Русский характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 16:41, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ условий формирования русского характера.
Задачами:
1. Изучить национальный характер русского народа по его сказкам былинам.
2. Рассмотреть основные черты русского характера.
3. Проанализировать особенности русского характера.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НАРОДА ПО ЕГО СКАЗКАМ И БЫЛИНАМ……………………………………………………………………… 4
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА……... 7
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА………….. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….... 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ РУССКИЙ ХАРАКТЕР.docx

— 41.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ ПО КУЛЬТОРОЛОГИИ

ТЕМА: «РУССКИЙ ХАРАКТЕР»

 

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ: МАНДРЫГИНА ТАТЬЯНА

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НАРОДА ПО ЕГО СКАЗКАМ И БЫЛИНАМ……………………………………………………………………… 4

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА……... 7

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА………….. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….... 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...  15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные исследователи все чаще обращают внимание на роль русского национального характера, его необычность и непонятность, возбуждает живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.

Русский народ до сих пор сам не может понять себя, объяснить или хотя бы оправдать свое поведение в той или иной ситуации, хотя и признает за собой некоторую нелогичность и не прямолинейность поведения, о чем свидетельствуют бесконечные байки и анекдоты.

Проблема русского характера достаточно сложна, и в ее изучении необходим комплексный подход.

Актуальность данной темы обусловлена определенным теоретическим интересом к русскому характеру, условиям его формирования, что предопределило цель и задачи данной работы.

Целью данной работы является изучение и анализ условий формирования русского характера.

Задачами:

    1. Изучить национальный характер русского народа по его сказкам былинам.
    2. Рассмотреть основные черты русского характера.
    3. Проанализировать особенности русского характера.

 

 

 

 

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НАРОДА ПО ЕГО СКАЗКАМ И БЫЛИНАМ

 Русский национальный характер воплощается в культурной деятельности как своего рода духовный настрой, духовная атмосфера. Западным исследователям мы интересны, но не понятны. Мы и сами себя не вполне понимаем, и, пожалуй, даже непонятность, недоступность рассудку наших поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера.

Характер народа, считает Б.П.Вышеславцев, его основные черты заложены на бессознательном уровне, в области подсознания. В особенности это применимо к русскому народу. Область подсознательного в душе русского человека занимает исключительное место.

Чтобы понять душу народа, надо проникнуть в смысл его ценнейших произведений народного творчества, т.е. в его эпос, сказки, былины, поэзию и т.д. Анализируя русские сказки можно определить наиболее свойственные черты характера, страхи и мечты русского народа.

 Русская сказка показывает нам, чего русский народ боится: он боится бедности, еще более боится труда, но всего более боится «горя», которое как-то страшно является к нему, как будто по его собственному приглашению, привязывается к нему и не отстает. «Замечательно тоже, что «горе» здесь сидит в самом человеке: это не внешняя судьба греков, покоящаяся на незнании, на заблуждении, это собственная воля, или скорее какое-то собственное безволие».[2; С 8] Но есть еще один страх в сказках русского народа - это страх разбитой мечты, страх падения с небес.

В русской сказке развернута вся гамма желаний– от самых возвышенных до самых низких. В ней самые заветные мечты русского идеализма, и самый низменный житейский «экономический материализм». Так известна мечта русского народа о таком «новом царстве», где распределение будет построено на принципе «каждому по его потребностям», где можно наесться и напиться, где стоит «бык печеный», где молочные реки и кисельные берега. А главное – там можно ничего не делать и лениться. Такова, например известная сказка о лентяе Емеле, который предстает отнюдь не как отрицательный персонаж. Так же можно сказать и про сказку «о хитрой науке», при которой «..можно не работать, сладко есть и чисто ходить..». Есть целый ряд сказок, в которых «хитрая наука» оказывается не чем иным, как искусством воровства. При этом счастье обыкновенно сопутствует лентяю и вору. Можно отметить, тот факт, что сказки беспощадны: они разоблачают все, что живет в подсознательной душе народа, и притом в душе собирательной, охватывающей и худших его сынов. Сказка раскрывает все, что тщательно скрыто в жизни, в ее официально благочестии и в ее официальной идеологии.

Произведения народного творчества оказались вещими и пророческими для русского народа. Так, например, «хитрая наука» о «легком хлебе» оказалась «научным социализмом» Маркса. Эта наука учила народ, что воровство есть не воровство, а «экспроприация экспроприаторов». «Хитрая наука» объясняла, как попасть в то царство, где можно наесться и напиться, где можно лежать на печи и все будет исполняться «по щучьему велению»: туда можно смело прыгнуть, выражаясь вульгарно; а на языке строгой науки: «совершить прыжок из царства необходимости в царство свободы». Правда, всё это оказалась сном и рассеялась, как сон; но и это предвидит русская сказка. Ведь в ней живет не только народная глупость, но и народная мудрость.

Много пророчеств можно найти в наших сказках, но есть в нашем эпосе одна былина, которая обладает положительным ясновидением, - это былина об Илье Муромце и его ссоре с князем Владимиром. Илья Муромец воплощает главную опору и силу русской земли. Вместе с тем он есть главная и постоянная опора престола и церкви. Илья Муромец – олицетворение крестьянской Руси, устроил вместе с самой отвратительной чернью, с пьяницами и бездельниками, настоящий разгром церкви и государства, внезапно он стал разрушать все, что он признавал святыней и что защищал всю свою жизнь». [2;C 11]

Безусловно, в этой былине ясно виден весь русский характер: несправедливость была, но реакция на нее совершенно неожиданная и стихийная. Это стихийное отрицание общепринятых ценностей идеалов, моральных норм культуры, мгновенно уничтожающий все, чему народная душа поклонялась, и сознающий притом свое преступление. Это не есть восстановление нарушенной справедливости в мире, это есть неприятие мира, в котором такая несправедливость существует. Однако можно отметить, что она оканчивается более благополучно, чем окончилась русская революция.

