Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:22, реферат
С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерус¬ского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодче¬ства, фрески, мозаики, иконописи.
1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно прикладное искусство.
Реферат по МХК
на тему:
Русская культура
XIV – XVII веков
Содержание:
С X в. почти половина Европейской
части России вошла в состав феодального
Древнерусского государства, где сложилась
самобытная художественная культура с
рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская),
накопившая опыт строительства и благоустройства
городов, создавшая замечательные памятники
древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи.
Её развитие было прервано монголо-татарским
нашествием, приведшим Древнюю Русь к
экономическому и культурному упадку
и к обособлению юго-западных земель, вошедших
в состав польско-литовского государства.
После полосы застоя в размещавшихся на
территории России Древнерусских землях
с конца XIII в. начинает складываться собственно
русская (Великорусская) художественная
культура. В ее развитии ощутимее, чем
в искусстве Древней Руси, проявилось
воздействие городских низов, ставших
важной общественной силой в борьбе за
избавление монголо-татарского ига и объединение
русских земель. Возглавившая уже в XIV
в. Эту борьбу великокняжеская Москва
синтезирует достижения местных школ
и с XV в. становится важным политическим
и культурным центром, где складываются
проникнутое глубокой верой в красоту
нравственного подвига искусство Андрея
Рублева и соразмерная человеку в своем
величии архитектура Кремля. Апофеоз идей
объединения и укрепления русского государства
воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием
экономических и общественных отношений
в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность
отдельных областей, и расширяются международные
связи, в искусстве нарастают светские
черты. Не выходя в целом почти до конца
XVII в. за рамки религиозных форм, искусство
отражало кризис официальной церковной
идеологии и постепенно утрачивало цельность
мировосприятия: непосредственные жизненные
наблюдения разрушали условную систему
церковной иконографии, а заимствованные
из западноевропейской архитектуры детали
вступали в противоречие с традиционной
композицией русского храма. Но этим отчасти
подготовлялось решительное освобождение
искусства от влияния церкви, совершившееся
к началу XVIII в. в результате реформ Петра
I.
После монголо-татарского нашествия долгое
время летописи упоминают лишь о строительстве
недошедших до нас деревянных сооружений.
С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной
Руси возрождается и каменное зодчество,
прежде всего военное. Возводятся каменные
городские укрепления Новгорода и Пскова,
крепости на приречных мысах (Копорье)
или на островах, порой с дополнительной
стеной у въезда, образующей вместе с основной
защитный коридор – «захаб» (Изборск,
Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются
могучими башнями, в начале над воротами,
а затем и по всему периметру укреплений,
получающих в XV веке планировку, близкую
к регулярной. Неровная кладка из грубо
отесанного известняка и валунов наделяло
сооружение живописью и усиливало их пластическую
выразительность. Такой же была кладка
стен небольших однокупольных четырехстолпных
храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым
обмазка фасадов придавала монолитный
облик. Храмы строились на средства бояр,
богатых купцов. Становясь архитектурными
доминантами отдельных районов города,
они обогащали его силуэт и создавали
постепенный переход представительного
каменного кремля к нерегулярной деревянной
жилой застройке, следующей естественному
рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные
дома на подклетах, иногда трехчастные,
с сенями посередине.
В Новгороде развивалось его прежняя планировка,
прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные
стены Детинца и Окольного города, а так
же церкви построенные на средства отдельных
бояр, купцов, и групп горожан, изменили
облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят
в завершениях фасадов церквей от полукружий-«закомар»
к более динамичным фронтонам – «щипцам»
или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим
форме сводов, более низких над углами
храма. Величественны и нарядны храмы
2-й половины XIV в. – поры расцвета новгородской
республики, - полнее отражавшее мировоззрение
и вкусы горожан. Стройные, удлиненных
пропорций, с покрытием на восемь скатов
по трехлопастным кривым, которое позднее
часто переделывалось на пощипцовое, они
совмещают живописность и пластическое
богатство архитектурного декора (уступчатые
лопатки на фасадах, декоративные аркады
на апсидах, узорная кирпичная кладка,
рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые
завершения перспективных порталов) с
тектонической ясностью и компактностью
устремленной вверх композиции. Широкая
расстановка столбов внутри делала просторнее
интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся
интимнее и уютнее, и них появляются паперти,
крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV
вв. в Новгороде появляются каменные жилые
дома с подклетками и крыльцами. Одностолпная
«Грановитая палата» двора архиепископа
Евфимия, построенные при участии западных
мастеров, имеет готические нервюрные
своды. В других палатах стены членились
лопатками и горизонтальными поясками,
что перешло в монастырские трапезные
XVI в.
