Садово-парковое искусство Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:29, доклад

Описание работы

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в. Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра (1613-1700) и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643-1715гг.) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей – Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них.

Файлы: 1 файл

садоводство.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Садово-парковое искусство Франции XVII


6.1. Характеристика  условий и особенностей формирования  садов Франции (XVII в.)

С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских  государств. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью  обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов. Между Францией и Италией развиваются культурные связи, которые определенным образом влияют и на садово-парковое искусство. Однако его развитие носило творческий характер, подчиняясь природными условиями своей страны и формируя свои традиции. Природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек более спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. Из цветочных растений В ассортименте древесных пород преобладают лиственные – граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень, а среди цветочных – фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др. С учетом этих условий во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями – берсо или перголами, а также невысокими стенами – палисадами. Планировка садов была простая – в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры – бродери. Их создателем являлся королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженный буксус, а также «мертвый» материал – песок, толченный кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы. Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры. Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров. Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению – увязке дома с садом, развитию продольно осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического. Основные черты классицистического парка: - наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив; - размещение на плоском рельефе; - симметричность композиции по отношению к центральной оси; - индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве; - использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид; - применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград); - интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром; - центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стриженными стенами боскетов; - использование партеров-вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников; - умеренность в прменении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко; - основным украшением служила парковая аллея из 2-х или 4-х рядов деревьев, открывавшая далекие перспективы на окружающую местность. Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в. Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра (1613-1700) и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643-1715гг.) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей – Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них.

6. 2. Композиции паркового ансамбля Во-ле-Виконт

Загородная резиденция министра финансов Франции Фуке. В  этом парке А.Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и  в градостроительстве трехлучевую  композицию. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. План парка (рисунок), отличается предельной строгостью. Площадь парка 100га в северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции (рисунок). Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов. На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные партеры, каналы поперечных осей, концентрируя внимание в направлении движения. Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной картины с различным оформлением. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами. При движении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций.

6. 3. Принципы формирования  дворцово-паркового ансамбля Версаль

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700г. Андре  Ленотром вместе с архитекторами Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый малый парк занимал площадь 1738га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк – 6600га. В итоге Андре Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. Представление о Версале дает схема генерального плана (рисунок). В малом парке, расположенном между дворцом и большим каналом, находятся все главные декоративные элементы парка. В большом парке размещены прямые аллеи, расходящиеся от бассейна Аполлона, предназначенные для прогулок в экипажах. В основе реализации идей Андре Ленотра и его коллег лежали следующие принципы: -развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты; -создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру; - создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы: введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу; -учет особенностей оптического восприятия пространства. Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком друг от друга расстоянии с целью создания густой зеленой стены. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди – палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет для того, чтобы они были незаметны. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовался граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся растения. Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением, каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал, Королевский остров). За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «Короля-Солнца» - Людовика XIV. 6. 4. Вклад Андре Ленотра в развитие декоративного садоводства

