|
Курсовая работа
По предмету: «Социально – культурная
деятельность и народное художественное
творчество».
ТЕМА: «Сценарий - как литературная основа
массовых праздников и театрализованных
представлений».
Иркутск 2009
План.
Введение______________________________ стр.
Глава № 1. Драматургия культурно – досуговой
программы.
1.1 Основные понятия,______________________ стр.
1.2 Сравнительный анализ драматургии культурно
– досуговой программы и театра,_____________________
стр.
1.3 Сценарий – литературная основа культурно
– досуговой программы,____________________________
стр.
Глава № 2. Методика разработки сценария
культурно – досуговой программы.
2.1. Сценарный замысел в культурно – досуговой
программе.
______________________________________ стр.
2.2 Композиционное построение сценария
культурно – досуговой программы,______________________________________
стр.
2.3 Художественный монтаж сценария культурно
– досуговой программы,______________________________________
стр.
Введение:
В жизни страны, региона, города, поселка,
села, в каждом трудовом коллективе, в
каждой семье есть неповторимый событийный
материал, который позволяет специалистам
определить тему культурно-досуговой
программы.
В современных условиях социальная обстановка
в обществе до¬вольно противоречива, направления
развития досуговой деятельности не адекватно
выражают направления развития общества.
Люди, в пер¬вую очередь учащаяся молодежь,
проявляют инициативу и самодея¬тельность
в выборе содержания и форм свободного
времяпрепровож¬дения. Практика свидетельствует,
что в силу отсутствия необходимого опыта
культурно-досуговой деятельности, ограниченности
общей куль¬туры, узости духовных интересов
личность избирает далеко не самые конструктивные
формы наполнения своего досуга. Зачастую
в нефор¬мальных объединениях молодежи
проявляются экстремизм, групповой эгоизм,
элементы национализма, деструктивные
формы поведения. И это с особой силой
ставит проблему корректного и конструктивного
драматургического влияния на культурно-досуговую
деятельность.
Рассматривая драматургию культурно-досуговых
программ как, важную часть технологии
культурно-досугового процесса, следует
подчеркнуть, что она имеет свою специфику.
Еще в начале века на смену получившим
в то время признание теоретическим установкам
в области театрального действа, утверждавшим
схематизм, канонизацию драма¬тургического
построения культурно-досуговой программы,
пришла дей¬ственная теория, раскрывающая
процесс драматургизации культурно-досуговой
деятельности, которая развивается и улучшается,
по сей день.
И только при использовании этой теории,
можно написать сценарий, отвечающий всем
правилам, законам и критериям.
В наше же время существует такая проблема,
как написание и использование в культурно
– досуговых программах сценариев, заранее
написанных от рук непрофессионалов. Это
в свою очередь приводит к тому, что сценарий
не отвечает стандартам написания, а отсюда
следует, что культурно – досуговая программа,
построенная по этому сценарию, будет
– безграмотна, некачественна, возможно,
на 80 % неинтересна, неудачна. Так как, в
любом произведении искусства, великом
или малом, все до последних мелочей зависит
от правильности его построения.
Например, существует четкая структура
построения культурно - досуговой программы:
экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка и финал. Каждый
названный элемент в структуре композиции
имеет свое опре¬деленное функциональное
назначение. И если при построении культурно
– досуговой программы отступить от правил
и выпустить из виду, какой – нибудь элемент,
например кульминацию (Кульминация - наивысшая
точка развития конфликта.) то, логическая
законченность программы будет утеряна.
А так как все элементы структуры построения
программы связанны между собой неразрывно,
упустив один из них, в культурно – досуговой
программе сценарист (режиссёр) не сможет
выразить свою идею, и это, прежде всего,
приведет к тому, что культурно – досуговая
программа станет бессмысленна и не интересна
для аудитории.
Напоминая о том, что в любом произведении
искусства, великом или малом, все до последних
мелочей зависит от правильности его построения,
хочу сказать, что: «Каждый человек, который
способен творить, произведения искусства,
просто обязан знать законы их построения!»
Объект: Сценарий Культурно – досуговой
программы.
Предмет: Драматургия Культурно – досуговой
программы.
Цель: Теоретическое и практическое осмысление
методики разработки сценария.
Задачи:
• Исследовать основные закономерности.
• Изучить специальную литературу.
• Рассмотреть основные понятия.
• Проанализировать сценарий.
1.1 Основные понятия.
Эпос – устное народное творчество, повествование
, излагаемое от первого лица , имеющее
хронологический порядок , к которому
относятся сказки , сказания , мифы , предания.
Для эпоса характерно физическое действие
без особых психологических переживаний
персонажей. Словесное действие в форме
диалогов и монологов в эпосе исключено.
Основными персонажами эпоса являлись
народные герои, силы стихий, которые олицетворяли
например , в Древней Греции титаны и мифические
герои. С появлением письменности к эпосу
стали относить произведения прозы.
Лирика – литературные произведения,
в которых значительное место занимают
личные переживания героев или авторов,
так же описание природы.
Драма – произведение литературы, в котором
описание событий ведется через диалог
действующих лиц, предназначенное для
зрелищного воплощения. Особенностью
драмы является развитие конфликта посредствам
диалогов и монологов. Для пояснения написанного
автором используются ремарки.
Сценарий – четвертый самостоятельный
род литературы, в котором синтезировались
элементы эпоса, лирики и драмы.
Сценарий - это подробная литературная
разработка содержания, где конкретно
указывается, что говорят и как поступают
действующие лица, какие художественные
произведения используются, в какой обстановке
происходит действие.
Драматургия - сюжетно – образная концепция
(взгляд) культурно - досуговой программы,
будь то просмотр спектакля, кинофильма,
эстрадного номера, обряда. Драматургия
– это сюжетно–образная концепция массового
действа, где само драматургическое действие
создается через выстраивание и проигрывание
сюжетно-образного решения программы.
Сценарный план - набросок композиционного
построения сценария с разработанной
темой, идеей, педагогическими задачами,
характеристиками аудитории.
Либретто - более развернутое, чем сценарный
план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального
произведения.
Литературный сценарий - подробная литературная
разработка идейно-тематического замысла
с полным текстом, описанием действующих
лиц, музыкальным оформлением, использованием
технических служб.
Режиссерский сценарий - развернутый план
литературного сценария с точным указанием
сценической площадки, конкретным использованием
технических служб, расписанной светозвуковой
партитурой, с указанием времени, мизансцен,
исполнителей, литературных текстов и
организационных моментов.
Культурно - досуговая про¬грамма - это
результат традиционной, своеобразной
продукции, соз¬данной на основе сценарно-режиссерского
замысла, обогатившегося социально-культурным
творчеством самих участников программы
и зрителей.
Форма культурно - досуговой программы
- это угол зрения специалиста на проблему,
структура, образуемая на основе организации
материала и аудитории.
Замысел представляет собой - задуманное
авто¬ром (сценаристом, режиссером) построение
программы, включающий в себя разработку
основной мысли (темы, идеи) и элементы
творче¬ского процесса ее воплощения.
Композиция - (соединение, расположение,
составление) построе¬ние художественного
произведения.
Монтаж - метод культурно-досуговой деятельности,
позволяющий скомпоновать выступления
реальных лиц, цитаты из документов, отрывки
из произведений художественной литературы,
кинофильмов, музыкальные фрагменты и
другие элементы.
1.2 Сравнительный анализ драматургии К.Д.П.
и театра.
