Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 18:04, реферат
Описание работы
В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщения» культуры (от слова «мирской» светский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 I. Просвещение………………………………………………………………….4 II. Литература…………………………………………………………………..5 III. Архитектура………………………………………………………………..10 IV. Изобразительное искусство……………………………………………….13 V. Музыка и театр…………………………………………………………….16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….19
IV. Изобразительное искусство……………………………………………….13
V. Музыка и театр…………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….19
ВВЕДЕНИЕ.
В XVII в. начинается складывание
всероссийского рынка. С развитием ремесла
и торговли, ростом городов связано проникновение
в русскую культуру и широкое распространение
в ней светских элементов. Этот процесс
получил в литературе название «обмирщения»
культуры (от слова «мирской» светский).
Обмирщению русской культуры
противилась церковь, видевшая в нем западное,
«латинское» влияние. Московские правители
XVII в., стремясь ограничить влияние Запада
в лице прибывавших в Москву иностранцев,
заставляли их селиться подальше от москвичей
в специально отведенной для них Немецкой
слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали
в установившийся быт Московской Руси.
Стране нужны были знающие, образованные
люди, способные заниматься дипломатией,
разбираться в новшествах военного дела,
техники, мануфактурном производстве
и т.д.
Обмирщение охватило все сферы
культурной жизни страны: литературу,
живопись, архитектуру и т. д. Само церковное
мировоззрение переживало кризис, выразившийся
в расколе. Появляются новые жанры в литературе,
ранее неизвестные стили в архитектуре
и живописи, развивается
печатное дело. Заметным становится
личностное начало, которого практически
не знала средневековая культура, имевшая
дело не с живыми людьми, а с носителями
либо добра, либо зла. На развитие русской
культуры оказали также влияние постепенное
преодоление национальной замкнутости
и расширение связей с другими странами.
I. ПРОСВЕЩЕНИЕ.
О развитии просвещения в XVII
веке свидетельствует работа печатного
двора, который стал издавать все больше
книг гражданского содержания. Первой
из них был букварь Василия Бурцова, вышедший
в свет в 1634 году. В середине столетия увидела
свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого,
а в конце – богато украшенный рисунками
букварь Кариона Истомина[1] .
Возникают регулярные школы.
В 1665 году при Заиконоспасском монастыре
в Москве была открыта школа, готовившая
подьячих для приказов. Ее учащиеся овладевали
грамматикой и латинским языком. В школе
при Печатном дворе, открытой в 1680 году,
обучалось свыше двухсот человек, главным
предметом был греческий язык. В 1687 году
в Москве было основано первое высшее
учебное заведение — Славяно-греко-латинская
академия, где учили грамматике, риторике,
диалектике, философии и богословию. Академия
готовила кадры для правительственных
и церковных учреждений. Возглавили Академию
братья Лихуды. Здесь готовили священников
и чиновников.
В XVII веке, как и раньше, шел
процесс накопления знаний. Большие успехи
были достигнуты в области медицины, в
решении практических задач по математике
(многие умели с большой точностью измерять
площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.),
в наблюдении за природой.
Значительный вклад в развитие
географических знаний внесли русские
землепроходцы. В 1648 году экспедиция Семена
Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла
к проливу между Азией и Северной Америкой.
Самая восточная точка нашей страны носит
сейчас имя Дежнева.
Е.П. Хабаров в 1649 году составил
карту и изучил земли по Амуру, где были
основаны русские поселения. Его имя носят
город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович.
В самом конце XVII века сибирский казак
В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские
острова[2].
II. ЛИТЕРАТУРА.
В начале XVII века произведениях
литературы отражались события Смутного
времени. Сохранились народные песни о
Григории Отрепьеве, Марине Мнишек, царевне
Ксении Годуновой. О Смуте рассказывают
и многие произведения письменной литературы:
«Сказания Авраамия Палицина», «Временник»
дьяка Ивана Тимофеева, «Новый летописец»,
который излагал события от смерти Ивана
Грозного до окончания смутного времени.
В нем доказывались права новой династии
Романовых на царский престол[3].
Если литературные герои предшествующего
времени пребывали в неустанной молитве,
их действия сковывала божественная воля,
то теперь героями становятся предприимчивые
и энергичные люди, ищущие приложения
сил и способностей в полезных начинаниях.
Герои литературы XVII века начинают освобождаться
от оков рода, их судьба персонифицируется.
Вместе с тем литература совершала только
первые шаги в преодолении средневековых
традиций и еще не обрела альтернативы
им.
В литературе XVII века утвердились
два течения: панегирическое и народно-обличительное.
