Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:07, курсовая работа
Целью работы является изучение сексуальной культуры и ее влияние на сохранение здоровья и благополучия семьи.
Для достижения цели поставлены задачи:
1. Изучить доступную литературу по данной теме.
2. Раскрыть понятие сексуальной культуры.
3. Показать оздоровительное влияние на организм человека.
4. Выделить роль сексуальной культуры в сохранении семьи.
Введение 3
Глава 1. Сексуальная культура в обществе 5
1.1. Понятие сексуальной культуры 5
1.2. Сексуальная культура в истории России 7
1.3. Сексуальная культура разных стран 10
Глава 2. Влияние сексуальной культуры на здоровье и
сохранение семьи 18
2.1. Сексуальная культура с точки зрения здоровья 18
2.2. Влияние сексуальной культуры на сохранение семьи 24
2.3. Факторы сохраняющие семью 29
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сексуальная культура – основа здоровья и сохранения семьи»
Курсовая работа
по дисциплине «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Исполнитель:
Научный руководитель:
Екатеринбург, 2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Сексуальная культура в обществе 5
1.1. Понятие сексуальной культуры 5
1.2. Сексуальная культура в истории России 7
1.3. Сексуальная культура разных стран 10
Глава 2. Влияние сексуальной культуры на здоровье и
сохранение семьи 18
2.1. Сексуальная культура с точки зрения здоровья 18
2.2. Влияние сексуальной культуры на сохранение семьи 24
2.3. Факторы сохраняющие семью 29
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Введение
Культура может влиять на здоровье различными путями. Культура влияет на отношение к здравоохранению и лечению, представления о причинах здоровья и болезни, доступность здравоохранения, поведение, связанное с обращением за медицинской помощью, и на многие другие аспекты здоровья и болезни. Только сейчас мы начинаем осознавать важность учета социокультурных различий при создании программ медицинской и психологической помощи.
Итак, как же культура влияет на физическое здоровье и заболевания? Мы знаем, что культура влияет на уровень потребления алкоголя и табака, на занятия физическими упражнениями и на уровень физической активности. Каждый из этих показателей влияет в свою очередь на здоровье и на возникновение болезней. Исследования также говорят о влиянии на здоровье стиля жизни и поведения. Особое значение для здоровья и благополучия имеют стресс и эмоции, и то, как мы справляемся с ними.
Мы также знаем о влиянии на здоровье психологических факторов, таких как представления и верования о различных болезнях, их причинах и лечении, готовность обратиться за помощью. И, наконец, мы не можем игнорировать роль окружающей среды и доступности медицинской помощи для сохранения здоровья и благополучия.
Сексуальная культура также влияет на здоровье человека. Однако по поводу характера этого влияния существует несколько точек зрения. Первая гласит, что утвердившаяся во многих культурах этика секса, построенная на жесткой регламентации сексуальных отношений и табуировании внебрачных сексуальных связей основана на биологии человека, благотворна: предотвращает распространение заболеваний, способствует – количественно и качественно – деторождению. С другой точки зрения, распространение сексуальной свободы и снятие табу на секс необходимо в современной культуре, т.к. регулярный и даже частый секс необходим для здоровья человека, а проблемы, связываемые с сексуальной свободой, существовали и в патриархальной культуре, но под давлением системы табу подавлялись, замалчивались, и, следовательно, не решались.
Никто не станет спорить с тем, что сексуальная составляющая играет немаловажную роль в семейных отношениях. Секс положительно влияет на общее состояние организма человека, укрепляет иммунную систему. Установлено, что у людей, занимающихся любовью хотя бы 1 – 2 раза в неделю, укрепляется иммунитет и появляется высокая сопротивляемость к простуде. У супругов же, не слишком часто вступающих в половые отношения, такой защиты нет.
Целью работы является изучение сексуальной культуры и ее влияние на сохранение здоровья и благополучия семьи.
Для достижения цели поставлены задачи:
1. Изучить доступную литературу по данной теме.
2. Раскрыть понятие сексуальной культуры.
3. Показать оздоровительное влияние на организм человека.
4. Выделить роль сексуальной культуры в сохранении семьи.
Глава 1. Сексуальная культура в обществе
1.1 Понятие сексуальной культуры.
В повседневной жизни и в медико-гигиенической литературе сексуальной культурой обычно называют сумму знаний и умений, позволяющих людям наиболее успешно и безопасно достигать своих сексуальных целей. Человек, который не знает анатомии и физиологии репродуктивной системы, не умеет пользоваться контрацепцией, имеет ограниченный репертуар сексуальных позиций и т.д., является в этом смысле сексуально необразованным и имеет меньше шансов реализовать свои запросы и возможности, чем тот, кто такими знаниями обладает и умеет пользоваться ими.