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от
Новгорода, главный, Троицкий собор имел,
судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные
на разных уровнях, три притвора и декоративные
детали, близкие новгородским. Поставленный
в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии
Псковы и Великой, собор господствовал
над городом, который рос к югу, образуя
новые, огражденные каменными стенами
части, прорезанные улицами, ведущими
к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали
тип четырехстолпной трехапсидной приходской
церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным
пощипцовым покрытием. Галереи, приделы,
крыльца с толстыми круглыми столбами
и звонницы придавали этим, словно вылепленным
от руки приземистым постройкам, возводившимся
вне кремля, особую живописность. В псковских
бесстолпных одноапсидных церквях XVI в.
барабан с куполом опирался на пересекающиеся
цилиндрические своды или на ступенчато
расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде
улицы, имели бревенчатые мостовые и были
так же застроены деревянными домами.
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х
гг. Появляются первые белокаменные храмы.
Не сохранившийся Успенский собор и собор
Спаса на Бору с поясами резного орнамента
на фасадах восходили по типу к четырехстолпным
с тремя апсидами владимирским храмом
домонгольской поры. Во второй половине
XIV в. строятся первые каменные стены Кремля
на треугольном в плане холме при впадении
Неглинной в Москву-реку. На востоке от
Кремля расстилался посад с параллельной
Москве-реке главной улицей. Схожие по
плану с более ранними, храмы конца XIV –
начала XV вв. благодаря применению дополнительных
кокошников в основании барабана, приподнятого
на подпружных арках, получили ярусную
композицию верхов. Это придавало зданиям
живописный и праздничный характер, усиливавшийся
килевидными очертаниями закомар и верхов
порталов, резными поясками и тонкими
полуколонками на фасадах. В соборе московского
Андроникова монастыря угловые части
основного объема сильно понижены, а композиция
верха особенно динамична. В бесстолпных
церквах московской школы XIV- начала XV
вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя
кокошниками. В формировании к концу XV
в. централизованного государства выдвинуло
задачу широко развернуть строительство
крепостных сооружений в городах и монастырях,
а в его столице – Москве – возводить
храмы и дворцы, отвечающие ее значению.
Для этого были приглашены в столицу зодчие
и каменщики из других русских городов,
итальянские архитекторы и инженеры по
фортификации. Основным строительным
материалом стал кирпич. Московский Кремль,
вмещавший резиденции великого князя,
митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри,
был во второй половине XV в. расширен до
нынешних размеров, а посад охватил его
с трех сторон и был прорезан радиальными
улицами. На востоке от Кремля возникла
Красная площадь, часть посада была окружена
в 1530-х гг. каменной стеной, а затем каменная
стена Белого города и деревоземляная
стена Земляного города окружили столицу
двумя кольцами, что и определило радиально
- кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости,
защищавшие подступы к городу и созвучные
Кремлю по своему силуэту, со временем
стали композиционными центрами окраин
Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми
мостовыми вели к центру через увенчанные
башнями ворота Земляного и Белого городов.
Жилая застройка городских улиц состояла
в основном из деревянных домов, имевших
два – три этажа на подклетах, отдельные
крыши над каждой частью дома, средние
сени и крыльцо. Кремли других городов,
как и в Москве, следовали в своих планах
рельефу местности, а на ровных местах
имели правильные прямоугольные планы.
Крепостные стены стали выше и толще. Навесные
бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста
примененные итальянскими архитекторами
в Московском Кремле, появились и в кремлях
Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др.
Позднее башни стали декорироваться лопатками
и горизонтальными тягами, а бойницы –
наличниками. Свободнее от новых влияний
были крепости дальних Кирилло-Белозерского
и Соловецкого монастырей, с мощными стенами
и башнями, сложенными из крупных валунов
и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского
кремлевского дворца в Москве с огромным
одностолпным залом наделена чертами
западной архитектуры (граненый руст,
парные окна, ренессансный карниз), но
вся композиция дворца, слагавшаяся из
отдельных зданий с переходами и крыльцами,
близка к композиции деревянных хором.
В архитектуре Успенского собора Московского
Кремля, который было предложено строить
наподобие одноименного собора XII в. во
Владимире, традиции владимиро-суздальского
зодчества подверглись существенному
переосмыслению. Величественный пятикупольный
храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными
в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных
аркатурным фризом, мощнее по пропорциям
и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим
контрастом несколько суровым фасадам
собора служит интерьер с шестью равномерно
расставленными высокими тонкими столбами,
придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня
Ивана Великого, господствовавший не только
не только над Кремлем, но и над всей Москвой,
стал традиционным образцом для подобных
высотных доминант и в других русских
городах. Попытка перенести в русский
храм мотивы раннего венецианского Возрождения
привела к несоответствию ярусных членений
фасада. В других храмах второй половины
XV-XVI в. встречаются свойственные Московской
архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных
закомар, но их ритм менее динамичен, а
размеренные членения фасадов, украшенных
аркатурными фризами узорной кладкой
с терракотовыми деталями, делают храмы
нарядно-величавыми. Терракотовые детали
встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье,
например, в дворцовой палате в Угличе,
где венчающие щипцы над гладкими стенами
заполнены узорной кирпичной кладкой
с терракотовыми вставками. Фасады других
светских построек этого времени, как
правило, скромнее.
