Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:57, реферат
Рыцарская культура Средневековья, рыцари, турниры, доспехи, ну и конечно же прекрасные «Дамы сердца» - очень занимательная и интересная тема. Сколько поэтов, писателей и режиссеров прославили эту, на первый взгляд мрачную и неказистую, эпоху. Но такова ли она на самом деле? Главная задача, возникшая передо мною, состоит в том, чтобы как можно глубже изучить рыцарскую культуру Средневековья. Я считаю, что историческая память человечества обошлась со средневековьем не справедливо, его считали всего лишь некоторой промежуточной эпохой.
История слова……………………………………………………………………………………..стр.
3. Место в обществе………………………………………………………………………………..стр.
4. Возникновение военной элиты…………………………………………стр.
5. Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря. Рыцарские ордена………………………………………………………….стр.
6. Особенности воспитания и образования юных рыцарей…………….стр.
7. Церемония посвящения в рыцари……………………………………………………..стр.
8. Светская жизнь………………………………………………………….стр.
8.1. Нравы и мода………………………………………………………..стр.
8.2. Рыцарские турниры……………………………………………………………………..стр.
9. Культ Прекрасной Дамы……………………………………………….стр.
9.1. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе………………………………………………….стр.
9.2. Идея служения в любовных отношениях…………………………………….стр.
9.3. Куртуазные идеалы и реалии жизни………………………………стр.
10. Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья…....стр.
11. Заключение…………………………………………………………….стр.
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2. История слова…………………………………………………………………
3. Место в обществе…………………………………………………………
4. Возникновение военной элиты…………………………………………стр.
5. Влияние церкви на создание
образа идеального благородного рыцаря.
Рыцарские ордена………………………………………………………….
6. Особенности воспитания и образования юных рыцарей…………….стр.
7. Церемония посвящения в рыцари……………………………………………………..
8. Светская жизнь………………………………………………………….
8.1. Нравы и мода………………………………………………………..
8.2. Рыцарские турниры……………………………………………………………
9. Культ Прекрасной Дамы……………………………………………….стр.
9.1. Воспитание благородных
девиц и положение женщины в средневековом
обществе………………………………………………….
9.2. Идея служения в любовных отношениях…………………………………….стр.
9.3. Куртуазные идеалы и реалии жизни………………………………стр.
10. Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья…....стр.
11. Заключение……………………………………………………
12. Список литературы…………………………………
1.Введение
Рыцарская культура Средневековья, рыцари, турниры, доспехи, ну и конечно же прекрасные «Дамы сердца» - очень занимательная и интересная тема. Сколько поэтов, писателей и режиссеров прославили эту, на первый взгляд мрачную и неказистую, эпоху. Но такова ли она на самом деле? Главная задача, возникшая передо мною, состоит в том, чтобы как можно глубже изучить рыцарскую культуру Средневековья. Я считаю, что историческая память человечества обошлась со средневековьем не справедливо, его считали всего лишь некоторой промежуточной эпохой. Однако, это далеко не так. Средневековая культура – это яркий и очень интересный этап в истории человечества и вовсе не является «темным столетием», как его часто принято называть. Именно в средние века возникли предпосылки и некоторые элементы современной цивилизации, тогда же начали зарождаться европейские нации, формироваться современные государства и языки, а так же многие другие культурные ценности. Одной из этих культурных ценностей, на мой взгляд, является рыцарская культура Средневековья. О ней я и хочу поговорить. Но прежде необходимо определиться с тем, что мы называем Средневековьем, и с тем, что понимаем под словом «рыцарство».
Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры. Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. При этом сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико.
Рыцарство (благородное дворянство) – это особое социальное сословие, особый социальный институт Средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы.
2. История слова
Итак, кто же такой «Рыцарь», откуда произошло и что означает это слово? Попробую разобраться. «Рыцарь» (Ritter) в переводе с немецкого означает «всадник», однако это слово стало широко использоваться для обозначения рыцарства ближе к концу Средневековья. Поначалу же рыцарь именовался на латинский манер miles, что в буквальном переводе означает «воин», и в эпоху того времени этим словом величали либо просто военного, либо, практически любого человека, находящегося на королевской службе. И только позже при Карле Мартелле, первом военном реформаторе из династии Каролингов, этому термину придали дополнительный смысл, а именно словом miles стали называть в первую очередь военную элиту, тех, кто мог позволить себе приобрести боевого коня и соответствующее вооружение. Сам Карл при этом не особенно интересовался происхождением воина. При нем любой свободный человек, достаточно обеспеченный, чтобы служить в элитных частях каролингской армии — в кавалерии, — именовался «рыцарем», или «конным всадником» (caballarius).