Современное понимание технологии культурно-досуговой
деятель¬ности как комплексного, гибкого
педагогического инструмента воздей¬ствия
на человека, с учетом его психологии,
в том числе и в условиях домашнего досуга,
привело к необходимости определения
границ дея¬тельности учреждений культуры.
Ведомственная разобщенность уч¬реждений
культуры (Министерство культуры РФ, ведомства,
творческие союзы, профсоюзы), отсутствие
координирующего центра, разобщен¬ность
в деятельности разных ведомств, хаотичность
использований форм и методов работы порождают
много негативных проблем. Осо¬бенно остро
встает вопрос о драматургии культурно-досуговой
дея¬тельности.
Драматургия является основой, связующей
тканью, на которой в различных формах
можно реализовывать разнообразные направлении
культурно-досуговой деятельности. Подбор
и использование драматур¬гического материала
являются важнейшим фактором эффективности
культурно-досуговой деятельности. Прежде
всего, здесь следует учиты¬вать: форму
деятельности (массовая, групповая, индивидуальная);
место проведения (домашний досуг или
учреждение культуры); состав аудитории.
С точки зрения, драматургии, культурно-досуговая
про¬грамма - это результат традиционной,
своеобразной продукции, соз¬данной на
основе сценарно-режиссерского замысла,
обогатившегося социально-культурным
творчеством самих участников программы
и зрителей.
Драматургия - это сюжетно-образная концепция
(взгляд) куль¬турно-досуговой программы,
будь то просмотр спектакля, кино-фильма,
эстрадного номера, обряда и т.д. Драматургия
- это сю¬жетно-образная концепция массового
действа, где само драматурги¬ческое действие
создается через выстраивание и проигрывание
сюжетно-образного решения программы.
Но если в театральном творчестве в качестве
исходного материала выступает конкретная
пьеса и на основе ее литературного материала
создается идейно-насыщенный, созвучный
современности, органичный в исполнении
актеров спектакль, то в культурно-досуговой
программе это происходит с помощью выразительных
средств на основе самой жизни, реального
фактического материала, реальных актеров,
которыми является аудитория. Конечно,
сферы применения здесь различны: в одном
случае - пьеса, на основе которой строится
спектакль с учетом идейно-тематической
основы, заложенной автором, в другом –
конкретная исходная, реальная ситуация.
В одном случае режиссер идет от пьесы
к жизни, а в другом наоборот - от жизни
к пьесе, где представление организуется
по законам театра, но своими специфическими
средствами.
В театре драматургическая концепция
спектакля предопределяется границами
материала пьесы, а в культурно-досуговой
программе - исходным, общественно значимым
событием, где она выступает как спо¬соб
донесения социальной информации, выраженной
в художественной форме.
Специфические особенности драматургии
культурно-досуговых программ нагляднее
будет представить в сравнительном анализе
деятельности учреждения культуры и театра.
В учреждении культуры сценариста профессионально;
драматургическое творчество осуществляется
коллективно и индивидуально; драматургия
культурно-досуговых программ динамична
и опера¬тивна; многогранность и оперативность
решаемых учреждением культу¬ры задач
дает им право использования в сценарии
опубликованных ли¬тературно-художественных,
документальных и исторических произве¬дений
или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых
программ - документальна (обязательным
является включение в сценарий фактов
из жизни конкретной аудитории); построение
сценария осуществляется по эпизодам;
задача драматурга - создать наиболее
эффективное ин¬теллектуальное и эмоциональное
воздействие на аудиторию; в сцена¬рии
используется все многообразие выразительных
средств как про¬фессионального, так и
самодеятельного искусства, а так же и
специ¬альных выразительных средств;
использование документального и ху¬дожественного
материала осуществляется на основе метода
монтажа; в сценарии культурно-досуговой
программы герой - конкретный, реальный
человек или художественный образ; задача
сценариста создать идеальное проектирование
будущей программы, которая может быть
осуществлена не только на сцене, но и
в зрительном зале, на улице, в доме.
В театре: творчество драматурга носит
индивидуальный харак¬тер; написание
пьесы требует оригинального творчества;
использова¬ние документального материала
бывает крайне редко, но в основном, творчество
драматурга представляет собой художественный
вымысел; пьеса строится по актам; задача
драматурга создать пьесу как художе¬ственную
ценность (произведение искусства); театральная
драматургия сценична; герой пьесы - художественный
обобщенный образ; задача драматурга наделить
конкретного героя социальными чертами,
создать типический образ.
Как видим, драматургия культурно-досуговых
программ имеет мно¬го специфических
отличительных черт от драматургии театра.
Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу
ее существования, является то, что самые
популярные формы культурно-досуговых
программ про¬водились на основе хорошо
драматургически разработанных сценариев.
Одна из особенностей драматургии культурно-досуговых
программ - наличие в сценарии конкретных
фактов жизни. Следует, разумеется, обращаться
и к художественному замыслу, и к использованию
обоб¬щенных образов героев прошлого
и будущего.
Для того чтобы положить конкретные факты
в основу сценариев, надо хорошо знать
жизнь данного коллектива или района,
черпать из нее сюжеты и факты.
Документальная основа - также специфична
для драматургии куль¬турно-досуговых
программ, и она нужна для того, чтобы на
близком и понятном материале раскрыть
важные политические и нравственные проблемы,
отразить общие процессы в судьбах реальных
людей, при¬дать действию особую эмоциональную
окраску и убедительность.
Обязательными компонентами драматургии
являются коли¬чественные и качественные,
показатели, которые обладают следую¬щими
характеристиками:
- актуальность культурно-досуговых
программ с позиций текущих общественно-политических,
социально-экономических, культурных
за¬дач, стоящих перед обществом;
- преемственность и
последовательность в их подготовке и
прове¬дении, выражающиеся в органической
связи предыдущих и последую¬щих программ
как в организационном, так в педагогическом
и художе¬ственном аспектах;
- жанровое разнообразие
программ, возможность модификации од¬ной
и той же программы.
А в основе драматургии предметной деятельности,
то есть на заня¬тиях в коллективах художественной
самодеятельности или технического творчества
(обучающих методиках), лежит сценарный
план. И здесь все выразительные средства
используются в соответствии с законами
драматургии.
Драматургию культурно-досуговой программы
можно рассматри¬вать как уникальный
организм, как галерею живых лиц. А сценарное
ма¬стерство характеризуется наличием
у специалиста художественного мышления
как основы сценарной деятельности. Специфика
драматур¬гии определяется художественно-выразительными
средствами культур¬но-досуговой деятельности,
методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным
построением и сценическим воплощением
программы.
Драматургия культурно-досуговой программы
включает в себя следующие обязательные
элементы: цель как ожидаемый эффект от
организуемого общения участников; характеристику
соответствующего методического принципа
(или принципов); логику использования
форм, средств и способов организации
деятельности участников; набор усло¬вий
ее эффективной реализации.
Тогда в структурном отношении каждый
сценарий культурно-досуговых программ
может соответствовать требованиям ценностно-ориентированного,
активно-деятельностного подхода к целостному
тех¬нологическому процессу в учреждении
культуры.
Таким образом, исходя из выше перечисленного,
можно составить таблицу, в которой четко
отображаются сходства и различия драматургии
театра и культурно – досуговой программы.
1.3 Сценарий – литературная основа К.Д.П.
Как известно, существует три рода литературы:
эпос, лирика и драма.
Эпос - повествование, излагаемое от первого
лица, имеющее хронологический порядок.
Лирика - описание природы, чувств и переживаний
человека.
