Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурологии".

Файлы: 1 файл

культура речи.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)


1. Основными функциями языка являются:

- коммуникативная (функция общения);

- мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

- экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

- эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета. Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.

Национальный речевой этикет. Любой национальный речевой этикет предъявляет определенные требования к представителям своей культуры, и имеет свои особенности. Само появление понятия речевой этикет связано с древним периодом в истории языков, когда каждому слову придавалось особое значение, и сильной была вера в действие слова на окружающую действительность. А появление определенных норм речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события.

Но для речевого этикета разных народов характерны также и некоторые общие черты, с различием лишь в формах реализации речевых норм этикета. В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению. В замкнутом обществе представитель чужой культуры, не знакомый с особенностями национального речевого этикета, представляется необразованным, плохо воспитанным человеком. В более открытом социуме люди подготовлены к различиям в речевом этикете разных народов, в таком обществе нередко практикуется подражание чужой культуре речевого общения.

Литературный язык — обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

Основные признаки литературного языка

          обработанность (литературный язык -- это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями);

          устойчивость (стабильность);

          обязательность для всех носителей языка;

          нормированность;

          наличие функциональных стилей

 

2. Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Факторы обуславливающие наличие разных стилей в языке:

а) сфера общественной деятельности: наука (соответственно научный стиль), право (официально-деловой стиль), политика (публицистический стиль), искусство (стиль художественной литературы), бытовая сфера (разговорный стиль).

б) форма речи: письменная или устная;

в) вид речи: монолог, диалог, полилог;

г) способ коммуникации: общественный или личный ( все функциональные стили, кроме разговорного, относятся к общественной коммуникации)

д) жанр речи (для каждого стиля характерно употребление определённых жанров: для научного - реферат, учебник, доклад; для официально-делового - справка, договор, указ; для публицистического - статья, репортаж, устное выступление; для стиля художественной литературы - роман, повесть, сонет);

е) цели общения, соответствующие функциям языка. В каждом стиле реализуются все функции языка (общение, сообщение или воздействие), но ведущей является одна. Например, для научного стиля это сообщение, для публицистического - воздействие и т.д.

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т. д.

 

 

3. Научный стиль - функциональный стиль речи, обслуживающий сферу науки и образования, техники и производства.

Основной задачей высказываний в научном стиле является аргументированное изложение объективной информации, логичное описание научных объектов, характеристика понятий (функция сообщения). Это обусловливает смысловую точность, логичность, обобщенность, объективность, неэмоциональность, информативную насыщенность изложения - отличительные черты данного стиля.

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме.

На лексическом уровне:

1) интенсивное использование терминов, поскольку они служат обозначением логически сформулированных понятий и тем самым несут информацию большого объема;

2) повторение одних и тех же слов в узком контексте;

3) реализация в научном тексте обычно только одного значения многозначного слова;

4) использование нейтральной и книжной лексики и т. д.

На морфологическом уровне:

1) доминирование имен существительных;

2) достаточно большой процент абстрактных существительных;

3) употребление существительных в форме единственного числа в значении множественного (для обозначения класса предметов);

4) «нанизывание» слов в форме родительного падежа;

5) отсутствие форм второго лица глаголов и местоимений, употребление форм первого лица множественного числа для обозначения авторского «я» либо для наименования совокупности лиц;

6) преобладание глаголов в форме настоящего времени, причем с «вневременным значением»;

7) широкое использование глаголов в форме третьего лица, возвратных глаголов, страдательных причастий прошедшего времени, предикативных наречий в целях придания изложению большей объективности;

8) отсутствие междометий, частиц, передающих чувства, и т. д.

На синтаксическом уровне:

1) доминирование сложных и осложненных предложений;

2)преобладание союзной, чаще подчинительной связи между частями сложного предложения;

доминирование повествовательных предложений, отсутствие восклицательных предложений;

большое количество безличных, определенно-личных и неопределенно-личных с обобщенным значением предложений, «пассивных» конструкций;

5) частотность вводных слов и сочетаний, служащих для указания на связь и последовательность мыслей, для выражения заключения, обобщения, следствия;

6) грамматическая и смысловая полнота высказывания и т. д.