Есть еще одно определение слову «рыцарь», которым пользовались средневековые юристы, это — «свободный человек, два поколения предков которого носили оружие». Но я убедилась в том, что ограничения, которые накладывало это определение, были весьма условными, потому, что к рыцарскому сословию мог присоединиться практически любой человек из любого социального слоя. Остается, однако, невыясненным, что же позволяло людям, различным и по богатству, и по общественному положению, что в средние века играло очень важную роль, причислять себя к одному и тому же сообществу «воинов», milites.
3. Место в обществе
Рыцарство стало подлинным феноменом Средневековья благодаря совершенно особому промежуточному общественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком, так как выполняет приказы своего господина — будь то король или сеньор, отдающий приказ вассалу. В то же время рыцарь служит господину по доброй воле, самостоятельно принеся клятву вассальной верности. В силу своих обязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей, но и от, многих свободных. Получается, что рыцарь — человек, стоящий между «свободным» и «несвободным», между духовной особой и мирским человеком. Но еще одно, более интересно деление по другому признаку. Воин ,безусловно, не особа духовного звания, поскольку его профессия — военное дело. Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового сознания поделить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское и небесное, церковь и миряне) воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики системы. Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.
Рыцарская культура средневекового
Запада начала формироваться в X—XIII веках.
Основной идеей этой культуры стал образ
рыцаря как защитника: сначала — просто
защитника слабых и беспомощных от вполне
реального внешнего врага, а затем — как
защитника христианского мира в целом.
Враги, угрожавшие христианскому миру,
в изобилии находились во все века — от
арабов на юго-востоке континента и на
Ближнем Востоке до венгров на востоке
владений христианского мира рубежа тысячелетий.
Пожалуй, можно с большой долей уверенности
утверждать: рыцарство стало рыцарством
в полной мере лишь тогда, когда осознало
себя духовным братством, связанным невидимыми
узами и обязанностью защищать братьев
по вере.
Эта концепция превосходно
подкреплялась и с юридической точки зрения
— в том смысле, что рыцарь должен был
обладать наследственным правом на ношение
оружия, а следовательно, и навыками обращения
с оружием. Как раз в ту эпоху, в X—XI веках,
понятие рыцаря, ставшее почетным и кое-где
даже вытеснившее традиционные титулы
дворянства, включает в себя не только
тех, кто действительно с оружием в руках
охранял границы государства или графства,
но также и тех, кто скитался по всей Западной
Европе в поисках службы у богатого сеньора
или при каком-нибудь войске.
Образ жизни рыцаря — это образ жизни
человека, полностью посвятившего себя
воинскому делу. К концу XI — началу XII века
среди рыцарей было сравнительно немного
тех, кто сам работал на собственном поле:
рыцари либо разорялись и пускались скитаться,
либо богатели, приобретали крупные феоды,
получали за службу в войске сеньора бенефиции
и перепоручали хозяйственные дела своим
зависимым людям. Воинское ремесло отнимало
у воинов все больше и больше времени.
Престиж конного воина возрастал по мере
того, как кавалерия становилась главной
ударной силой любой армии, а значение
пехоты постепенно снижалось. В армиях
некоторых западноевропейских государств
того времени конные воины даже получали
денежное жалованье, что подчеркивало
их особое положение.
Разорившиеся рыцари, не нашедшие
себе места при войске, могли наняться,
к примеру, охранять купеческий караван.
И поскольку они и здесь выступали в роли
защитников других людей, никто не мог
оспорить их прав называться рыцарями.
Точно так же, на основе немногочисленных
формальных требований, рыцарями смело
называли себя участники многочисленных
полуразбойничьих групп, скитавшихся
по дорогам христианского мира.
4. Возникновение военной элиты
В это же время с невероятной быстротой увеличивалось количество военных, принадлежавших к семьям крупных и мелких феодалов.
Как утверждает Жак ле Гофф в своей книге «Цивилизация средневекового Запада», именно в период с X по XI века происходит тот ряд изменений в идеологической сфере жизни светского общества, который и подарил истории институт рыцарства, как совершенно новое уникальное историческое явление.
Уже при Карле Великом из сообщества вечно воюющих мужчин выделилась элита, довольно широкий круг лиц, связанными между собой имущественными и личными интересами.
Окончательное расслоение было закреплено в XI веке легендарной формулой Адальберона Ланского: «Одни молятся за всех – oratores, вторые защищаются себя и других оружием – bellatores, третьи – laboratores – кормят и одевают весь народ» [6].
