Русская культура XIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

XVIII век –значительнейший период в русской истории. Реформы Петра касались не только экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, но также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от Древней Руси к новой России, от средних веков к новому времени был многотруден, ибо задержался в России почти на триста лет и происходил при уже сформировавшихся новых формах жизни на Западе. За каких-нибудь 50 лет России во всех сферах пришлось пройти тот путь развития, какой на Западе длился 2–3 столетия. Это в полной мере касается культуры в целом и изобразительного искусства в частности.

Содержание работы

Задание 1. Осветить проблему: «Сущность и значение культурных инноваций в Петровскую эпоху». 3 – 6 стр.

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
— Какие направления художественной культуры XVIII века
наиболее интенсивно развивались в России? 6 – 7 стр.
— Какие качественные изменения произошли в системе
русского образования? 7 стр.
— Каковы особенности «просвещенного абсолютизма» в России
в XVIII веке? 7 – 8 стр.

Задание 3. Объясните термины: «сентиментализм»,
«классицизм», «обмирщение культуры», «барокко», «ода». 8 – 9 стр.

Задание 4. Выполните тесты:
Встиле барокко построены
а) Таврический дворец в Санкт-Петербурге;
б) Екатерининский дворец в Царском селе;
в) Дом Пашкова в Москве;
г) Зимний дворец в Санкт-Петербурге; 9 стр.
д) Андреевская церковь в Киеве.

Установите соответствие автора и произведения:
а) Памятник Минину и Пожарскому – в) И. Мартос; 9 стр.
б) собор св. Петра и Павла в Петербурге – д) Д. Трезини; 10 стр.
в) «Медный всадник» - е) Э.М. Фальконе; 10 стр.
г) портрет А. Струйской – г) Ф.С. Рокотов; 10 стр.
д) живописный цикл «Смолянки» - а) Ф. Растрелли; 10 стр.
е) бюст М. Ломоносова – б) Ф.И. Шубин. 10 стр.

Какой живописный жанр получил в XIII веке наивысшее развитие?
а) натюрморт;
б) баталия;
в) портрет;
г) пейзаж;
д) бытовая картина.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

 

                Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический  университет имени Т. Ф. Горбачева»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Культурология»

на тему: «Русская культура XIII века»

 

 

Выполнил: студент группы ааааааааа

 

Шифр

Проверил:

                                                  

 

 

 

 

 

 

2014.

 

                                         Соржание.

 

Задание 1. Осветить проблему: «Сущность и значение культурных   инноваций в Петровскую эпоху».                                                         3 – 6 стр.

 

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

— Какие  направления художественной культуры XVIII века

 наиболее интенсивно  развивались в России?                                      6 – 7 стр.

— Какие  качественные изменения произошли  в системе

русского образования?                                                                            7 стр.

— Каковы особенности «просвещенного абсолютизма» в России

 в XVIII веке?                                                                                            7 – 8 стр.

 

Задание 3.  Объясните термины: «сентиментализм»,

«классицизм», «обмирщение культуры», «барокко», «ода».               8 – 9 стр.

 

Задание 4. Выполните тесты:

  1. Встиле барокко построены

а) Таврический дворец в Санкт-Петербурге;

б) Екатерининский дворец в Царском селе;

в) Дом Пашкова в Москве;

г) Зимний дворец в Санкт-Петербурге;                                              9 стр.

д) Андреевская церковь в Киеве.

 

  1. Установите соответствие автора и произведения:

а)  Памятник Минину и Пожарскому – в) И. Мартос;                      9 стр.

б)  собор св. Петра и Павла в Петербурге – д) Д. Трезини;             10 стр.

в)  «Медный всадник» - е) Э.М. Фальконе;                                                       10 стр.

г)  портрет А. Струйской – г) Ф.С. Рокотов;                                     10 стр.

д)  живописный цикл «Смолянки» - а) Ф. Растрелли;                               10 стр.

е) бюст М. Ломоносова – б) Ф.И. Шубин.                                                          10 стр.

 

  1. Какой живописный жанр получил в XIII  веке наивысшее развитие?

