Русская классическая литература. Толстой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Зарубежная классическая литература представлена такими авторами как, Виктор Гюго, Артур Конан Дойль, Вольтер, Оскар Уайльд и многими другими не менее популярными гениями литературы.
Среди русской литературной классики следует отметить Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Александра Ивановича Куприна, Николая Васильевича Гоголя и многих многих других. Читайте русскую литературную классику, ведь именно она лежит в основе современной литературы и именно она позволяет нам понимать приемы, используемые современными авторами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Биография Льва Николаевича Толстого………………………………….…….4
«Война и мир»……………………………………………………………………8
Толстой в 1900 годы. Уход. Смерть……………………………………………10
Толстой в наше время…………………………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                                Кафедра: Физическая Культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Контрольная работа

                                     По предмету: Культурология 

                    На тему: Русская классическая литература. Толстой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Церетели  Екатерина  Евгеньевна

                                                    2 курс 3 группа 

Проверил: 

Сдана в деканат :

Сдана на проверку преподавателю:

 

 

 

 

                                                   2012 год

Оглавление:

 

Введение………………………………………………………………………….3

Биография Льва Николаевича  Толстого………………………………….…….4

«Война и мир»……………………………………………………………………8

Толстой в 1900 годы. Уход. Смерть……………………………………………10

Толстой в наше время…………………………………………………………...12

Список литературы………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

    Литературная классика - это направление эталон. Вряд ли найдётся хоть один гражданин нашей страны, который не читал произведений русской литературной классики или зарубежной.

    Любовь к классической литературе нам прививают с малых лет, вкладывая ее с годами учебы в школе. Однако, оценить писателей в жанре зарубежная и русская литературная классика по достоинству мы можем, находясь уже в зрелом возрасте.

    Список книг и разделов в жанрах зарубежная классическая литература и русская литературная классика постоянно расширяется, наполняясь действительно важными произведениями авторов с «громкими» фамилиями.

    Зарубежная классическая литература представлена такими авторами как, Виктор Гюго, Артур Конан Дойль, Вольтер, Оскар Уайльд и многими другими не менее популярными гениями литературы.

    Среди русской литературной классики следует отметить Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Александра Ивановича Куприна, Николая Васильевича Гоголя и многих многих других. Читайте русскую литературную классику, ведь именно она лежит в основе современной литературы и именно она позволяет нам понимать приемы, используемые современными авторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Льва Николаевича  Толстого.

 

    Родился 26 августа (9 сентября) 1828 в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии, (ныне музей-усадьба в Тульской области) в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Дальний предок Льва Николаевича, Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра Великого, был жестокий, коварный и властолюбивый вельможа, человек большого государственного ума и огромной силы воли. За заслуги перед царем ему был пожалован графский титул. По материнской линии Лев Николаевич относился к древнему роду князей Волконских. Принадлежность к аристократии на протяжении всей жизни во многом определяла поведение и мысли Толстого. В юности и в зрелые годы он много размышлял об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалы естественности, личной чести, независимости и свободы. На склоне лет его стало тяготить свое привилегированное положение и бытовой уклад, непохожий на быт трудового, простого народа.

    Первые годы жизни Толстого прошли в имении родителей Ясная Поляна недалеко от города Тулы. Очень рано, в полуторагодовалом возрасте, он потерял мать Марию Николаевну, женщину эмоциональную и решительную. Толстой знал много семейных рассказов о матери. Образ ее был овеян для него самыми светлыми чувствами. Отец, Николай Ильич, отставной полковник, дружил с декабристами Исленьевым и Колошиным. Он отличался гордостью и независимостью в отношениях с представителями власти. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни. От него он унаследовал увлечение псовой охотой, красоту и азарт которой много лет спустя Толстой выразил на страницах романа Война и мир в описании травли волка гончими старого графа Ростова. В первой повести Толстого Детство ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Эти слова мог бы сказать о своем детстве и автор повести.

    В 1837 семья Толстого переезжает из Ясной Поляны в Москву. Закончилось безмятежное, радостное детство. Летом этого года неожиданно умирает отец, опекуншей осиротевших детей становится их тетка, сестра отца Александра Ильинична Остен-Сакен. Спустя четыре года она умерла. Толстые перебрались в Казань, где жила другая тетка, Пелагея Ильинична Юшковская.

