Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:50, доклад
О Сальвадоре Дали известно многое, но еще больше остается неизвестным. Будучи самовлюбленным эгоцентристом, настоящим нарциссом, художник много говорил о самом себе, издал дневники, биографии, написал множество стихов, статей и прочих литературных произведений, но все это лишь сгустило туман вокруг его жизни. Отличить правду от нарочитой лжи во имя рекламы порой просто невозможно. Собственными руками Сальвадор Дали сотворил миф о себе. А, как известно, легенды — всего лишь легенды, в которых истина растворена в вымысле.
Во время своего пребывания
в Америке Дали работает как ювелир,
дизайнер, фоторепортер, иллюстратор,
портретист, декоратор, оформитель витрин,
делает декорации к фильму Хичкока
Дом доктора Эдвардса, распространяет
газету "Дали Ньюс" (в которой, в частности,
печатается Иероглифическое толкование
и психоаналитический анализ усов Сальвадора
Дали). В то же время он пишет роман "Скрытые
лица". Его работоспособность поразительна.
14
Новое видение мира родилось
у Дали после взрыва над Хиросимой
6 августа 1945 года. Испытав глубокое
впечатление от открытий, приведших
к созданию атомной бомбы, художник
написал целую серию картин, посвященных
атому (например "Расщепление
атома", 1947).
Но ностальгия по родине берёт своё и в
1948 году они возвращается в Испанию. Находясь
в Порт-Льигате Дали обращается в своих
творениях к религиозно-фантастической
тематике.
Накануне холодной войны, Дали разрабатывает
теорию "атомарного искусства" опубликованную
в этом же году в "Мистическом манифесте".
Дали ставит перед собой цель, донести
до зрителя идею о постоянстве духовного
бытия даже после исчезновения материи
("Взрывающаяся
голова Рафаэля", 1951). Фрагментированные
формы в этой картине, также как и вдругих,
написанных в этот период, коренятся в
интересе Дали к ядерной физике. Голова
похожа на одну из Мадонн Рафаэля - образов
классически ясных и спокойных; одновременно
она включает в себя купол римского Пантеона
с падающим внутрь потоком света. Оба образа
хоршо различимы, несмотря на взрыв, разбивающий
всю структуру на небольшие фрагменты
в форме носорожьего рога.
Эти исследования достигли высшей точки
в "Галатее сфер", 1952, где голова Галы состоит из вращающихся
сфер.
Рог носорога стал для Дали
новым символом, наиболее полно воплощен
им в картине "Носорогообразная Фигура
Илисса Фидия", 1954. Картина
относится ко времени, которое Дали назвал
как "почти божественный строгий период
носорожьего рога", утверждая, что изгиб
этого рога — единственная в природе абсолютно
точная логарифмическая спираль, а потому
единственная совершенная форма.
В том же году он также написал картину
"Юная девственница, самосодомируемая
своим собственным целомудрием".
На картине изображалась обнаженная женщина,
которой угрожают несколько рогов носорогов.
Дали был увлечен новыми идеями теории
относительности. Это подтолкнуло его
к возврату к"Постоянству памяти" 1931 года.
Теперь в "Дезинтеграции постоянства памяти",1952-54,
Дали изобразил свои мягкие часы под уровнем
моря, где камни, похожие на кирпичи, тянутся
в перспективу. Сама память разлагалась,
так как время уже не существовало в том
значении, какое придавал ей Дали.
В 1965 году Дали знакомится с ученицей художественного колледжа, подрабатывающей моделью, девятнадцатилетней Амандой Лир, будущей поп-звездой. Через пару недель после их встречи в Париже, когда Аманда возвращалась домой в Лондон, Дали торжественно объявил: "Теперь мы всегда будем вместе". И в течение последующих восьми лет они действительно почти не расставались. К тому же их союз благословила сама Гала. Муза Дали спокойно отдала мужа в заботливые руки молодой девушки, хорошо зная, что от нее Дали не уйдет никогда и ни к кому. Интимной связи в традиционном смысле слова между ним и Амандой не было. Дали мог только смотреть на нее и наслаждаться. В Кадакесе Аманда провела несколько сезонов подряд каждое лето. Дали, развалившись в кресле, наслаждался красотой своей нимфы.
Все шло замечательно, но, когда Аманда решила выйти из тени Дали и заняться собственной карьерой, их любовно-дружеский союз рухнул. Дали не простил ей обрушившегося на нее успеха. Гении не любят, когда что-то, что принадлежит им безраздельно, вдруг уплывает из их рук. А уж чужой успех для них — непереносимая мука. Как это можно, его "малышка" (это притом что рост Аманды — 176 см) позволила себе стать независимой и успешной! Они долгое время почти не общались, увидевшись лишь в 1978 году на Рождество в Париже.
На следующий день Аманде позвонила Гала и попросила срочно к ней приехать. Когда Аманда появилась у нее, то увидела, что перед Галой лежит раскрытая Библия и тут же рядом стоит икона Казанской Божьей Матери, вывезенная из России. "Поклянись мне на Библии, — строго приказала 84-летняя Гала, что, когда меня не станет, ты выйдешь за Дали замуж. Я не могу умереть, оставив его без присмотра". Аманда, не раздумывая, поклялась. А через год вышла замуж за маркиза Аллена Филиппа Маланьяка. Дали отказались принять молодоженов, а Гала больше не разговаривала с ней до самой своей смерти.
15
Начиная примерно с 1970 года здоровье Дали стало ухудшаться. Хоть его творческая энергия и не уменьшилась, стали беспокоить мысли о смерти и бессмертии. Он верил в возможность бессмертия, включая бессмертие тела, и исследовал пути сохранения тела через замораживание и пересадку ДНК, чтобы вновь родиться.