В общественных науках "сексуальная культура", как и вообще культура, имеет другое, неооценочное значение. Важнейшие структурные компоненты сексуальной культуры: установки и ценностные ориентации, в свете которых люди воспринимают и конструирует сексуальное поведение; социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется сексуальная жизнь, например, формы брака и семьи; культурные знаки и символы, в которых осмысливается сексуальность, включая представления о природе половых различий, сущности полового акта и т.п.; нормативные запреты и предписания, регулирующие сексуальное поведение; обряды и обычаи, посредством которых оформляются соответствующие действия (брачные обряды, инициации, оргиастические праздники) и от которых во многом зависит их значение для участников; типичные структуры и формы (паттерны) сексуальных отношений и действий. [1, стр 35]
Содержание сексуальной культуры различно в разных цивилизациях, у разных народов, классов, поколений и возрастных групп одного и того же общества. В этом смысле нет "культурных" и "некультурных" народов, а сравнение национальных сексуальных культур является не столько количественным, сколько качественным. Причем каждое общество имеет не одну, а несколько разных сексуальных культур или субкультур: мужские сексуальные ценности отличаются от женских, молодежные от "взрослых", бытовые - от официальных и т.д. Между разными нормами и определениями сексуальности идет постоянное соперничество, каждая культура старается доказать свою универсальность, утвердиться в качестве всеобщей нормы. Этот плюрализм особенно очевиден при историко-антропологическом изучении сексуальности.
Также разнообразны и нормы сексуального поведения. Ядро этой нормативной культуры составляют запреты, посредством которых общество унифицирует поведение своих членов, а также предписания, соблюдение которых обеспечивается не столько санкциями извне, сколько внутренними психологическими установками (чувства стыда, вины, эстетические чувства и т.п.). Чем сложнее культура, тем многообразнее ее нормативные установки.
Например, всюду, где существует институт брака, проводится социальное и психологическое различие между брачной, добрачной и внебрачной половой жизнью, причем соответствующие нормы тесно связаны с другими элементами социальной системы. Так, нормы добрачного сексуального поведения народов мира связаны: с правилами, регулирующими происхождение и местожительство; особенностями экономической жизни общества, уровнем его производительных сил; размерами общины; религиозными верованиями; наличием или отсутствием какого-либо обмена имуществом при заключении брака; дифференцированной оценкой мальчиков и девочек; мерой участия женщин в производительном труде; классовой структурой общества; особенностями половой социализации и отношением культуры к материнству и деторождению. [1, стр 42]
Усложнение сексуальных запретов - необходимая предпосылка индивидуализации сексуальных отношений и их участников. Поэтому она кажется продолжением биологической эволюции. Однако историческое развитие противоречиво и нелинейно. Социально-культурные запреты дифференцируют права и обязанности разных категорий людей, не придавая значения их индивидуальности, которая первоначально осознается и проявляется именно через нарушение этих правил и самой этой категоризации.
Культура не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуальности. Она определяет их социальную, этическую и эстетическую ценность.
Прежде всего бросаются в глаза половые (гендерные) различия. Запреты, касающиеся мужчин, могут не распространяться на женщин, и оборот. Почти во всех обществах существует так называемый двойной стандарт - разные нормы сексуального поведения для мужчин и женщин, предусматривающие гораздо более строгие ограничения женской сексуальности (добрачные связи, супружеская неверность и т.п.), нежели мужской. Очень велики социально-возрастные градации: некоторые поступки, позволительные взрослым, запрещаются подросткам или детям, и наоборот (многие общества, осуждая или высмеивая мастурбацию взрослых, считают ее допустимой для детей и подростков). Сплошь и рядом различны предписания для разных классов или сословий одного и того же общества (например, для мирян и духовенства).[1, стр 53]
Таким образом, говорить о "единой", "естественной" сексуальности не приходится. Человечество имеет не одну, а множество разных сексуальных культур, предписания которых сплошь и рядом расходятся.
1.2. Сексуальная культура в истории России
Исторически традиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Жесткий патриархатный порядок, логическим завершением которой была пословица «бьет - значит любит», сочетается с фемининным национальным характером и синдромом «сильной женщины».
Откровенный крестьянский натурализм, не знающий закрытости и интимности, соседствует с суровым внемирским православным аскетизмом. Разобщенность телесности и духовности проявляется и в языке, и в телесном каноне, и в представлениях о любви. Изощренная матерщина и иное сквернословие соседствуют с отсутствием высокой эротической лексики. Это усугубляется сословными и классовыми контрастами.
