Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:02, контрольная работа
Цель работы: раскрыть проблему формирования толерантности в одном из важнейших социальных институтов – образовательных учреждений.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у школьников.
2. Определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов толерантности младших школьников.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Контрольная работа по дисциплине:
«Культура толерантности»
на тему:
«Школа как среда формирования толерантности»
Работу выполнила:
студентка 30549 группы
Смирнова Галина
Преподаватель:
Санкт-Петербург
2012
Актуальность работы.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Актуальность проблемы утверждения идеалов и формирования терпимого отношения в обществе в самом начале личностного развития человека – школе, и сегодня не вызывает сомнений.
Сложности общественного развития в Российской Федерации во многом обусловлены:
При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу, своей противоречивостью, повышенной сложностью связей и отношений, особенностями передачи духовных ценностей и моделей конструктивного взаимодействия с миром.
Российский ребенок, жизнедеятельность
которого с первых месяцев и лет
протекает в семье конкретного
этноса, воспитывается в рамках одной,
преимущественно национальной культуры,
а общение в социальной среде
и обучение в школе с каждой
из культур составляет с одной
стороны,
его уникальность и индивидуальность,
а с другой стороны, поликультурную направленность
его личности, ее толерантность. Поэтому
постановка проблемы толерантного воспитания
в условиях поликультурной России является,
по нашему мнению, актуальной и прогрессивной
тенденцией, имеющей социо-культурную
и политическую значимость, поскольку
в поликультурных условиях особую важность
приобретает задача консолидации общества
на основе толерантных ценностей, готовности
защиты интересов личности ребенка и общества
в целом. Вот почему на одно из центральных
мест в России выдвинута идея формирования
миротворческой личности, которая связана
с формированием толерантности, миролюбия,
позитивного и конструктивного решения
жизненных проблем.
Для решения данных проблем необходимо:
В условиях культуры мира находится место и для выражения творческих способностей человека, и для выражения человеческих чувств. Культура мира, утверждая ценность справедливости и содействуя сохранению многообразия культур и природной среды, создает условия для такого общественного порядка, который основан на равенстве прав, уважении человеческого достоинства каждого и бережном отношении к живым существам и различным системам жизни.
Воспитание такого представления о мире требует развития способностей к ответственному и конструктивного общественному поведению; требует совершенствования умения принимать нравственнозрелые решения, касаются ли они личных отношений или общественного поведения. Это ставит перед воспитанием задачу развития в человеке способностей, необходимых для толерантного взаимодействия, для жизни в условиях многообразия, для конструктивного и ответственного поведения в условиях конфликта.
Но ведь проблемы культуры мира – это глобально, прежде нужно научиться решать проблемы в своем регионе( в данном случае- школе), через развитие толерантности личности. А подходов в развитии толерантности – два:
Цель работы: раскрыть проблему формирования толерантности в одном из важнейших социальных институтов – образовательных учреждений.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у школьников.
2. Определить и теоретически
обосновать понятие, структуру
и качественные характеристики
компонентов толерантности
На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства.
Именно толерантность
должна стать сегодня тем сильнейшим
регулятором жизни людей, который
направляет государственное устройство,
социальные структуры и индивидуальные
стратегии поведения и
Для того, чтобы процесс
формирования толерантности происходил
полномасштабно и наиболее эффективно,
Правительство РФ 28.08.2001 приняло
Федеральную программу «
Понятие «толерантности»
хотя и отождествляется многими
исследователями с понятием «терпения»,
имеет более яркую активную направленность.
Отметим, что в нашем понимании толерант
Т. о., являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности.
Формирование толерантности
следует начинать еще в раннем
детстве, когда закладывается
В последнее время все
чаще и чаще возникают разговоры
о толерантном мире, т.е. мире без
насилия и жестокости, мире, в
котором самой главной
Именно поэтому появилась
необходимость разработать
Мероприятия, в которых принимают участие
родители, служат хорошим примером взаимодействия
двух самых важных факторов в жизни ребенка:
школы и семьи, объединивших свои усилия
в учебном процессе, направленном на воспитание
открытого, непредвзятого отношения к
человеческому многообразию.
Именно на этапе, когда родители хотят,
легко идут на контакт, необходимо поддержать
их желание, дать возможность, связать
всех в единое целое, чтобы вместе делить
радости и огорчения, вместе преодолеть
трудности и праздновать победы.
Начать можно с организации семейных вечеров
в классе, где в атмосфере человеческого
тепла и взаимной щедрости воспитывается
желание "отдать, а не взять", подарить
людям радость.
Наиболее благоприятной для формирования
толерантности, на мой взгляд, является
коллективная творческая деятельность
с общественно значимым смыслом, когда
расширяются ее границы и учащиеся могут
проявить свое личностное отношение к
более широкому кругу людей, сверстников.
Для этой цели можно использовать все
виды учебной и внеурочной работы, содержание
которых нацелено на формирование нравственных
взаимоотношений между людьми.
Коллективная творческая деятельность
позволяет увлечь детей общим делом, снять
имеющуюся межличностную напряженность
в отношениях между отдельными группами
детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает
достоинства и проблемы школьников, учит
детей находить компромиссы при коллективном
планировании, выборе средств реализации
намеченного. Коллективный анализ деятельности
формирует умения доброжелательно давать
оценки, высказывать мнения о действиях
других людей. Коллективная творческая
деятельность, общение детей способствуют
формированию толерантности, если дети
при этом приобретают опыт гуманного,
партнерского взаимодействия с педагогом,
своими сверстниками, старшими и младшими.
С этой целью педагогу необходимо регулировать
отношения между детьми, их общение, совместные
действия.
Таким образом, смысл деятельности педагогов
в формировании толерантных отношений
- содействовать повышению коммуникативной
компетентности учащихся, то есть готовности
и умению вступать в диалог, вместе с другими
искать истину и сообщать о результатах
своих поисков в форме, понятной каждому,
кто в этой истине нуждается. Толерантность
являет собой новую основу педагогического
общения педагога и ученика, сущность
которого сводится к таким принципам,
которые создают оптимальные условия
для формирования у учащихся культуры
достоинства, самовыражения личности.
Информация о работе Школа как среда формирования толерантности