Драма - описание событий ведется через
диалог действующих лиц, для пояснения,
написанного автором используются ремарки.
Культурно-досуговая деятельность, как
одна из основных направлений в работе
досуговых учреждений, позволяет говорить
об особой форме клубной драматургии -
сценарии.
В основе драматического действия лежит
конфликт - противоречие между заявленной
потребностью и фактическим её неудовлетворительным
состоянием. Поскольку драматургия первична,
а режиссура вторична, то сценарист получает
возможность решающего мнения в проектировании
программы.
Драматургия - это сюжетно-образная концепция
(взгляд) культурно-досуговой программы
или массового действа, где само драматургическое
действо создается через выстраивание
и проигрывание сюжетно-образного решения
программы.
В качестве исходного материала выступают
выразительные средства на основе самой
жизни, реальный фактический материал;
реальные герои, которыми является и аудитория;
конкретная исходная реальная ситуация.
Режиссер (сценарист) идет от жизни к драматургии,
представление организуется по законам
театра, но своими специфическими средствами.
С точки зрения драматургии, досуговая
программа - результат традиционной, своеобразной
продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского
замысла, обогатившегося социально-культурным
творчеством самих участников программы
и зрителей.
Одна из задач сценариста культурно-досуговой
программы заклю¬чается в том, чтобы создать
оригинальное художественно-просветительное
произведение путем соединения различных
выразительных средств: стихов, музыки,
песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов
в единую логическую композицию, подчиненную
общему замыслу, теме, идее.
Художественность будущей программы определяется
сценарием. Для сценариста важна не форма
культурно-досуговой программы, а ее значение
для данной деятельности и решения практических
задач, что и определяет их сохранение
в представлениях зрителя.
Форма культурно-досуговой программы
- это угол зрения специалиста на проблему,
структура, образуемая на основе организации
материала и аудитории.
Особенные черты: каждая культурно-досуговая
программа становится своеобразным ответом
на «социальный заказ» общества, откликом
на то или иное социальное явление.
Драматургии культурно-досуговых программ
присуща оперативность отклика на события
в реальной жизни, связь используемых
в сценарии фактов, документов, событий,
как с проблемами мирового, глобального
характера, так и с местным материалом.
Действующие лица в сценарии живые реальные
герои, однако, могут быть литературные
и художественные образы. Содержательный
материал сценария несет документальную
и художественную основу, сочетая информационные
и зрелищные компоненты, а способ его обработки
имеет тяготение к публицистичности, поскольку
тематика программ имеет ярко выраженную
социальную окраску. Сценарий пишется
для конкретного зрителя. Организация
общения также «закладывается» в структуру
сценария, используя приемы активизации
участников программы. Сценарий рассматривают
как программу педагогического влияния
на аудиторию, формирующую общественные
настроения и сознание участников. Сценарист
вплетает в драматургическую ткань организационные
моменты, связанные с вопросами ее подготовки
и проведения.
Определенность и ясность выбранной темы
связаны с идеей, постановкой проблемы,
требующей ответа на вопрос «Что я хочу
сказать зрителям? Какое отношение у зрителя
сформируется от увиденного и услышанного?»
Тема и идея составляют идейно-тематический
план замысла культурно-досуговой программы.
Сценарий - подробное литературное описание
действия, предназначенного для постановки
на сценической площадке, на основе которого
создаются театрализованное представление,
праздник, массовое зрелище, игровая или
какая-либо иная программа. Он имеет как
общие черты, сходные с драматургическими
произведениями театра, кино, радио, телевидения,
так и особенные, присущие формам культурно-досуговых
программ. К общим относятся: действие;
цепь событий, связанных сюжетом; наличие
действующих лиц и конфликта как борьбы
между действующими лицами или осмысление
какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей
в определенной последовательности составные
части (эпизоды и блоки) в единое целое.
Работу над сценарием следует начинать
с определения темы и идеи.
Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных
автором.
Идея - это основной вывод, мысль, оценка
изображаемых событий.
Тема обычно задана с самого начала, а
к идее, как общему главному выводу, сценаристу
и режиссеру следует еще постепенно подвести
участников и зрителей программы. Типичная
ошибка некоторых практи¬ческих работников
состоит в том, что они нередко с самого
начала ста¬раются подать зрителю идею
в готовом виде. Нужно пробудить активное
восприятие действия, заставить каждого
как бы стать участником события и самому
осмыслить идею. Тогда задача осознания
идеи подчинена развитию действия.
Одна из специфических особенностей сценария
культурно-досуговой программы состоит
в его документальной основе. Поэтому
для выбора сюжета нужно найти основное
событие, ибо дальнейшие поиски яркого
интересного сюжета будут определяться
основным собы¬тием.
Следующим шагом является продумывание
композиции сценария, то есть реализация
конфликта, сюжета в сценическом действии.
Композиция - организация действия и соответствующее
расположение материала.
Основные компоненты:
Экспозиция - ввод в действие, короткий
рассказ о событиях, предшествовавших
возникновению конфликта. Экспозиция
обычно перерастает в завязку или непосред¬ственное
начало действия. Экспозиция и завязка
должны быть пре¬дельно четкими, лаконичными.
Завязка - начало конфликта.
Кульминация - наивысшая точка развития
конфликта.
Развязка- разрешение конфликта.
Основное действие - строгая логичность
построения и развитие темы.
Каждый эпизод должен быть обусловлен,
связан смысловыми «мостиками» с предыдущим
и последующим.
Классическую структуру программы составляют
следующие элементы:
Пролог - композиционный прием, показ или
демонстрация идей автора, его отношения
к событию. Пролог не связан с основным
действием, а в экспозиции сюжетное действие
берет свое начало.
Завязка - начало драматургического конфликта,
находит свое развитие в последующих структурных
элементах композиционного построения
сценария, определяет начало основного
действия. Поиск оригинального сюжетного
решения завязки - драматургическая проблема.
Оригинальное решение завязки во многом
определяет последующий ход всей программы.
Сюжетный ход - художественный прием, делает
драматургическое произведение неповторимым
и оригинальным по композиционному построению.
Основное развитие действия - здесь фактически
укладывается весь основной сюжет программы.
Подчеркивая решающее значение замысла
в творческом процессе создания сценария,
его нередко сравнивают с архитектурным
проектом в строительстве, в котором предусматривается
целостный образ всего сооружения и соотношение
его отдельных частей, расчеты его "несущих"
конструкций.
В зависимости от сценарной обработки
содержательного материала предполагаются
и различаются уровни сценарной записи:
Сценарный план - набросок композиционного
построения сценария с разработанной
темой, идеей, педагогическими задачами,
характеристиками аудитории.
Либретто - более развернутое, чем сценарный
план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального
произведения.
Литературный сценарий - подробная литературная
разработка идейно-тематического замысла
с полным текстом, описанием действующих
лиц, музыкальным оформлением, использованием
технических служб.
Режиссерский сценарий - развернутый план
литературного сценария с точным указанием
сценической площадки, конкретным использованием
технических служб, расписанной светозвуковой
партитурой, с указанием времени, мизансцен,
исполнителей, литературных текстов и
организационных моментов.
Создание сценария - это сложный, многоступенчатый,
творческий процесс, включающий периоды
накопления информационно-содержательного
материала, формирование замысла, написание
драматургического произведения. Автору
сценария необходимо так соединить все
его компоненты, чтобы в итоге получилось
целостное драматургическое произведение.
Композиция (соединение, расположение,
составление) - построение художественного
произведения.
