Россия и европейская интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Экономическая интеграция – это процесс объединения элементов национальных экономик, высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни, при этом происходит межгосударственное развитие, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой, представленной различными руководящими учреждениями, наднациональными независимыми образованиями.
В ходе протекания интеграционных процессов происходит углубление международного разделения труда, ограниченных ресурсов и возможностей и обеспечить наиболее эффективное производство на интегрируемых территориях. Также происходит более интенсивных обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой, происходит сближение национальных экономик в целом. В различных частях земного шара интеграционные процессы происходят совершенно по-разному: с разными по характеру отношениями между странами-участницами, с разными организационными структурами, с различающимися между собой результатами интеграционной деятельности.

Файлы: 1 файл

россия и европейская интеграция.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

   -     принятие решений обязательного характера предписываемые государству, члену юридическому и физическому лицу в области конкурентной политики;

   -     предоставление рекомендаций, не имеющих обязательной силы, не заслуживающих внимания.

   Подведение  к общим стандартам, усиление наднациональных  органов, выделение общего направления развития дает импульс к созданию еще более совершенной ступени интеграции экономическому союзу, что в свою очередь делает реальным переход к экономическому и валютному союзу. Эти последние два этапа интеграции являются на данном этапе самыми новыми и продвинутыми. Единственная интеграционная группировка близка к их реализации – это Европейский союз (планируется завершить ЭВС к 2002 году), остальным еще предстоит пройти эти этапы интеграции с вероятным использованием опыта ЕС, но вероятно и появление своих, характерных только этим группировкам черт и форм.

   Во  время процесса международной экономической  интеграции происходит подъем многих сфер жизнедеятельности на наднациональном  уровне. В частности, при переходе через экономический союз к экономическому валютному союзу происходит подъем денежной системы и переход на единую денежную валюту.

   Это сложный многоуровневый процесс  с различными подходами и средствами реализации, в чем тоже  необходимо достигнуть определенного консенсуса странам-участникам процесса, что в конечном итоге дает положительный результат. В частности подведение единой денежной системы позволяет улучшить организацию кредита, исчерпать валютные риски, уменьшить задержки платежей, сделать сопоставимыми налоги и организовать единую валютную политику.

   Перечисленные выше ступени международной экономической  интеграции являются этапами, которые  в той или иной степени проходят все страны вступившие в процесс  объединения экономик. Их знание необходимо для полного понимания структур, целей и задач всех интеграционных объединений. Так же необходимо изучать опыт уже прошедших определенные этапы группировок и знать возникающие на том или другом этапе проблемы с поиском возможных предупреждающих мер воздействия и более тщательной подготовкой почвы для дальнейшего развития.

   Первое  интеграционное объединение – это  Европейский Союз, который служит примером и показателем международной  интеграции. Опыт  Европейской интеграции показал плюсы объединения производств.

   Начало  интеграции в Европе было положено заявлением министра иностранных дел Франции Шумана сделанным в мае 1950 г., который предложил поставить все производство угля и стали по под общее верховное руководство. В следствии этого было организовано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в состав  которого вошли шесть государств (ФРП, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Позднее были учреждены Европейским экономическим сообществом основанные на общей политике и таможенном союзе  и Евратом, сообщество по атомной энергетике. Это были первые ростки, которые затем показали направление и переросли в дальнейшем в Евросоюз. Так же была создана Европейская ассоциация (состоящая из Австрии, Дании, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии). ЕАСТ была создана только как экономическая организация и не ставящая перед собой политических задач. Таким образом, когда произошло  соединение ЕАСТ с сообществом и была создана общая зона свободной торговли, страны ЕАСТ не участвовали в общих, с Сообществом, программах и в дальнейшем при переходе к экономическому союзу страны ЕАСТ не участвуют в разработке всего  спектра нормативных актов, а только тех, которые касаются единого рынка. Таким образом, мы видим, что и интеграционная группировкам отнюдь не монолитна и не все страны-члены группировки связаны одинаковыми отношениями.

   К примеру, одна страна может входить  сразу в несколько интеграционных групп, быть связанной различными обязательствами  и быть наделенной различными правами  даже со странами-участниками одной  группировки. Сейчас, Евросоюз находится  в процессе завершения факторов экономического союза и перехода к  экономическому валютному союзу. С 1 января 1999 года была введена единая валюта «евро», а к 2002 году запланировано завершение перехода к ЭВС. Наднациональные надстройки в Евросоюзе выглядят следующим образом:

   -     Совет Министров, в состав которого входят представители стран-членов союза, как правило, на уровне министерств и наделенный законодательным правом.

   -     Европейская комиссия – исполнительный орган, но может выступать и с законодательной инициативой.

   -     Европарламент – осуществляет контроль над еврокомитетом и участвует в законодательном процессе.

   -     Суд – обеспечивает соблюдение законности.

   -     Европейский совет – выработка главных политических принципов.

