Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:18, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей русской культуры «серебряного века».
Задачи контрольной работы: рассмотреть особенности русской культуры «серебряного века», выявить ее характерные черты.
3.6 Архитектура
Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве) и рациональному (типография А. А. Левенсона в Мамонтовском пер.). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. Здание органически вписывается в окружающее пространство. В декоративной отделке особняка Шехтель использовал такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания тоже выполнены по рисункам зодчего и составляют единое целое с общим замыслом сооружения превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес. С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма стиля, который оформится в 20-е годы. Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке и здание типографии "Утро России" можно назвать предконструктивистскими. В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой; Никольские торговые ряды;). В неорусском стиле работали А.В. Щусев здание Казанского вокзала в Москве, В.М. Васнецов здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль неоклассицизм (особняк А.А. Половцева на Каменном острове, архитектор И. А. Фомин). По целостности подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн один из наиболее последовательных стилей.
Заключение
Таким образом понятие "серебряном веке" применяется только в русской культуре. Духовная жизнь России отличается небывалой насыщенностью в области науки, литературы, живописи, архитектуры, театра и музыки. В области науки были сделаны открытия в воздухоплавании, аэро- и ракетодинамики, разработки в квантовой теории и астрофизики. А особое место в литературе заняли крестьянские поэты. Появились такие направления как: реализм, символизм, акмеизм и футуризм.
Список использованной литературы
1. Мартынов В.Ф. Культорология. Теория культуры: учебное пособие./В.Ф. Мартынов – Высшая школа, 2008.
2. Л.А Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998
3. Серебряный век русской поэзии. Сост., вступ. ст., примеч. Н.В.Банникова; - М.:Просвещение, 1993.