    В Казани прошла юность Толстого. Здесь в 1844 он поступил на философский факультет университета. Учился несистематично, пропускал лекции и в результате не был допущен к переводным экзаменам. Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, он в 1845 переходит на другой факультет – юридический. Но и на этом факультете преподавали историю, занятия которой ему казались скучны и неприятны. Вновь начинает пропускать лекции по истории. Предавался со всей страстностью светским увеселениям и кутежам. В это время с презрением относился к людям не светским, не аристократам. Брат Сергей называл его «пустячным малым». Но не только светские увеселения увлекали Толстого. Он много размышлял о судьбах человечества, о месте наук в жизни. Его нелюбовь к истории – не свидетельство ограниченности.

     Как-то Толстой-студент заметил в разговоре с собеседником: «История... – это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен...». В науках молодой Толстой искал прежде всего практического смысла. Его не интересовали знания, которые не могли быть применены в повседневной жизни. Именно такой, «бесполезной» представляется ему история. Подобный взгляд на науку вообще характерен для многих людей новой эпохи, мировоззрение которых формировалось в 1840-е. Резкость и независимость суждений Толстого сохранялись на протяжении всей жизни. А отрицание традиционной исторической науки с новой силой проявилось в 1860-е в романе Война и мир.

12 апреля 1847 Толстой, разочарованный  в университетском образовании,  подал прошение об исключении из университета. Он отправился в Ясную Поляну, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных крестьян. Действительность разбила его замыслы. Крестьяне не понимали барина, отказывались от его совета и помощи. Толстой в первый раз остро ощутил огромную, непреодолимую пропасть, разделяющую его – помещика, господина – и простой народ. Социальные и культурные преграды между образованным сословием и народом стали одной из постоянных тем художественной прозы и статей Толстого.

    Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве. Он подробно анализирует в дневниках свои поступки и переживания, стремится выработать программу поведения, достигнуть успехов в различных науках и сферах жизни, в карьере. Из самоанализа в дневниках вырастает его художественная проза. Толстой в дневниках 1847–1852 тщательно фиксирует различные переживания и мысли в их сложных и противоречивых сцеплениях. Он холодно анализирует проявление эгоистичных настроений в высоких и чистых чувствах, прослеживает движение, перетекание одного эмоционального состояния в другое. Наблюдения над собой чередуются с описаниями внешности, жестов и характера знакомых, с размышлениями о том, как создавать литературное произведение. Толстой ориентируется на опыт психологического анализа писателей-сентименталистов 18 в. Л.Стерна и Ж.-Ж.Руссо, усваивает приемы раскрытия переживаний в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени. В марте 1851 Толстой пишет Историю вчерашнего дня – отрывок, в котором детально описывает свои чувства. Это уже не просто дневниковая запись, а художественное произведение.

    В апреле 1851 едет на Кавказ, где шла война между русскими войсками и чеченцами. В январе 1852 поступает на военную службу в артиллерию. Участвует в сражениях и работает над повестью Детство. Детство было напечатано под заглавием История моего детства (это название принадлежало Некрасову) в 9-ом номере журнала «Современник» за 1852 и принесло Толстому большой успех и славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года также в 9-ом номере «Современника» появляется продолжение – повесть Отрочество, а в 1-ом номере за 1857 была опубликована повесть Юность, завершившая рассказ о Николае Иртеньеве – герое Детства и Отрочества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Война и  мир»

 

Толстой работал над  новым романом. Семь лет упорного труда потребовало

осуществление его замысла. Завершая работу, уже в окончательной  редакции он  озаглавил произведение «Война и мир». Он находился в расцвете своих

творческих сил и  осознавал это вполне, испытывал ощущение свободы от того, что в гармоническом соответствии раскрывались все стороны его громадного  таланта: склонность к философским обобщениям, одержимость и дотошность  историка, проницательность художника.

Обращение к исторической теме не было для Толстого случайно. Оно не было и стремлением укрыться от жгучих вопросов современности в своем счастливом  яснополянском уединении.

    С юности Толстой испытывал неутолимую потребность «знать ход истории», чтобы  найти в жизни свою цель и свое место. О закономерностях исторического  развития он горячо спорил с Герценом в Лондоне.

    Теперь, два года спустя, в тишине «комнаты под сводами» Толстой заново

переживал вихрь недавних впечатлений: Севастополь в огне, шум парижских

улиц, накаленную атмосферу  политических споров в доме Герцена. Еще громче и явственнее звучали в его сознании голоса, спорящие об исторических судьбах Европы и России.

