Садово-парковое
искусство Франции XVII
6.1. Характеристика
условий и особенностей формирования
садов Франции (XVII в.)
С XVI в. Франция входит
в ряд сильнейших европейских
государств. Королевский абсолютизм,
объединивший под своей властью
обширную территорию (близкую к современной
Франции), покровительствует ремеслам,
обеспечивает безопасность торговых путей,
способствует обогащению страны и строительству
городов. Между Францией и Италией развиваются
культурные связи, которые определенным
образом влияют и на садово-парковое искусство.
Однако его развитие носило творческий
характер, подчиняясь природными условиями
своей страны и формируя свои традиции.
Природные условия Франции характеризуются
более прохладным, чем в Италии, климатом.
Здесь нет такого яркого солнца и зноя,
требующего преобладания закрытых пространств.
Рельеф более ровный, течение рек более
спокойное, что исключает создание террасных
садов и шумных водных устройств. Характерны
равнинные, часто заболоченные пространства,
обширные лесные массивы. Из цветочных
растений В ассортименте древесных пород
преобладают лиственные – граб, дуб, бук,
вяз, липа, ясень, а среди цветочных – фиалки,
гвоздики, лилии, ирисы, розы и др. С учетом
этих условий во Франции формируются сады,
которые до середины XVII в. относят к стилю
барокко. Эти сады выходят за пределы замковых
стен, но примыкают к ним и первоначально
сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь
по периметру крытыми аллеями – берсо
или перголами, а также невысокими стенами
– палисадами. Планировка садов была простая
– в виде квадратов, имеющих внутреннее
членение. Сады богато украшались цветниками,
превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные
партеры – бродери. Их создателем являлся
королевский садовник Ж. Молле. Помимо
цветов он вводит в партеры травы, стриженный
буксус, а также «мертвый» материал –
песок, толченный кирпич, уголь. Молле
стремится к композиционной увязке элементов
сада, объединяя его квадраты фонтаном.
Он развивает итальянский боскет: создает
высокие стриженые стены из граба, образующие
зеленые залы. Лесные массивы прорезались
просеками для верховой езды и охоты. Спокойная
гладь воды, типичная для французского
ландшафта и неотъемлемая часть оборонных
сооружений замков, органически вошла
во французские парки, превратившись в
каналы и изысканно оформленные водные
партеры. Идея создания каналов в пониженных
частях местности с успехом была воплощена
садовником Андруэ де Серсо. Он первый
расширил размеры парков до сотен гектаров.
Эти черты французских садов составили
основу для их дальнейшего развития. Влияние
итальянского садово-паркового искусства
лишь ускорило этот процесс и по-настоящему
проявилось в стремлении к целостному
планировочному решению – увязке дома
с садом, развитию продольно осевой композиции,
единству всех частей и по возможности
террасированию рельефа. Но и эти приемы
реализуются по-своему. Все это предопределило
появление нового стиля, который благодаря
своей завершенности и непревзойденности
в развитии регулярного стилевого направления
получил название классического. Основные
черты классицистического парка: - наличие
больших пространств и раскрытие далеких
перспектив; - размещение на плоском рельефе;
- симметричность композиции по отношению
к центральной оси; - индивидуальность
отдельного дерева теряется в массиве;
- использование топиарного искусства:
зеленые стены коридоров, беседок, залов
и кабинетов, шаров, кубов, пирамид; - применение
трельяжных конструкций (беседок, арок,
оград); - интенсивное обводнение, в котором
каналы и плоские водоемы имеют характер
зеркал, расположены на одном уровне с
поверхностью земли и отделены лишь небольшим
бордюром; - центральную часть сада составляет
партер, который обрамлен стриженными
стенами боскетов; - использование партеров-вышивок
или «вырезного» газона с редким включением
натуральных цветников; - умеренность
в прменении скульптуры, в отличие от садов
Ренессанса и барокко; - основным украшением
служила парковая аллея из 2-х или 4-х рядов
деревьев, открывавшая далекие перспективы
на окружающую местность. Садово-парковый
классический французский стиль развивался
совместно с архитектурным стилем барокко.
