего. Новый этап в развитии образования
и культуры связан с компьютерной техникой.
В 2008 году стало массовым явлением сдача
выпускниками средних школ единого государственного
экзамена (ЕГЭ) и отмена вступительных
экзаменов в узы. Опасность заключается
в понижении уровня знаний абитуриентов
и соответственно – выпускников вузов.
Стране нужны высококвалифицированные
специалисты для решения задач модернизации
экономики. Не менее важен нравственный
уровень новых специалистов. Воспитательная
роль художественной культуры и особенно
литературы не потеряла своего значения.
В художественной жизни современной России
преобладает массовая культура, развлекательная
и незамысловатая. Постмодернизм борется
за влияние на читателей и зрителей. Время
показывает необходимость сочетания лучших
традиций отечественной культуры и естественного
развития новаторства.
Таким образом конец ХХ – начало XXI века
– это время динамического развития исторических
и культурных процессов. В конце ХХ столетия
Россия делает новый выбор. В сложных условиях
кардинальных реформ и приспособления
к рыночной экономике отечественная культура
остается оплотом сохранения и развития
общечеловеческих ценностей. В этом процессе
важную роль призвана вместе с государством
сыграть православная религия и церковь.
Наряду с освоением лучших достижений
российской культуры церковь ставит задачей
воспитание духовности, повышения уровня
нравственности в жизнь каждого человека
и общества в целом.
5. Место и роль России в мировой культуре
Отечественная культура на протяжении
всех веков ее формирования неразрывно
связана с историей России. Наше культурное
наследие, складывалось в процессе становления
и развития национального самосознания,
постоянно обогащалось собственным и
мировым культурным опытом. Оно дало миру
вершины художественных достижений, вошло
неотъемлемой частью в мировую культуру.
Отношение к русской культуре у деятелей
мировой культуры всегда было неоднозначным
и противоречивым. Вместе с тем интерес
к России и русской культуре огромен. Он
особенно ярко вспыхнул с русскими сезонами,
которые были очень популярны в Европе
с 1907 года под руководством С.П. Дягилева.
Важную роль в ознакомлении Запада и Востока
с Россией сыграли три потока эмигрантов
из России. В зарубежье оказались такие
блестящие пропагандисты русской культуры,
как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов,
Иван Бунин, Игорь Стравинский, Александр
Бенуа, Георгий Лукомский, Александр Солженицын,
Виктор Некрасов, Ефим Эткинд, Иосиф Бродский,
Василий Аксенов. Нельзя сказать, что русское
искусство мало или недостаточно известно
на Западе.
Другой вопрос, хорошо ли понимают наше
искусство, и здесь нет ясного ответа.
Толстой и Достоевский стали знамениты
и популярны во всем мире еще при их жизни.
Чехов стал популярен уже после смерти,
но его слава все возрастает. При жизни
были популярны Рахманинов и Прокофьев,
Стравинский и Шаляпин, но большая часть
их жизни и творчества прошла на Западе,
это же случилось с Буниным, Солженицыным,
Бродским, Набоковым.
Сегодня можно усмотреть в едином теле
русской культуры множество разделительных
линий и границ. На нашу культурную историю,
конечно же, влияли политические, идеологические,
эстетические пристрастия эпох. Но всегда
оставался главный путь — мощное течение
традиции, определявшей существование
целого. Частные, приватные пути не всегда
совпадали с общим течением, уводя многих
в "культурные тупики", которые, как
оказалось, более всего и впечатляют наших
современников. Но, несмотря на это, вклад
русской, российской культуры в мировую
культуру громаден. Это огромное достояние
и поле для дальнейшего развития и накопления
культурных ценностей, а также для увеличения
общемирового культурного потенциала.
Заключение
Подведя итог всему вышеизложенному отметим
специфические черты русской культуры
XX века. Русская культура - понятие историческое
и многогранное. Она включает в себя факты,
процессы, тенденции, свидетельствующие
о длительном и сложном развитии.
Советская культура - сложнейшее и неоднозначное
явление. В эту эпоху Россия прошла несколько
наиболее существенных этапов: первое
послеоктябрьское десятилетие, период
тоталитаризма, период Великой Отечественной
войны, послевоенный период, период «оттепели»
и периода «застоя».
Отечественная культура ХХ века отразила
всю сложность и противоречивость переживаемого
исторического периода. Россия пыталась
найти ответ на вопрос о судьбах своей
культуры. В начале века Россия обладала
богатейшим культурным наследием, культурными
ценностями мирового уровня, но отсутствие
в российском обществе достаточно широкого
среднего культурного слоя, который являлся
основой многих цивилизационных процессов,
определило одну из серьезных особенностей
культурной ситуации в России. Она выражалась
в существовавшем разрыве между духовным
ренессансом и бушевавшей реальностью
жизни, в которую вовлекались широкие
народные массы. Эта особенность общественно-культурной
жизни России была одной из причин, определившей
отношение к культуре после Октября 1917
года.
Русская культура издавна играла важную
роль в этом процессе. Специфические черты
русской культуры определяются в значительной
степени тем, что исследователи назвали
«характером русского народа». Главной
чертой этого характера называли веру.
На всех этапах проявилась большая роль
государства в развитии культуры, относительная
пассивность населения, большой разрыв
между культурой масс и ее наиболее выдающихся
представителей. Противоречивый характер
развития культуры в советский период
привел к накоплению многочисленных противоречий,
разрешение которых еще не завершено.
Россия - страна великой литературы и искусства,
смелой науки и признанной системы образования,
идеальных устремлений к общечеловеческим
ценностям, не может не быть одним из самых
активных созидателей культуры мира. Задача
нынешних поколений — сохранить и приумножить
их великие ценности.
Список литературы
1. Балакина Т.И. Мировая художественная
культура. Россия IX - нач. XX века / Т.И. Балакина.
- М.: Айрис-пресс, 2002. – 192 с.
2. Бобахо В.А., Левикова С. И. Культурология:
Программа базового курса, хрестоматия,
словарь терминов. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000.
– 400 с.
3. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. – Культурология.
– М.: Форум, Инфра-М, 2010. – 480 с.
4. Искусство ХХ века: Итоги столетия: Тез.
докл. междунар. конф. - СПб.: Изд-во Гос.
Эрмитажа, 1999. - 346 с.
5. Мировая художественная культура: учебник
для студентов вузов/ А.П. Садохин. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ –ДАНА,
2006. – 495 с.
6. Русская культура ХХ века на родине и
в эмиграции. Имена. Проблемы. Факты. Вып.1
/ Под ред. М.В.Михайловой, Т.П.Буслаковой,
Б.А.Ивановой. - М., 2000. - 280 с.
7. Симкина Н.Н. Культура России в 20 веке:
Учеб. пособие / Н.Н. Симкина. - Брянск: БГТУ,
2004. – 268 с.
8. Бестужев-Лада И.В. Искусство ХХ века:
агония или родовые муки? (Три версии) //
Alma Mater. - 1999. - N 7. - С.38-40.
9. Бычков В.В., Бычкова Л.С. ХХ век: предельные
метаморфозы культуры // Полигнозис. - 2000.
- N 2(10). - С.63-76.
10. Галинская И.Л. Горизонты культуры на
рубеже тысячелетий // Культурология: Дайджест
/ ИНИОН РАН. - М., 1999. - N 4. - С.7-13.