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных
церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие
избу с двухскатной крышей и пристройками.
Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные,
крыты шатром, а пристройки с двух или
с четырех сторон имеют криволинейные
кры-ши – «бочки». Их стройные пропорции,
контрасты фигурных «бочек» и строгого
шатра, суровых рубленых стен и резьбы
галереи и крылец, их неразрывная связь
с окружающим пейзажем – свидетельства
высокого мастерства народных мастеров
– «древоделей», работавших артелями.
Рост Русского государства и национального
самосознания после свержения татарского
ига отразился в каменных храмах-памятниках
XVI в. Являя собой высокое достижение московского
зодчества, эти величественные постройки,
посвященные важным событиям, как бы соединяли
в себе динамичность деревянных шатровых
церквей и ярусных завершений храмов XIV
– XV вв. с монументальностью соборов XVI
в. В каменных церквах-башнях ведущими
стали формы, присущие камню, - ярусы закомар
и кокошники вокруг прорезанного окнами
шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном
с куполом или же башни с куполами окружали
центральную, крытую шатром башню. Преобладание
вертикалей наделяло ликующей динамичностью
устремленную в высь композицию храма,
как бы вырастающего из окружающего его
открытых «гульбищ», а нарядный декор
придавал сооружению праздничную торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так
называемого крестчатого свода, опиравшегося
на стены, избавляло интерьер от опорных
столбов и позволяло разнообразить фасады,
которые получали то трехлопастное, то
имитирующее закомары завершение, то увенчивались
ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали
строить четырехстолпные пятикупольные
храмы, иногда с галереями и приделами.
Каменные одностолпные трапезные и жилые
монастырские постройки XVI в. имеют гладкие
стены, увенчанные простым карнизом или
пояском узорной кладки. В жилой архитектуре
господствовало дерево, из которого строились
и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские
дворцы, состоявшие из связанных переходами
многосрубных групп на подклетах.
В XVII в. переход к товарному хозяйству,
развитие внутренней и внешней торговли,
усиление центральной власти и расширение
границ страны привели к росту старых
городов и возникновению новых на юге
и востоке, к постройке гостиных дворов
и административных зданий, каменных жилых
домов бояр и купцов. Развитие старых городов
шло в рамках уже сложившейся планировки,
а в новых городах-крепостях пытались
внести регулярность в планировку улиц
и форму кварталов. В связи с развитием
артиллерии, города окружались земляными
валами с бастионами. На юге и в Сибири
строились и деревянные стены с земляной
засыпкой, имевшие башни с навесным боем
и низкими шатровыми крышами. Каменные
стены среднерусских монастырей в то же
время теряли свои старые оборонительные
устройства, становились более нарядными.
Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение
масштабов Москвы вызвало надстройку
ряда кремлевских сооружений. При этом
больше думали выразительности силуэта
и нарядности убранства, чем об улучшении
оборонительных качеств укреплений. Сложный
силуэт и богатую белокаменную резьбу
карнизов, крылец и фигурных наличников
получил теремной дворец, построенный
в Кремле. Возрастает число каменных жилых
зданий. B XVII в. они обычно строились по
трехчастной схеме (с сенями посередине),
имели подсобные помещения в нижнем этаже
и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных
зданиях часто был каркасным, а в каменных
– с деревянным потолком вместо сводов.
Порой верхние этажи каменных домов были
деревянными. В Пскове дома XVII в. почти
лишены декоративного убранства, и лишь
в редких случаях окна обрамлялись наличниками.
Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные,
с разными по высоте и форме крышами, имели
карнизы, междуэтажные пояса, рельефные
наличники окон из профильного кирпича
и украшались раскраской и изразцовыми
вставками. Иногда применялась крестообразная
схема плана, соединение под прямым углом
трехчастных зданий, внутренние лестницы
вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной
разбросанности к компактности и симметрии.
Это видно из сравнения деревянного дворца
в селе Коломенском с Лефортовским дворцом
в Москве. Дворцы церковных владык включали
церковь, а иногда, состоя из ряда зданий,
окружались стеной с башнями и имели вид
кремля или монастыря. Монастырские кельи
часто состояли из трехчастных секций,
образующих длинные корпуса. Административные
здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный
двор в Архангельске, имевший 2-этажные
корпуса с жильем наверху и складами внизу,
был в то же время и крепостью с башнями,
господствовавшей над окружающей застройкой.
Расширение культурных связей России
с Западом содействовало появлению на
фасадах домов и дворцов ордерных форм
и поливных изразцов, в распространении
которых известную роль сыграли белорусские
керамисты, работавшие у патриарха Никона
на постройке Ново-Иерусалимского монастыря
в Истре. Убранству патриаршего собора
стали подражать и даже стремились превзойти
его нарядностью. В конце XVII в. ордерные
формы выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила
та же эволюция от сложных и асимметричных
композиций к ясным и уравновешенным,
от живописного кирпичного «узорочья»
фасадов к четко размещенному на них ордерному
убранству. Для первой половины XVII в. типичны
бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные»
церкви с трапезной, приделами и колокольней.