Начиная, как минимум, с XVII века, все цивилизационные процессы в России проходили под влиянием и во взаимодействии с Западом, «цивилизация» воспринимается как европеизация и вестернизация и вызывает прямо противоположные чувства. Одни видят в этом прогрессивную индивидуализацию и обогащение жизненного мира, а другие - разложение и деградацию. Всевластие бюрократического государства и отсутствие четкого разграничения публичной и частной жизни затрудняет формирование автономных субкультур, являющихся необходимой предпосылкой сексуального, как и всякого другого, плюрализма и терпимости. Отношение к сексуальности и эротике в России всегда политизировано и поляризовано, а реальные проблемы частной жизни при этом нередко теряются.
Тем не менее, в России XIX - начала XX в. происходили принципиально те же процессы, что и в Европе, и обсуждались они в том же самом интеллектуальном ключе. Особенно важную роль в развитии русской сексуально-эротической культуры сыграл Серебряный век.[5, стр 109]
Октябрьская революция прервала это поступательное развитие. Декадентская эротика была чужда рабоче-крестьянским массам, а большевистская партия видела в неуправляемой сексуальности угрозу своей идеологии тотального контроля над личностью. Столкнувшись уже в 1920-х годах со сложными социально-демографическими и социальной медицинскими проблемами (дезорганизация брачно-семейных отношений, рост числа нежелательных беременностей и абортов, распространение проституции, ИППП и т.д.) и не сумев разрешить их цивилизованным путем, Советская власть в 1930-х гг. обратилась к репрессивным, командно- административным методам (декриминализация гомосексуальности, запрещение коммерческой эротики, ограничение свободы развода, запрещение искусственных абортов и т.д.) Идеологическим оправданием этой политики была уникальная большевистская секса - фобия («у нас секса нет»), с резко выраженной анти буржуазной и антизападной направленностью. С помощью репрессивных мер вся сексуально-эротическая культура - эротическое искусство, научные сексологические исследования и какое бы то ни было сексуальное просвещение - в СССР была выкорчевана.
Официально провозглашенные практические цели этой политики - укрепление семьи и нравственности и повышение рождаемости - не были достигнуты. Напротив, она имела эффект бумеранга. Вместо повышения рождаемости страна получила рост числа подпольных абортов, а как только аборты были легализованы - заняла по этому показателю первое место в мире. Запрещение легального сексуально-эротического дискурса неизбежно низводит человеческую сексуальность до уровня немой, чисто физиологической, активности, делая ее не только примитивной, но и социально опасной и непредсказуемой. [9, стр 65]
Сексуальная жизнь россиян и их активность в этом плане косвенно связана с местом, которое человек занимает в обществе, а так же с материальным положением, чем больше денег имеет человек, тем более разнообразная у него интимная жизнь.
Малообеспеченные слои населения, по наблюдениям сексологов, рано начинают половую жизнь, пик её приходится на молодые годы и очень быстро активность сходит на нет. Примерно лет до тридцати люди ещё занимаются сексом, но потом под влиянием вредных привычек курение, алкоголизм, неполноценное питание такие отношения становятся необязательными.
Так же негативное влияние оказывают и ранние браки, так как супруги становятся не интересны друг другу, то и интимные отношения им не нужны. У людей, которые имеют более высокий материальный доход, сексуальные отношения продолжаются несколько дольше. [9, стр. 69]
Наиболее долгую интимную жизнь имеют люди, доход которых составляет более двух тысяч долларов, из-за ряда причин, к которым относятся забота о собственном здоровье, возможность разнообразить интимные отношения секс игрушками и приспособлениями.
Для современной молодёжи показательным является более раннее развитие, наличие доступной информации и зарождающаяся сексуальная культура. Тогда как их сверстники в девяностых годах признавали секс, только после загса и только небольшой процент молодёжи имел половые контакты до свадьбы.
Ещё одна отличительная черта сексуальной жизни нашей молодёжи заключается в том, что до сих пор считается, иметь интимные отношения можно только с любимым человеком.
Тогда как в странах с более развитой сексуальной культурой считается, что если нет любимого человека, то секс можно иметь с приятным тебе мужчиной, потому как перерывы в интимной жизни неблагоприятно сказываются на женском организме. [9, стр70]
1.3. Сексуальная культура в разных странах
В культуре каждой страны существуют свой особенности организации брачно-семейных отношений. Исследования показывают, что в сознании современных западных пар произошли некоторые изменения. Сегодня в браке многие народы считают главным не сексуальное притяжение, а единство взглядов, общность мировоззрения. Влюбленные ценят прежде всего такие качества, как верность, преданность, взаимопонимание. [3, стр 44]
Информация о работе Сексуальная культура – основа здоровья и сохранения семьи