Его расцвет наступил в середине XVII в.
Необычайно благоприятное сочетание большого
таланта художника А. Ленотра (1613-1700) и
великодушного покровительства Людовика
XIV (время правления 1643-1715гг.) сделало Францию
законодательницей в садоводстве. Работая
с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр
создал ряд парковых ансамблей – Тюильри,
Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи,
Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них.
6. 2. Композиции паркового
ансамбля Во-ле-Виконт
Загородная резиденция
министра финансов Франции Фуке. В
этом парке А.Ленотр впервые применил
не только в планировке парков, но и
в градостроительстве трехлучевую
композицию. Парковый ансамбль создан
А. Ленотром совместно с арх. Лево
и художником Лебреном. При закладке (1656-1661)
сада трудились 18 тыс. человек. На обширной
территории было снесено 3 деревни, вырублен
лес, преобразован рельеф, изменено русло
реки. План парка (рисунок), отличается
предельной строгостью. Площадь парка
100га в северной его части расположен дворец,
окруженный каналом в духе старинных замков,
являющийся центром композиции (рисунок).
Южным фасадом дворец обращен к парку.
От него тремя невысокими террасами мягко
спускается к югу широкая полоса открытого
пространства, обрамленного массивами
боскетов. На плоскостях террас последовательно
размещены кружевные цветники, водные
партеры, каналы поперечных осей, концентрируя
внимание в направлении движения. Дворец
в каждой точке парка воспринимается как
центр пейзажной картины с различным оформлением.
Декоративное украшение сада дополняют
многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы
с цветами. При движении в обратном направлении,
т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций.
6. 3. Принципы формирования
дворцово-паркового ансамбля Версаль
Местечко Версаль,
расположенное недалеко от Парижа,
было королевским угодьем и представляло
собой равнинную заболоченную местность,
частично покрытую мелколесьем. На этой
территории в период с 1661 по 1700г. Андре
Ленотром вместе с архитекторами Лево
и Мансаром и художником Лебреном был
создан дворцово-парковый ансамбль. Его
размеры грандиозны: так называемый малый
парк занимал площадь 1738га, а примыкающий
к нему Большой охотничий парк – 6600га.
В итоге Андре Ленотр создал единый грандиозный
ансамбль, в котором природа, преобразованная
в парк, подчинена архитектуре, а сам парк
явился связующим звеном между архитектурой
и естественной природой окружающего
леса. Представление о Версале дает схема
генерального плана (рисунок). В малом
парке, расположенном между дворцом и
большим каналом, находятся все главные
декоративные элементы парка. В большом
парке размещены прямые аллеи, расходящиеся
от бассейна Аполлона, предназначенные
для прогулок в экипажах. В основе реализации
идей Андре Ленотра и его коллег лежали
следующие принципы: -развитие пространства
по главной продольной оси, подчиняющей
поперечные оси, уравновешивающие композиции,
и концентрирующей вокруг себя боскеты;
-создание обширных открытых партерных
пространств вокруг дворца, подчеркивающих
его главенство и раскрывающих архитектуру;
- создание кульминации на главной композиционной
оси с раскрытием далекой перспективы:
введение диагональных лучевых дорог,
идущих от лесных массивов через парк
и сходящихся к дворцу; -учет особенностей
оптического восприятия пространства.
Деревья в боскетах высаживали правильными
рядами на близком друг от друга расстоянии
с целью создания густой зеленой стены.
По границам боскетов устанавливали легкие
деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди
– палисады, выкрашенные в темно-зеленый
цвет для того, чтобы они были незаметны.
Такая изгородь сдерживала развитие растений
и служила своего рода лекалом для формирования
ровной поверхности зеленой стены. Высота
ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях
чаще всего использовался граб, длительное
время сохраняющий форму после стрижки.
Иногда у палисадов высаживали вьющиеся
растения. Боскеты в Версале использовали
как зеленые залы, предназначенные для
проведения музыкальных концертов, театральных
представлений, танцев, игр и тихого отдыха.