Они имеют пять глав, главки над приделами,
шатры над крыльцами и колокольней, ярусы
кокошников и навеянные жилой архитектурой
карнизы, наличники, филированные пояски.
Своим дробным декором, живописным силуэтом
и сложностью объема эти церкви напоминают
многосрубные богатые хоромы, отражая
проникновение в церковное зодчество
светского начала и утрачивая монументальную
ясность композиции.
В первые десятилетия после монголо-татарского
нашествия возрождается живопись. В условиях
сильно сократившихся международных и
межобластных связей во 2-ой половине XIII
века и в начале XIV в. окончательно кристаллизуются
старые школы живописи и образуются новые.
В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода
уже со 2-ой половины XIII в. определяются
чисто местные черты, сложившиеся здесь
в росписях XII в.: ясный образ не осложненный
аллегориями, несколько элементарный
крупный рисунок, декоративная яркость
цвета. На исполненной Алексой Петровым
храмовой иконе церкви Николы на Липне
Николай чудотворец представлен как внимательный
наставник и помощник людям. Округлые
линии, нарядная орнаментация отразили
воздействие декоративных тенденций народного
творчества.
В городах Северо-восточной Руси, уцелевших
от нашествия живопись долгое время развивалась
на домонгольской основе. Художественные
мастерские были сосредоточены на архиерейских
и княжеских дворах, и их произведения
имеют церковный, либо кастовый княжеский
характер. Ростовские иконы XIII-XIV вв. характеризуются
просвечивающимися красками, нежным и
теплым колоритом. Большой популярностью
пользовались житийные иконы, в которых
ярко выражено литературное повествовательно
начало. С Ярославлем связано несколько
выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV
вв. Торжественной красотой выделяется
икона «Борис и Глеб», но место ее написание
точно не установлено.
В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа
живописи. Росписи Спасо-Преображенского
собора в Твери, исполненные местными
мастерами, были первой попыткой обращения
к монументальной живописи после татарского
нашествия. Для не очень высоких по качеству
тверских икон и рукописей характерны
белесые высветления и декоративные сочетания
белого, красного, голубого. Несколько
позже тверской возникла московская школа,
ранние памятники которой свидетельствуют
о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.
В XIV в. с началом широкого строительства
каменных храмов возрождается фресковая
живопись. Фрески собора Снетогорского
монастыря близ Пскова по стилю еще близки
к росписям Новгорода типа нередицких.
Новгородские росписи 2-й половины XIV в.
более свободны по характеру. Одни из них
исполнены выходцами из Византии: фрески
церквей Спаса на Ильине улице и Успения
на Волотовом поле. Другие написаны южными
славянами: фрески церквей Спаса на Ковалеве
и Рождества на кладбище и церкви Михаила
Архангела Сковородского монастыря.
Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса
на Ильине улице, исполненные Феофаном
Греком, а так же фрески Волотова, поразительные
по одухотворенной патетике образов и
артистизму. Росписи Феофана по их суровой
выразительности, исключительной свободе
композиции и письма не имеют себе равных
не только на Руси, но и в Византии. Хорошо
сохранились фрески угловой камеры на
хорах: образы, воплощающие аскетические
идеалы, отличаются психологической напряженностью,
техника письма – динамикой и оригинальностью
приемов, колорит предельной сдержанностью.
Божество и святые предстают у Феофана
в виде грозной силы, предназначенной
управлять человеком и напоминать ему
о подвигах во имя высшей идеи. Их темные
лики с бегло положенными белыми бликами,
по контрасту с которыми приобретают особую
звучность разбеленные желтые, малиновые,
синие тона одежд, оказывают на зрителя
непосредственное и глубокое воздействие.
Фрески церкви Федора Стратилата стилистически
близки к росписям Спаса на Ильине улице.
Возможно, что в их исполнении участвовали
русские мастера, учившиеся у греков.
Фреска повлияла и на стиль новгородских
икон XIV в., сделавшийся более свободным
и живописным. Произведения Псковских
иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой
лепкой и необычным колоритом, основанным
на сочетании оранжево-красных, зеленых,
коричневых и желтых тонов. Сумрачная
выразительность образов святых не псковских
иконах обнаруживает их известную близость
к работам Феофана Грека.
На севере в XIV в. сложилась вологодская
школа живописи. Ее известный представитель
– иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских
иконах преобладают темные, несколько
приглушенные тона. Стойкие на севере
архаические традиции делают иконы северного
письма XIV-XV вв. нередко похожими по стилю
на памятники более раннего периода.
Расцвет новгородской живописи произошел
в XV в. На новгородских иконах – специфический
подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр,
Параскева Пятница, Анастасия, Никола,
Георгий. Они ассоциировались в народном
сознании с силами природы и были призваны
охранять человека, его дом и хозяйство.