Драматургическая основа программы создается
такими эмоционально-выразительными средствами,
как живое слово, музыка, кино, поэзия,
хореография и другие. Задача композиционного
построения сценария состоит в том, чтобы
соединить все эти элементы в единое целое.
От того, насколько данные элементы будут
гармонировать между собой, взаимодействовать
в сюжетной конструкции, соподчиняться
и дополнять друг друга, зависит эмоциональное
и эстетическое восприятие ее зрительской
аудиторией.
Композиция имеет свои законы: целостность,
взаимосвязь и соподчиненность частей
целому, контрастность, подчиненность
всех средств художественного произведения
сценарному замыслу, единство содержания
и формы, соразмерность, типизация и обобщение
и другие. Охарактеризуем основные из
них.
1. Законы целостности, взаимосвязи и соподчиненности
частей целому.
2. Закон контрастности.
3. Закон подчиненности всех выразительных
средств идейному замыслу.
4. Закон соразмерности.
(полное описание законов в параграфе
2.2)
Такая конструкция сценария позволяет
правильно выстроить сюжет, избегая однотипности
отбираемых сведений и фактов и однообразия.
Знание законов композиционного построения
драматургического произведения требует
умения гибко использовать основные приемы
монтажа сценарного материала: последовательный,
параллельный, контрастный, ассоциативный.
Композиционная завершенность драматургической
формы сценария окончательно наступает
в его реализации на сцене.
Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой
действие развивается по нарастающей
к кульминации и развязке. Нельзя идти
от эмоционально сильных эпизодов к более
слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь
зал к массовому пению, каким-то другим
коллективным действиям, так как соучастие
- это наивысший эмоциональный момент,
к нему нужно психологически подготовиться.
Законченность каждого отдельного эпизода.
Эпизод должен иметь законченную композицию.
Действие необходимо довести до кульминации,
в которой наиболее концентрированно
выражается идея драматургического замысла.
Финал несет в себе особую смысловую нагрузку
- это наиболее важный момент для максимального
проявления активности всех участников.
Для того, чтобы сценарий не распадался
на отдельные эпизоды, чтобы художественные
иллюстрации не выглядели вставными номерами,
а устные выступления не казались ненужными
дополнениями, необходимо в качестве стержня
найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий
развитие сюжета, является основным связующим
моментом при монтаже сценария.
Документальная основа нужна для того,
чтобы на близком и понятном материале
раскрыть важные политические и нравственные
проблемы, отразить общие процессы в судьбах
реальных людей, придать действию особую
эмоциональную окраску и убедительность.
Сценарии создаются двумя способами: собирательным
и избирательным.
При собирательном способе, автор создает
обобщенный образ на реальной основе.
Сценарист создает воображаемый образ,
несущий в себе обобщение - характер современного
положительного героя.
Избирательная типизация позволяет на
примере рассказа об одном человеке предложить
образ жизни многих людей.
Но в любом случае сценаристу необходимо
найти способ пробу¬дить у зрителя активное
восприятие действия. К элементам активизаций
относятся: прямое обращение к аудитории,
коллективное исполнение песен, осуществление
различных гражданских ритуалов, вынос
знамен, вопросы из аудитории и т.д. Успешное
воплощение в жизнь принципа документальности,
удачное использование местного художественного
и публицистического материала создают
возможность импровизации в массовых
действиях, которая пробуждает инициативу
людей, создает атмосферу творчества и
непринужденного общения и как бы снимает
барьер между зрительным залом и сценой.
Одним из способов импро¬визации является
внесение в сценарий элемента игры, в которую
при умелом подходе организаторов программы
включаются и дети, и взрос¬лые.
Одним из способов импровизации является
внесение в сценарий элемента игры, действия.
Финал - средство подведения итогов всего
драматургического действия, (происходившего
на сцене). Особая форма финала - эпилог.
Важнейшим методом в создании сценария
является монтаж всего материала.
Параллельное действие - эпизоды действий,
различных по своему идейному содержанию,
монтируют один за другим. В ткань одного
эпизода включается другой, противоположный
ему. После такой вставки мысль первого
эпизода продолжает развиваться. Этим
приемом достигается параллельное действие.
Представляет интерес и сочетание приема
параллельного действия с приемом одновременности
действия, когда действие идет в разных
местах сцены, на нескольких частях сценической
площадки одновременно. Этот способ применяется
при включении в действие зрительного
зала, когда к спору на сцене между участниками
представления подключаются зрители.
Важным моментом в художественном монтаже
сценария культурно-досуговой программы
является лейтмотив (напоминание). Нередко
лейтмотив становится стержнем всей композиции.
В праздничных представлениях применяются
также и прием реминисценции (воспоминания).
Авторы сценариев программ заимствовали
этот прием у кинематографистов. Он состоит
в том, что исполнение определенного эпизода
прерывается другим эпизодом, повествующем
о событиях прошлого. Это позволяет удачно
связать настоящее с историей. Важным
элементом эпизодов и всего действия культурно-досуговой
программы является введение ритуальных
действий - вручение различных наград,
что, как правило, становится кульминацией
праздничных вечеров и самих торжеств.
Ретроспектива - показ исторических событий
через призму сегодняшнего дня.
При написании сценария культурно-досуговой
программы нужно знать реальные возможности
воплощения драматургического замысла.
Сценарий надо создавать не для усредненного,
а для конкретного учреждения культуры
с учетом его материально-технических
и финансовых возможностей.
В деятельности учреждений культуры в
роли сценариста и режиссера представления
выступает, как правило, одно лицо.
Глава №2. Методика разработки сценария
К.Д.П.
2.1 Сценарный замысел в культурно-досуговой
программе.
Любое массовое зрелище или камерная программа,
эстрадное представление или отдельный
номер начинаются с творческого за¬мысла,
в котором в образной художественной форме
находят отраже¬ние глубоко осмысленные
автором (сценаристом, режиссером, испол¬нителем)
отдельные факты или целые явления социальной
и частной жизни человека и общества. На
значимость работы над замыслом ука¬зывал
великий немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг
Гете, отме¬тивший, что в любом произведении
искусства, великом или малом, все до последних
мелочей зависит от замысла".
Именно замысел становится движущей пружиной
в отборе фактов, событий, выразительных
средств, он несет в себе логику сценария
бу¬дущего шоу, отдельного номера. Здесь
должны быть отчетливо видны как общий
смысл - тема, идея, содержание, форма, то
есть каркас сце¬нария, так и его отдельные
структурные составляющие – действующие
лица, события, конфликт, строгая логичность
композиционного построе¬ния.
Зачастую замысел понимается в двух смыслах
во-первых, "как за¬думанный план действий
или деятельности, намерение" и, во-вторых,
как "идея, основная мысль художественного
произведения". Если в первом случае
понятие "замысел" трактуется широко,
применительно к социально-бытовым процессам,
к примеру, "хранить свои замыслы в тайне
- старинная полководческая традиция",
"Он понял ее замыслы" и т.п., то во
втором случае понятие "замысел"
тесно связано с творческим процессом
работы над каким-либо произведением художника,
поэта, писателя, музыканта, драматурга,
сценариста.
В другом источнике замысел определяется,
как "нечто задуманное, замышленное,
как цель работы, деятельности" и как
"задуманное авто¬ром построение произведения
художественного или научного" . Из¬вестный
ученый и режиссер И.Г. Шароев вкладывает
в понятие "замысел" генеральную
тему , а А.И. Чечетин, рассуждая о "замысле",
связывает его "с тончайшим видом человеческой
деятельности - твор¬ческим процессом,
действенным воссозданием жизни, то есть
слиянием темы и драматического действия
.