Чем глубже Толстой задумывался над сущностью своих исторических взглядов, тем очевиднее становилось их родство со взглядами декабристов. Звено исторической цепи, разорванной царем-жандармом на Сенатской площади, чудесным образом оказывалось в его руке.

Толстой снова обратился к замыслу описать историю жизни возвратившегося из  Сибири декабриста. Его глазами Толстой хотел увидеть и с его позиции

объяснить «свою Россию». В то же время художник стремился  понять, как

сложился особенный  характер его героя, а для этого он должен был проследить  «эпохи его развития».

Молодость героя «совпадала со славной для России эпохой 1812 года». Толстой  погрузился в изучение материалов эпохи. Он прочел исторические сочинения о войнах с Наполеоном русских и французских историков: А. И. Михайловского-Данилевского, М. И. Богдановича, А. Тьера и других. Чтение глубоко разочаровало его: в сочинениях этих, где собрано множество фактов и подробностей, отсутствовал «тон правды», что, по мнению Толстого, было

необходимым условием подлинно исторического сочинения.

    С 1867 года стало выходить отдельное издание «Войны и мира» в шести частях (последняя часть вышла в свет в 1869 году). Роман сразу же привлек внимание читающей публики и раскупался нарасхват. В газетах появились сообщения о блистательном успехе романа, о том, что его «прочла вся Россия». Среди первых читателей, высоко оценивших роман, были историк М. П. Погодин, писатели Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин. И. С. Тургенев, назвавший «Войну и мир» «одной из замечательнейших книг нашего времени».

Вскоре появились переводы «Войны и мира» на иностранные языки, и Толстой был признан одним из великих писателей XIX столетия.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толстой в 1900 годы. Уход. Смерть.

 

В последние годы жизни  Толстого барская жизнь в Ясной Поляне все более

становится ему в  тягость. В маленькой записной книжке, которую прячет от всех, «Дневнике для одного себя», он записывает: «Вид этого царства господского так мучает меня, что подумываю о том, чтобы убежать, скрыться». Он мечтает о простой трудовой жизни в деревне, среди крестьян.

Заветное желание Толстого — сделать свои произведения достоянием народа, чтобы миллионы людей не были лишены «может быть, нужного им для души». Однако это желание писателя вызывало сопротивление Софьи Андреевны, считавшей его рукописи достоянием семьи. Тайно от Софьи Андреевны Толстой подписал 21 июля 1910 года «Завещание», к которому добавил разъяснение о том, чтобы после его смерти произведения его не составляли ничьей частной собственности.

    Обстановка в Ясной Поляне становилась тяжелой. Толстой чувствовал себя одиноким. Наступила ненастная холодная осень 1910 года с ранними заморозками и снегом. Ночь с 9-го на 10 ноября (28 октября по старому стилю) Толстой провел беспокойно. В пятом часу он разбудил своего друга, домашнего врача Душана Петровича Маковицкого объявил ему, что принял окончательное решение уехать. Ом стали спешно собираться в дорогу.

Толстой направлялся  на юг России, где предполагал поселиться у кого-либо из своих знакомых крестьян, В пути он заболел воспалением легких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороге. В доме начальника станции Ивана Ивановича Озолина, предоставившего больному писателю приют, несмотря на запрещения и угрозы дорожного начальства. Толстой провел последние семь дней своей жизни.

    Весть об уходе писателя из Ясной Поляны и его болезни на маленькой,

затерянной среди бескрайних русских полей станции облетела весь мир.

Ежедневно газеты печатали сообщения о состоянии здоровья Толстого.

А больному становилось  все хуже. 3 ноября (16 по новому стилю) Толстой

дрожащей от слабости рукой сделал последнюю запись в  своем Дневнике: «Ночь была тяжелая. Лежал в жару два дня... Вот и план мой. И

все на благо и другим и, главное, мне...»

7 (20) ноября в 6 часов 5 минут утра Л. Н. Толстой скончался.

Из Астапова специальным поездом гроб с телом Толстого был доставлен на

станцию Козлова Засека, близ Ясной Поляны. Здесь уже собралась  многотысячная толпа. Рабочие, крестьяне, интеллигенция, учащаяся молодежь — все шли отдать

Информация о работе Русская классическая литература. Толстой