а)  натюрморт;

б)  баталия;

в)  портрет;

г)  пейзаж;

д)  бытовая картина.

 

 

 

Задание 1.  
 
XVIII век –значительнейший период в русской истории. Реформы Петра касались не только экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, но также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от Древней Руси к новой России, от средних веков к новому времени был многотруден, ибо задержался в России почти на триста лет и происходил при уже сформировавшихся новых формах жизни на Западе. За каких-нибудь 50 лет России во всех сферах пришлось пройти тот путь развития, какой на Западе длился 2–3 столетия. Это в полной мере касается культуры в целом и изобразительного искусства в частности. Отсюда и характерная его черта, которую одна из исследователей русского искусства – Н.Н. Ковалевская – назвала «спрессованностью» развития. Эта спрессованность при всем высочайшем уровне прошлой, древнерусской культуры, при уже канонизированном западноевропейском опыте породила в русском искусстве параллельное существование сразу нескольких стилевых направлений, несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, определенные курьезы в процессе сложения новой культуры, «мирского» ее характера, особенно в первой трети столетия. Без учета этих особенностей, аналог которым трудно найти в западном искусстве, невозможно понять самую сущность русской культуры XVIII столетия. Только с середины века начинается уже более соответствующее общеевропейскому развитие искусства барокко, рококо, а затем классицизма. 
 
Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств.  
 
Распространению научных знаний и образования способствовало развитие типографского дела в Москве и Петербурге. Широко издавали учебники, иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами, словари, различные специальные руководства. Введение нового, более простого шрифта привело к разделению сферы светской и церковной книжности (где сохранялся старый шрифт) и способствовал распространению грамотности.  
 
В конце 1702г. Начала выходить первая печатная газета, в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событий.  
 
Надо отметить, что период петровской эпохи имел предшественников. В Посольском приказе для царя и придворных составлялись рукописные информационные столбцы. В последней трети века такие рукописные газеты выпускались более или менее регулярно в нескольких экземплярах. Их содержание составляли, главным образом сообщения о торговых делах и необычных событиях. Таким образом, петровские ведомости не являлись изобретение царя, его заслуга состоит в том, что рукописные столбцы, предназначенные для немногих, были превращены в печатное издание для всеобщего чтения. Правительство активно использовало книжное дело и печать для пропаганды проводимых реформ 
 
В литературе при сохранение новых форм происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанра «истории» - повести. Большой популярностью пользовалась «История о российском матросе Василии Кариотском», сюжет который напоминает повести XVII в., но в ней отразилось жизнь и идеи новой эпохи. В отличие от «блудного сына» XVII столетия, судьба героя петровского времени определяет не проведение, а его личные качества. Это огромное достижение новой культуры, свидетельствующее об освобождении от оков религиозного сознания. Победа личностного начала и чисто светские сюжеты присущи и другим повестям этого времени: «История о храбром российском кавалере Александре». «История о неком шляхецком сыне». Эти не совершенные в художественном отношении повести позволяют много узнать о людях нового времени. Как правило, герои «петровских повестей» - молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами. Для русских людей нового времени естественно представление о России, как о европейской стране. 
 
Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. Важнейшим атрибутом архитектуры того времени стал ордер. Отточенная система ордера дала русской архитектуре приобщиться к одному из совершеннейших созданий Мировой культуры. 
 
Принципы архитектуры нового времени наиболее полно воплотились в строительстве новой столицы России – Петербурге. Строительство Петербурга потребовало колоссальных затрат, часто в ущерб другим городам. Так, в 1714г. Петровским указом было запрещено каменное строительство повсюду, за исключением новой столицы. Для массового строительства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца. 
 
В петровское время произошли изменения в застройках Москвы, где так же возводились здания, отвечавшие новым вкусом. Появились небывалые прежде сооружения промышленного, административного, учебного назначения. 
 
Русской архитектуре XVIII в. в сравнение с предыдущими и последующими периодами были присущи простота и деловитость: обычно четкие, сдержанные объемы; членение фасадов лопатками или пилястрами, не дающими контрастных теней; декоративная скульптура, отражавшая назначения здания. 
 