Однако эти определения не дают полного
представления о замыс¬ле культурно-досуговой
программы, который вбирает в себя и творче¬ский
процесс, включая разработку темы и идеи
как основной мысли, так и реализацию ее
в конкретных художественных формах.
Таким образом, замысел представляет собой
задуманное авто¬ром (сценаристом, режиссером)
построение программы, включающий в себя
разработку основной мысли (темы, идеи)
и элементы творче¬ского процесса ее воплощения.
Сценарист культурно-досуговой про¬граммы
в процессе работы над замыслом посредством
художественных образов, типичных обстоятельств
воспроизводит доступными ему средствами
реальную жизнь в своем воображении и
фантазии, вопло¬щая ее в новую сценическую
форму, которая, в свою очередь, через материализованную
авторскую мысль воздействует на восприятие
зри¬телей и уже опосредованно влияет
на реальный мир.
Подчеркивая решающее значение замысла
в творческом процессе создания сценария,
его нередко сравнивают с архитектурным
проектом в строительстве, в котором предусматривается
целостный образ всего сооружения и соотношение
его отдельных частей, расчеты его "несущих"
конструкций.
В основе сценарного замысла культурно-досуговой
программы прежде всего лежит правильное
определение темы, то есть тот круг вопросов,
о чем автор хочет поведать, рассказать
зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой
программы, из всего многообразия окружавших
автора жизненных явлений и всего многообразия
свойств каждого из них он выбирает лишь
некоторые. Этот выбор определяется тем,
что сценарист считает наиболее интересным
и важным, те жизнен¬ные явления, которые
наиболее адекватно отражают его мировоззре¬ние,
те явления и связи, которые он считает
наиболее важными и ха¬рактерными. Поэтому
выбор явления, отображение связей, в которые
они вступают с другими явлениями, глубоко
личностны и индивидуаль¬ны, они зависят
от оценки автора, его мировоззренческой
позиции.
Однако, изображая ту или иную сторону
жизни, тот или иной чело¬веческий характер,
сценарист заставляет своих героев действовать
так, чтобы в их поступках выявились черты
наиболее существенные и важные. Через
тему автор доносит главную мысль сценария
до зрите¬лей, поднимая целый ряд вопросов,
волнующих аудиторию, отве¬чающих ее интересам,
поскольку сценарий культурно-досуговой
про¬граммы не пишется абстрактно, а всегда
рассчитан на определенную конкретную
аудиторию. Автор обычно знакомится с
рейтингом популяр¬ности тех или иных
программ, изучает ее культурные запросы
и интере¬сы, возрастные, образовательные,
профессиональные особенности аудитории.
Вечные темы смысла жизни и смерти, любви
и ненависти, войны и мира, власти и капитала
и т.д. становятся основой творческого
замысла сценаристов, а раскрытие их носит
глубоко индивидуализиро¬ванный, авторский
характер.
Определенность и ясность выбранной темы
культурно-досуговой программы неразрывно
связаны с идеей, постановкой проблемы,
тре¬бующей ответа на вопрос "что я
хочу сказать зрителям?", "к каким
об¬общениям он придет, побывав на предполагаемой
программе? какое отношение у него (зрителя)
сформируется от увиденного и услышанно¬го?,
то есть, ради чего и с какой целью раскрывается
автором тема и ка¬ково будет ее воздействие
на зрителя?
Тема и идея составляют идейно-тематический
план замысла культурно-досуговой программы
Это тот стержень, который крепко держит
основной смысл сценария культурно-досуговой
программы в одном русле, не давая ему
растворяться в побочных темах и проблемах,
а, наоборот, соединяя их в единое целое,
углубляя основную тему и идею, усиливая
впечатление при восприятии.
Следующая важная конструктивная деталь
замысла - содержание и форма. Идейно-тематический
план цепко держит фантазию и вообра¬жение
автора, направляя творческий поиск содержательного
материала по заданному маршруту. Просмотр
концертных номеров художествен¬ной самодеятельности
или профессиональных артистов, увиденный
спектакль, танцевальная сюита, услышанная
музыка, прочитанная книга - все оказывает
влияние на отбор содержания. Авторская
мысль ищет наиболее выразительные жанры
литературы и искусства, документаль¬ные
материалы, способные адекватно отразить
идейно-тематическую направленность будущей
программы.
Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой
программы активно влияет на отбор содержания,
а содержание, в свою очередь, формирует,
как бы лепит форму. Ответ на вопрос, в
какой форме будет написан сценарий, не
менее важен, чем вопрос о том. каково содержа¬ние,
то есть основная сущность будущей программы.
Работа над со¬держанием и формой часто
идет одновременно. Форма - это способ
существования содержания. Поиск известной
личности, изучение ее творческой биографии,
личное знакомство с ней, окружающими
ее людьми - все это может служить своеобразным
импульсом к выбору формы. И, наоборот,
выбранная форма, ее жанровая окраска
застав¬ляют автора сценария более требовательно
подходить к отбору содер¬жания, помогают
сценаристу наиболее полно раскрыть идею
с чувством меры, вкуса и избежать эклектики.
Многообразие форм культурно-досуговых
программ театрализо¬ванные представления,
праздники, гала-концерты и просто разнообраз¬ные
концерты, литературно-музыкальные композиции,
игровые и кон¬курсные программы, ток-шоу
и т.п. диктует и свои законы в выборе со¬ответствующего
драматургического решения. Например,
литературно-музыкальная композиция предполагает
включение в канву сценария произведений
художественной литературы - поэзии, прозы,
публицисти¬ки, документальных материалов,
инструментальной музыки, хорового и сольного
пения, взаимодополняющих и усиливающих
восприятие друг Друга. Тогда как гала-концерт
раскрывает содержание через отдельные
эстрадные номера, являющимися основными
конструктивными составляющими, несущими
основной смысл концерта. Активно разви¬вающиеся
формы авторских программ развлекательных
ток-шоу, к при¬меру, таких как телевизионные
программы "Угадай мелодию", "Я
сама", предполагают каркасную разработку
формы, рассчитанной на конкрет¬ного ведущего
- автора программы, а строгая периодичность
выпуска формирует свою аудиторию и позволяет
системно воздействовать на развитие
культурных интересов зрителей. Замысел
программы требует однажды выбранную
форму использовать наиболее полно уже
не через поиск выразительных средств
или обновление самой формы, а через поиск
неординарного содержания, участников
- героев программы, раз¬работку "острых"
вопросов, умелого и убедительного комментария
к ним Личность ведущего, способная импровизировать,
становится важ¬ным условием успеха, создавая
неповторимый имидж подобных про¬грамм.
Рассматривая работу автора над замыслом
сценария программы как одной из ведущих
драматургических форм, можно предположить,
что в замысле найдут отражение основные
признаки, присущие драма¬тическому произведению:
конфликт, сюжет, композиция.
Драматическое действие в сценарии культурно-досуговой
програм¬мы, решаемое в художественных
образах, отражает движение действи¬тельности
во всех ее противоречиях и взаимосвязи,
а драматический конфликт, построенный
на борьбе и столкновении героев, движет
раз¬витие сюжета. Природа конфликта в
культурно-досуговых программах многогранна,
и борьба героев развертывается через
столкновение идей, мировоззрений, мнений,
характеров. Поиск и нахождение сюжета
(в театрализованных представлениях, праздниках)
или сюжетного хода (к примеру, сюжетно-игровые
программы, концерты и т.п.), композици¬онного
построения конкретизируют решение замысла.
