Сценарий - как литературная основа массовых праздников и театрализованных представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Цель: Теоретическое и практическое осмысление методики разработки сценария.
Задачи:
• Исследовать основные закономерности.
• Изучить специальную литературу.
• Рассмотреть основные понятия.
• Проанализировать сценарий.

Содержание работы

Введение______________________________ стр.
Глава № 1. Драматургия культурно – досуговой программы.
1.1 Основные понятия,______________________ стр.
1.2 Сравнительный анализ драматургии культурно – досуговой программы и театра,_____________________ стр.
1.3 Сценарий – литературная основа культурно – досуговой программы,____________________________ стр.
Глава № 2. Методика разработки сценария культурно – досуговой программы.
2.1. Сценарный замысел в культурно – досуговой программе.
______________________________________ стр.
2.2 Композиционное построение сценария культурно – досуговой программы,______________________________________ стр.
2.3 Художественный монтаж сценария культурно – досуговой программы,______________________________________ стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)
 

Курсовая работа 
 
По предмету: «Социально – культурная деятельность и народное художественное творчество». 
ТЕМА: «Сценарий - как литературная основа массовых праздников и театрализованных представлений». 
Иркутск 2009 
 
План. 
 
Введение______________________________ стр. 
 
Глава № 1. Драматургия культурно – досуговой программы.  
 
1.1 Основные понятия,______________________ стр. 
1.2 Сравнительный анализ драматургии культурно – досуговой программы и театра,_____________________ стр. 
1.3 Сценарий – литературная основа культурно – досуговой программы,____________________________ стр. 
 
Глава № 2. Методика разработки сценария культурно – досуговой программы.  
 
2.1. Сценарный замысел в культурно – досуговой программе. 
______________________________________ стр.  
2.2 Композиционное построение сценария культурно – досуговой программы,______________________________________ стр. 
2.3 Художественный монтаж сценария культурно – досуговой программы,______________________________________ стр. 
 
 
Введение: 
 
В жизни страны, региона, города, поселка, села, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет специалистам определить тему культурно-досуговой программы. 
В современных условиях социальная обстановка в обществе до¬вольно противоречива, направления развития досуговой деятельности не адекватно выражают направления развития общества. Люди, в пер¬вую очередь учащаяся молодежь, проявляют инициативу и самодея¬тельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровож¬дения. Практика свидетельствует, что в силу отсутствия необходимого опыта культурно-досуговой деятельности, ограниченности общей куль¬туры, узости духовных интересов личность избирает далеко не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. Зачастую в нефор¬мальных объединениях молодежи проявляются экстремизм, групповой эгоизм, элементы национализма, деструктивные формы поведения. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на культурно-досуговую деятельность. 
Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как, важную часть технологии культурно-досугового процесса, следует подчеркнуть, что она имеет свою специфику. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драма¬тургического построения культурно-досуговой программы, пришла дей¬ственная теория, раскрывающая процесс драматургизации культурно-досуговой деятельности, которая развивается и улучшается, по сей день. 
И только при использовании этой теории, можно написать сценарий, отвечающий всем правилам, законам и критериям. 
В наше же время существует такая проблема, как написание и использование в культурно – досуговых программах сценариев, заранее написанных от рук непрофессионалов. Это в свою очередь приводит к тому, что сценарий не отвечает стандартам написания, а отсюда следует, что культурно – досуговая программа, построенная по этому сценарию, будет – безграмотна, некачественна, возможно, на 80 % неинтересна, неудачна. Так как, в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от правильности его построения. 
Например, существует четкая структура построения культурно - досуговой программы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и финал. Каждый названный элемент в структуре композиции имеет свое опре¬деленное функциональное назначение. И если при построении культурно – досуговой программы отступить от правил и выпустить из виду, какой – нибудь элемент, например кульминацию (Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.) то, логическая законченность программы будет утеряна. А так как все элементы структуры построения программы связанны между собой неразрывно, упустив один из них, в культурно – досуговой программе сценарист (режиссёр) не сможет выразить свою идею, и это, прежде всего, приведет к тому, что культурно – досуговая программа станет бессмысленна и не интересна для аудитории. 
Напоминая о том, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от правильности его построения, хочу сказать, что: «Каждый человек, который способен творить, произведения искусства, просто обязан знать законы их построения!»  
Объект: Сценарий Культурно – досуговой программы. 
Предмет: Драматургия Культурно – досуговой программы. 
Цель: Теоретическое и практическое осмысление методики разработки сценария. 
Задачи:  
• Исследовать основные закономерности.  
• Изучить специальную литературу. 
• Рассмотреть основные понятия. 
• Проанализировать сценарий. 
1.1 Основные понятия. 
Эпос – устное народное творчество, повествование , излагаемое от первого лица , имеющее хронологический порядок , к которому относятся сказки , сказания , мифы , предания. Для эпоса характерно физическое действие без особых психологических переживаний персонажей. Словесное действие в форме диалогов и монологов в эпосе исключено. Основными персонажами эпоса являлись народные герои, силы стихий, которые олицетворяли например , в Древней Греции титаны и мифические герои. С появлением письменности к эпосу стали относить произведения прозы.  
Лирика – литературные произведения, в которых значительное место занимают личные переживания героев или авторов, так же описание природы.  
Драма – произведение литературы, в котором описание событий ведется через диалог действующих лиц, предназначенное для зрелищного воплощения. Особенностью драмы является развитие конфликта посредствам диалогов и монологов. Для пояснения написанного автором используются ремарки.  
Сценарий – четвертый самостоятельный род литературы, в котором синтезировались элементы эпоса, лирики и драмы. 
Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения используются, в какой обстановке происходит действие. 
Драматургия - сюжетно – образная концепция (взгляд) культурно - досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда. Драматургия – это сюжетно–образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.  
Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории. 
Либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения. 
Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб. 
Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов. 
Культурно - досуговая про¬грамма - это результат традиционной, своеобразной продукции, соз¬данной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. 
Форма культурно - досуговой программы - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. 
Замысел представляет собой - задуманное авто¬ром (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творче¬ского процесса ее воплощения. 
Композиция - (соединение, расположение, составление) построе¬ние художественного произведения. 
Монтаж - метод культурно-досуговой деятельности, позволяющий скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы.  
1.2 Сравнительный анализ драматургии К.Д.П. и театра. 
 