Так же приобщение к опыту мировой культуры в наиболее сжатые сроки произошло в живописи. О решительном переходе к новому искусству свидетельствует утверждение новых жанров и техники. Постепенно ведущее место заняли картины на светские сюжеты, выполненные маслом. В художественный обиход вошло изображение человеческого тела с учетом анатомии. Светское искусство петровского времени представлено монументальной росписью, различными видами станковых произведений и миниатюрой. Наибольших успехов достигло искусство портрета во всех его разновидностях. Обращает на себя внимание большое число парадных портретов, изображающих членов царствующего дома, высших сановников. Очевидно социальная функция парадного портрета. Он не просто прославлял Петра I и близких ему лиц, но и способствовал утверждению идеологии абсолютизма, утверждал сословное самосознание дворянства. Но главное направление искусства портрета в России изначально было связанно с новым пониманием человека как личности, со стремлением художника проникнуть в его внутренний мир, что нашло отражение в камерном портрете.  
 
Идеологи петровского времени искренне верили в полицейское всемогущество государства. Петровские указы, не ограничиваясь сферой политики и экономики, вторгались в общественную, частную и даже интимную жизнь. Указы учили подданных правилам рационального хозяйствования, предписывали покрой одежды, определяли даже судьбу растительности на лице. Безоговорочное право не брить бороду было сохранено лишь за духовенством. Купцам и крестьянам, не желавшим расставаться с нею приходилось платить особый налог и носить медный «бородовой знак», изображающий усы и бороду и снабженный надписью «деньги взяты». Регламентировалась духовная жизнь населения (специальный указ определял размер штрафов для уклонявшихся от посещения церкви) и досуг – вводились новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники). Вместе с тем получили распространение правила хорошего тона. Специально для дворян была издана книга о правилах поведения молодого человека «юности честное зерцало», советовавшая в частности: в сапогах не танцевать, в платок громко не сморкаться, пальцем носа не чистить, пальцев не облизывать, голову над пищей не чесать, не чавкать и т. п. Среди петровских нововведений было устроение первого публичного театра на Красной площади в Москве.  
 
Руководствуясь исключительно государственными интересами, Петр I поощрял лишь те сферы культуры, которые в первую очередь были необходимы государству. При посредстве правительства возникали многие социальные институты, светская школа, Академия наук и др. без которых невозможно было утверждение новой культуры. Развитие науки и новой системы просвещения в свою очередь содействовало формированию светского искусства, внедрению бытовых новшеств. На первые десятилетия XVII в. пришелся решительный перелом в культуре, выразившийся в обращении к нормам, принятым в передовых странах Европы, начиная с эпохи Возрождения, и одновременно предпринятые шаги, свидетельствующие о стремлении сохранить свою самобытность. Вместе с тем сословная политика государства привела к углублению разрыва между высшими и низшими сословиями. Этот разрыв определялся социально – экономическим положением и усиливался различиями в уровне культуры, особенно образованности. Образование стало одной из привилегий дворянства и духовенства, плодами развития новой культуры пользовались в основном дворяне. В тоже время на идеологию, быт и нравы низов по-прежнему огромное влияние оказывала церковь. Эти обстоятельства наложили отпечаток на все последующее развитие русской культуры.

Таким образом, русская культура в XVIII веке вступила на путь европейского развития. За короткий промежуток времени она сумела выйти на уровень развитых европейских стран и подготовила условия для блестящего взлета в XIX веке.

 

Задание 2. 
 
2.1     Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер. 
    В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей. Начало XVIII века было важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, в ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные слова, многие из которых сохранились в современном русском языке (администратор, аудитор, бухгалтер, губернатор, инспектор,  министр, президент, префект,  архив, канцелярии, комиссии, бот, шхуна, фут, бриг, мичман и т.д.) 

2.2    В XVIII веке русское образование делает качественный скачок вперед. Создается сеть различных школ. В Москве и других городах открываются профессиональные школы, создаются горнозаводские училища. Наряду с государственными существовали и церковные школы, училища. В конце XVIII века была проведена школьная реформа, создается единая система народных училищ. Были открыты частные школы и училища, учебные заведения для детей дворян.