Поиск художественного зримого образа
будущей программы ста¬новится следующей
важной составляющей в конструкции сценарного
замысла. Художественный образ программы
формируется в недрах фантазии и может
быть выражен в театральной символике
через мета¬фору, когда музыка, свет, цвет
становятся лейтмотивом, создавая ту или
иную атмосферу, через аллегорию, когда
удачно выбранный сим¬вол становится
основным смыслом программы, концерта.
Толчком к рождению художественного образа
культурно-досуговой программы может
служить подробное и глубокое знакомство
с лич¬ностью героя программы, находка
интересного документа, увиденный фильм,
спектакль, прочитанная книга, внезапно
поразившее воображе¬ние автора событие,
факт, то есть, весь окружающий мир. И чем
глубже знание этого мира, чем богаче жизненный
опыт, чем любознательнее и внимательнее
взгляд сценариста, тем шире его возможности
в на¬хождении художественной выразительности
программы. И здесь авто¬ра подстерегают
подводные рифы творчества - штампы, - однажды
найденное и неоднократно повторенное
художественное решение про¬граммы. Сложность
поиска автором художественной выразительности
на уровне замысла заключается в умении
отказаться от ранее найден¬ных решений,
поиск новых, порой нетрадиционных решений
образно¬сти, умении различить в хорошо
знакомых предметах и явлениях непо¬вторимое
своеобразие, оригинальную сущность. Художественный
образ культурно-досуговой программы
создается на основе синтеза фактов жизни
и фактов искусства, документов, реальных
героев событий, произведения искусства
в единое зрелище, в котором образность
ста¬новится доминантой донесения идейно-тематического
замысла. Свет, цвет, музыка, пластика,
светозвукотехника, документы, письма,
кадры кинохроники, герои, их переживания,
явления природы, социальные ка¬таклизмы,
художественно-декоративное решение становятся
яркими мазками общей палитры авторского
воображения в его стремлении до¬нести
художественный образ программы до зрителей.
Характер сценария культурно-досуговой
программы предполагает, что автор выступает
не только в качестве сценариста, но и
режиссера-постановщика предстоящей программы
и работа над его замыслом со¬единяет
в себе литературную и режиссерскую линии..
Автор мыслит образными категориями, он
как бы "прокручивает" в мыслях зримые
образы, ориентируясь на привлечение различных
служб, предполагая решение организационных
вопросов.
Свойственные различным формам культурно-досуговых
программ яркая образность, зрелищность
стимулируют эмоции, эстетические пе¬реживания,
способствуют возникновению коллективных
эмоций, органи¬зуют общение зрителей
между собой и участниками программы.
Орга¬низация общения людей разных по
возрасту, образованию, интересам является
важным инструментом воспитательного
воздействия на ауди¬торию. Решая задачу
вовлечения зрителей в процесс общения,
сце¬нарист уже на этапе работы над замыслом
внутренним взором видит реакцию зрителей
на программу в целом и отдельные ее эпизоды
или номера и программирует реакцию зрителей.
Путем использования спе¬циальных приемов,
активизирующих участие зрителей в программе,
ав¬тор моделирует дальнейшее развитие
действия в сценарии. А если в структуру
сценария по замыслу вошли комплексы разнообразных
культурно-досуговых программ, шествие,
театрализованное представление, встречи,
ярмарки, игрища, кинопоказы, конкурсные
состязания, то все их многообразие предполагает
точный расчет, прогнозирование ак¬тивной
деятельности зрителей. Сценарист уже
на уровне замысла ста¬вит зрителей в
условия активной духовной деятельности,
максимально¬го самовыражения, расширения
границ и возможностей для общения.
Замысел сценария культурно-досуговой
программы требует за¬крепления в каких-то
устойчивых материальных средствах - звуках,
пластике, человеческой речи. И пока содержание
художественно-творческого процесса не
закрепится е соответствующей материальной
форме - сценарии, - замысел будет существовать
лишь в воображении автора. «Сценаристу
всегда нужно помнить, что каждая фраза,
написан¬ная им, в конце концов должна
быть выражена пластически в каких-то
видимых формах на экране, и, следовательно,
важны не те слова, кото¬рые он пишет, а
те внешние выражения, пластические образы,
которые он этими словами описывает. Нужно
выразить свою мысль зрительным образом».
Сценарий культурно-досуговой программы
не всегда легко можно записать. Часто
режиссерский замысел, фантазия опережают
возмож¬ности литературной записи, поэтому
уточнение, изменение, шлифовка сценария
происходят на всем протяжении работы
над программой - от замысла до воплощения
на сцене Но, порой, и прекрасно сделанная
программа теряет свою неповторимость,
снижает впечатление при не¬умелой записи
ее на листе бумаги.
В зависимости от сценарной обработки
содержательного материа¬ла предполагаются
и различные уровни сценарной записи.
Среди них можно выделить- сценарный план
- набросок композиционного построе¬ния
сценария с разработанной темой, идеей,
педагогическими задача¬ми, характеристикой
аудитории; либретто - более развернутое,
чем сценарный план, краткое содержание
театрально-музыкально-вокального произведения;
литературный сценарий - подробная лите¬ратурная
разработка идейно-тематического замысла
с полным текстом, описанием действующих
лиц, музыкальным оформлением, использованием
технических служб, режиссерский сценарий
- развернутый план литературного сценария
с точным указанием сценической площадки,
конкретным использованием технических
служб, расписанной светозву¬ковой партитурой,
с указанием времени, мизансцен, исполнителей,
ли¬тературных текстов и организационных
моментов.
В процессе работы над замыслом культурно-досуговой
программы можно проследить и вычленить
следующие этапы:
1. Отклик на "социальный заказ" общества,
сбор и поиск материала
2. План творческой деятельности Определение
тематической основы будущего сценария,
изучение предполагаемой аудитории, по¬становка
педагогических задач.
3. Кристаллизация плана, обрастание содержательным
материа¬лом, поиск дополнительных фактов,
уточнение событий, явлений, поиск реальных
героев и работа с ними и над документами.
4. Творческие импровизации и вариации
при отборе художествен¬ного материала.
5 Выбор формы, обоснование конфликта,
поиск сюжета или сю¬жетного хода, образной
выразительности.
6. Работа над композицией сценария, отбор
приемов активизации зрителей, постановка
и поиск решения организационных вопросов.
7. Доработка и реализация замысла в одной
из форм сценарной записи. Окончательный
отбор выразительных и изобразительных
средств для воплощения замысла.
2.2 Композиционное построение сценария
культурно - досуговых программ.
Совершенствование культурно-досуговой
деятельности во многом зависит от умения
и способностей сценаристов разрабатывать
и реализовывать сценарии различных культурно-досуговых
программ. Созда¬ние сценария - это сложный,
многоступенчатый, творческий процесс,
включающий периоды накопления информационно-содержательного
материала, формирование замысла, написание
драматургического про¬изведения. Автору
сценария необходимо так соединить все
его компо¬ненты, чтобы в итоге получилось
целостное драматургическое произве¬дение.
Культурно-досуговая программа, организованная
и проведенная по сценарию, производит
впечатление ясного и завершенного целого.
Каждая культурно-досуговая программа
содержит в себе элемент кон¬струкции,
построения, обусловливая тем самым композиционную
орга¬низацию сценарного материала.