Иконография обнаруживает следы воздействия
языческих пережитков, фольклора, местных
исторических событий, быта. Необычайная
активность и известный демократизм общественной
жизни Новгорода способствовали сложению
в местной живописи особого идеала человека
– решительного, энергичного, сильного.
Новгородским иконам свойственны уверенный
жестковатый рисунок, симметрические
композиции, яркие холодные тона.
С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная
роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек,
Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил
Черный. В иконостасе Благовещенского
собора Московского Кремля, Феофан немного
увеличил размеры икон Христа, богоматери
и святых и достиг четкой выразительности
силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел
большое значение для последующего развития
русского высокого иконостаса. Созданная
Феофаном в Москве школа стимулировала
развитие местных мастеров, выработавших,
однако, отличный от феофановского стиль.
В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный
исполнили новую роспись Успенского собора
во Владимире. Эти фрески в традиционных
иконографических образах раскрывают
глубокий духовный мир и мысли современников.
Просветленные благожелательные лица
апостолов, ведущих за собой народ, мягкие
гармоничные тона живописи пронизаны
чувством умиротворения. Написанные несколько
позже Рублевым иконы звенигородского
чина – чисто русская интерпретация темы
деисуса. Образ благословляющего Христа
полон внутренней силы и мудрого спокойствия.
Рублев обладал редким даром воплощать
в искусстве светлые стороны жизни и душевного
состояния человека. В его работах не смену
внутреннему смятению аскетической отрешенности
образов Феофана приходят красота душевного
равновесия и сила осознанной нравственной
правоты. Произведения Рублева, являясь
вершиной московской школы живописи, выражают
идеи более широкого, общенационального
характера. В замечательной иконе «Троица»,
написанной для собора Троице-Сергиева
монастыря, Рублев создал образы, далеко
перерастающие узкие рамки разработанного
им богословского сюжета, воплотив идеи
любви и духовного единства. Фигуры ангелов,
сидящих, склонив головы друг к другу в
безмолвной беседе, образуют круг – символ
вечности, а плавные, гармоничные линии
навевают настроение светлой сосредоточенной
задумчивости. Нежные, тонко согласованные
тона, среди которых преобладают золотистый
и звонкий голубой, внутренняя свобода
точно найденной композиции с ее выразительным
ритмом находятся в тесной взаимосвязи
с глубоко человечным замыслом этого гениального
произведения.
В последней трети XV в. начинает свою художественную
деятельность Дионисий. В иконах и фресках
Дионисия и его школы, создававшихся в
период образования русского централизованного
государства во главе с Москвой, возрастают
известное единообразие приемов, внимание
мастеров к художественной форме, черты
праздничности и декоративности. Тонкий
рисунок и изысканный колорит икон Дионисия,
с сильно вытянутыми грациозными фигурами,
полны нарядной торжественности. Но в
психологическом плане его образы уступают
Рублевским. Созданные Дионисием и его
сыновьями Феодосием и Владимиром росписи
собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова
отмечены особой мягкостью колорита, красотой
подчиненных плоскости стены композиций
с как бы скользящими изящными фигурами.
Многочисленные работы Дионисия и художников
его школы вызвали повсеместные раздражения
им. В конце XV в. московские художники выезжают
в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья,
а лучшие мастера этих художественных
центров выезжают для работы в Москву,
где они знакомятся с творческими приемами
столичных живописцев. Московское искусство
постепенно нивелирует местные школы
и подчиняет их общему образцу.
В XVI в. укрепление государства и церкви
сопровождалось теоретической разработкой
вопросов о царской власти, об отношении
к ней церкви, о роли искусства в богослужении,
о способах воплощения церковных сюжетов.
Искусство под воздействием начетнической
богословской литературы становится надуманно
сложным, схоластически отвлеченным. Многочисленные
умозрительные аллегории и символы нередко
затемняют содержание и перегружают композицию.
Письмо мельчает, стиль теряет монументальность
и ясность. Несохранившаяся роспись Золотой
палаты московского Кремля, исполненная
на основе «Сказания о князьях Владимирских»,
наглядно иллюстрировала идею преемственности
власти московских самодержцев. Написанная
по случаю взятия Казани икона-картина
«Церковь воинствующая», представляющая
апофеоз Ивана Грозного, наполнена аллегориями
и историческими параллелями. В такого
рода произведениях политические, светские
тенденции становились преобладающими.
Еще сильнее эти тенденции выступали в
миниатюре ряда рукописных книг. Крупнейшие
книгописные мастерские находились в
Новгороде, Москве и Троице-Сергиевой
лавре. Фундаментальный «Лицевой свод»
содержит около 16 тысяч миниатюр. Военные
и жанровые сцены с почерпнутыми из жизни
бытовыми деталями выполнены в графической
манере и подцвечены акварелью. В них появляются
многоплановые построения пространства,
реальный пейзаж. Книгопечатание, первые
опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило
начало русской гравюре. Иван Федоров
нашел для нее художественное решение,
независимое от иконной и миниатюрной
живописи.