14. Лексические нормы. Правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями называются лексическими нормами русского литературного языка. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение говорящего выбрать нужное слово из ряда близких или даже тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также умение различать слова-паронимы. Паронимы - это слова, близкие по звучанию, по лексико-грамматической принадлежности, а также по единству корневой морфемы, но разные по значению:невежа - невежда, ненавистный — ненавистнический, начертать — начертить.

основные типы речевых ошибок:

- Ошибки, обусловленные разговорным порядком слов: ошибочное расположение слов в словосочетании; ошибочное расположение частиц, союзов, союзных слов; ошибочное расположение слов в предложении как части текста. 
- Ошибки, обусловленные ассоциативным принципом построения текста. 
- Неправильное использование местоимений как отражение специфики разговорной речи. 
- Неполнота предложений в письменной речи как отражение особенности разговорной речи. 
-  Замена книжных конструкций разговорными. 

 

4. Официально-деловой стиль.  Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства,  делопроизводства,  административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов,  приказов,  постановлений,  характеристик, протоколов, расписок,справок. Сфера применения официально-делового стиля  —  право, автор — юрист,  правовед,  дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства,  учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых  отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи  — чаще всего  монолог, вид коммуникации — общественная.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

5. Публицистический стиль - функциональный стиль, обслуживающий сферу общественных отношений.

Основными задачами высказываний в публицистическом стиле являются информирование людей и воздействие на их разум и чувства.

Публицистический стиль реализуется в письменной и устной формах в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, сеть «Интернет» и др.), общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях и

Отличительными чертами публицистического стиля являются широкая информативность, доступность изложения, сочетание стандарта.

На лексическом уровне:

широкое употребление общественно-политической лексики;

частое переосмысление общеупотребительной лексики, терминов;

использование речевых стереотипов;

употребление слов, имеющих как книжную (высокую), так и разговорную (сниженную) окраску (благоговение, ореол, Отчизна; тусовка, фанат и т. д.);

5)наличие неологизмов, в том числе авторских.

На морфологическом уровне:

1) высокая частотность форм родительного падежа имен существительных;

2) употребление форм единственного числа в значении множественного;

3) доминирование форм настоящего и прошедшего времени глагола;

4) частотность глаголов в форме повелительного наклонения.

На синтаксическом уровне:

1) большое количество осложненных предложений, способствующих информативной насыщенности текста;

2) наличие вопросительных предложений (в том числе риторических вопросов), восклицательных предложений;

3) расчленение синтаксических конструкций;

4) использование конструкций, состоящих из двух частей, одна из которых (чаще всего первая) представляет собой существительное в именительном падеже либо словосочетание с данным существительным;

5) частое использование инверсии (обратного порядка слов) для выдвижения на первый план логически выделяемых слов;

широкое распространение (особенно в заголовках) односоставных и неполных предложений;

широкое употребление вводных слов, словосочетаний и предложений (особенно указывающих на источник сообщения);

8) использование элементов синтаксиса разговорного стиля.

Однако необходимо отметить, что общие черты публицистического стиля проявляются в различных его жанрах в разной степени и в целом данный стиль нельзя назвать однородным.

 

 

6.  Культура речи — распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»[1]. Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.

В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» — то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны и т. п.

В других лингвистических традициях (европейской, американской) проблема нормирования разговорной речи (пособия типа «как надо говорить») не обособляется от нормативной стилистики, а понятие «культура речи», соответственно, не употребляется. В языкознании восточноевропейских стран, испытавшем во второй половине XX века влияние советской лингвистики, употреблялось в основном понятие «культура языка»

Три аспекта культуры речи:

нормативный (ортологический) - владение нормами. Основная задача - охрана норм литературного языка. Задача государственной важности, т.к. литературный язык объединяет нацию.

коммуникативный (риторический) - язык обладает огромным количеством средств выражения, и при создании речи отбираются такие средства, которые с максимальной полнотой и эффективностью решают поставленные задачи общения. В исторической науке известны попытки построить теорию культуры речи, опираясь только на коммуникативный аспект. Головин в книге "Основы культуры речи" определяет культуру речи как "набор коммуникативных качеств хорошей речи" (на основе соотнесения с неречевыми структурами: мышлением, сознанием, действительностью, человеком-субъектом, адресатом речи, условиями общения): правильность, точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, богаство, эстетичность, целесообразность, уместность. Язык обслуживает разные сферы жизни, выполняет разные коммуникативные задачи. Каждая сфера предъявляет свои требования. Нельзя говорить о культуре владения языком вообще, а нужно говорить о культуре владения различными функциональными разновидностями языка. И здесь культура речи смыкается со стилистикой.

