Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:03, контрольная работа
Представляя школьный музей как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея.
Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея.
Раскрыть сущность, функции школьного музея.
Введение
Раздел 1. Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьных музеев
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея
1.5 Функции школьного музея
1.6 Экспозиция школьного музея
1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления
Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении
2.1 Организационные принципы деятельности по созданию музея
2.2 Музей истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ"
2.3 Модель музея
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Распределение обязанностей;
учёба актива;
-Созданный Совет (актив) музея работает в соответствии с Положением о Совете (активе) музея;
Заседание Совета музея 1 раз в месяц;
План работы Совета (актива) музея;
5
Фондовая работа
-Учёба группы фондовиков по правилам и нормам регистрации музейных предметов;
Регистрация предметов музейного значения в книгах основного фонда, вспомогательного фонда
Тематическая систематизация музейных коллекций;
- Музейные предметы
Начало систематизации музейных предметов;
Оформленные зарегистрированные предметы музейного значения (Приложение)
6
Экспозиционная деятельность
-Разработка тематико-
Создание художественного
эскиза будущей экспозиции;
Выполнение
технического проекта;
Монтаж экспозиции;
Техническая подготовка экспозиции (стенды).
-Утверждённый тематико - экспозиционный план Советом музея;
Проведён конкурс на лучший эскиз будущей экспозиции;
7
Открытие музея
Заключение
Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей.
Школьный музей является одной из форм организованной деятельности по выполнению педагогической цели.
Созданная нами модель строилась
на понимании музея как формы
воспитательной работы. Мы описали
педагогические действия и смоделировали,
т.е., сконструировали порядок
Список используемой литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001.
2. Завгородняя О.Н. Музей истории учебного заведения как результат и форма привлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности // Организация исследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении. Материалы первой региональной заочной научно-практической конференции и методического семинара, январь 2007 года. Вологда - Тотьма, - 2007.
3. Инструкция по учету и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах. Приказ Министерства культуры СССР от 25.03.1988г. № 134.
4. Как организовать работу
школьного краеведческого
5. Карпова О.Б. Школьный
музей: жизнь в творчестве. Методические
рекомендации в помощь
6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. Вузов и начинающих педагогов воспитателей/ Л.И. Маленкова; Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2002.
7. Методические рекомендации
по выявлению отбору и
8. Михайловская А.И. Хранение
и учет фотографических
9. Молчанов В. Фотография в музейном деле. (Фотоиммитация под подлинник и фотомуляж). / труды НИИ культуры, вып.60, - М., 1977, С.131 - 139.
10. Музееведение. Музей исторического профиля. - М., 1988.
11. Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. - 2005. - № 5.
12. Педагогика: Учеб. пособие для студентов и пед. ВУЗов и пед. колледжей. / под ред. Пидкасистого П.И. - М.: РПА, 1995.
13. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов/ И.П. Подласый. - Кн.2 - М.: Владос, 2004
14. Положение о музее
истории учебного заведения,
15. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений".
16. Примерное Положение
о музее образовательного
17. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5.
18. Смирнова.Л.М. Три этапа создания музея // Музей. - 1982. - № 3.
19. Туманов В.Е. Школьный музей. - М., 2002.
20. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. - 2001. - № 3.
21. Хитьков Н.А. Школьный музей, его значение и организация. - Киев, 1915.
22. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. - Л., 1929.
23. Щеглова Т.К. Методика
сбора устных исторических
24. Юхневич М.Ю. Детский музей: былое исполняется в настоящем // Мир музея. - 1985. - № 5.
25. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее // Ориентиры культурной политики. - Информационный выпуск № 4. - М., 1997. - (Министерство культуры РФ. Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Главный информационно-вычислительный центр).
26. Юхневич М.Ю. Педагогические,
школьные и детские музеи
Приложения
Приложение 1
Приложение к письму Минобразования России
от 12.03.03
№ 28-51-181/16
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)
Общие положения
Школьный музей (далее - музей)
- обобщающее название музеев, являющихся
структурными подразделениями
Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
Основные понятия
Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
Музейный предмет - памятник
материальной или духовной культуры,
объект природы, поступивший в музей
и зафиксированный в
Музейное собрание - научно
организованная совокупность музейных
предметов и научно-
Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учёту и научному описанию музейных предметов.
Инвентарная книга - основной документ учёта музейных предметов.
Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты).
Организация и деятельность музея
Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
Учредителями музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
Деятельность музея
Обязательные условия для создания музея:
Музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
Собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
Помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
Музейная экспозиция;
устав (положение) утверждённый
руководителем данного
Учёт и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.
Функции музея
Основными функциями музея являются:
документирование истории, культуры и природы родного края, России путём выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;
развитие детского самоуправления.
Учёт и обеспечение сохранности фондов музея
Учёт музейных предметов
собрания музея осуществляется раздельно
по основному и научно-
Учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
Учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.
Ответственность за сохранность фондов музея несёт руководитель образовательного учреждения.
Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных материалов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть преданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.
Руководство деятельностью музея
Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.
Текущую работу музея осуществляет совет музея.
В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
Реорганизация (ликвидация) музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
Приложение 2
Инвентарная книга школьного музея
№
Дата записи
Время и способ поступления, сопроводительные материалы
Наименование и краткое описание памятника
Количество предметов
Материал и техника изготовления
Размер
Сохранность (с подписью лица, производившего запись)
Стоимость, акт закупочной комиссии
В какой фонд поступил
Номер научного инвентаря
Примечания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Приложение 3
Программа изучения села
Общие данные.
современное название села.
сельский совет.
Район.
История возникновения села.
Время образования.
Причины образования.
Название в прошлом.
Административная
Описание местоположения села.
Географическое положение села относительно реки, железной дороги, города.
Топонимия окрестностей.
Легенды и были о происхождении местных названий.
Производительное пространство деревни.
Экономика села.
Традиционные отрасли земледелия:
Хлебопашество;
Производство других земледельческих культур;
Производство технических культур;
Огородничество;
Земледельческий календарь.
Скотоводство (крупный рогатый скот, коневодство, свиноводство):
способы содержания скота;
знаменитые породы лошадей, коров;
распространённые породы.
Птицеводство.
традиционные крестьянские промыслы: рыболовство, пчеловодство, охота, сбор ягод, грибов.
Кустарная промышленность и ремесло.
Промышленные заведения: мельница, маслозавод, ремесленная мастерская.
местная торговля:
периодические пункты торговли базар, ярмарка;
постоянные пункты торговли: лавка, магазин;
характер торговли: меновая, потребительская, государственная.
Состав и характеристика населения.
Первые фамилии села, родословные потомственных крестьян. Характеристика самобытности их фамилий и имён.
Массовые миграции в селе:
Причины переселения;
Места выселения;
Положение переселенцев.
Переселение в советское время:
Причины переселения;
Места выселения;
Положение переселенцев.
Знаменитые люди, оказавшие влияние на судьбу деревни, края.
Численность населения в разные исторические периоды.
Традиции, быт и культурное развитие села.
Состав верующих.
Взаимоотношения в семье (между родителями и детьми, мужем и женой).
Информация о работе Школьный музей как форма воспитательной работы