На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались
два течения в живописи, условно называемые
по фамилиям их ревностных сторонников
«годуновским» и «строгановским», первая
из них тяготела к строгому стилю икон
и монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала
так же типичную для мастеров XVI в. любовь
к царственной пышности, а при иллюстрировании
псалтырей возрождало старую традицию
оформления рукописей рисунками на полях.
Строгановская школа культивировала мелкое,
щегольски-утонченное письмо, сочетая
краски с золотом и серебром; иконы писались
для домашних молелен богатых феодалов
- ценителей изощренного мастерства. Несколько
изнеженная красота и беззащитная слабость
святых в расцвеченных одеждах, фон со
сложным фантастическим пейзажем характерны
для работ мастеров этой школы – Емельяна
Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев
Прокопия Чирина, семьи Савиных и др.
Польско-шведская интервенция начала
XVII в. задержала развитие искусства, но
к 1640-м годам художественное творчество
заметно оживилось. Расширился социальный
контингент заказчиков. Наряду с царским
двором, духовенством и боярами усиленное
строительство и украшение каменных церквей
и палат вели купцы и разбогатевшие посадские
люди. Растет число художников, порой недостаточно
профессионально подготовленных, что
снижает общий уровень мастерства. Но
среди выходцев из городских низов и государственных
крестьян было немало людей с ярким дарованием,
создавших росписи, иконы, миниатюры поражающие
свежестью мировосприятия, свободой и
разнообразием толкования сюжетов, смелостью
технических приемов. Искусство демократизируется,
становится более понятным и доступным,
приближается к народному мироощущению.
Известно много имен мастеров XVII в. – московских,
ярославских, костромских, нижегородских,
чаще всего работающих большими артелями:
одни мастера намечали композиции на стенах
церкви, другие писали лица, третьи – одежду
и драпировки, четвертые архитектуру и
ландшафты, пятые – орнаменты и т. д. Коллективное
творчество вырабатывало четко выраженное
единообразие. В иконописи 1-й половины
XVII в. прослеживаются традиции строгановской
школы. Автор иконы «Алексий, митрополит
московский» любовно расцвечивает и пышную
ризу святого, и затейливые облака фона,
и расстилающийся внизу пейзаж. В иконах,
рассчитанных на восприятие издали, формы
крупнее, линия энергичнее, силуэт выразительнее,
колорит проще и глуше. Монументальная
живопись развивается под заметным влиянием
иконописи и западноевропейской гравюры.
Умножаются сюжеты, сведенные к занимательному
рассказу с бытовыми деталями, масштабы
фигур уменьшаются, рисунок теряет былую
лаконичную выразительность, индивидуальные
образы вытесняются без конца повторяющимися
типами.
В середине XVII в. центром художественной
живописи становится Оружейная палата
Московского Кремля, сильно влиявшая на
русское искусство в целом. Ее живописцы
были мастерами широчайшего диапазона:
они выполняли стенные росписи, иконы
и миниатюры, раскрашивали мебель и домашнюю
утварь, писали царские портреты, оформляли
церковные и светские праздники и т. д.
И хотя частая смена занятий вырабатывала
у мастеров шаблонные приемы, Оружейная
палата поддерживала искусство на очень
высоком профессиональном уровне. Здесь
возникли первые в истории русского искусства
специальные трактаты о живописи, написанные
Иосифом Владимировым и Симоном Ушаковым,
ставившие проблему жизненного правдоподобия
иконных изображений. В живописи Ушаков
главное внимание уделял светотеневой
лепке формы, достигая мягкости переходов,
объемности изображения, настойчиво добиваясь
впечатления их реальности.
В XVII в. в русском искусстве появился новый
для него жанр – портрет. До середины XVII
в. авторы портретов еще следуют иконописным
принципам, и их работы мало отличаются
от икон. Позднее, не без влияния работавших
в России иностранцев, в портрете появляются
приемы западноевропейской живописи,
точно фиксируются черты лица, выявляется
объемность фигуры, хотя трактовка одежд
остается плоскостной, а изображение в
целом – застыло-неподвиж-ным.
Стенопись ярославских и костромских
иконописцев, работавших также в Москве,
Ростове, Романове и Борисоглебской слободе,
Вологде, Троице-Сергиевой лавре и других
городах, отмечена неисчерпаемой фантазией,
интересом окружающей действительности.
Мастера умели придать занимательность
и декоративность многофигурным, полным
динамики многоцветным росписям, покрывающим
стены и своды храмов живописным ковром.
Ряд сцен слагается в повествовательные
циклы со множеством тонко подмеченных
бытовых деталей и с мотивами реальных
пейзажей. Эти росписи, так же как иконы
в ярославской церкви Ильи Пророка и несколько
превосходных икон Семена Колмогородца,
пронизаны оптимистическим мироощущением
людей, еще робко, но радостно открывающих
красоту земной жизни.
