Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:00, доклад
Русский народный танец прошел удивительно долгую эволюцию. В исторических документах русский танец «дебютировал» в 907 году. Официальное упоминание касается танца с медведями, который демонстрировался гостям в Киеве на праздновании победы над греками Вещим Олегом.
Кроме того, что русский танец, как и творчество любой нации, отражает темперамент, уклад, характер и переживания своего народа, он имеет несколько ярких особенностей, которые, несомненно, выделяют его на фоне мировой танцевальной культуры.
По-разному складывалось исполнение перепляса.
Иногда один из пляшущих, особенно если он встречался с незнакомым соперником, постепенно усложнял свои движения, приберегая самые сложные под конец перепляса.
А другой сразу ошарашивал противника каким-нибудь эффектным коленцем.
Плясуны исполняли не только заранее подготовленные и выученные движения, но часто импровизировали в момент пляски. Исполнители и музыканты постепенно входят в азарт соревнования, эмоциональная напряженность усиливается, темп убыстряется.
Зрители, окружившие пляшущих, не остаются равнодушными к переплясу двух мастеров. Они всячески поощряют их, подкрикивают, притопывают, хлопают в ладоши, громко считают фигуры — колена, исполняемые плясунами. Зрители строго следят за исполнителями и не дают им повторять одни и те же движения.
По правилам перепляса повторяемые движения в счет не идут. Каждый из зрителей переживает и болеет за одного из пляшущих, поддерживает и подзадоривает его. Болельщики спорят друг с другом, кто из плясунов легче и виртуознее пляшет, кто выйдет победителем и т. д. Вот один из плясунов начинает повторять движения, а другой показывает все новые и новые, победа явно на его стороне. «Тридцать фигур!» — громко объявляют его болельщики, а у соперника всего лишь двадцать три. Соперник уходит побежденным до следующего состязания. Многие месяцы он будет придумывать новые колена, чтобы вновь встретиться со своим противником и победить его. А бывает и так: побежденный чувствует, что он много слабее своего противника, и больше никогда не выходит с ним на перепляс, сдается.
Иногда состязание заканчивалось вничью, и соперники с достоинством расходились до новой встречи на следующем празднике. Порой такой творческий спор затягивался на многие годы. То побеждал один плясун, то другой, или они вновь расходились непобежденные, и в народе говорили про таких плясунов: «Старые, упрямые соперники»— и с нетерпением и любопытством ожидали их новой встречи.
Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие — при исполнении не улыбаться. Плясуны, исполняя различные движения, должны были сохранить невозмутимое и серьезное выражение лица, а зрители, стоявшие вокруг, старались рассмешить их. Если кто-нибудь из плясунов первый улыбнется или рассмеется, он сразу же выбывал из перепляса.
Со временем в переплясе появились новые правила: колена, показанные соперниками, не повторяются, или оба пляшут одновременно, не придерживаясь тех правил исполнения традиционного перепляса, о которых говорилось выше. С изменением бытового уклада и отношений между людьми изменился и состав перепляса. В нем стали принимать участие девушки и молодые женщины, а также пожилые люди, как мужчины, так и женщины.
Теперь перепляс могут исполнять мужчина и женщина или две женщины. В переплясе появились новые черты исполнения, возникают новые разновидности перепляса. В перепляс, особенно когда его исполняют две женщины, органично вошла частушка. В таком случае это соревнование не только в пляске, но и в остроумии и в поэтическом творчестве.
Перепляс и в настоящее время является в народе одним из популярных видов русского народного танца. Это очень доступный вид русской пляски. Все желающие могут принять в нем участие, хотя одновременно участвуют только двое. В народе есть много талантливых плясунов, которые продолжают развивать традиции перепляса и соревнуются между собой, выявляют сильнейших.
Во многих областях России дома народного творчества проводят такие состязания: сначала по деревням, затем по районам, а лучшие плясуны уже выступают на областных смотрах.
Характер исполнения перепляса — соревнование — очень близок по духу нашему времени. Массовый пляс часто можно увидеть сейчас на демонстрациях, на вечерах в клубах и дворцах культуры, на свадьбах и т. д.
На сцене, как в исполнении профессиональных коллективов, так и коллективов художественной самодеятельности массовый пляс встречается, к сожалению, очень редко.
И в заключение.
Хранить наследие — значит развивать его. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Русскому народному танцу надо учить, поскольку многие по-настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, используя все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создавать на сцене средствами танца правдивые высокохудожественные образы русского человека.
Информация о работе Русская национальная танцевальная культура. Русский бытовой танец. Переплясы