Современное понимание технологии культурно-досуговой деятель¬ности как комплексного, гибкого педагогического инструмента воздей¬ствия на человека, с учетом его психологии, в том числе и в условиях домашнего досуга, привело к необходимости определения границ дея¬тельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность уч¬реждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщен¬ность в деятельности разных ведомств, хаотичность использований форм и методов работы порождают много негативных проблем. Осо¬бенно остро встает вопрос о драматургии культурно-досуговой дея¬тельности. 
Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направлении культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматур¬гического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, здесь следует учиты¬вать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. С точки зрения, драматургии, культурно-досуговая про¬грамма - это результат традиционной, своеобразной продукции, соз¬данной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. 
Драматургия - это сюжетно-образная концепция (взгляд) куль¬турно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кино-фильма, эстрадного номера, обряда и т.д. Драматургия - это сю¬жетно-образная концепция массового действа, где само драматурги¬ческое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.  
Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных актеров, которыми является аудитория. Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае - пьеса, на основе которой строится спектакль с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом – конкретная исходная, реальная ситуация. В одном случае режиссер идет от пьесы к жизни, а в другом наоборот - от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.  
В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе - исходным, общественно значимым событием, где она выступает как спо¬соб донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.  
Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе деятельности учреждения культуры и театра. 
В учреждении культуры сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и опера¬тивна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культу¬ры задач дает им право использования в сценарии опубликованных ли¬тературно-художественных, документальных и исторических произве¬дений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ - документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга - создать наиболее эффективное ин¬теллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сцена¬рии используется все многообразие выразительных средств как про¬фессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специ¬альных выразительных средств; использование документального и ху¬дожественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой - конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме. 
В театре: творчество драматурга носит индивидуальный харак¬тер; написание пьесы требует оригинального творчества; использова¬ние документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художе¬ственную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы - художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ. 
Как видим, драматургия культурно-досуговых программ имеет мно¬го специфических отличительных черт от драматургии театра. Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то, что самые популярные формы культурно-досуговых программ про¬водились на основе хорошо драматургически разработанных сценариев. 
Одна из особенностей драматургии культурно-досуговых программ - наличие в сценарии конкретных фактов жизни. Следует, разумеется, обращаться и к художественному замыслу, и к использованию обоб¬щенных образов героев прошлого и будущего. 
Для того чтобы положить конкретные факты в основу сценариев, надо хорошо знать жизнь данного коллектива или района, черпать из нее сюжеты и факты.  
Документальная основа - также специфична для драматургии куль¬турно-досуговых программ, и она нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, при¬дать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.  
Обязательными компонентами драматургии являются коли¬чественные и качественные, показатели, которые обладают следую¬щими характеристиками: 
- актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных за¬дач, стоящих перед обществом; 
- преемственность и последовательность в их подготовке и прове¬дении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последую¬щих программ как в организационном, так в педагогическом и художе¬ственном аспектах; 
- жанровое разнообразие программ, возможность модификации од¬ной и той же программы. 
А в основе драматургии предметной деятельности, то есть на заня¬тиях в коллективах художественной самодеятельности или технического творчества (обучающих методиках), лежит сценарный план. И здесь все выразительные средства используются в соответствии с законами драматургии. 
Драматургию культурно-досуговой программы можно рассматри¬вать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное ма¬стерство характеризуется наличием у специалиста художественного мышления как основы сценарной деятельности. Специфика драматур¬гии определяется художественно-выразительными средствами культур¬но-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением и сценическим воплощением программы. 
Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников; характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор усло¬вий ее эффективной реализации. 
Тогда в структурном отношении каждый сценарий культурно-досуговых программ может соответствовать требованиям ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному тех¬нологическому процессу в учреждении культуры. 
Таким образом, исходя из выше перечисленного, можно составить таблицу, в которой четко отображаются сходства и различия драматургии театра и культурно – досуговой программы.  
 