Однако более важным было сохранение работ, что стало его основным проектом. Он направил на это всю свою энергию. Художнику пришла идея построить для своих работ музей. Вскоре он взялся за перестройку театра в Фигерасе, своей родине, сильно разрушенного во время гражданской войны в Испании. Над сценой был воздвигнут гигантский геодезический купол. Зрительный зал был расчищен и разделен на сектора, в которых могли быть представлены его работы разных жанров, включая спальню Маэ Уэст и большие картины, такие как "Галлюциногенный тореадор". Дали сам расписал входное фойе, изобразив себя и Галу, моющих золото в Фигерасе, со свисающими с потолка ногами. Салон был назван Дворец Ветров, по одноименной поэме, в которой рассказывается легенда о восточном ветре, чья любовь женилась и живет на западе, поэтому всегда, когда приближается к ней, он вынужден повернуть, при этом на землю падают его слезы. Эта легенда очень понравилась Дали, великому мистику, который посвятил другую часть своего музея эротике. Как он часто любил подчеркивать, эротика отличается от порнографии тем, что первое приносит всем счастье, а второе — только неудачи.
В 1968-1970 была создана картина "Галюциногенный Тореадор" — шедевр метаморфизма. Сам художник называл этот огромный холст "весь Дали в одной картине", поскольку он представляет собой целую антологию его образов. Наверху, над всей сценой господствует одухотворенная голова Галы, в правом нижнем углу стоит шестилетний Дали, в костюме моряка. Помимо множества образов из более ранних работ, в картине присутствует серия Венер Милосских, постепенно поворачивающихся и одновременно меняющих пол. Самого тореадора нелегко разглядеть — до тех пор, пока мы не осознаем, что обнаженный торс второй справа Венеры может быть воспринят как часть его лица (правая грудь соответствует носу, тень на животе — рту), а зеленая тень на её драпировке — как галстук. Слева мерцает расшитая блестками тореадорская куртка, сливающаяся со скалами, в которых угадывается голова умирающего быка.
Популярность Дали все росла. Спрос на его работы стал сумасшедшим. Издатели книг, журналы, дома мод и режиссеры театров боролись за него. Он уже создал иллюстрации ко многим шедеврам мировой литературы, таким как Библия, "Божественная комедия" Данте, "Потерянный рай" Милтона, "Бог и монотеизм" Фрейда, "Искусство любви" Овидия. Он выпустил книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант ("Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Тайная жизнь Сальвадора Дали"). Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов.
16
В конце 60-х отношения между Дали и Галой стали сходить на нет. И по просьбе Галы, Дали был вынужден купить ей свой замок, где она много времени проводила в обществе молодых людей. А Дали от одиночества спасали его фаворитки, молодые красивые женщины, от которых ему не нужно было ничего, кроме их красоты. На людях он всегда делал вид, что они любовники. Но он-то знал, что все это всего лишь игра. Женщиной его души, была только Гала.
Всю жизнь с Дали Гала играла роль серого кардинала, предпочитая оставаться на втором плане. Некоторые считали ее движущей силой Дали, другие — ведьмой, плетущей интриги...Гала управляла постоянно растущим богатством мужа с расторопной деловитостью. Именно она внимательно следила за частными сделками по покупке его картин. Она была необходима физически и морально, поэтому когда Гала умерла в июне 1982 года, художник понес тяжелую утрату. Среди работ, созданных Дали за несколько недель до ее смерти, — "Три знаменитые загадки Гала", 1982.
Дали в похоронах не участвовал. По свидетельству очевидцев, он вошел в склеп только несколько часов спустя.. После смерти Галы жизнь Дали стала серой, все его безумие и сюрреалистические забавы ушли навсегда. Он ничего не рисовал, а только часами сидел в столовой, где были закрыты все ставни.
17
После её смерти его здоровье начало резко ухудшаться. Врачи подозревали у Дали болезнь Паркинсона. Эта болезнь когда-то стала смертельной для его отца. Дали почти прекратил появляться в обществе. Несмотря на это его популярность росла.
Последние годы своей жизни
художник провел в полном одиночестве
в замке Галы в Пуболе, куда Дали
переехал после ее смерти, а позже в своей
комнате в Театре-Музее Дали.
Последнюю свою работу — "Ласточкин
хвост", Дали закончил в 1983
году. Это простая каллиграфическая композиция
на белом листе, навеянная теорией катастроф.
К концу 1983 года его настроение, как казалось, несколько поднялось. Он стал иногда гулять по саду, начал писать картины. Но это продолжалось, увы, не долго. Старость брала верх над гениальным разумом. 30 августа 1984 года в доме Дали произошел пожар. Ожоги на теле художника охватывали 18% кожи. После этого его здоровье еще более ухудшилось.
К февралю 1985 года самочувствие Дали несколько наладилось и он смог дать интервью крупнейшей испанской газете "Паис". Но в ноябре 1988 года Дали положили в клинику с диагнозом "сердечная недостаточность". Умер Сальвадор Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет.
Он завещал похоронить себя не рядом со своей сюрреалистической Мадонной, в усыпальнице Пуболь, а в городе, где он появился на свет, в Фигерасе. Забальзамированное тело Сальвадора Дали, облаченное в белую тунику, похоронили в Театре-музее Фигераса, под геодезическим куполом. Тысячи людей приезжали, что бы простится с великим гением. Сальвадора Дали похоронили в центре его музея. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.
18
"Вот уже пятьдесят лет я развлекаю человечество", — написал когда-то в своей биографии Сальвадор Дали. Развлекает и по сей день и будет развлекать дальше, если не исчезнет человечество и не погибнет под техническим прогрессом живопись.
Спасибо за внимание!!!