Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:39, реферат
В последние годы вопросами учета и изучения памятников садово-паркового искусства занимаются различные международные организации. В рамках ООН существует Комитет по историческим садам, создана Международная федерация ландшафтных архитекторов.
Комитетом по историческим садам составлен перечень памятников садово-паркового искусства многих стран мира.
Дошедшие до нас сведения о садах и парках Египта относятся к 2780—2550 и 2160—1788 гг. до н.э.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
1. ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ... 4
1.1. Географическое положение, природные и социальные условия Древнего Египта ……………………………………………………….………….. 4
1.2. Сады на территории храмовых комплексов и вокруг них …….…... 5
1.3. Сады при загородных дворцах фараонов и жилых домах фараонов и знати ……………………………………………………………..………………….. 6
2. РОЛЬ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ В ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЯХ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ……………………………………………………………………………. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..…… 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...…..………11
Министерство образования и науки Российской Федерации
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Технический Нефтегазовый Институт
Кафедра геологии и природопользования
РЕФЕРАТ ПО ЛАНДШАФТНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
НА ТЕМУ:
Садово-парковое искусство Древнего Египта
Выполнила:
студентка 4 курса 42 группы
Проверил преподаватель:
Южно-Сахалинск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1. ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ... 4
1.1. Географическое положение,
природные и социальные
1.2. Сады на территории храмовых комплексов и вокруг них …….…... 5
1.3. Сады при загородных дворцах
фараонов и жилых домах фараонов и знати
……………………………………………………………..……………
2. РОЛЬ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ В ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЯХ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ……………………………………………………………………………. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...…..………11
ВВЕДЕНИЕ
История создания
парков, садов и в целом развитие ландшафтного
искусства насчитывает тысячелетия. Описания
садов и парков мы находим в трактатах
древних историков, философов, а также
в произведениях поэтов и писателей.
Интересные материалы о декоративном садоводстве древних времен обнаруживают археологи. Даже отрывочные исторические сведения о садах древности свидетельствуют, о высоком уровне развития декоративного садоводства в те времена.
В последние годы вопросами
учета и изучения памятников садово-паркового
искусства занимаются различные
международные организации. В рамках
ООН существует Комитет по историческим
садам, создана Международная
Комитетом по историческим
садам составлен перечень памятников
садово-паркового искусства
Дошедшие до нас сведения о садах и парках Египта относятся к 2780—2550 и 2160—1788 гг. до н.э.
1. ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
На ранней ступени человеческой культуры в развитии зеленого строительства следует отметить Древний Египет, основанный в конце четвертого тысячелетия до н.э., в котором и сформировалось понятие и содержание декоративного садоводства.
1.1. Географическое положение,
природные и социальные
Территориальные границы Египта приурочены к долине реки Нил, несущей свои воды из глубины Африканского континента с юга на север и впадающей в Средиземное море. Для Нила характерны медленное течение, почти застывшая гладь воды, ежегодные разливы, которые в зоне затопления обогащали почву плодородным илом и влагой. На его берегах произрастали крупные папирусы и тростники, а на покрытых водой участках множество белых, голубых и розовых лотосов. Значительный удельный вес принадлежал финиковым пальмам, инжиру, гранатовым деревьям, акации и некоторым другим видам. В целом же растительный покров Древнего Египта довольно скудный, по причине жаркого и засушливого здесь климата, с горячими знойными ветрами, перемещающими мелкие частицы песка при исключительно малом количестве осадков. Рельеф ровный, или слегка волнистый. Для защиты от неблагоприятных природных явлений требовалось создание дорогостоящей системы инженерных сооружений и различных зеленых насаждений. Это было под силу состоятельному господствующему классу, который владел Землей, многочисленным количеством рабов и мог использовать свободных земледельцев и ремесленников, продававших за бесценок свой труд. Эти возможности широкомасштабно были реализованы в Древнем Египте. В Древнем Египте получили распространение три типа садов:- первый - на территории храмовых комплексов;- второй - при загородных дворцах фараонов;- третий - при жилых домах знати.