В соответствии с назначением, образной
идеей и оформлением, каждый боскет получил
название (Лабиринт, Большой зал, Королевский
остров). За боскетной частью Малого парка
находится его лесопарковая часть. Вся
архитектурно-планировочная композиция
Версаля подчинена идее восхваления богатства
и могущества «Короля-Солнца» - Людовика
XIV. 6. 4. Вклад Андре Ленотра в развитие
декоративного садоводства
Создателем французской
школы паркового искусства считается
величайший ландшафтный архитектор
XVIIв. А.Ленотр (1613-1700гг.). Классические парки
Франции стали образцом для подражания.
Многочисленные ученики и последователи
Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее
известных ансамблей можно отнести следующие:
в Англии – королевская резиденция Хэмптон
Корт Генри Уайза с грандиозными партерами
и лучами дорог, прорезающих не лесные
массивы, а поля (пример формального подхода);
в Австрии – Шенбрунн и Бельведер. Подобно
парковой оси Версаля Андре Ленотр создал
проспект Елисейских полей. Протяженность
оси, равная 3км, становится своего рода
нормативом в градостроительстве. Так,
например, Невский проспект в Петербурге
на отрезке от Адмиралтейства до Московского
вокзала или главная ось центрального
парка в Вашингтоне имеют длину 3км. Значительная
протяженность магистрали Елисейских
полей потребовала ее расчленения с целью
устранения монотонности и создания разнообразия.
Андре Ленотр ввел круглые площади, уже
оправдавшие себя в Версале. Вслед за ним
этот прием использовал Мансар при строительстве
площади Победы в Париже. В последующем
круглые площади стали неотъемлемой частью
планировки городов. Трехлучье, введенное
Ленотром, благодаря смелости решения
и новизне также нашло широкое применение
в планировке городов Франции, Пруссии,
России (Петербург, Тверь и др.) В Париже
Андре Ленотр много работал по строительству
и реконструкции улиц. Это, прежде всего
улицы богатых аристократических предместий,
а также улицы с бедной застройкой, куда
он вводит озеленение в виде рядовых посадок
формованных деревьев. Такое линейное
оформление придавало улицам строгость
и единообразие, подобно ордерному оформлению.
Оно позволило композиционно объединить
разнохарактерную застройку, а также ввести
застройку улицы с разрывами и отступами,
не нарушая при этом строгости ее перспективы.
В разрывах и отступах устраивались частновладельческие
сады, примыкающие к домам. В это же время
в Париже были созданы первые бульвары,
изменившие облик города. Бульвар — широкая
озелененная полоса, выделяемая по средней
части, одной или обеим сторонам улицы
иногда набережной и предназначенная
для пешеходного движения и кратковременного
отдыха людей. Бульварами сначала назывались
валы крепостных укреплений. Затем так
были названы места для прогулок горожан,
созданные на месте бывших укреплений.
Их значительная ширина (30-40-50м) позволяла
устраивать полосы с аллейными посадками.
Ширина проезжей части составляла в среднем
25м. Таким образом, благодаря Андре Ленотру
в планировочную структуру города вводятся
зеленые объемы как его органическая (неотъемлемая)
часть. А. В. Бунин, оценивая творчество
Андре Ленотра, отмечал, что «….планировка
Версальского парка повлияла не только
на аналогичные садово-парковые объекты,
но и на городское планировочное искусство,
вызвав к жизни ряд новых приемов в планировке
и застройке городских общественных центров,
улиц и площадей. Вот почему Версальский
парк, осуществленный во второй половине
XVII в. для прославления самого пышного
королевского двора в Европе, можно рассматривать
как лабораторию новых градостроительных
приемов всемирного значения». Основные
положения творчества Андре Ленотра можно
сформулировать так: - в основе решения
лежит подчинение деталей целому; - применяются
длинные и широкие перспективы (в отличие
от коротких перспектив в садах итальянского
Возрождения); - строятся невысокие лестницы
с широкими ступенями и парпетами; - декоративные
водоемы решаются, главным образом, гладкими
поверхностями (без шумных водоемов итальянского
барокко); - широко применяются растения
в кадках; - некоторые аллеи перекрываются
перголами, увитые вьющимися растениями;
- все приемы решаются в органическом художественном
единстве. Для более глубокого понимания
садово-паркого творчества Андре Ленотра
целесообразнее воспользоваться обобщением
сделанным О.Б.Сокольской (2004г.), котрая
основные положения Андре Ленотра сводит
к следующим: 1. Умелое использование природных
условий, отказ от мелких неровностей,
уютных уголков, случайно красивых пейзажей.