Начинает зарождаться  высшее образование— создана Академия наук. По инициативе М.В. Ломоносова открывается Московский университет. Появилось первое высшее профессионально-художественное учебное заведение— Академия художеств.

Огромные успехи сделала в XVIII веке отечественная наука. Особая роль в этом принадлежит М.В. Ломоносову.

2.3   Просвещённый абсолюти́зм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVII века. Новые для России веяния принесла политика императрицы  Екатерины II, которая осуществляла государственные преобразования под лозунгом «просвещенного абсолютизма». Умная и образованная, Екатерина умела представить себя просвещенным, даже обаятельным монархом, но правила твердой рукой, немилосердно карая врагов. Новая императрица не помышляла об ограничении власти и не терпела критики в свой адрес, ревниво относясь к успехам в общественном мнении даже преданных ей людей.

Но все же просветительские идеи вызывали у императрицы  желание заняться самым необходимым для обустройства новой России— проблемой законодательства. После Соборного Уложения 1649 года, империя не имела свода законов, отвечавшего политическим условиям XVIII века. Екатерина два года писала «Наказ» Комиссии для составления проекта нового уложения.

Комиссия не смогла решить стоявшую перед ней  задачу: нового государственного законодательства страна так и не получила. И, тем не менее, следствием работы императрицы над этим документом стали губернская реформа 1775 года, жалованные грамоты дворянству и городам Российской империи 1785 года. В семидесятые годы определенные льготы и привилегии получили купечество и предприниматели. В духе «просвещенного абсолютизма» решались проблемы культурного развития страны. Несомненной заслугой Екатерины было введение повсеместного народного образования. Однако Французская революция, а также деятельность русских просветителей и масонов испугали правительство. В конце 80-х – начале 90-х годов с политикой «просвещенного абсолютизма» было покончено.  

 

Задание 3.  
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" , А.Е.Измайлов, повести Г.П.Каменев - "История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна".

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Во многом классицизм опирается на античное искусство (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Представители классицизма: Василий Иванович Баженов- русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог. Денис Иванович Фонвизин (комедия), Антиох Дмитриевич Кантемир (сатира), Гавриил Романович Державин и Михаил Васильевич Ломоносов (ода), Иван Иванович Хемницер и Александр Петрович Сумароков (басня).

 Барокко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. — характеристика европейской культуры центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Трезини Доменико Андреа (Трезини Андрей Якимович), архитектор, один из основоположников петровского барокко.

Ода — поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою. художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIII-XIX веков. Авторы представители направления стиля- Г.Р. Державин «Фелица», М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…1747 г.», А.Н. Радищев «Вольность».

 

Задание 4.

  1. В стиле Барокко построены – Зимний дворец в Санкт-Петербурге.  Зимний дворец в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры русского барокко. Построен в середине 18 века (1754-1762г. г. ) итальянским архитектором Растрелли. Дворец долгое время (до 1918 года) был зимней резиденцией российских императоров. В современности здание принадлежит  Государственному Эрмитажу. Современное здание имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений.
  2. а) – в)     Памятник “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818” в истории России и Москвы является первым скульптурным монументом, увековечившим подвиг всего русского народа в борьбе за независимость Отечества.   Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.

б) – д)      Действующий православный храм, построенный в 1905 году в парке Петергофа. Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла – прекрасный памятник русского зодчества. Он возведен в древнерусском стиле и по богатству убранства и характеру внешней отделки напоминает собор Василия Блаженного. Собор был воздвигнут по проекту архитектора Д. Трезини  в стиле раннего русского  барокко. 

в) – е)        Памятник Петру I («Медный всадник»), созданный французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе и установленный в Санкт-Петербурге.

г) – г)         Ф. Рокотов в 1772 г. написал портрет Александры Петровны Струйской, вышедшей замуж в 14-летнем возрасте за пензенского помещика. Современники восхищались этой женщиной, цельностью её натуры. Под обаянием её личности и нежной красоты находился и сам Ф. Рокотов.

Информация о работе Русская культура XIII века