Создателем французской  школы паркового искусства считается  величайший ландшафтный архитектор XVIIв. А.Ленотр (1613-1700гг.). Классические парки  Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии – королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Австрии – Шенбрунн и Бельведер. Подобно парковой оси Версаля Андре Ленотр создал проспект Елисейских полей. Протяженность оси, равная 3км, становится своего рода нормативом в градостроительстве. Так, например, Невский проспект в Петербурге на отрезке от Адмиралтейства до Московского вокзала или главная ось центрального парка в Вашингтоне имеют длину 3км. Значительная протяженность магистрали Елисейских полей потребовала ее расчленения с целью устранения монотонности и создания разнообразия. Андре Ленотр ввел круглые площади, уже оправдавшие себя в Версале. Вслед за ним этот прием использовал Мансар при строительстве площади Победы в Париже. В последующем круглые площади стали неотъемлемой частью планировки городов. Трехлучье, введенное Ленотром, благодаря смелости решения и новизне также нашло широкое применение в планировке городов Франции, Пруссии, России (Петербург, Тверь и др.) В Париже Андре Ленотр много работал по строительству и реконструкции улиц. Это, прежде всего улицы богатых аристократических предместий, а также улицы с бедной застройкой, куда он вводит озеленение в виде рядовых посадок формованных деревьев. Такое линейное оформление придавало улицам строгость и единообразие, подобно ордерному оформлению. Оно позволило композиционно объединить разнохарактерную застройку, а также ввести застройку улицы с разрывами и отступами, не нарушая при этом строгости ее перспективы. В разрывах и отступах устраивались частновладельческие сады, примыкающие к домам. В это же время в Париже были созданы первые бульвары, изменившие облик города. Бульвар — широкая озелененная полоса, выделяемая по средней части, одной или обеим сторонам улицы иногда набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха людей. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений. Их значительная ширина (30-40-50м) позволяла устраивать полосы с аллейными посадками. Ширина проезжей части составляла в среднем 25м. Таким образом, благодаря Андре Ленотру в планировочную структуру города вводятся зеленые объемы как его органическая (неотъемлемая) часть. А. В. Бунин, оценивая творчество Андре Ленотра, отмечал, что «….планировка Версальского парка повлияла не только на аналогичные садово-парковые объекты, но и на городское планировочное искусство, вызвав к жизни ряд новых приемов в планировке и застройке городских общественных центров, улиц и площадей. Вот почему Версальский парк, осуществленный во второй половине XVII в. для прославления самого пышного королевского двора в Европе, можно рассматривать как лабораторию новых градостроительных приемов всемирного значения». Основные положения творчества Андре Ленотра можно сформулировать так: - в основе решения лежит подчинение деталей целому; - применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения); - строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парпетами; - декоративные водоемы решаются, главным образом, гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко); - широко применяются растения в кадках; - некоторые аллеи перекрываются перголами, увитые вьющимися растениями; - все приемы решаются в органическом художественном единстве. Для более глубокого понимания садово-паркого творчества Андре Ленотра целесообразнее воспользоваться обобщением сделанным О.Б.Сокольской (2004г.), котрая основные положения Андре Ленотра сводит к следующим: 1. Умелое использование природных условий, отказ от мелких неровностей, уютных уголков, случайно красивых пейзажей. Важность общей картины. Так, «в Версале и Марли он воспользовался долиной, находящейся между холмами. Там он раскинул сады, закрывая перспективы со всех сторон широкими рощами и в одну лишь сторону открывая выход к остальному миру». «В Шантильи он использовал ширь и природную роскошь растительности, заменив необходимый для декорации грандиозный дворец широко раскинутой террасой. И не только не отделил ее от окрестности, но и широко открыл в сторону близлежащих полей» (В. Курбатов). В саду Сен-Клу Андре Ленотр воспользовался прелестью бесконечных перспектив и контрастов подъема террас с крутым обрывом к реке Сене. Топография местности для Андре Лентора была лишь канвою. 2. Раскрытие далеких перспектив и просматриваемость Версальского парка, замкнутость вида (гротом или амфитеатром) в остальных произведениях. 3. Постепенное нарастание в членении пространства с одновременным убыванием насыщенности композиции. 4. Связь между отдельными частями парка такая, чтобы нигде не было видимых границ. Каждая часть неразрывно переходит в следующую. Каждый участок, для находяшегося вдали от его границ, казался самостоятельным целым. 5. Для каждого произведения были свои пропорции и разница во внешнем сходстве по существу. 6. Плоскостное решение парка. Парк – как развернутый ковер перед дворцом. Особое внимание уделялось микрорельефу, подчеркнутому пандусами и лестницами. 7. Главными декоративными элементами являлись: партеры (водные, кружевные, газонные), скульптуры, вазы и топиарные формы, а также плоские бассейны и каналы. 8. Боскеты образовывали единый объемный зеленый массив. 9. Использование боулингринов (пониженных партерных участков) и вертюгаденов (небольших террасированных возвышений, типа амфитеатра с выпуклыми полукруглыми ступенями, на фоне стриженой зеленой стены). Применяется, как сценическая площадка, украшается скульптурой, вазами и прочим. 10. Строгое осевое построение. Протяженность оси – 3км. 11. Введение приемов «Трехлучье» и «Ах-ах». Влияние А. Ленотра на мировое градостроительство и садово-парковое искусство огромно, т.к. все его основные положения, приемы, принципы нашли широкое применение в планировании городов и парков Европы, включая и Россию. В целом для французского садово-паркового искусства характерны следующие черты: 1. Регулярность композиции, созданная на основе пропорциональности, четкости. Строгой иерархии главного и второстепенного. 2. Строители парков стремились к максимальному раскрытию пространства, что являлось предпосылкой создания больших равнинных парков. 3. Скульптура как элемент композиции использовалась мало. 4. Высокого уровня развития достигли трельяжное и топиарное искусства. 5. К приемам композиции относились: нарушение симметрии во внутренних деталях партеров и боскетов, применение сплошных массивов зелени, обширных узорных партеров, лабиринтов, обводнение парка с помощью каналов. Влияние Версаля на Европу. Двор Людовика ХIV был самым блестящим в Европе и потому все властители того времени пожелали иметь у себя сады, подобные тому, где жил сам Король-Солнце. Одни старались пригласить самого Андре Ленотра или его учеников, а другие справлялись сами, руководствуясь многочисленным материалом в форме гравюр с видами Версаля. Однако, нигде не было прямого подражания, т.к. всюду стремились по-своему достигнуть того же великолепия, что было в Версале. Правда, ни у кого не было таких мастеров и средств, какими располагал Людовик XIV. Каждая страна по-своему видоизменяла принципы Андре Ленотра и создавала великолепные садово-парковые ансамбли.


Информация о работе Садово-парковое искусство Франции