этический - в социуме существуют нормы поведения, которые называются этическими. Этические нормы ярко проявляются в речевом этикете. Этический компонент дифференцирован и национально ориентирован. Иностранец может выглядеть бестактным, т.к. привносит свой речевой этикет. Поэтому обязательным условием является изучение национальной составляющей.

Эти три компонента являются разноуровневыми, или разноплановыми. Первый компонент является объектом, второй - выражает функцию языка, третий - идеологию культуры речи (нормы и приемы, образы ритора, его морально-нравственное лицо).

21. структура публичного выступления

Речь для выступления необходимо подготовить заранее. Автору важно продумать содержание, необходимо оценить свои возможности подачи материала перед публикой. При подготовке речи следует учитывать определенные моменты, а именно:

      1) вид речи;

      2) темы выступления;

      3) цели и задачи, которые оратор, говорящий ставит перед собой;

      4) слушательскую аудиторию.

      В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:

      1) выбор темы;

      2) конкретизация целей высказывания;

      3) изучение материала по теме;

      4) подготовка выступления в развернутом виде;

      5) завершение речи (подведение итогов);

      6) полное владение материалом.

      Начальный этап выбора темы – один из самых важных этапов подготовки речи. Выступающий может сам выбрать тему, а может воспользоваться предложениями организаторов собрания. Следует выбирать тему, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Оратор должен осветить проблему таким образом, чтобы и он сам, и слушательская аудитория смогли почерпнуть нечто новое из конкретного выступления.

      Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.

      Сбор и изучение материала – следующий этап в подготовке к речи. Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала. Но не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Также очень важно составить план-конспект, выписывая интересные моменты и т. д. Следует помнить, что выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершение речи).

      В основной части выступления оратор излагает основные положения по проблеме, освещая различные точки зрения, раскрывая и свое видение вопроса.

      В заключении оратор делает определенные выводы, отвечает на вопросы, возникшие по ходу выступления.

15. Коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность, коммуникативная целесообразность.

Главным коммуникативным качеством речи считается правильность (нормативность): она лежит в основе других качеств речи. Правильность речи заключается в  соответствии индивидуальной речи современным литературным нормам. Для того, чтобы говорить правильно, необходимо хорошо владетьнормами русского литературного языка, которые достаточно полно и последовательно отраженны в словарях, справочниках, учебных пособиях, грамматиках.

Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.

Точность речи – это главным образом соответствие речи действительности. Достигается точность за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.

Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка.

Чистота речи — это свобода речи от любых загрязняющих её элементов. Чистая речь не содержит чуждых литературному языку слов и словосочетаний, а так же всего, что отвергается нормами морали и нравственности. Таким образом, частота речи основывается на двух соотношениях: речь — литературный язык; речь — сознание.

Богатство речи определяется активным словарным запасом каждого человека. Лексическое богатство речи проявляется в способности использования разных языковых средств для определения одинаковых предметов речи, явлений, событий.

Выразительность речи — это особенности, которые способствуют поддержанию внимания и интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.

16. Основные единицы речевого общения. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевое взаимодействие — это процесс взаимодействия двух субъектов: а) говорящего или пишущего адресанта (отправителя информации) и б) воспринимающего эту информацию — слушающего или читающего — адресата. 

Речевая ситуация — это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации — это говорящий, слушающий, время и место высказывания.

Она позволяет правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. д. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.

Речевое событие — это конкретная, законченная форма речевого общения, представляющая собой единство речевого взаимодействия и речевой ситуации. Речевое событие составляют два главных компонента:

1)   словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.);

2)   условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Первую составляющую речевого события, те есть живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом (от франц. discours — речь).Дискурс — это речь,  «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимика,
жесты).

Вторая составляющая речевого события — это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение.

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

8. Русское ударение имеет свои отличительные особенности: оно характеризуется подвижностью и разноместностью. Это значит, что ударение в словах в русском языке может перемещаться с одного слога на другой при изменении (нога́ - но́гу, при́нял - приняла́), а также принципиально не закреплено в слове за конкретным - пра́вило, а́збука, буржуази́я. Кроме того, на постановку правильного ударения в заимствованных словах часто влияет язык-источник.