Самым крупным представителем первого
течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович,
уроженец Полоцка и потому именовавшийся
в Москве Симеоном Полоцким. Образование
он получил в Киево-Могилянской академии,
а затем в Виленской академии, после окончания
которой принял монашеский сан.
С именем Полоцкого связано
появление в литературе новых жанров –
поэзии и драматургии. Он был первым в
стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим
тяжеловесные стихи. В сочинениях Полоцкого
господствуют панегирические тона, идеализировавшие
самодержавие и царя Алексея Михайловича.
Его же перу принадлежат оригинальные
пьесы на русском языке, например, «Комедия
притча о блудном сыне». В новую форму
автор вложил традиционное содержание:
младший сын в отличие от старшего, проявлявшего
покорность родительской воле, не пожелал
«в отчинной стране юность погубить» и
отправился странствовать, превратился
в блудного сына, испившего много горя.
Он возвращается в отчий дом, убежденный
в необходимости слушаться старших.
Полоцкий известен не только
как поэт и драматург, но и как публицист.
Он сторонник самодержавия. Только оно,
по его мнению, способно успешно решать
внешнеполитические задачи. Самодержец,
однако, должен подбирать себе помощников,
руководствуясь не их породой, а рационалистическим
принципом: знанием, моральным авторитетом,
заслугами.
Оценка самодержавия как самой
лучшей политической системы обрела наиболее
полное обоснование в сочинениях Крижанича.
Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию
в 1659 году и написавший ряд трактатов,
среди которых важнейший «Политика», отдавал
предпочтение «самовладству», потому
что только с ним он связывал справедливое
правление, обеспечивавшее стране покой
и согласие народа, а также возможность
без проволочек исправлять промахи. Но
порядок и гармонию способен обеспечить
только мудрый царь. Крижанич выступал
за объединение славянских народов. Крижанич,
как и Полоцкий, не осуждал крепостнических
порядков, но оговаривался, что надлежит
ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных
тяготах хозяйство крестьянина придет
в упадок, и он утратит тяглоспособность.
Отсюда проистекала убежденность обоих
мыслителей в необходимости установить
умеренный уровень феодальной эксплуатации.
Народно-обличительную литературу
представляет «Житие протопопа Аввакума,
им самим написанное». Аввакум – талантливый
писатель-полемист, основоположник биографического
жанра. Если герои житийной литературы
наделены мифическими добродетелями и
выступают безукоризненными подвижниками,
то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит
реальной личностью с достоинствами и
недостатками. «Житие» – остросюжетное
полемическое сочинение, его автор на
примере собственной жизни, полной страданий
и драматических коллизий, повествует
о фанатической преданности идеям древнего
благочестия. Во всех поступках вождя
старообрядчества четко прослеживается
его неприятие новизны, науки и всего,
что шло из Западной Европы. Язык «Жития»
прост, динамичен, рассчитан на широкую
аудиторию, которую автор намерен склонить
на свою сторону. Аввакум содействовал
обогащению литературного языка элементами
живой народной речи.
Содержание так называемых
бытовых повестей XVII века обнаруживает
две тенденции: с одной стороны, герои
пытаются вырваться из оков церковности;
с другой стороны, попытки героя выйти
из рамок житейской мудрости Домостроя
заканчиваются полным крахом. Патриархальные
устои хотя и высмеиваются, но герои не
могут их преодолеть.
Темой «Повести о Горе-Злочастии»
является судьба молодца, не внявшего
родительским советам и поплатившегося
за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются
тем, что он оказывается в монастырской
келье. В отличие от предшествующего времени
келья уже не умиляет героя, жизнь в ней
равнозначна самоубийству. В повести раскрыт
образ человека, его внутренний мир и трагические
переживания.
В «Повести о Савве Грудцыне»
фигурируют реальные исторические личности
и определенная географическая среда,
чем создается видимость подлинности
рассказанной истории. Герои повести –
богатые купцы Грудцыны – Усовы, торговавшие
по городам Волги и Камы. В основу сюжета
положены похождения купеческого сына
Саввы Грудцына, отправленного отцом по
торговым делам в Соль Камскую: беспутный
сын предался разврату, продал душу дьяволу,
затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском
походе, освободился от дьявола с помощью
казанской иконы Богоматери и оказался
в монастыре, где и закончил свою жизнь.
Примечательны сатирические
произведения с пародиями на неправый
суд, беспутную жизнь монахов, бесправие
простого человека и т. д. Повесть о «Шемякиной
суде» рассказывает о разбирательстве
в суде конфликта между двумя братьями,
один из которых был богатым, а другой
бедным. Богач дал своему брату лошадь
и сани, чтобы тот вывез из леса дрова,
но пожалел дать сбрую. Бедняк привязал
сани за хвост лошади, хвост оборвался,
и богач через суд затребовал от брата
возвращения лошади с хвостом. Бедняк
во время суда многозначительно показывал
из-за пазухи судье Шемяке сверток, давая
понять, что его ожидает богатый посул.