 
 
1.3 Сценарий – литературная основа К.Д.П. 
Как известно, существует три рода литературы: эпос, лирика и драма. 
Эпос - повествование, излагаемое от первого лица, имеющее хронологический порядок. 
Лирика - описание природы, чувств и переживаний человека. 
Драма - описание событий ведется через диалог действующих лиц, для пояснения, написанного автором используются ремарки. 
Культурно-досуговая деятельность, как одна из основных направлений в работе досуговых учреждений, позволяет говорить об особой форме клубной драматургии - сценарии. 
В основе драматического действия лежит конфликт - противоречие между заявленной потребностью и фактическим её неудовлетворительным состоянием. Поскольку драматургия первична, а режиссура вторична, то сценарист получает возможность решающего мнения в проектировании программы. 
Драматургия - это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. 
В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, которыми является и аудитория; конкретная исходная реальная ситуация. Режиссер (сценарист) идет от жизни к драматургии, представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами. 
С точки зрения драматургии, досуговая программа - результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. 
Одна из задач сценариста культурно-досуговой программы заклю¬чается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее. 
Художественность будущей программы определяется сценарием. Для сценариста важна не форма культурно-досуговой программы, а ее значение для данной деятельности и решения практических задач, что и определяет их сохранение в представлениях зрителя. 
Форма культурно-досуговой программы - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. 
Особенные черты: каждая культурно-досуговая программа становится своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальное явление. 
Драматургии культурно-досуговых программ присуща оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом. Действующие лица в сценарии живые реальные герои, однако, могут быть литературные и художественные образы. Содержательный материал сценария несет документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску. Сценарий пишется для конкретного зрителя. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Сценарист вплетает в драматургическую ткань организационные моменты, связанные с вопросами ее подготовки и проведения. 
Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?» 
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. 
Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое. 
Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. 
Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. 
Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. 
Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Типичная ошибка некоторых практи¬ческих работников состоит в том, что они нередко с самого начала ста¬раются подать зрителю идею в готовом виде. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия. 
Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным собы¬тием. 
Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии. 
Композиция - организация действия и соответствующее расположение материала. 
Основные компоненты: 
Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосред¬ственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть пре¬дельно четкими, лаконичными.  
Завязка - начало конфликта. 
Кульминация - наивысшая точка развития конфликта. 
Развязка- разрешение конфликта. 
Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы. 
Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим. 
Классическую структуру программы составляют следующие элементы: 
Пролог - композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. 
Завязка - начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки - драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы. 
Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.  
Основное развитие действия - здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы.  
Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его "несущих" конструкций. 
В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи: 
Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории. 
Либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения. 
Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб. 
Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов. 
Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. 
Композиция (соединение, расположение, составление) - построение художественного произведения. 
Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией. 
Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие. Охарактеризуем основные из них. 
1. Законы целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому. 
2. Закон контрастности.  
3. Закон подчиненности всех выразительных средств идейному замыслу. 
4. Закон соразмерности. 
(полное описание законов в параграфе 2.2) 
Такая конструкция сценария позволяет правильно выстроить сюжет, избегая однотипности отбираемых сведений и фактов и однообразия. 
Знание законов композиционного построения драматургического произведения требует умения гибко использовать основные приемы монтажа сценарного материала: последовательный, параллельный, контрастный, ассоциативный. Композиционная завершенность драматургической формы сценария окончательно наступает в его реализации на сцене. 
Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, каким-то другим коллективным действиям, так как соучастие - это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно психологически подготовиться. 
Законченность каждого отдельного эпизода. Эпизод должен иметь законченную композицию. Действие необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла. Финал несет в себе особую смысловую нагрузку - это наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников. 
Для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария. 
Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.  
Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. 
При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Сценарист создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение - характер современного положительного героя. 
Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей. 
Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробу¬дить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импро¬визации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрос¬лые. 
Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, действия. Финал - средство подведения итогов всего драматургического действия, (происходившего на сцене). Особая форма финала - эпилог. 
Важнейшим методом в создании сценария является монтаж всего материала.  
Параллельное действие - эпизоды действий, различных по своему идейному содержанию, монтируют один за другим. В ткань одного эпизода включается другой, противоположный ему. После такой вставки мысль первого эпизода продолжает развиваться. Этим приемом достигается параллельное действие. 
Представляет интерес и сочетание приема параллельного действия с приемом одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на нескольких частях сценической площадки одновременно. Этот способ применяется при включении в действие зрительного зала, когда к спору на сцене между участниками представления подключаются зрители. 
Важным моментом в художественном монтаже сценария культурно-досуговой программы является лейтмотив (напоминание). Нередко лейтмотив становится стержнем всей композиции. В праздничных представлениях применяются также и прием реминисценции (воспоминания). Авторы сценариев программ заимствовали этот прием у кинематографистов. Он состоит в том, что исполнение определенного эпизода прерывается другим эпизодом, повествующем о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей. Важным элементом эпизодов и всего действия культурно-досуговой программы является введение ритуальных действий - вручение различных наград, что, как правило, становится кульминацией праздничных вечеров и самих торжеств. 
Ретроспектива - показ исторических событий через призму сегодняшнего дня. 
При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей. 
В деятельности учреждений культуры в роли сценариста и режиссера представления выступает, как правило, одно лицо.  
Глава №2. Методика разработки сценария К.Д.П. 
2.1 Сценарный замысел в культурно-досуговой программе. 
Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого за¬мысла, в котором в образной художественной форме находят отраже¬ние глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, испол¬нителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. На значимость работы над замыслом ука¬зывал великий немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг Гете, отме¬тивший, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла". 
Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария бу¬дущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сце¬нария, так и его отдельные структурные составляющие – действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построе¬ния. 
Зачастую замысел понимается в двух смыслах во-первых, "как за¬думанный план действий или деятельности, намерение" и, во-вторых, как "идея, основная мысль художественного произведения". Если в первом случае понятие "замысел" трактуется широко, применительно к социально-бытовым процессам, к примеру, "хранить свои замыслы в тайне - старинная полководческая традиция", "Он понял ее замыслы" и т.п., то во втором случае понятие "замысел" тесно связано с творческим процессом работы над каким-либо произведением художника, поэта, писателя, музыканта, драматурга, сценариста. 
В другом источнике замысел определяется, как "нечто задуманное, замышленное, как цель работы, деятельности" и как "задуманное авто¬ром построение произведения художественного или научного" . Из¬вестный ученый и режиссер И.Г. Шароев вкладывает в понятие "замысел" генеральную тему , а А.И. Чечетин, рассуждая о "замысле", связывает его "с тончайшим видом человеческой деятельности - твор¬ческим процессом, действенным воссозданием жизни, то есть слиянием темы и драматического действия . 
Однако эти определения не дают полного представления о замыс¬ле культурно-досуговой программы, который вбирает в себя и творче¬ский процесс, включая разработку темы и идеи как основной мысли, так и реализацию ее в конкретных художественных формах. 
Таким образом, замысел представляет собой задуманное авто¬ром (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творче¬ского процесса ее воплощения. Сценарист культурно-досуговой про¬граммы в процессе работы над замыслом посредством художественных образов, типичных обстоятельств воспроизводит доступными ему средствами реальную жизнь в своем воображении и фантазии, вопло¬щая ее в новую сценическую форму, которая, в свою очередь, через материализованную авторскую мысль воздействует на восприятие зри¬телей и уже опосредованно влияет на реальный мир. 
Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его "несущих" конструкций. 
В основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизнен¬ные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззре¬ние, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и ха¬рактерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуаль¬ны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции. 
Однако, изображая ту или иную сторону жизни, тот или иной чело¬веческий характер, сценарист заставляет своих героев действовать так, чтобы в их поступках выявились черты наиболее существенные и важные. Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрите¬лей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отве¬чающих ее интересам, поскольку сценарий культурно-досуговой про¬граммы не пишется абстрактно, а всегда рассчитан на определенную конкретную аудиторию. Автор обычно знакомится с рейтингом популяр¬ности тех или иных программ, изучает ее культурные запросы и интере¬сы, возрастные, образовательные, профессиональные особенности аудитории. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала и т.д. становятся основой творческого замысла сценаристов, а раскрытие их носит глубоко индивидуализиро¬ванный, авторский характер. 
Определенность и ясность выбранной темы культурно-досуговой программы неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, тре¬бующей ответа на вопрос "что я хочу сказать зрителям?", "к каким об¬общениям он придет, побывав на предполагаемой программе? какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанно¬го?, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и ка¬ково будет ее воздействие на зрителя?  