Разноместность– это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый – иконопись,на второй – эксперт,на третий –жалюзи,на четвертый – апартаменты.Во многих же языках мира ударение прикреплено к определенному слогу.

Подвижность– это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода – воду, хожу – ходишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

Ударение в именах существительных. Особенно разнообразно, а поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. Немало споров вызывают слова догово'р и пригово'р, которые многими произносятся как до'говор и при'говор. Правильно произносить следует догово'р и пригово'р, как разгово'р и угово'р. Иногда ударение меняет значение слова: призывно'и (призывно'и возраст) и призы'вный (призы'вный клич), мелочно'и (товар), ме'лочный (человек).

По месту ударения существительные можно распределить по трём группам:

1. Слова, в которых ударение ставится на определённом гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места. Например, если в им. п. ед. ч. звучит ле'ктор, -а, -ом, -е; мн. ч.: л'екторы, -ов, -ами, ах, не рекомендуется произносить лектора; лектора'в. Такое же постоянное ударение на корне во всех косвенных падежах будет и в словах догово′р, кварта'л, созы'в, сре'дство.

Неправильные формы договора; до'говоры, со'зыв, средства' неумолимо кочуют из одного выступления в другое, соответствующим образом характеризуя культуру речи говорящего.

2. Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончании. Если в им. и вин. падежах окончание нулевое (стол, рубеж, рубль, язык), то ударное окончание имеют формы косвенных падежей стола′ столо′в, рубля′ рубле′й, языка′ языко′в.

3. Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение перемещается с основы в ед. ч. на окончание во мн. ч.: о′круг - о′круга, мн. ч. округа′ - округа′в; но′востъ - но′вости, мн. ч. но′вости - повоете′и; и наоборот, ударение перемещается с окончания в ед. ч. на основу во мн.ч.: среда′- среды′, мн. ч. сре′ды - сред, о сре′дах.

Ударение в именах прилагательных. В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Если никому не приходит в голову сказать правы′и вместо пра′вый, то Вы не правы′вместо Вы не пра′вы слышится сплошь и рядом.

Следует запомнить несколько закономерностей постановки ударения в кратких формах прилагательных.

Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегру′женный - перегружен, перегру′жена, перегружено, и поэтому когда говорят "повестка дня перегружена′", - это звучит неграмотно.

Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных в мужском и среднем роде имеют такое же окончание, как и полная форма (на основе), а в женском роде ударение перемещается на окончание: бли′зкий - бли′зок - близка′- бли′зко - бли′зки; ва′жный - ва′жен - важна′- ва′жно - ва′жны.

Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь и множественное число: бога′тый - бога′т - бога′та - бога′то - бога′ты; поле′зный - поле′зен - поле′зна - поле′зно - поле′зны.

Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода: гне′вный - гне′вен - гневна′- гне′вно - гне′вны; во′лъный - во лен - вольна′- вольно - во′льны и доп. вольны′.

9. УДАРЕНИЕ В ГЛАГОЛАХ. Трудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных - глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм зво′нит, позво′нит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звони′т, позвони′т.

Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям: брать -брал, брала; бра'по, бра1 ли; быть - был, была; бы'ло, бы'ли; взять - взял, взяла; взя'ло, взя'ли; гнать -гнал, гнала; гна'ло, гна'ли и т.д.

Так же ведут себя и приставочные глаголы: добы'ть - добы'л, добыла; добы'ло, добы'ли; забра'ться - забра'лся, забрала'сь, забра'лось, забра'лись и др. Ударение в формах "любимых" парламентских глаголов нача'ть и приня'ть ставятся следующим образом: нача'ть - на'чал, начала; на'чало, на'чали; приня'ть - при'нял, приняла; при'няло, при'няли.

У остальных глаголов ударение в различных формах прошедшего времени унифицировано: знать - знал, зна'ла, зна'ло, зна'ли.

В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызывать ударение в кратких формах. Здесь нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс (-онн-/-енн-), то таким же оказывается ударение в краткой.форме мужского рода. В женском и среднем роде и во множественном числе ударение перемещается на окончание:введённый - введён, введена; введено; введены'; заграждённый- заграждён, заграждена; заграждено; заграждены1. В других кратких причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание: на'чатый - на'чат, начата; на'чато, на'чаты; при'пятый - при'нят, принята; при'нято, при'няты.

