Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 07:57, реферат
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и др.
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.
ИЕРОНИМ БОСХ.
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и др.
Истоки нового, реалистического
в своей основе искусства Нидерландов
и Франции следует искать на рубеже
14 и 15 вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского
позднеготического искусства. В
произведениях живописцев Ж. Малуэля,
А. Бельшоза, М. Брудерлама, скульптора
Клауса Слютера, в миниатюрах братьев
Лимбург заметны стремление к
созданию целостной картины мира,
интерес и пристальное внимание
к красоте и многообразию природного
окружения человека, к индивидуальной
характеристике полных жизненных сил
образов; новая реалистическая форма
(эмпирические попытки передачи пространств
глубины, интерес к световой насыщенности
цвета, к верному натуре изображению
пластического объёма) придавала
старым, во многом ещё средневековым
идеям новое жизненное
Расцвет искусства в Германии
был драматичным и
Во Франции искусство
Возрождения развивалось на основе
богатых местных готических традиций,
его становлению способствовали
знакомство с античным наследием (особенно
на юге страны), культурные связи
с Италией и Нидерландами. Для
французского искусства 15 в. характерны
тонкая поэтичность и мягкий лиризм,
стремление к иллюзорной передаче пространства,
острота жизненных наблюдений (скульптура
М. Коломба, портреты и миниатюры
Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского
мастера, Ж. Фуке и др.). В 16 в. в условиях
складывающегося абсолютизма
Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна Младшего) нашли выражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве.
В Дании, Швеции
и Финляндии черты Возрождения
проявились в основном в
Под влиянием Джотто
и сиенской живописи, а также
нидерландского искусства в
Искусство Португалии
развивалось сходными с
Под «северным Возрождением» принято подразумевать культуру XV-XVI столетий в европейских странах, лежащих севернее Италии. Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах в сущности, ничего не “возрождалось": там памятников и воспоминаний античной эпохи было немного. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции.
Среди видов художественной
деятельности лидировала – как и
в итальянском Возрождении –
живопись. Первым в ряду великих
мастеров этого периода должен быть
назван Хиеронимус Босх. Его творчество
подводит итог достижениям средневековой
живописи и служит прологом Возрождения.
В картинах Босха, написанных большей
частью на религиозные сюжеты, поражает
объединение мрачных
Еру́н Анто́нисон ванн Акен — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха — Хертогенбосе — открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Современные учёные пришли
к выводу, что в творчестве Босха
заключён куда более глубокий смысл,
и предприняли множество
Его техника называется алла
прима. Это метод масляной живописи,
при котором первые мазки создают
окончательную фактуру. На основании
результатов современных
Исследователи до сих пор
не могут уверенно говорить о творческой
эволюции и хронологии произведений
Босха, так как ни на одном из них
нет даты, а формальное развитие
творческого метода не представляет
собой поступательного движения
и подчинено собственной
Для современников Босха
его картины имели гораздо
больший смысл, чем для современного
зрителя. Необходимые пояснения
к сюжетам средневековый
Значительное количество
символов Босха являются алхимическими.
Алхимия в позднем
Другие часто встречающиеся символы:
КОРАБЛЬ ДУРАКОВ
БЛУДНЫЙ СЫН.
СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАМНЯ ГЛУПОСТИ.
На первый взгляд, здесь изображена
обычная, правда, опасная операция,
которую хирург почему-то проводит
под открытым небом, водрузив себе на
голову воронку.Вероятно, здесь высмеивается
персонаж ярмарочного фарса—простачок
или муж-рогоносец(книга, положенная на
голову женщине, понималась как «руководство»
для жуликов и обманщиков).Перевёрнутую
воронку, надетую на голову хирурга, объясняли
как намёк на рассеянность учёного мужа,
но в контексте фарса она, скорее всего,
служит признаком обмана.По другой версии,
закрытая книга на голове монахини и воронка
хирурга, соответственно,символизируют,