Это и определило поведение Шемяки – он
решил дело в пользу бедняка. На поверку
оказалось, что в платок был завернут простой
камень. Выражение «Шемякин суд» стало
нарицательным для характеристики продажности
и беспринципности судей.
«Повесть о Ерше Ершовиче» тоже
пародирует судебные порядки, предусмотренные
Уложением 1649 года Герои повести — рыбы
Ростовского озера: здесь и рыбы-господа
Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский
Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель
Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн
и прочие представители рыбного царства.
Выиграть процесс мелкой рыбешке Ершу
у сына боярского Леща оказалось не под
силу, Ерша суд признал виновным. Повесть
заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям
в глаза и скопил в хворост: только того
Ерша и видели».
Повесть «Калязинская челобитная»
высмеивает быт монахов Калязинского
монастыря, прославившегося распутной
жизнью. Монастырская братия озабочена
не молитвами, а наличием в достатке пива
и вина. Мечта монахов состояла в том, чтобы
иметь такого архимандрита, «который бы
с нами горазд лежа вино да пиво пить, а
в церковь не ходить, а нас бы не томить»[4] .
Воссоединение Украины с Россией
дало толчок созданию первого русского
печатного сочинения по истории. Киевский
монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис»
(обозрение), где в популярной форме содержался
рассказ о совместной истории Украины
и России, которая начиналась с момента
образования Киевской Руси. В XVII первой
половине XVIII в. «Синопсис» использовался
как учебник русской истории[5].
III. АРХИТЕКТУРА.
Архитектурные сооружения XVII
века отличаются большой живописностью.
Они асимметричны как в рамках одного
здания, так и в ансамбле. Однако в этой
кажущейся беспорядочности архитектурных
объемов есть и цельность, и единство.
Здания XVII века многоцветны, декоративны.
Особенно любили зодчие украшать затейливыми,
непохожими друг на друга наличниками
окна зданий. Широкое распространение
в XVII веке получили многоцветные «солнечные
плитки» — изразцы и украшения из резного
камня и кирпича. Такое обилие украшений,
расположенных на стенах одного здания,
называли «каменным узорочьем», «дивным
узорочьем».
Эти особенности хорошо прослеживаются
в Теремном дворце царя Алексея Михайловича
в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах
московских, псковских, костромских бояр
XVII века, в Новоиерусалимском монастыре,
выстроенном под Москвой патриархом Никоном.
Близки к ним по стилю знаменитые храмы
Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли
в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее
известных в Москве зданий XVII века можно
назвать церковь Николы в Хамовниках,
церковь Рождества Богородицы в Путинках,
церковь Троицы в Никитниках.
Декоративное начало, знаменовавшее
собой обмирщение искусства, нашло отражение
и при строительстве или перестройке крепостных
сооружений. К середине века крепости
утратили свое военное значение, и четырехскатная
крыша сначала на Спасской, а затем и на
других башнях Московского Кремля уступила
место великолепным шатрам, подчеркнувшим
спокойное величие и торжественную мощь
сердца столицы России.
В Ростове Великом в форме кремля
была сооружена резиденция опального,
но властного митрополита Ионы. Этот кремль
не являлся крепостью, а его стены имели
чисто декоративный характер. Стены крупных
русских монастырей (Троице-Сергиева монастыря,
Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского
монастыря под Вологдой, московских монастырей),
следуя общей моде, также украшались декоративными
деталями.
Развитие древнерусской каменной
архитектуры завершилось складыванием
стиля, получившего название «нарышкинского»
(по фамилии главных заказчиков), или московского,
барокко. В этом стиле сооружены надвратные
церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего
монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви
и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде,
Звенигороде и др.
Для московского барокко характерно
сочетание красного и белого цветов в
убранстве зданий. Четко прослеживаются
этажность построек, применение в качестве
декоративных украшений колонн, капителей.
Внутреннее убранство зданий отличается
пышностью и богатством: многоярусный
иконостас, ложа для владельца здания,
резные обрамления арок. Наконец, почти
во всех зданиях «нарышкинского» барокко
можно увидеть в карнизах построек декоративные
раковины, которые впервые были возведены
еще в XVI веке итальянскими мастерами при
украшении Архангельского собора Московского
Кремля. Появление московского барокко,
имевшего общие черты с архитектурой Запада,
свидетельствовало о том, что русская
архитектура, несмотря на своеобразие,
развивалась в рамках общеевропейской
культуры.