Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:29, реферат
Русская культура в целом, по сравнению с многочисленными культурами Европы и Азии, отличается внутренней противоречивостью и неоднородностью. Почти на всех этапах ее становления и развития складывались такие ее черты и конфигурации, которые не давали возможности однозначно интерпретировать ее особенности и тенденции динамики: отчетливое тяготение к гармонии и порядку то и дело омрачалось уродливыми искажениями и наложением друг на друга взаимоисключающих смыслов или тяготений, что приводило к дисгармонии и хаосу.
Введение 2
1. Серебряный век 3
2. Русский религиозный ренессанс 4
Заключение 19
Список используемых источников 20
гармоничное и дизгармоничное… Для символиста реальность – лишь бледное отражение идеи. Для символиста идеальное и есть истинная реальность, более реальная, нежели материальная жизнь, более обобщенная, глубокая и вечная, чем непосредственно наблюдаемая.
В этом представлении о культуре, несомненно, гораздо более глубоком и проницательном, нежели примитивные воззрения радикальных демократов-разночинцев на природу искусства как ухудшенное подражание жизни (у Н.Чернышевского, затем у Д. Писарева), была своя истина. Тем не менее, в этом же представлении было заключено принципиально не разрешимое противоречие. Сближаясь с философией и религией, искусство (в том числе и искусство слова) становилось в оппозицию к реальности и не только полемически отталкивалось от прозаической действительности, но и окончательно отрывалось от нее, воспаряя в непостижимые эмпиреи. Символика бытия была гораздо ближе, понятнее и интереснее русским символистам, а затем и всем их последователям и оппонентам – постсимволистам, нежели само конкретное бытие, сама эмпирическая жизнь, казавшаяся воплощением пошлости и обыденности. Казалось, вместе с символикой, образующей вечный и неизменный "каркас" мира, русские модернисты и авангардисты получили "Ключи тайн" (В. Брюсов).
Однако
для большинства населения России
этого времени отвлеченная «тайнопись»
символистов, изощренная образность
и изысканная стилистика их художественного
творчества, их религиозно-философские
и нравственно- эстетические искания были
непонятны, чужды и бессмысленны.
Творчество русских модернистов, при всем
их новаторстве, идейной глубине
и художественно-эстетической значимости,
было доступно ничтожному культурному
меньшинству, рафинированной элите российского
общества. Это противоречие
и легло в основание культуры
Серебряного века, предопределив собой
его трагический конец. Отблеск ожидаемой
гармонии надолго заслонился от
деятелей культуры ужасами Гражданской
войны и всеобщей разрухи. Вместе с
предсказанным появлением Грядущего Хама
пришла революция, развязавшая хаотические
и разрушительные процессы, в принципе
бесконтрольные и необратимые, и выступила
как Божья кара.
Заключение
Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.
В
России в начале века был
настоящий культурный ренессанс.
Только жившие в это время знают, какой
творческий подъем был у нас
пережит. Какое веяние духа охватило
русские души. Россия пережила расцвет
поэзии и философии,
пережила напряженные религиозные
искания, мистические и оккультные
настроения. В начале века
велась трудная, часто мучительная,
борьба людей ренессанса против
суженности сознания традиционной интеллигенции,
– борьба во имя свободы творчества
и во имя духа. Речь шла об освобождении
духовной культуры от гнета
социального утилитаризма. Это было вместе
с тем возвратом к творческим вершинам
духовной культуры XIX в.
Литература