   Помимо  этих организаций существуют еще различные институты экономического и финансового профиля, а также разного рода контролирующие и консультирующие органы. Это все структурные настройки определяющие и организующие выполнение направления развития, а также выполняющие согласовательную и контролирующую функции. Евросоюз – это уже развитая и практически сложившаяся система сотрудничества, в которой сейчас видна ее обоснованность и положительный характер.

   Европейскому  сообществу повезло и с удачным  расположением и со сложившейся  обстановкой, что обеспечило именно такую линию развития. Но существует достаточное количество других интеграционных групп, которые хотя и имеют некоторые схожие черты с Евросоюзом, но развивающиеся с совершенно другими качественными характеристиками.

   Свое  место в системе международной экономической интеграции занимает Россия. В своё время СССР уже представлял собой в достаточной степени интеграционную группировку. С развалом СССР и переходом на рыночные отношения возникла объективная необходимость построения новой формы экономического объединения. Достаточно сильные взаимозависимости в экономической сфере были достигнуты уже в СССР, которые перешли по наследству к СНГ – это в первую очередь единая энергетическая система, транспортная сеть, система связи, телекоммуникаций, и общая система стандартов. Неподготовленность новой формы сотрудничества, резкий переход к рыночным отношениям привел к разрыванию многих экономических связей, потери единой валюты для содружества,  а так же недостаточный торговый опыт привел к потере рынков многими в особенности трудоемкими и технически развитыми производствами. Произошло и наполнение отечественных рынков импортной продукцией, вследствие неконкурентноспособности  многих товаров, а также вследствие поддержки западных компаний правительствами стран СНГ. Тем не менее, по прошествии определенного количества времени и с приобретением  опыта отечественный производитель приспосабливается к новым условиям, хотя этому мешает несовершенство правовой базы, налоговой системы, а так же свою крайне негативную роль играет политический фактор.

   Поэтому, к сожалению, интеграционный процесс  на микроуровне практически не идет. Тем не менее, в последнее время идет постоянное увлечение тенденций к именно политическому сближению, создан Союз России и Беларуссии, открытый  таможенный союз ряда стран СНГ. Необходимо так же дальнейшее создание, согласование и наладка связей между странами СНГ, это слишком кропотливая и необходимая работа для дальнейшего развития интеграционных процессов. Так же необходимы реальные действия уже созданных и вновь создаваемых соглашений и документов. Для облегчения и реального хода интеграции необходимо создание единых информационных, правовых и экономических пространств. Сейчас, как правило, все объединяющие процессы носят районный и разностепенной характер.

   Не  последнее место в интеграционной системе России занимает Европейский  союз. Во многом наша территориальная  близость, а также внешнеэкономическая  и политическая направленность на Европу сопутствует импульсам к сближению  с нашей стороны. Интерес же Евросоюза к России продиктован с одной стороны обеспечением безопасности в Европе, с другой, освоение такого емкого рынка как Российский, может стимулировать ускорение темпов развития экономики стран Евросоюза.

   Пока  нет определенной ясности в системе взаимоотношений между Евросоюзом и Россией. Все будет зависеть от дальнейших процессов происходящих в Европейском союзе и России. На современно этапе уже создано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», которое представляет собой программу долгосрочного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности. Это соглашение предусматривает приобщение России к общим правилам международной торговли, что открывает определенные перспективы; помощь со стороны ЕС в проведении социальных и экономических программ; создание единого правового пространства и совместных органов для решения возникающих проблем; устранения дискриминационного подхода к России в связи с признанием ее страной с переходной экономикой; не мгновенное открытие Российского рынка для всего спектра товаров, что могло бы поставить в затруднительное положение российских производителей. Хотя уже создаются предпосылки к объединению на макроуровне, что, несомненно, важно, но этого отнюдь недостаточно. Необходимо предпринятие  шагов по интеграции на микроуровне, что является основой процесса интеграции. Так же сейчас важной задачей Российской экономики является привлечение инвестиций, которых сейчас явно недостаточно.  Решение этой задачи позволит вывести экономику России на новый уровень и обеспечить ускорение интеграционных процессов.

   Россия  в системе международных интеграционных тенденций занимает достаточно выгодное положение, естественно с необходимостью доработок, согласований и приведением  экономики и общего положение  на должный уровень.

   Подведение  теоретической базы и активное использование  предыдущего опыта должны ускорить интеграционное развитие, а так же повысить ее эффективность.

   Необходимо  учитывать и то, что социалистическое право, социалистические нормы, уклад  жизни еще некоторое время будут оказывать влияние на развитие России в целом. 
 
 
 
 

Список  литературы: 

   1. «Экономическая теория» под ред.  А.И.Добрынина 1999 г.                        2. «Международные экономические отношения» учебник                              Под ред. В.Е.Рыбалкина

   3. статья «Пути интеграции России»  В.А.Горский

   4. «Коллективная стратегия Европейского  Союза по отношению к России»  Кёльн 4-5 июня 1999

Информация о работе Россия и европейская интеграция