Композиция - (соединение, расположение,
составление) - построе¬ние художественного
произведения. Она является основной органи¬зующей
и конструирующей силой любого художественного
произведе¬ния, это закон, способ соединения
звуковых и текстовых частей, скажем, в
литературном и музыкальном произведениях,
средство выражения связей между элементами
данного произведения. Композиция является
самой существенной частью творческого
процесса.
Драматургическая основа культурно-досуговой
программы создает¬ся такими эмоционально-выразительными
средствами, как живое слово, музыка, кино,
поэзия, пантомима, хореография и др. Задача
композици¬онного построения сценария
состоит в том, чтобы соединить все эти
элементы в единое целое, придать будущей
программе логичность, стройность, целостность.
От того, насколько данные элементы будут
гармонировать между собой, взаимодействовать
в сюжетной конструк¬ции, соподчиняться
и дополнять друг друга, зависит эмоциональное
и эстетическое восприятие ее зрительской
аудиторией.
В процессе работы над драматургией культурно-досуговой
про¬граммы сценарист сталкивается с
различными видами творческой дея¬тельности,
которые могут быть успешно им реализованы
лишь в том случае, если он опирается на
прочный фундамент знаний закономерно¬стей
творческого процесса Для этого, в первую
очередь, необходимо знание теоретических
основ таких творческих явлений как сущность,
структура, особенности художественного
мышления и художественного вкуса, формы,
средства, методы их формирования, законов
композици¬онного построения драматургического
произведения - функциональное размещение
в нем экспозиции, завязки, основного развития
действия, кульминации, развязки и окончания.
Композиция имеет свои законы - целостность,
взаимосвязь и са-'"подчиненность частей
целому, контрастность, подчиненность
всех средств художественного произведения
сценарному замыслу, един¬ство содержания
и формы, соразмерность, типизация и обобщение
и др., которые отражают те многосторонние
связи, которые необходимо соединить в
процессе творческой работы над драматургией
культурно-досуговой программы.
Охарактеризуем основные из них. Законы
целостности, взаимо¬связи и соподчиненности
частей целому.
Специфическая особенность драматургии
культурно-досуговой программы, выражающаяся
в поэпизодном построении сценария, обус¬ловлена
не прихотью сценариста, а объективной
необходимостью наи¬более полно и многоаспектно
раскрыть тему и идею, включая различ¬ные
стороны выбранной для художественного
воплощения проблемы или явления.
Эпизод в сценарии, являясь частью общего
целого, в то же время характеризуется
такими качествами, как относительная
самостоятель¬ность сюжетной конструкции,
система отобранных художественных средств,
аргументирующих какую-то грань темы и
идеи, наличие собы¬тия, вокруг которого
завязывается драматургическое действие.
Композиционная целостность в драматургической
конструкции культурно-досуговой программы
не сводится к простой сумме эпизодов,
а достигается прежде всего за счет объективно
необходимого их коли¬чества, наиболее
полно раскрывающих авторский замысел,
а также преемственной тематической связью
между ними.
Каждый эпизод относительно самостоятелен
как по теме, так по содержательной направленности,
но в общем контексте сценария яв¬ляется
неотъемлемой частью целого.
Следует учитывать, что композиционная
целостность культурно-досуговой программы
достигается не только логическим построением
данных эпизодов, а, в первую очередь, системой
связей, возникающей в сюжетной конструкции
сценария, которая складывается из взаимодей¬ствия
документального и художественного материала,
оправданности и согласованности внутренних
средств выражения содержания, приемов
и способов его сценической реализации.
В композиционном построении сценария
культурно-досуговой про¬граммы значительную
роль играют сюжет и сюжетный ход, которые,
в свою очередь, всегда для сценариста
являются творческим открытием. Именно
найденный сюжетный ход - художественный
прием - делает драматургическое произведение
неповторимым и оригинальным по композиционному
построению.
Закон контрастности в сценарии вытекает
из сущности диалекти¬ческого закона
единства и борьбы противоположностей
и является важ¬нейшей творческой опорой
в отборе и композиционном построении
сце¬нарного материала. В основе композиционного
построения материала по контрасту лежит
стремление сценариста показать факты,
явления, процессы окружающей действительности
в противоречии, в конфликт¬ном отношении
друг к другу. Это обеспечивает наличие
конфликта в сценарии, позволяет активизировать
мышление зрительской аудитории, придать
культурно-досуговой программе ярко выраженный
художе¬ственно-публицистический характер.
Использование контрастов играет большую
роль в эмоциональном восприятии содержания
культурно-досуговой программы. Убежденность
личности в правоте тех или иных идей не
может не формироваться без опоры на ее
чувства. Известно, что эмоции человека
делятся на поло¬жительные и отрицательные.
Формирование чувств происходит не толь¬ко
в процессе положительных переживаний,
но также и через отрица¬тельные эмоции
и переживания. И часто положительное
чувство рож¬дается в "борьбе" положительных
и отрицательных эмоций. При вос¬приятии
содержания культурно-досуговой программы,
построенной на контрасте, зритель испытывает
гамму переживаний, окрашенных как положительными,
так и отрицательными эмоциями. Причем
эти эмоции находятся не в статичном состоянии,
а постоянно взаимодействуют, "борются",
и эта "борьба" эмоций оказывает влияние
на интеллектуаль¬ную сферу зрителя, в
которой образуется своеобразный конфликт
меж¬ду тем, что уже установлено в сознании,
и тем, что возникает в процес¬се восприятия
содержания. В конечном итоге сознание
зрителя обога¬щается, активное восприятие
положительно влияет на развитие лич¬ности.
Закон подчиненности всех выразительных
средств идейному за¬мыслу культурно-досуговой
программы - одна из самых труднейших задач,
которую решает сценарист при создании
драматургии культурно-досуговой программы.
Это умение оказаться на уровне своего
соб¬ственного замысла, то есть разработать
адекватное своему замыслу содержание
данной программы, предназначенной для
сценического во¬площения. Реализовать
замысел в содержании - значит, так отобрать
сценарный материал и так его композиционно
выстроить, чтобы все средства идейно-эмоциональной
выразительности раскрыли идею, ав¬торскую
позицию.
Важно подчеркнуть, что все эти художественные
компоненты, в зависимости от месторасположения
в сценарии культурно-досуговой программы,
могут нести различную смысловую нагрузку,
свою эстети¬ческую направленность. Отбирая
для сценария те или иные художе¬ственные
фрагменты, важно определить их идейно-тематическую
соот¬несенность с общим сценарно-режиссерским
замыслом будущей про¬граммы. Наиболее
высоким творческим успехом сценариста
считается умение так соединить идейно-эмоциональные
средства, которые, вза¬имодействуя между
собой, дают возможность добиться воплощения
идеи художественного замысла. В этом
суть новизны и оригинальности сценария
той или иной культурно-досуговой программы.
Решение такой творческой задачи требует
от сценариста больших интеллектуальных
и эмоциональных затрат, развитого художественного
вкуса, тонкого чувства современности,
глубокого знания произведений литературы
и искусства. Смысловым содержательным
стержнем в этом творческом процессе выступает
художественное мышление сценари¬ста,
развитые творческие качества, такие,
как воображение и фантазия, умение в эмоционально-образной
форме реализовать свой замысел.
Закон соразмерности при работе над драматургией
культурно-досуговой программы базируется
на неограниченных возможностях при поиске
материала. Первым ориентиром в отборе
сценарного материала служит, как правило,
событие, которому посвящается та или
иная культурно-досуговая программа. Событие,
его масштаб и содержательная направленность
определяют "границы" отбора материала.