Почётный титул рыцаря (от нем. “ritter” – «всадник») появился к концу X века, а ещё через сто лет – рыцарство. Внутри этого семейства были старшие и младшие, хозяева за́мков, целых областей и те, кто имел в собственном владении некоторое количество зависимой обслуги и то имущество, которое позволяло участвовать во всех мероприятиях, приличествующих званию: milites – городские рыцари; caballarii – сельские рыцари; domini, seniors – крупная сеньориальная знать (графы, виконты, бароны) [5].
Но все они чувствовали себя людьми одной крови, одной «породы». В битвах XI и XII веков рыцарское сословие осознало свою значимость и закрепило за собой те привилегии, которые позволяли человеку гордиться своей службой, превращая её в почётную обязанность, в служении церкви, монарху, своему сеньору или всему благородному братству.
«Рыцари… Неустрашимые воины, преданные вассалы, благородные слуги прекрасных дам, галантные кавалеры… Неустойчивые в бою, неверные слову, алчные грабители, жестокие угнетатели, дикие насильники, кичливые невежды… Всё это рыцари» [2, с. 37].
И вот вокруг этих-то противоречивых созданий вертелась, в сущности, история европейского Средневековья. Потому что они в те времена были единственной реальной силой. Ведь рыцарь – это, прежде всего, профессиональный воин. Кроме того, тяжеловооружённый всадник должен быть богатым человеком. Снаряжение рыцаря и коня стоило весьма дорого – «ещё в конце первого тысячелетия, когда счёт вёлся не на деньги, а на крупный рогатый скот, комплект вооружения, тогда ещё не столь обильного и сложного, вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобылиц. А это величина стада или табуна целой деревни» [2, с. 37].
Но мало было взять в руки оружие – им надо уметь отлично пользоваться. А этого можно было достичь только беспрестанными и весьма утомительными тренировками с самого юного возраста (мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспех – известны полные комплекты для 6-8-летних детей). Крупные владетели могли содержать при дворе лишь небольшое число таких воинов. Выход нашёлся: мелкие землевладельцы обязывались королём работать определённое время на крупного, снабжать его нужным количеством продуктов и изделий ремесла, а тот должен быть готовым служить королю в качестве тяжеловооружённого всадника оговоренное количество дней в году.
На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная система. И постепенно, к XI-XII векам тяжеловооружённые всадники превратились в касту рыцарей. Доступ в это привилегированное сословие становился всё более трудным, основанным уже на родовитости, которая подтверждалась грамотами и гербами.
За клятву верности сеньору (оммаж) рыцарь получал землю (фьеф) с работающими на него крестьянами и право суда над ними, право сбора и присвоения налогов, право охоты, право первой ночи и прочие привилегии. В обязанности входило же в военное время служить «со своим харчем» сеньору около месяца в году. За дополнительную службу шло жалование. В остальное время рыцарь мог наняться к другому сеньору, ездить по дворам владык и городам.
Ну, а как рыцари воевали? По-разному. Сравнить их с кем-то трудно, так как они в Европе были в военном отношении предоставлены самим себе. Разумеется, в сражениях участвовала и пехота – каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооружённых копьями и топорами, а также луками и арбалетами. Но до XIV века исход сражения всегда определяли немногие господа рыцари. «Они презирали собственную же пехоту, горя нетерпением сразиться с «достойным» противником – то есть рыцарем же. Вот тут то и происходил «настоящий» бой – два закованных в железо всадника, закрытые щитами, выставив вперёд длинные копья, сшибаются в таранном ударе. При малейшем признаке победы рыцарь брался грабить лагерь своего врага, забывая обо всём, – и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли перед боем запрещали бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа, для наглядности строили виселицы для несдержанных вассалов» [2, с. 38].
Поистине слабой стороной рыцарства была воинская дисциплина. Ибо рыцарь – индивидуальный боец, привилегированный воин с болезненно-острым чувством собственного достоинства. Он в своём деле (которому обучался почти с рождения) – военном – равен любому своего сословия, вплоть до короля. В бою он зависит только от себя и быть первым может, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня. Такое самосознание рыцаря прекрасно знали и чувствовали полководцы, государственные деятели – мирские и церковные.
И с конца XI века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими их боевые (и не только) действия. То есть строгость была, но требования были самыми общими: не покидать и не ломать строй, стараться в разумных пределах, обороняться при неудаче, а не сразу бежать, и до победы лагерь противника не грабить.
«Ещё одна особенность рыцарского сознания: рыцари очень любили сражаться, но совсем не хотели умирать – ни за сеньора, ни за святую церковь. Они должны были и хотели только побеждать. Этому и служило их вооружение и доспехи. Рыцари умирали весьма неохотно. Они предпочитали бежать или сдаваться в плен в случае неудач. В обычных войнах гибло их единицы, и лишь в крупных битвах, решавших судьбы стран, несколько сотен» [2, с. 39].