1.2. Сады на территории храмовых комплексов и вокруг них
Сады на территории храмовых комплексов. Верхний и Нижний Египет был разделен на 42 области. В каждой из них имелся свой храм, владеющий значительными земельными площадями. Поскольку для египтян дерево было священным, то каждый храм на территории своего сада имел такое дерево и священную рощу (массив, состоящий преимущественно, из деревьев одного вида с наличием между стволами пространств). В этих садах осуществляли цветочное оформление и создавали аллеи (зеленые насаждения вдоль пешеходных или проезжих дорог, обсаженных с двух сторон рядами деревьев одного вида. Если они создавались из трех или четырех рядов деревьев с обрамлением двух или трех дорог соответственно называют двойной или тройной аллеей). В садах храмовых комплексов Египта архитектурные формы всех сооружений тесно увязывались с растительными элементами сада. В Древнем Египте декоративное садоводство развивалось одновременно с живописью, архитектурой, скульптурой и границы между ними были сглажены. Уже в древние времена египтяне создавали архитектурные ансамбли, которые плавно переходили в зеленые насаждения и наоборот, порой образуя целостную сложную композицию (сочетание и взаимосвязь всех элементов паркового ансамбля, при которой художественная система, обеспечивает его законченность и целостность). Города имели прямолинейную сеть широких (40 – 60 м) улиц, ориентированных на свободное перемещение большого количества людей к храмам и дворцам. Улицы обсаживались с двух сторон деревьями, образуя аллею, обустраивались как парадные, особенно, по мере приближения к храмовым комплексам или дворцам. Данный древнейший композиционный приём получил в дальнейшем широчайшее развитие и не утратил своего значения до настоящего времени. Интересным и важным изобретением египтян является «город - сад». Так, в городе Ахетатоне вокруг дворца Эхнатона и Великого храма было создано два «небольших», симметрично размещенных города – сада. Они имели равновеликие размеры, одинаковую прямоугольную конфигурацию, богатые дома (виллы), сады с прудами. В этих садах размещались: молельни, посвященные богу солнца Амону-Ра; птичьи клетки; павильоны; оранжереи; беседки. (Павильоны - отдельно стоящие легкие парковые постройки. Оранжереи - сооружения под стеклянной крышей с искусственным климатом, предназначенные для выращивания экзотических растений. Беседки – сооружения для создания тени, защиты от дождя, а также для отдыха, бесед, чтения, настольных игр и других целей, зачастую имеющие только крышу, удерживаемую одним столбом или несколькими колоннами). Города – сады имели прекрасное озеленение с включением всех элементов композиции зеленых насаждений известных в то время египтянам.
1.3. Сады при загородных дворцах фараонов и жилых домах фараонов и знати
Загородные резиденции фараонов служили лишь для отдыха во время прогулок. Здесь отсутствовали жилые помещения. По композиции эти сады были довольно просты. Например, загородная резиденция фараонов Мару-Атон в южной части Эль Амарны размещалась на двух прямоугольных участках общей площадью 3,25га. Эти участки были окружены глинобитной стеной. Около четверти этой площади покрыто двумя прямоугольными водоемами. На большем участке водоем был длиной 120, шириной 60м (общей площадью 0,72 га) при глубине 1м, а на меньшем - примерно в 14 раз меньшую площадь.. Водоемы являлись композиционными центрами, вокруг которых на большей части площади находились сады. Не многочисленные сооружения сосредоточены вдоль периферии. В глубине участка за водоемом небольшой садовый храм, соединенный с водоемом ступеньками. В саду росли деревья, цветы и овощи. Цветочные и овощные культуры размещались на прямоугольных участках, полив осуществлялся с помощью арыков. Сады при жилых домах фараонов были привилегией очень богатых людей. На их строительство разрешение давал Амон-Ра. Размер сада зависел от социального положения и богатства, желавшего его заложить. Сады фараонов были больших размеров и величественны. Например, дворцовые сады царицы Хатшепуст были размещены на трех широких террасах (горизонтальных или слегка наклонных площадках естественного происхождения или искусственно устроенных, образующих уступ на склоне местности. Уступы террас часто подчеркивались ограждениями, состоящими из фигурных столбиков – балясин). На террасах находились колонные залы, оригинально соединенные ступенями с наклонными плоскостями. К дворцовым садам посетители поднимались по двойной аллее сфинксов, обсаженных с обеих сторон деревьями вдоль сооруженных здесь пилонов (солнцезащитных щитов). В более широком смысле пилон в Древнем Египте - монументальный фасад храма в виде двух, суживающихся кверху башен с входным порталом между ними; массивные столбы по сторонам входа в парк. Для посадки деревьев в камнях вырубались отверстия, которые заполнялись плодородным илом и были связаны с каналами для постоянной подпитки деревьев водой. На внешней стороне дворцов располагалось рельефное изображение разных растений. Египтяне верили в загробную жизнь. При этом они считали, что после смерти у них будут земные потребности. Поэтому в пирамиды, высота которых в отдельных случаях превышала 140 м, закладывали предметы, используемые ими в земной жизни. Перед гробницами устраивались небольшие садики из тамариксов и пальм, Здесь осуществляли захоронение других умерших. Сады при жилых домах знати имели симметричную планировку на участках квадратной или прямоугольной конфигурации площадью около 1га. Со всех сторон сада была возведена высокая глинобитная стена. Она являлась символом силы и безопасности. Назначение таких стен в первую очередь, защитить территорию сада от неблагоприятных природных явлений. Кроме главной опоясывающей сад стены, каждая его часть имела свои внутренние стены, которые превращали это зеленое насаждение в систему участков, разделенных