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола.

23. Вопросно-ответный комплекс как логическая основа спора. Любой человек имеет хотя бы минимальный опыт общения, участия в диалоге. И этот опыт свидетельствует, что редкий акт общения между людьми обходится без вопросов и ответов на них, тем более такой, как спор. Вопросно-ответный комплекс является необходимым элементом общения и мышления людей. Данное логико-лингвистическое образование выполняет две важнейшие функции в процессе мышления и общения – познавательную и коммуникативную. Познавательная функция вопросно-ответного комплекса заключается в фиксации в мысли и выражении в языке знаний человека о внешнем мире и себе самом. Коммуникативная функция реализуется прежде всего через вопросы и ответы, посредством которых происходит передача знаний и представлений (мнений, точек зрения) от одного человека к другому.

Вопрос и ответ, взятые вместе, образуют единство противоположностей. Вопрос заключает в себе просьбу или требование какой-либо информации. Ответ – это такое высказывание, которое должно содержать в себе требуемую информацию.

 

 

 

17. Организационные принципы речевой коммуникации. В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия.

Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации. Один из них назван принципом последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, то есть ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика-вопрос, то вторая — ответ; приветствие сопровождается приветствием; просьба — принятием или отклонением и т. д. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Другой принцип — принцип предпочитаемой структуры — характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.

Основу речевой коммуникации составляет, принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г. П. Грайс. В работе «Логика и речевое общение» он пишет: «Твой коммуникативный вклад на каждом шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога».

В работе формулируются конкретные постулаты, применение которых способствует
соблюдению этого принципа. Эти постулаты он делит на четыре категории — количества, качества, отношения и способа.

 

22. Спор и его виды. Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Спор — это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Виды спора: конструктивный или дискуссия, деструктивный, устный, письменный, организованный, стихийный, дебаты, полемика.

Стратегия спора характеризуется целевыми установками его участников. В зависимости от цели, которую ставит перед собой тот или иной участник спора различают следующие виды полемических стратегий: стратегия истины, убеждения, победы, процесса. Непосредственно в споре могут встречаться как одинаковые стратегии, так и различные. Стратегия истины нацеливает участника спора на дискуссионное поведение поиска истины, для проверки какой-либо мысли и идеи, для ее обоснования. Стратегия убеждения нацеливает участника спора на убеждение противника в том, в чем он сам глубоко убежден. Но это не всегда является его истинным убеждением. Стратегия победы нацеливает участников спора на конечный результат, целью которого является победа  любой ценой. Стратегия процесса ориентирует участников спора на его проведение ради самого спора.

Тактика спора включает в себя полемические приемы и уловки в споре. К полемическим приемам относятся: критика аргументов, которая основывается на опровержении ложного тезиса оппонента достоверными фактами. Принцип «бить врага его оружием» основан на использовании слов, принципов и доводов оппонента против него же. Прием «сведение к абсурду» в сочетании с приемом иронии и сарказма приводит утверждение оппонента к абсурдному результату. «Довод к человеку» - это разновидность подмены тезиса, когда вместо обсуждения по существу того или иного соображения начинают оценивать достоинства или недостатки человека, выдвинувшего это соображение. «Возвратный удар» (прием бумеранга) - это когда в споре реплика или аргумент обращается против того, кто его высказал. Подхват реплики - это заострение полемического спора на вновь открывшимся аргументе оппонента. Опровержение демонстрации основано на выявление того, что тезис оппонента логически не вытекает из его аргументов. Атака вопросами – это прием, который основан на перехвате инициативы в постановке вопроса с целью сделать положение оппонента затруднительным, заставить его защищаться, оправдываться, тем самым создать для атакующего наиболее благоприятные условия для спора.