Важность общей картины. Так, «в Версале
и Марли он воспользовался долиной, находящейся
между холмами. Там он раскинул сады, закрывая
перспективы со всех сторон широкими рощами
и в одну лишь сторону открывая выход к
остальному миру». «В Шантильи он использовал
ширь и природную роскошь растительности,
заменив необходимый для декорации грандиозный
дворец широко раскинутой террасой. И
не только не отделил ее от окрестности,
но и широко открыл в сторону близлежащих
полей» (В. Курбатов). В саду Сен-Клу Андре
Ленотр воспользовался прелестью бесконечных
перспектив и контрастов подъема террас
с крутым обрывом к реке Сене. Топография
местности для Андре Лентора была лишь
канвою. 2. Раскрытие далеких перспектив
и просматриваемость Версальского парка,
замкнутость вида (гротом или амфитеатром)
в остальных произведениях. 3. Постепенное
нарастание в членении пространства с
одновременным убыванием насыщенности
композиции. 4. Связь между отдельными
частями парка такая, чтобы нигде не было
видимых границ. Каждая часть неразрывно
переходит в следующую. Каждый участок,
для находяшегося вдали от его границ,
казался самостоятельным целым. 5. Для
каждого произведения были свои пропорции
и разница во внешнем сходстве по существу.
6. Плоскостное решение парка. Парк – как
развернутый ковер перед дворцом. Особое
внимание уделялось микрорельефу, подчеркнутому
пандусами и лестницами. 7. Главными декоративными
элементами являлись: партеры (водные,
кружевные, газонные), скульптуры, вазы
и топиарные формы, а также плоские бассейны
и каналы. 8. Боскеты образовывали единый
объемный зеленый массив. 9. Использование
боулингринов (пониженных партерных участков)
и вертюгаденов (небольших террасированных
возвышений, типа амфитеатра с выпуклыми
полукруглыми ступенями, на фоне стриженой
зеленой стены). Применяется, как сценическая
площадка, украшается скульптурой, вазами
и прочим. 10. Строгое осевое построение.
Протяженность оси – 3км. 11. Введение приемов
«Трехлучье» и «Ах-ах». Влияние А. Ленотра
на мировое градостроительство и садово-парковое
искусство огромно, т.к. все его основные
положения, приемы, принципы нашли широкое
применение в планировании городов и парков
Европы, включая и Россию. В целом для французского
садово-паркового искусства характерны
следующие черты: 1. Регулярность композиции,
созданная на основе пропорциональности,
четкости. Строгой иерархии главного и
второстепенного. 2. Строители парков стремились
к максимальному раскрытию пространства,
что являлось предпосылкой создания больших
равнинных парков. 3. Скульптура как элемент
композиции использовалась мало. 4. Высокого
уровня развития достигли трельяжное
и топиарное искусства. 5. К приемам композиции
относились: нарушение симметрии во внутренних
деталях партеров и боскетов, применение
сплошных массивов зелени, обширных узорных
партеров, лабиринтов, обводнение парка
с помощью каналов. Влияние Версаля на
Европу. Двор Людовика ХIV был самым блестящим
в Европе и потому все властители того
времени пожелали иметь у себя сады, подобные
тому, где жил сам Король-Солнце. Одни старались
пригласить самого Андре Ленотра или его
учеников, а другие справлялись сами, руководствуясь
многочисленным материалом в форме гравюр
с видами Версаля. Однако, нигде не было
прямого подражания, т.к. всюду стремились
по-своему достигнуть того же великолепия,
что было в Версале. Правда, ни у кого не
было таких мастеров и средств, какими
располагал Людовик XIV. Каждая страна по-своему
видоизменяла принципы Андре Ленотра
и создавала великолепные садово-парковые
ансамбли.