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии. 
Следующая важная конструктивная деталь замысла - содержание и форма. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и вообра¬жение автора, направляя творческий поиск содержательного материала по заданному маршруту. Просмотр концертных номеров художествен¬ной самодеятельности или профессиональных артистов, увиденный спектакль, танцевальная сюита, услышанная музыка, прочитанная книга - все оказывает влияние на отбор содержания. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы и искусства, документаль¬ные материалы, способные адекватно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы. 
Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму. Ответ на вопрос, в какой форме будет написан сценарий, не менее важен, чем вопрос о том. каково содержа¬ние, то есть основная сущность будущей программы. Работа над со¬держанием и формой часто идет одновременно. Форма - это способ существования содержания. Поиск известной личности, изучение ее творческой биографии, личное знакомство с ней, окружающими ее людьми - все это может служить своеобразным импульсом к выбору формы. И, наоборот, выбранная форма, ее жанровая окраска застав¬ляют автора сценария более требовательно подходить к отбору содер¬жания, помогают сценаристу наиболее полно раскрыть идею с чувством меры, вкуса и избежать эклектики. 
Многообразие форм культурно-досуговых программ театрализо¬ванные представления, праздники, гала-концерты и просто разнообраз¬ные концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и кон¬курсные программы, ток-шоу и т.п. диктует и свои законы в выборе со¬ответствующего драматургического решения. Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы - поэзии, прозы, публицисти¬ки, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг Друга. Тогда как гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющимися основными конструктивными составляющими, несущими основной смысл концерта. Активно разви¬вающиеся формы авторских программ развлекательных ток-шоу, к при¬меру, таких как телевизионные программы "Угадай мелодию", "Я сама", предполагают каркасную разработку формы, рассчитанной на конкрет¬ного ведущего - автора программы, а строгая периодичность выпуска формирует свою аудиторию и позволяет системно воздействовать на развитие культурных интересов зрителей. Замысел программы требует однажды выбранную форму использовать наиболее полно уже не через поиск выразительных средств или обновление самой формы, а через поиск неординарного содержания, участников - героев программы, раз¬работку "острых" вопросов, умелого и убедительного комментария к ним Личность ведущего, способная импровизировать, становится важ¬ным условием успеха, создавая неповторимый имидж подобных про¬грамм. 
Рассматривая работу автора над замыслом сценария программы как одной из ведущих драматургических форм, можно предположить, что в замысле найдут отражение основные признаки, присущие драма¬тическому произведению: конфликт, сюжет, композиция. 
Драматическое действие в сценарии культурно-досуговой програм¬мы, решаемое в художественных образах, отражает движение действи¬тельности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на борьбе и столкновении героев, движет раз¬витие сюжета. Природа конфликта в культурно-досуговых программах многогранна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск и нахождение сюжета (в театрализованных представлениях, праздниках) или сюжетного хода (к примеру, сюжетно-игровые программы, концерты и т.п.), композици¬онного построения конкретизируют решение замысла. 
Поиск художественного зримого образа будущей программы ста¬новится следующей важной составляющей в конструкции сценарного замысла. Художественный образ программы формируется в недрах фантазии и может быть выражен в театральной символике через мета¬фору, когда музыка, свет, цвет становятся лейтмотивом, создавая ту или иную атмосферу, через аллегорию, когда удачно выбранный сим¬вол становится основным смыслом программы, концерта. 
Толчком к рождению художественного образа культурно-досуговой программы может служить подробное и глубокое знакомство с лич¬ностью героя программы, находка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочитанная книга, внезапно поразившее воображе¬ние автора событие, факт, то есть, весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, чем богаче жизненный опыт, чем любознательнее и внимательнее взгляд сценариста, тем шире его возможности в на¬хождении художественной выразительности программы. И здесь авто¬ра подстерегают подводные рифы творчества - штампы, - однажды найденное и неоднократно повторенное художественное решение про¬граммы. Сложность поиска автором художественной выразительности на уровне замысла заключается в умении отказаться от ранее найден¬ных решений, поиск новых, порой нетрадиционных решений образно¬сти, умении различить в хорошо знакомых предметах и явлениях непо¬вторимое своеобразие, оригинальную сущность. Художественный образ культурно-досуговой программы создается на основе синтеза фактов жизни и фактов искусства, документов, реальных героев событий, произведения искусства в единое зрелище, в котором образность ста¬новится доминантой донесения идейно-тематического замысла. Свет, цвет, музыка, пластика, светозвукотехника, документы, письма, кадры кинохроники, герои, их переживания, явления природы, социальные ка¬таклизмы, художественно-декоративное решение становятся яркими мазками общей палитры авторского воображения в его стремлении до¬нести художественный образ программы до зрителей. 
Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом со¬единяет в себе литературную и режиссерскую линии.. Автор мыслит образными категориями, он как бы "прокручивает" в мыслях зримые образы, ориентируясь на привлечение различных служб, предполагая решение организационных вопросов. 