Оптимальная схема поведения в споре состоит в следующем:

- старайтесь не допускать перехода обсуждения какого-либо вопроса в спор;

- инициатором спора, как правило, бывает человек, находящийся в жесткой зависимости от своих состояний, человек с ригидной (тугоподвижной) психикой, имеющий плохо осознаваемый комплекс собственной неполноценности, для которого победа в споре – это прежде всего повышения чувства самоуважения, собственной значимости в глазах других людей.;

- остерегайтесь и воздерживайтесь от перехода спора на уровень высказываний о личности оппонента; сделав такой шаг, сделав такой шаг, вы создаете из оппонента врага

- если выйти из спора спокойно не удается и вы чувствуете, что осложнение ситуации произошло по вашей вине, принесите свои извинения в любой доступной для оппонента форме и прекратите контакт или перемените тему разговора;

- победить в споре нельзя по самой природе этого явления. Чего можно добиться – это либо прекратить спор, оставшись при своем мнении, либо побудить противника к приведению дополнительной аргументации в свою пользу. И того и другого можно достичь, признав точку зрения противника как имеющую право на сосуществование, но оставшись при этом при своем мнении. Этим вы предотвратите переход спора в конфликт и возможный криминальный исход этого конфликта.

28. Коммерческие письма

Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении контрактов. В рекламационных письмах предприятия требуют возмещения убытков, нанесенных из-за невыполнения или нарушения условий контракта другой стороной.

В некоторых случаях составляются сопроводительные письма, когда направляемый адресату основной документ требует дополнительного пояснения. Текст письма должен быть лаконичным, убедительным и корректным. Факты и события должны представляться объективно, а все стороны представляемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно.

Коммерческие письма составляются от имени юридического лица для заключения или сопровождения коммерческой сделки. Существуют следующие виды коммерческих писем:

запрос, оферта (предложение), договорное и претензионное письмо, а также ответы на них. Коммерческие письма отличают лаконичность стиля и конкретность фактов. Оферта — письмо, содержащее предложение заключить договор. По содержанию этот тип писем очень близок к рекламным письмам. Отличие лишь в том, что в оферте обязательно указываются конкретные условия заключения договора.

 

30. Информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, т.е. инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия. Они не содержат поручений, не обязывают выполнять поручения.

Особенностью этих документов является то, что они идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю организации, от подведомственной организации в вышестоящую.

Состав информационно-справочных документов:

   докладная записка - документ информационно-справочного характера. Может содержать изложение какого-либо вопроса или факта, выводы и предложения составителя, адресована руководителю своей организации или в вышестоящую инстанцию. Докладная записка может быть составлена как по инициативе автора, так и по указанию руководства. Цель инициативной докладной записки - побудить руководителя принять решение. 

   служебная записка

   объяснительная записка

   предложение

   представление

   заявление

   все разновидности переписки

   протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях, других формах работы коллегиальных органов. Протоколы оформляют на специальных бланках, где название документа заранее напечатано в типографии или на обычных листах бумаги формата А4.

   акт -справочно-информационный документ. Составляется группой лиц для подтверждения установленных фактов или событий (акты инвентаризаций, приема-передачи материальных ценностей, дел, уничтожению документов, акты аварий и т.д.). Акт подписывают все лица, принимавшие участие в его составлении

   Справка - документ, подтверждающий какие-либо факты или события. Справки бывают двух видов:1. Справки, описывающие и подтверждающие факты или события в производственной деятельность организации.2. Справки, удостоверяющие юридические факты: подтверждение места работы, учебы, занимаемой должности, места проживания и т.д. их выдают по запросам заинтересованного лица или учреждения. Это наиболее многочисленная и ежедневная составляемая группа справок. Как правило, при составлении таких справок применяют унифицированные трафаретные бланки формата А5.

   заключение

   отзыв

   сводка

   список

   перечень

   Письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте. Оно служит средством общения учреждениями, частными лицами, позволяет сообщать различные сведения, уведомлять о событиях. Письмо используют в том случае, когда невозможно решить вопрос другими средствами (личная беседа, телефонный разговор). Существует много видов писем: письма, содержащие просьбу, предложение, претензию, запрос, требующие ответа. Есть письма, которые содержат извещение, информацию, отказ, напоминание и не требуют ответа. Письма подписывают руководители предприятий, структурных подразделений. Реквизит «Подпись» имеет следующие элементы: наименование должности, подписывающего документ, подпись, Ф.И.О.

7. Норма литературного языка. Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Различают нормы: орфоэпические (произношение), орфографические (написание), словообразовательные, лексические, морфологические, грамматические, синтаксические, интонационные, пунктуационные.

Характерные особенности нормы литературного языка:

- относительная устойчивость,

- распространенность,

- общеупотребительность,

- общеобязательность,

-соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Структурно-языковые типы норм.