стенами наподобие комнат жилого дома. Небольшие калитки соединяли отдельные участки. Жилой дом располагался на оси садов. Центральную часть сада занимал виноградник, культивируемый на перголах (постройках, состоящих из деревянного или металлического каркаса с плоской или сферической поверхностью, поддерживаемой столбами или каменными колонами). Вместо виноградника зачастую устраивался водоем, как правило, прямоугольной, иногда Т-образной конфигурации. В больших садах водоемов было несколько. Они располагались строго симметрично от главной его оси. (рисунок). В глубине сада на композиционной оси находился жилой дом, а за ним деревья, центральное место, среди которых, занимал сикомор (священное дерево), завершавший ось перспективы. Вблизи жилого дома размещались амбары (сооружения для хранения зерна и другой продукции). С фасадной стороны жилого дома, напротив его боков, симметрично располагались беседки. Вдоль других стен размещались широко кронные деревья, окружавшие дом плотной стеной, которые затеняли и защищали его стены от перегрева. По периметру сада вдоль оградительной стены располагались рядовые посадки деревьев и кустарников или аллеи. Дорожки, как в этом, так и во всех других египетских садах всегда были прямыми. Их кривизна считалась непорядком. Вход в сад подчеркивался фигурами сфинксов, пилонами, обелисками (прямоугольными обычно монолитными каменными столбами, суживающимися кверху, с пирамидально заостренной верхушкой). Обелиски применяются и по настоящее время как декоративный элемент различных композиций и как памятник в честь знаменательных событий. В саду, на обочинах аллей устанавливались скульптуры богов, сфинксов, львов и др. Такие сады украшались свободно размещенными группами роз, хризантем, ландышей, васильков и других цветочных культур. Неотъемлемой частью садов при жилых домах египетской знати были овощные участки квадратной формы. Им отводились незначительные площади, на которых выращивали лук, чеснок, салат-латук, огурцы, белокочанную капусту и бобовые. Наряду с утилитарной ролью такие участки выполняли и декоративную функцию.
2. РОЛЬ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ В ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЯХ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Из древесных видов предпочтение отдавалось деревьям с густой кроной, обеспечивающих защиту от знойных ветров и дающих тень и прохладу. Второе место отводилось видам, дающим ценные плоды и ягоды (финиковая пальма, инжир, гранат, виноград и др.). По разным данным в зеленых насаждениях Египта произрастало около 20 видов древесных видов, имевших пищевое значение. На третьем месте находились виды, из которых получали благовонные масла. В частности, особенно ценными являлись ладанные деревья, масло которых широко использовалось в религиозных обрядах, для изготовления мумий и медицинских препаратов. О значении ладанных деревьев для египтян можно судить по следующему факту. По приказу Амон-Ра царица Хатшепсут организовала экспедицию в южно-африканскую сказочную страну Пунт за ладанными деревьями. В дальнейшем последовало ряд других экспедиций, которые увенчались успехами по интродукции, а затем и акклиматизации не только этого вида, но и многих других декоративных растений. Многим растениям придавалось религиозное и ритуальное значение. К священным растениям относился тамарикс, тростник и др. Очень высоко ценилась в Египте красота цветов. Стены спальни Аменхотепа IV во дворце в Тель-Эль Амарне сплошь были покрыты фресками, изображавшими цветы. Цветы – это орган размножения растений, в котором происходит оплодотворение, что могло и служить символом любви к цветам в человеческом обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерные черты древних египетских садов можно свести к следующим: - практически все зеленые насаждения Древнего Египта пронизаны религиозной идеей и направлены на обеспечение поклонения египтян множеству богов; - наличие четко функционирующей оросительной системы, обеспечивающей влагой не только насаждения в целом, но и каждое растение в отдельности; - присутствие и продуманное размещение водоемов, обогащающих сухой воздух влагой и придающих эстетический наряд; -многофункциональность – способность подавляющего большинства зеленых насаждений одновременно выполнять защитные, климаторегулирующие, религиозные, утилитарные, эстетические и другие функции; - строгую симметричность размещения всех структурных элементов сада относительно центральной оси, то есть регулярный стиль организации его территории; - присутствие вокруг садов и внутри них высоких защитных стен от неблагоприятных природных явлений и нашествий; - введение интродуцентов в ассортимент растений, используемых в зеленом строительстве; - зеленые насаждения составляли единое целое со скульптурой и архитектурными, которые плавно переходили в зеленые насаждения и наоборот, образуя целостную сложную композицию. Таким образом, в Древнем Египте возникли города-сады и целый ряд элементов композиции зеленых насаждений (аллеи, рядовые посадки, клумбы на водоемах, перголы, беседки, террасы, рощи, оранжереи, павильоны и др.). Здесь впервые разработаны и использованы в зеленых насаждениях разнообразные архитектурные формы (пилоны, обелиски, балюстрады, многообразие скульптур и др.). В этой древней стране был впервые разработан и реализован при создании зеленых насаждений регулярный стиль организации территории, осуществлена интродукция и акклиматизация растений. Практически все упомянутые элементы композиции и методы организации территории зеленых насаждений актуальны и в настоящее время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Интернет-ресурс: http://www.bibliotekar.ru/
2. Интернет-ресурс: http://www.beautifulgardens.
3. Интернет-ресурс: http://drevnijmir.ru/fo/civ/5_
Информация о работе Садово-парковое искусство Древнего Египта