Свойственные различным формам культурно-досуговых программ яркая образность, зрелищность стимулируют эмоции, эстетические пе¬реживания, способствуют возникновению коллективных эмоций, органи¬зуют общение зрителей между собой и участниками программы. Орга¬низация общения людей разных по возрасту, образованию, интересам является важным инструментом воспитательного воздействия на ауди¬торию. Решая задачу вовлечения зрителей в процесс общения, сце¬нарист уже на этапе работы над замыслом внутренним взором видит реакцию зрителей на программу в целом и отдельные ее эпизоды или номера и программирует реакцию зрителей. Путем использования спе¬циальных приемов, активизирующих участие зрителей в программе, ав¬тор моделирует дальнейшее развитие действия в сценарии. А если в структуру сценария по замыслу вошли комплексы разнообразных культурно-досуговых программ, шествие, театрализованное представление, встречи, ярмарки, игрища, кинопоказы, конкурсные состязания, то все их многообразие предполагает точный расчет, прогнозирование ак¬тивной деятельности зрителей. Сценарист уже на уровне замысла ста¬вит зрителей в условия активной духовной деятельности, максимально¬го самовыражения, расширения границ и возможностей для общения. 
Замысел сценария культурно-досуговой программы требует за¬крепления в каких-то устойчивых материальных средствах - звуках, пластике, человеческой речи. И пока содержание художественно-творческого процесса не закрепится е соответствующей материальной форме - сценарии, - замысел будет существовать лишь в воображении автора. «Сценаристу всегда нужно помнить, что каждая фраза, написан¬ная им, в конце концов должна быть выражена пластически в каких-то видимых формах на экране, и, следовательно, важны не те слова, кото¬рые он пишет, а те внешние выражения, пластические образы, которые он этими словами описывает. Нужно выразить свою мысль зрительным образом». 
Сценарий культурно-досуговой программы не всегда легко можно записать. Часто режиссерский замысел, фантазия опережают возмож¬ности литературной записи, поэтому уточнение, изменение, шлифовка сценария происходят на всем протяжении работы над программой - от замысла до воплощения на сцене Но, порой, и прекрасно сделанная программа теряет свою неповторимость, снижает впечатление при не¬умелой записи ее на листе бумаги. 
В зависимости от сценарной обработки содержательного материа¬ла предполагаются и различные уровни сценарной записи. Среди них можно выделить- сценарный план - набросок композиционного построе¬ния сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задача¬ми, характеристикой аудитории; либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения; литературный сценарий - подробная лите¬ратурная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб, режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозву¬ковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, ли¬тературных текстов и организационных моментов. 
В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы: 
1. Отклик на "социальный заказ" общества, сбор и поиск материала 
2. План творческой деятельности Определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, по¬становка педагогических задач. 
3. Кристаллизация плана, обрастание содержательным материа¬лом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами. 
4. Творческие импровизации и вариации при отборе художествен¬ного материала. 
5 Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сю¬жетного хода, образной выразительности. 
6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов. 
7. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла. 
2.2 Композиционное построение сценария культурно - досуговых программ. 
Совершенствование культурно-досуговой деятельности во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно-досуговых программ. Созда¬ние сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического про¬изведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компо¬ненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произве¬дение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент кон¬струкции, построения, обусловливая тем самым композиционную орга¬низацию сценарного материала. 
Композиция - (соединение, расположение, составление) - построе¬ние художественного произведения. Она является основной органи¬зующей и конструирующей силой любого художественного произведе¬ния, это закон, способ соединения звуковых и текстовых частей, скажем, в литературном и музыкальном произведениях, средство выражения связей между элементами данного произведения. Композиция является самой существенной частью творческого процесса. 
Драматургическая основа культурно-досуговой программы создает¬ся такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композици¬онного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструк¬ции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией. 
В процессе работы над драматургией культурно-досуговой про¬граммы сценарист сталкивается с различными видами творческой дея¬тельности, которые могут быть успешно им реализованы лишь в том случае, если он опирается на прочный фундамент знаний закономерно¬стей творческого процесса Для этого, в первую очередь, необходимо знание теоретических основ таких творческих явлений как сущность, структура, особенности художественного мышления и художественного вкуса, формы, средства, методы их формирования, законов композици¬онного построения драматургического произведения - функциональное размещение в нем экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания. 
Композиция имеет свои законы - целостность, взаимосвязь и са-'"подчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, един¬ство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и др., которые отражают те многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой работы над драматургией культурно-досуговой программы. 
Охарактеризуем основные из них. Законы целостности, взаимо¬связи и соподчиненности частей целому. 
Специфическая особенность драматургии культурно-досуговой программы, выражающаяся в поэпизодном построении сценария, обус¬ловлена не прихотью сценариста, а объективной необходимостью наи¬более полно и многоаспектно раскрыть тему и идею, включая различ¬ные стороны выбранной для художественного воплощения проблемы или явления. 
Эпизод в сценарии, являясь частью общего целого, в то же время характеризуется такими качествами, как относительная самостоятель¬ность сюжетной конструкции, система отобранных художественных средств, аргументирующих какую-то грань темы и идеи, наличие собы¬тия, вокруг которого завязывается драматургическое действие. 
Композиционная целостность в драматургической конструкции культурно-досуговой программы не сводится к простой сумме эпизодов, а достигается прежде всего за счет объективно необходимого их коли¬чества, наиболее полно раскрывающих авторский замысел, а также преемственной тематической связью между ними. 
