Серебряный век в русской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:29, реферат

Описание работы

Русская культура в целом, по сравнению с многочисленными культурами Европы и Азии, отличается внутренней противоречивостью и неоднородностью. Почти на всех этапах ее становления и развития складывались такие ее черты и конфигурации, которые не давали возможности однозначно интерпретировать ее особенности и тенденции динамики: отчетливое тяготение к гармонии и порядку то и дело омрачалось уродливыми искажениями и наложением друг на друга взаимоисключающих смыслов или тяготений, что приводило к дисгармонии и хаосу.

Содержание работы

Введение 2
1. Серебряный век 3
2. Русский религиозный ренессанс 4
Заключение 19
Список используемых источников 20

Файлы: 1 файл

Серебрянный век рксской культуры.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

гармоничное   и   дизгармоничное…  Для  символиста  реальность  –  лишь  бледное  отражение  идеи.  Для  символиста  идеальное и есть истинная реальность, более реальная,  нежели  материальная  жизнь, более обобщенная, глубокая и вечная, чем непосредственно наблюдаемая.

      В   этом   представлении  о  культуре,  несомненно,  гораздо  более  глубоком  и проницательном,    нежели    примитивные   воззрения   радикальных   демократов-разночинцев   на   природу   искусства   как   ухудшенное  подражание  жизни  (у Н.Чернышевского,  затем у Д. Писарева), была своя истина. Тем не менее, в этом же представлении   было   заключено   принципиально   не  разрешимое  противоречие. Сближаясь  с  философией  и  религией, искусство (в том числе и искусство слова) становилось  в  оппозицию  к реальности и не только полемически отталкивалось от прозаической  действительности,  но и окончательно отрывалось от нее, воспаряя в непостижимые  эмпиреи. Символика бытия была гораздо ближе, понятнее и интереснее русским   символистам,   а затем и всем  их  последователям  и оппонентам  – постсимволистам,   нежели   само  конкретное  бытие,  сама  эмпирическая  жизнь, казавшаяся  воплощением  пошлости  и обыденности. Казалось, вместе с символикой, образующей  вечный и неизменный "каркас" мира, русские модернисты и авангардисты получили "Ключи тайн" (В. Брюсов).

      Однако  для  большинства  населения России этого времени отвлеченная «тайнопись» символистов,  изощренная  образность  и изысканная стилистика их художественного творчества,  их  религиозно-философские и нравственно- эстетические искания были непонятны,  чужды  и  бессмысленны.  Творчество русских модернистов, при всем их новаторстве,  идейной  глубине  и  художественно-эстетической  значимости,  было доступно  ничтожному  культурному  меньшинству, рафинированной элите российского общества.  Это  противоречие  и  легло  в  основание  культуры Серебряного века, предопределив  собой  его  трагический конец. Отблеск ожидаемой гармонии надолго заслонился  от  деятелей  культуры ужасами Гражданской войны и всеобщей разрухи. Вместе  с  предсказанным появлением Грядущего Хама пришла революция, развязавшая хаотические  и разрушительные процессы, в принципе бесконтрольные и необратимые, и выступила как Божья кара. 
 
 
 
 
 

Заключение

      Серебряный  век имел большое значение для  развития не только русской, но и мировой  культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.

      В  России  в  начале  века  был настоящий культурный  ренессанс.  Только жившие в это время знают, какой творческий подъем  был  у  нас  пережит.  Какое  веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет   поэзии   и   философии,   пережила  напряженные  религиозные  искания, мистические  и  оккультные  настроения.  В  начале  века  велась  трудная, часто мучительная,  борьба  людей  ренессанса  против суженности сознания традиционной интеллигенции,  –  борьба  во  имя свободы творчества и во имя духа. Речь шла об освобождении духовной  культуры  от  гнета социального утилитаризма. Это было вместе  с тем возвратом к творческим вершинам духовной культуры XIX в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Ронен Омри. Серебряный век как умысел и вымысел // Материалы и исследования по  истории  русской  культуры.  М.,  2000.  Вып.  4.
  2. Багдасарьян Н.Г. авторский коллектив Культурология, 2002
  3. Бердяев  Н.А. Философия  творчества, культуры и искусства
  4. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли  XIX  века  и  начала  ХХ  века
  5. Бердяев Н.А.  Русская идея. Судьба России.
  6. Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии // Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца Х1Х – начала ХХ века: Хрестоматия

Информация о работе Серебряный век в русской культуре