Вот этого пророческого предупреждения, совершенно ясно высказанного в русском былинном эпосе, не поняла русская монархия, чем и обрекла себя на неминуемый крах.

Такова мудрость эпоса – подсознательная душа народа высказывает в нем то, чего она в тайне желает или чего боится. В этих подсознательных силах заключено все прошлое и будущее.

Те образы и символы, которые приведены выше, отнюдь не являются, однако, вершиной народного творчества, пределом полета фантазии. Полет фантазии русского народа всегда направлен в «иное царство», в «иное государство». Он оставляет далеко внизу все ежедневное, будничное, но также и все мечты о сытости, и все утопии жирного неба. «Иная страна» - бесконечно далекая манит героя русской сказки – Ивана Царевича, где он  ищет невесту, «ненаглядную красоту», а по другим сказкам «Василису Премудрую». Вот лучшая мечта русской сказки. Трудно найти, трудно похитить эту невесту, и вместе с тем это вопрос жизни и смерти.

Василиса Премудрая - это красота и мудрость запредельная, потусторонняя, но странным образом связанная с красотою сотворенного мира. Всё живое в природе ей повинуется. Она связна с душою природы, и она же учит людей, как строить жизнь, как творить красоту. Пока Царевич с нею, для него нет трудностей в жизни, Василиса Премудрая выручает его из всякой беды. Настоящая беда только одна, если он забудет свою невесту.

Такова, судя по сказкам, главная и самая красивая, мечта русского народа, формирующая национальный характер. 

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО

Просматривая труды исследователей, можно сказать,  неоценимый вклад в изучение русского национального характера внесла книга русского философа Н.О. Лосского «Характер русского народа». В своей книге Н.О. Лосский дает перечень основных черт, присущих русскому характеру – это религиозность, нравственность, свободолюбие, доброта, жестокость, чувство и воля,

Основной и наиболее глубокой чертой русского народа считается его религиозность и связанное с нею искание абсолютной правды. Русский человек, по его мнению, обладает чутким различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенства всех наших поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра.

«Иностранцы, внимательно наблюдавшие русскую жизнь, в большинстве случаев отмечают, выдающуюся религиозность русского народа. Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…»[6; С 15].

В связи с этим, христианство в России было в своей сущности именно как религия любви. Рассматривание развития событий, религиозность русского народа, должна была выразиться в учениях о том, что принципы христианства следует осуществлять не только в личных индивидуальных отношениях, но и в законодательстве и в организации общественных и государственных учреждений. Православное духовенство пыталось выступить в литературе с этой идеей, но правительство систематически подавляло такие стремления. Цель религиозной жизни, есть только забота о личном спасении души.

Весьма интересным фактом представляется, что у русских революционеров, ставших атеистами, место христианской религиозности заняло фанатическое стремление осуществить своего рода Царство Божие на земле без Бога, на основе научного знания.

Высокое развитие нравственного опыта просматривается во всех слоях русского народа. Они проявляют особый интерес к различению добра и зла и чутко различают примеси зла к добру.

К числу особенно ценных свойств русского народа принадлежит чуткое восприятие чужих душевных состояний. Отсюда получается живое общение даже и малознакомых людей друг с другом. У русского народа высокоразвито индивидуальное личное и семейное общение. В России нет замены индивидуальных отношений социальными, нет личной и семейной изоляции. Поэтому, попав в Россию человек не  чувствует себя одиноким.  Именно эти свойства есть главный источник признания обаятельности русского народа.

К числу первичных основных свойств русского народа, принадлежит могучая сила воли. Страсть есть сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленных на любимую или ненавидимую ценность. Чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость суть порождения этой страстности. Можно сказать, проявление массовой русской страстности фанатической нетерпимости это история старообрядчества. Потрясающим проявлением религиозных страстей было самосожжение многих тысяч старообрядцев.

В русском революционном движении много примеров политической страстности и могучей силы воли. Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского характера. Сила воли русского народа обнаруживается еще и в том, что русский человек, заметив какой-либо свой недостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество.

Недостатков много в русском характере, но сила его воли в борьбе с ними способна преодолевать их.

К числу первичных свойств русского характера, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, относится и любовь к свободе и высшее выражение ее – свободу духа. Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже  на опыте. Вследствие свободного искания правды русским людям трудно столковаться друг с другом, поэтому в общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства.

Одна из причин абсолютной монархии, иногда граничащей с деспотизмом, заключается в том, что трудно управлять народом с анархическими наклонностями. Такой народ предъявляет чрезмерные требования к государству.

Говорят иногда, что у русского народа – женственная природа. Мое мнение таково, что русский народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство мужественен, но в нем особенное сочетание мужественной природы с женственной мягкостью. Кто жил в деревне и вступал в общение с крестьянами, у того, наверное, всплывут в уме воспоминания об этом прекрасном сочетании мужества и мягкости.

Доброта русского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается. Он начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.

Русский человек всегда с открытой душой, в нем присутствуют легкость и простота в общении с людьми, без условностей, без внешней привитой вежливости, но с теми достоинствами вежливости, которые вытекают из чуткой естественной деликатности.

Однако, у положительных качеств нередко бывают и отрицательные стороны. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира и добрых отношений с людьми, во что бы то ни стало.

Информация о работе Русский характер