Каждый эпизод относительно самостоятелен как по теме, так по содержательной направленности, но в общем контексте сценария яв¬ляется неотъемлемой частью целого. 
Следует учитывать, что композиционная целостность культурно-досуговой программы достигается не только логическим построением данных эпизодов, а, в первую очередь, системой связей, возникающей в сюжетной конструкции сценария, которая складывается из взаимодей¬ствия документального и художественного материала, оправданности и согласованности внутренних средств выражения содержания, приемов и способов его сценической реализации. 
В композиционном построении сценария культурно-досуговой про¬граммы значительную роль играют сюжет и сюжетный ход, которые, в свою очередь, всегда для сценариста являются творческим открытием. Именно найденный сюжетный ход - художественный прием - делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению. 
Закон контрастности в сценарии вытекает из сущности диалекти¬ческого закона единства и борьбы противоположностей и является важ¬нейшей творческой опорой в отборе и композиционном построении сце¬нарного материала. В основе композиционного построения материала по контрасту лежит стремление сценариста показать факты, явления, процессы окружающей действительности в противоречии, в конфликт¬ном отношении друг к другу. Это обеспечивает наличие конфликта в сценарии, позволяет активизировать мышление зрительской аудитории, придать культурно-досуговой программе ярко выраженный художе¬ственно-публицистический характер. 
Использование контрастов играет большую роль в эмоциональном восприятии содержания культурно-досуговой программы. Убежденность личности в правоте тех или иных идей не может не формироваться без опоры на ее чувства. Известно, что эмоции человека делятся на поло¬жительные и отрицательные. Формирование чувств происходит не толь¬ко в процессе положительных переживаний, но также и через отрица¬тельные эмоции и переживания. И часто положительное чувство рож¬дается в "борьбе" положительных и отрицательных эмоций. При вос¬приятии содержания культурно-досуговой программы, построенной на контрасте, зритель испытывает гамму переживаний, окрашенных как положительными, так и отрицательными эмоциями. Причем эти эмоции находятся не в статичном состоянии, а постоянно взаимодействуют, "борются", и эта "борьба" эмоций оказывает влияние на интеллектуаль¬ную сферу зрителя, в которой образуется своеобразный конфликт меж¬ду тем, что уже установлено в сознании, и тем, что возникает в процес¬се восприятия содержания. В конечном итоге сознание зрителя обога¬щается, активное восприятие положительно влияет на развитие лич¬ности. 
Закон подчиненности всех выразительных средств идейному за¬мыслу культурно-досуговой программы - одна из самых труднейших задач, которую решает сценарист при создании драматургии культурно-досуговой программы. Это умение оказаться на уровне своего соб¬ственного замысла, то есть разработать адекватное своему замыслу содержание данной программы, предназначенной для сценического во¬площения. Реализовать замысел в содержании - значит, так отобрать сценарный материал и так его композиционно выстроить, чтобы все средства идейно-эмоциональной выразительности раскрыли идею, ав¬торскую позицию. 
Важно подчеркнуть, что все эти художественные компоненты, в зависимости от месторасположения в сценарии культурно-досуговой программы, могут нести различную смысловую нагрузку, свою эстети¬ческую направленность. Отбирая для сценария те или иные художе¬ственные фрагменты, важно определить их идейно-тематическую соот¬несенность с общим сценарно-режиссерским замыслом будущей про¬граммы. Наиболее высоким творческим успехом сценариста считается умение так соединить идейно-эмоциональные средства, которые, вза¬имодействуя между собой, дают возможность добиться воплощения идеи художественного замысла. В этом суть новизны и оригинальности сценария той или иной культурно-досуговой программы. 
Решение такой творческой задачи требует от сценариста больших интеллектуальных и эмоциональных затрат, развитого художественного вкуса, тонкого чувства современности, глубокого знания произведений литературы и искусства. Смысловым содержательным стержнем в этом творческом процессе выступает художественное мышление сценари¬ста, развитые творческие качества, такие, как воображение и фантазия, умение в эмоционально-образной форме реализовать свой замысел. 
Закон соразмерности при работе над драматургией культурно-досуговой программы базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Первым ориентиром в отборе сценарного материала служит, как правило, событие, которому посвящается та или иная культурно-досуговая программа. Событие, его масштаб и содержательная направленность определяют "границы" отбора материала. На втором этапе работы с материалом, изучая проблему, сценарист из массы ма¬териала отбирает только тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу. 
Целостность драматургического произведения во многом зависит и от количественного соотношения материала. Объем и характер сценар¬ного материала, его распределение по эпизодам подчиняются задаче наиболее полной реализации творческого замысла. И здесь в силу вступают такие важные творческие качества сценариста, как чувство меры, творческая интуиция. Добиваясь соразмерности расположения второстепенных и главных частей сценарного материала, синтезируя идейно-эмоциональные средства, сценарист должен стремиться к точ¬ному и четкому пропорциональному соотношению структурных элемен¬тов композиции - экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания. Такая конструкция сценария позво¬ляет правильно выстроить сюжет, избегая однотипности отбираемых сведений и фактов и однообразия внутренних ритмов драматургическо¬го действия.  