Искусство XVII в., преимущественно повествовательное
и декоративное, стремилось к литературности
и внешней выразительности, достигавшейся
часто за счет весьма свободного истолкования
иконографических сцен и насыщения их
бытовыми деталями. Это, а также постоянный
интерес художников к портрету и к изображению
реальных построек и пейзажа подготовили
русское искусство к переходу на путь
светского развития. Этот переход был
невозможен, однако, без решительного
освобождения искусства от влияния церкви,
без внедрения в культуру светского начала,
которое несли с собой реформы Петра I.
Скульптура занимала особое место в художественной
жизни русского средневековья. Официальная
церковь относилась к ней отрицательно
как к пережитку идолопоклонства, но не
могла не считаться с ее популярностью
в народной среде. В те моменты истории,
когда объединение всех сил народа было
особенно важно, скульптура получала доступ
в храм, служа действенным проводником
актуальных идей. Поэтому в ней преобладают
сюжеты, которые в народном сознании связывались
с героическим или высоким нравственно-эстетическим
началом.
Обычно изваяния выполнялись в дереве,
хотя известны отдельные произведения
в металле: автопортрет мастера Аврама
на трофейных бронзовых вратах Софии Новгородской,
собранных им на рубеже XII – XIV вв.; серебряная
фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы
Овдокимова «с товарищами». Встречается
и скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина,
большие памятные кресты с рельефами.
Как правило, деревянная скульптура была
полихромной. Локальная роспись темперными
красками сближала ее с иконой. Эта близость
усугублялась тем, что рельефы не выступали
за плоскость обрамляющей изображение
нетронутой кромки доски, а уплощенные
фигуры, рассчитанные на строго фронтальное
восприятие, помещались в киотах с цветным
фоном, плотность цвета и весомость объема,
подкрепляя друг друга, создают особую
интенсивность декоративного звучания
скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости,
сохраняют цельность и мощь округлого
блока дерева. Неглубокие геометризованные
порезки, обозначающие одежды и доспехи,
подчеркивают монументальность объема
и непроницаемую твердость массы, по контрасту
с которой тонко моделированные черты
лица приобретают повышенную одухотворенность,
выявляя внутреннюю жизнь, сконцентрированную
в величественных, застывших фигурах.
Как и в живописи, в скульптуре возвышенная
идея выражалась ритмом, пропорциями,
силуэтом замкнутых композиций, наделяя
телесный облик святых напряженной духовностью,
лишенной индивидуальных черт.
В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала
в общих чертах ту же эволюцию, что и живопись,
от лапидарной, обобщенной трактовки статических
фигур к большей повествовательности
и свободе в передаче движения. Не связанные
непосредственно с византийской традицией,
скульптура была свободнее в воплощении
местного понимания идеалов нравственной
красоты и силы. В отдельных местных школах
ощущаются отзвуки дохристианских традиций.
Эти традиции, хотя и вызывали решительные
меры со стороны церкви по их искоренению,
нашли свое прямое развитие в народной
скульптуре XVIII – XIX вв.
Возрождение декоративно-прикладного
искусства в послемонгольское время было
осложнено тем, что многие мастера были
угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен.
С середины XIV в. оживляется ювелирное
искусство. Оклад «Евангелия боярина Федора
Кошки» с чеканными рельефными фигурами
в многолопастных обрамленьях и с тончайшей
сканью, яшмовый потир работы Ивана Фомина
с чеканкой и сканью, чеканные кадила,
«сионы», воспроизводящие формы шатровых
и купольных храмов, братины, ковши, чаши,
литой с чеканкой панагиар новгородского
мастера Ивана сохраняют тектоническую
ясность формы и орнамента, подчеркивающего
строение предмета. В XVI в. чеканка и скань
дополняются финифтью. В XVII в. развивается
растительная орнаментация, сплошь оплетающая
изделия. Московская и сольвычегодская
финифть, теряя в тонкости исполнения
и цельности колористической гаммы, выигрывает
в яркости и богатстве оттенков, соперничая
с блеском драгоценных камней. По заказу
Строгановых в Сольвычегодске изготовляются
предметы «усольского дела», расписанные
яркими сказочными цветами по белой грунтовой
эмали. Появляются сюжетные изображения,
носящие отпечаток западноевропейского
воздействия. С XVI в. применяется чернь
с ясным красивым рисунком, соответствующим
форме изделий. Со 2-й половины XVII в. и в
черни нарастает узорчатость, распространяются
восточные мотивы. Лишь к концу столетия
возрождается более строгий орнамент.
Большое распространение получает басма,
покрывающая изделия из дерева, украшающая
фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется
орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный
из византийских и балканских рукописей.
В XVII в. ее причудливые растительные узоры
приобретают чисто русский характер. Увлечение
в XVII в. пышной орнаментикой приводит к
утрате художественной меры, в особенности
при украшении предметов драгоценными
камнями и жемчугом, из которых компонуются
узоры, прежде выполнявшиеся из золота.
