Школа как среда формирования толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 00:20, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации школьников.
Задачи:
1. Дать характеристику термину толерантность.
2. Выявить специфику проявления и формирования толерантности школьном возрасте.

Файлы: 1 файл

культ.толерантности К.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 
Уровень поликультурного образования  и культурного становления. Это  утверждение учителя и ученика  в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости  активной позиции. 
Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Каждый человек  в своей жизни совершает и  толерантные и интолерантные  поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные четры и отличия:

Качества

Толерантная личность

Интолерантная личность

1. Знание самого  себя.

Относятся к  себе критически, сами стараются разобраться  в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Замечают у  себя только достоинства, обвиняют других.

2.Защищенность.

Толерантный человек  уверен в себе; убежден, что справится  со всем. Это важное условие для  формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3.Ответственность.

Толерантный человек  не перекладывает ответственность  на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5.Эмпатия 

способность к  сопереживанию, готовность  оказать помощь человеку, который в этом нуждается.

Интолерантная личность имееет ограниченные способности  к эмпатии, ограничена своим внутренним миром.

6. Чувство юмора.

Толерантный человек  способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

Авторитаризм

Толерантный человек  предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.


 

 

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный  путь – это путь человека, который  хорошо знает себя, комфортно чувствует  себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Роль учителя  при этом очень высока. Учитель  может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.

Толерантность – это уважение, принятие и понимание  богатого многообразия мировых культур  т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Толерантность – это активная нравственная позиция  и психологическая готовность к  терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Буклет «Программа «Толерантность»» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – СПб, [2006]. – Режим доступа: http://www.kvs.spb
  2. Черепанова Е.С. Педагогические концепции толерантности и современные тенденции развития образования / Е.С. Черепанова // Пределы толерантности в современном обществе : материалы Междунар. науч.–практ. конф., 2003 / под ред. И.Л. Первовой, В.В. Козловского. – СПб., 2003. – С. 124–136.
  3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. 168с
  4. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, - 128

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский  государственный университет культуры и искусства

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету:

Культура толерантности

Тема: «Школа как  среда формирования толерантности».

 

 

 Выполнила: 

Студентка группы № 30653

Пентегова Наталья

Проверила:

Клименко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            г. Санкт-Петербург, 2012

 

 

 


Информация о работе Школа как среда формирования толерантности