На втором этапе работы с материалом, изучая
проблему, сценарист из массы ма¬териала
отбирает только тот, который в большей
степени отвечает его творческому замыслу.
Целостность драматургического произведения
во многом зависит и от количественного
соотношения материала. Объем и характер
сценар¬ного материала, его распределение
по эпизодам подчиняются задаче наиболее
полной реализации творческого замысла.
И здесь в силу вступают такие важные творческие
качества сценариста, как чувство меры,
творческая интуиция. Добиваясь соразмерности
расположения второстепенных и главных
частей сценарного материала, синтезируя
идейно-эмоциональные средства, сценарист
должен стремиться к точ¬ному и четкому
пропорциональному соотношению структурных
элемен¬тов композиции - экспозиции, завязки,
основного развития действия, кульминации,
развязки и окончания. Такая конструкция
сценария позво¬ляет правильно выстроить
сюжет, избегая однотипности отбираемых
сведений и фактов и однообразия внутренних
ритмов драматургическо¬го действия.
Знание законов композиционного построения
драматургического произведения требует
умения гибко использовать основные приемы
монтажа сценарного материала: последовательный,
параллельный, контрастный, ассоциативный.
При этом следует помнить, что достиже¬ние
целостности и выразительности (а конечная
цель композиционного построения именно
в этом и состоит) не происходит только
с написани¬ем литературно-текстовой
части сценария. Композиционная завершен¬ность
драматургической формы сценария окончательно
наступает в его реализации на сцене, где
огромную роль играет декоративно-художественное
оформление (пространственная композиция),
световое решение и сценическая пластика,
общая атмосфера культурно-досуговой
программы. Поэтому качественная драматургическая
основа является важнейшим фактором ее
успешной организации и проведения.
Итак, рассмотрев основные законы композиции
в работе сценари¬ста культурно-досуговых
программ, перейдем к анализу структуры
ком¬позиционного построения сценария.
Диапазон культурно-досуговых про¬грамм
достаточно широк как по содержанию, так
и по формам. Это иг¬ровые, конкурсно-игровые,
информационные, развлекательные, худо¬жественно-публицистические,
театрализованные и другие комплексные
программы. Каждый вид такой программы
имеет свои специфические особенности
драматургической организации сценарного
материала и, следовательно, композиционного
построения. Значительное место в структуре
указанных программ занимают театрализованные
представ¬ления. Это сложнейшая драматургическая
форма, приближенная к литературно-художественному
произведению всеми признаками жесткой
композиционной структуры. Классическую
структуру такой программы, как отмечалось,
составляют следующие элементы: экспозиция,
завязка, основное развитие действия,
кульминация, развязка и окончание. Каждый
названный элемент в структуре композиции
имеет свое опре¬деленное функциональное
назначение. Рассмотрим последовательно
каждый из данных элементов.
Экспозиция - первый структурный элемент
композиционного по¬строения сценария.
Как правило, экспозиция располагается
вначале и служит основой для развития
последующего драматургического дей¬ствия.
Особенность экспозиции заключается в
том, что в ней практиче¬ски отсутствует
событие. Она лаконична, кратковременна,
в ней отра¬жается лишь общий характер
темы будущей культурно-досуговой про¬граммы.
Это может быть знакомство с участниками
театрализованного представления или
сообщение ведущего исходных данных о
теме пред¬стоящей программы.
В некоторых случаях экспозицию отождествляют
с таким компози¬ционным приемом, как
пролог. Но следует помнить, что экспозиция
и пролог не идентичные понятия. Пролог
(предисловие) - это композици¬онный прием,
суть которого заключается в показе или
демонстрации идей автора, его отношение
к событию, которому посвящена культурно-досуговая
программа Самым существенным отличием
является то, что пролог не связан с основным
сюжетным действием, в то время как в экспозиции
сюжетное действие берет свое начало.
Использование дан¬ного приема характерно
для театрализованных и особо торжественных
представлений, что дает возможность режиссеру-постановщику
осу¬ществить красочное и зрелищное начало
представления.
Завязка - это важнейший опорный структурный
элемент компози¬ционного построения
сценария культурно-досуговой программы.
Функ¬циональная ценность данного элемента
заключается в том, что в его основе, в
первую очередь, лежит событие, так называемое
"исходное", которое определяет начало
драматургического конфликта и находит
свое развитие в последующих структурных
элементах композиционного построения
сценария. Именно исходное событие привлекает
внимание зрительской аудитории и побуждает
ее следить за дальнейшим сюжет¬ным развитием
действия.
В структуре сюжета завязка является определяющим
началом раз¬вития основного действия,
и таким образом, завязка, ее содержание,
оказывает влияние на последующий событийный
ряд в сюжетно-композиционном построении
сценария.
Поиск сценаристом оригинального сюжетного
решения завязки всегда является драматургической
проблемой. Завязка не только фор¬мально
определяет исходное событие, но и является
существенным моментом оригинального
драматургического решения сценария куль¬турно-досуговой
программы. Оригинальное решение завязки
во многом определяет последующий ход
всей программы. Небрежный, необду¬манный
подход сценариста к решению завязки,
как правило, приводит к сюжетной неопределенности
и рыхлости композиционного построения
сценария.
Основное развитие действия в композиционном
построении яв¬ляется самой обширной
частью сценария. Здесь фактически уклады¬вается
весь основной сюжет культурно-досуговой
программы. Именно здесь исходное событие,
которое произошло в завязке, в основном
раз¬витии действия, находит свое драматургическое
продвижение к кульми¬нации. Напомним,
что сценарий культурно-досуговой программы
стро¬ится из блоков и эпизодов, которые
обладают определенной сюжетно-тематической
самостоятельностью, то есть имеют свой
оригинальный сюжет, внутренний событийный
ряд, композиционное построение и свой
неповторимый драматургический ход Количество
блоков и эпизодов, включаемых в драматургическую
ткань сценария, определяется творче¬ским
замыслом сценариста.
Однако здесь необходимо усвоить, что
событийный ряд данных блоков и эпизодов
подчинен основному сюжетному ходу сценария,
его основному сквозному драматургическому
действию. Общий сюжетный ход, проходя
красной нитью через все эпизоды и блоки,
связывая их в единое драматургическое
действие, является главнейшим композици¬онным
приемом, способствующим созданию целостности
культурно-досуговой программы
В то же время событийный ряд отдельных
блоков и эпизодов обес¬печивает тот ритм
нарастания сюжетного действия, которое,
в конце концов органично приводит к кульминации
в сценарии. Чем оригиналь¬нее будут выстроены
блоки и эпизоды в сценарии, тем интереснее
бу¬дет развиваться сквозное действие
культурно-досуговой программы, его основной
сюжет.
Композиционное построение основной части
сценария требует от сценариста большого
мастерства, чтобы избежать опасности
потери течения сюжета. В этой связи большое
значение имеют так называемые сюжетные
акценты, то есть слова, фразы, сценические
действия, кото¬рые фиксируют внимание
зрительской аудитории на основных сюжет¬ных
узлах и позволяют ей с неослабевающим
интересом следить за хо¬дом программы
и адекватно воспринимать все происходящее
на сцене.
Кульминация - вершина развития драматургического
конфликта в сценарии, высшая точка эмоционального
восприятия зрительской ауди¬тории. В
центре кульминации лежит главное событие,
задача которого - разрешении всего драматургического
конфликта в сценарии. Если ис¬ходное
событие в завязке и событийный ряд в основном
развитии дей¬ствия логично между собой
сопряжены, то кульминация вытекает |