Ту же эволюцию испытало литье из цветных
металлов – от Царь-пушки Андрея Чохова
до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в
московском Успенском соборе и до оловянных
ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в
изделиях из железа наблюдается увлечение
узорностью форм: кованые решетки московской
церкви Георгия Неокесарийского, врата
из просеченного железа в рязанском Успенском
соборе, петли и дверные ручки рядовых
зданий.
В памятниках резьбы по кости XV в. видны
неизжитые формы «звериного стиля» в ажурном
орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского
историко-художественного музея сказались
удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия.
В XVII в. искусство резчиков из Холмогор
ценится высоко в Москве, где они работают,
украшая свои изделия птицами и зверями
«в травах». Особенно хороши многочисленные
ларцы с крупным сквозным растительным
орнаментом.
До нас дошли немногие крупные образцы
резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый
по силуэту Людогощинский крест из Новгорода,
украшенный сложным орнаментом и изображениями
святых. Больше сохранилось мелких деревянных
изделий, среди которых тонкостью и красотой
исполнения выделяются работы мастера
Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу проникают
элементы восточного искусства. Виртуозная
мелкая плоскорельефная ажурная резьба
царских врат из церкви Иоанна Богослова
на Ишне близ Ростова, выполненных иноком
Исаией. Трон Ивана Грозного с шатром и
резными историческими сценами и святительские
места XVI-XVII вв. при относительно дробном
узоре отличаются архитектурной четкостью
сложно скомпонованных завершений. Изощренная
ярославская ажурная резьба напоминает
четкостью форм металл. С середины XVII в.
в Москву приезжает ряд белорусских резчиков
во главе с Климом Михайловым, которые
вводили западноевропейские барочные
формы. «Белорусская резь» получила распространение
в иконостасах, поражающих богатством
и разнообразием деталей. Ее формы были
также использованы в наружном белокаменном
декоре. Если разнообразные деревянные
ковши и блюда XVI-XVII вв. отличались мягкой
пластикой округлых форм, оттененных легким
геометрическим орнаментом, то в мебели
использовались крупные ажурные растительные
мотивы. Геометрическая трехгранновыемчатая
резьба украшала ларцы, свечные ящики,
столики. Нередко в мебели применялись
формы, заимствованные из архитектурного
декора. Резные изделия часто пестро раскрашивались.
Роспись была преимущественно орнаментальной.
По технике и характеру она долгое время
сохраняла связь с иконописью. По-видимому,
в XVI в. появляется «золотая» роспись деревянной
посуды, известная позднее как хохломская.
Роспись распространяется на стены, оконное
стекло, резной декор в интерьере. Нередко
орнаментальные побеги сплошь покрывают
поверхность предметов. Эти мотивы просуществовали
в русских областях вплоть до последнего
времени. В XVII в. на мебели и посуде появляется
«битийное письмо» - бытовые сцены, сказочные
существа и т. д.
Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна
по форме. Лишь с XVI в. применяются «морение»
и лощение. На флягах XVII в. появляется геометрическая
орнаментация, а затем плоскорельефные
изображения фигур. Многие изделия воспроизводят
металлические формы, в орнаментации видно
влияние деревянной резьбы. С конца XV в.
фигурные балясины и красные терракотовые
плитки, украшенные пальметтами, а порой
покрытые светло-охряной глазурью, включаются
в декор фасадов. В XVII в. изготовляются
для убранства зданий зеленые изразцы
с рельефными бытовыми и военными сценами.
С середины XVII в. белорусские мастера выполняли
многоцветные изразцы для собора Ново-Иерусалимского
монастыря в Истре.
Шитье имело много общего с живописью.
Лучшие мастерские шитья были в XVI в. сосредоточены
в Москве при царском дворе. Из мастерской
Старицких вышли две большие плащаницы,
отличающиеся глубинно психологической
характеристики персонажей и безупречной
артистической техникой.
Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими
и растительными мотивами, восходящими,
возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят
восточные и западные орнаменты привозных
шелковых тканей. В конце XVII в. появляется
трех- и четырехцветная набойка. В течение
XIV-XVII вв. существовало высокоразвитое
узорное ткачество, о чем свидетельствует
паволока иконы «Звенигородского чина»
Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение
золотное кружево с геометрическими сетчатыми
мотивами либо с растительными элементами.
Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные
бляшки, цветной просверленный камень.
Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном
льняном кружеве до XX в.
В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось
под большим влиянием церкви. В архитектурных
памятниках преобладают церкви, в памятниках
живописи – иконы. Также было сильно влияние
византийских мотивов на развитие Руси
в это период. Лишь часть ремесел не подверженная
этому влиянию развивалась самостоятельно.
Выход русского искусства из под влияния
церкви начался лишь в конце XVI – начале
XVII вв., что дало мощный толчок для развития.