Знание законов композиционного построения драматургического произведения требует умения гибко использовать основные приемы монтажа сценарного материала: последовательный, параллельный, контрастный, ассоциативный. При этом следует помнить, что достиже¬ние целостности и выразительности (а конечная цель композиционного построения именно в этом и состоит) не происходит только с написани¬ем литературно-текстовой части сценария. Композиционная завершен¬ность драматургической формы сценария окончательно наступает в его реализации на сцене, где огромную роль играет декоративно-художественное оформление (пространственная композиция), световое решение и сценическая пластика, общая атмосфера культурно-досуговой программы. Поэтому качественная драматургическая основа является важнейшим фактором ее успешной организации и проведения. 
Итак, рассмотрев основные законы композиции в работе сценари¬ста культурно-досуговых программ, перейдем к анализу структуры ком¬позиционного построения сценария. Диапазон культурно-досуговых про¬грамм достаточно широк как по содержанию, так и по формам. Это иг¬ровые, конкурсно-игровые, информационные, развлекательные, худо¬жественно-публицистические, театрализованные и другие комплексные программы. Каждый вид такой программы имеет свои специфические особенности драматургической организации сценарного материала и, следовательно, композиционного построения. Значительное место в структуре указанных программ занимают театрализованные представ¬ления. Это сложнейшая драматургическая форма, приближенная к литературно-художественному произведению всеми признаками жесткой композиционной структуры. Классическую структуру такой программы, как отмечалось, составляют следующие элементы: экспозиция, завязка, основное развитие действия, кульминация, развязка и окончание. Каждый названный элемент в структуре композиции имеет свое опре¬деленное функциональное назначение. Рассмотрим последовательно каждый из данных элементов. 
Экспозиция - первый структурный элемент композиционного по¬строения сценария. Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для развития последующего драматургического дей¬ствия. Особенность экспозиции заключается в том, что в ней практиче¬ски отсутствует событие. Она лаконична, кратковременна, в ней отра¬жается лишь общий характер темы будущей культурно-досуговой про¬граммы. Это может быть знакомство с участниками театрализованного представления или сообщение ведущего исходных данных о теме пред¬стоящей программы.  
В некоторых случаях экспозицию отождествляют с таким компози¬ционным приемом, как пролог. Но следует помнить, что экспозиция и пролог не идентичные понятия. Пролог (предисловие) - это композици¬онный прием, суть которого заключается в показе или демонстрации идей автора, его отношение к событию, которому посвящена культурно-досуговая программа Самым существенным отличием является то, что пролог не связан с основным сюжетным действием, в то время как в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. Использование дан¬ного приема характерно для театрализованных и особо торжественных представлений, что дает возможность режиссеру-постановщику осу¬ществить красочное и зрелищное начало представления. 
Завязка - это важнейший опорный структурный элемент компози¬ционного построения сценария культурно-досуговой программы. Функ¬циональная ценность данного элемента заключается в том, что в его основе, в первую очередь, лежит событие, так называемое "исходное", которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжет¬ным развитием действия. 
В структуре сюжета завязка является определяющим началом раз¬вития основного действия, и таким образом, завязка, ее содержание, оказывает влияние на последующий событийный ряд в сюжетно-композиционном построении сценария. 
Поиск сценаристом оригинального сюжетного решения завязки всегда является драматургической проблемой. Завязка не только фор¬мально определяет исходное событие, но и является существенным моментом оригинального драматургического решения сценария куль¬турно-досуговой программы. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы. Небрежный, необду¬манный подход сценариста к решению завязки, как правило, приводит к сюжетной неопределенности и рыхлости композиционного построения сценария. 
Основное развитие действия в композиционном построении яв¬ляется самой обширной частью сценария. Здесь фактически уклады¬вается весь основной сюжет культурно-досуговой программы. Именно здесь исходное событие, которое произошло в завязке, в основном раз¬витии действия, находит свое драматургическое продвижение к кульми¬нации. Напомним, что сценарий культурно-досуговой программы стро¬ится из блоков и эпизодов, которые обладают определенной сюжетно-тематической самостоятельностью, то есть имеют свой оригинальный сюжет, внутренний событийный ряд, композиционное построение и свой неповторимый драматургический ход Количество блоков и эпизодов, включаемых в драматургическую ткань сценария, определяется творче¬ским замыслом сценариста. 
Однако здесь необходимо усвоить, что событийный ряд данных блоков и эпизодов подчинен основному сюжетному ходу сценария, его основному сквозному драматургическому действию. Общий сюжетный ход, проходя красной нитью через все эпизоды и блоки, связывая их в единое драматургическое действие, является главнейшим композици¬онным приемом, способствующим созданию целостности культурно-досуговой программы 
В то же время событийный ряд отдельных блоков и эпизодов обес¬печивает тот ритм нарастания сюжетного действия, которое, в конце концов органично приводит к кульминации в сценарии. Чем оригиналь¬нее будут выстроены блоки и эпизоды в сценарии, тем интереснее бу¬дет развиваться сквозное действие культурно-досуговой программы, его основной сюжет. 
Композиционное построение основной части сценария требует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать опасности потери течения сюжета. В этой связи большое значение имеют так называемые сюжетные акценты, то есть слова, фразы, сценические действия, кото¬рые фиксируют внимание зрительской аудитории на основных сюжет¬ных узлах и позволяют ей с неослабевающим интересом следить за хо¬дом программы и адекватно воспринимать все происходящее на сцене. 
Кульминация - вершина развития драматургического конфликта в сценарии, высшая точка эмоционального восприятия зрительской ауди¬тории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого - разрешении всего драматургического конфликта в сценарии. Если ис¬ходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии дей¬ствия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает


 


Информация о работе Сценарий - как литературная основа массовых праздников и театрализованных представлений