       Нормы произношениярегулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем.

       Нормы ударенияуправляют выбором вариантов размещения и движения каждого ударного слога среди неударных. Подвижность и разноместность русского ударения делают его трудным для усвоения, особенно людям, которые учат русский язык как иностранный.

       Нормы морфологическиерегулируют выбор вариантов морфологической формы слова и способов его сцепления с другими.

       Нормы синтаксическиеобусловливают правильность построения предложений – простых и сложных.

       Нормы лексическиерегулируют выбор слов и их значений, характерных и подходящих для данного речевого акта. Этот выбор объясняется прежде всего целесообразностью употребления того или иного слова в каком-либо его значении.

       Нормы стилистическиерегулируют соответствие выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения и господствующему стилю изложения. Здесь тоже руководствуются не просто принятыми нормами, а целесообразностью в речевом общении. Для соблюдения стилистических норм недостаточно просто их знать, нужны «вкус» и «талант», чтобы уметь их применить.

 

24. Структура логического доказательства. Доказательство – это совокупность приемов подтверждения или опровержения чего-либо. Всякое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы (доводы или основания), демонстрацию. Каждый из этих элементов в логической структуре доказательства выполняет свои особые функции, поэтому ни один из них нельзя игнорировать при построении логически правильного доказательства. 

Основу доказательства составляют следующие положения:

Тезис — утверждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы и факты — это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Демонстрация (форма доказательства) — способ обоснованной логической связи между утверждаемым тезисом и аргументами.

Доказательства по форме делятся на прямые и (косвенные).

Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству утверждаемого тезиса, то есть истинность доказательства непосредственно обосновывается аргументами. Широко используется прямое доказательство в статистических отчетах, в различного рода документах, в постановлениях.

Непрямое (Косвенное) доказательство — это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путём доказательства ложности утверждаемого антитезиса. Оно применяется тогда, когда нет аргументов для прямого доказательства. Антитезис может быть выражен в одной из двух форм: 1. если тезис обозначить буквой а , то его отрицание (а) будет антитезисом, то есть противоречащим тезису суждением; 2. антитезисом для тезиса а в суждении а...в...с служат суждения в и с 25. Ошибки в логическом  доказательстве. Логическая ошибка — такой способ обоснования, который всегда или при случае, который рассматривается, является ошибочным. Ошибочность обусловлена недочётом в доказательстве, что делает доказательство в целом недействительным.

1.Подмена Тезиса — логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.

2. Другая логическая ошибка — «предвосхищение основания». Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на ходячие мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис. Обычно подобные логические ошибки сопровождаются словами: «Как абсолютно всем известно…», «Кто же будет спорить с тем, что…», «Аксиомой, не требующей доказательств, является то, что…», «Само собой разумеется, что…», «Каждому известо, что…» и т. д

29. Организационно-распорядительные документы можно разделить на следующие группы: организационные, распорядительные и информационно-справочные документы. Управленческая деятельность фиксируется в основном организационно-распорядительными документами.

К организационным относятся: устав, учредительный договор, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка. Любой организационный документ содержит положения, которые обязательны для исполнения. Организационный документ оформляется на общем бланке с указанием конкретного вида. Подписывает организационный документ, как правило, руководитель организации (например, устав) или структурного подразделения (например, должностную инструкцию). Особенностью организационных документов является то, что они вступают в силу только после их утверждения. Организационные документы имеют, как правило, сложную структуру текста, состоящую из разделов (иногда и подразделов), имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты (подпункты), нумеруемые арабскими цифрами. Наименования разделов у каждого вида организационных документов разные.

К распорядительным – приказы по основной деятельности, распоряжения, решения. Распорядительные документы необходимы для того, чтобы регулировать деятельность, с помощью которой осуществляется реализация функций и задач, поставленных перед организацией, независимо от характера и содержания деятельности организации, ее организационно-правовой формы и других факторов. С помощью распорядительных документов совершенствуются организационная структура организации, содержание, способы и средства осуществления основной деятельности, обеспечение организации всеми видами ресурсов, т. е. разрешаются все возникающие проблемы и ситуации.

Группа справочно-информационных документов включает акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные записки, протоколы. Справочно-информационные документы содержат, как правило, текущую или справочно-аналитическую информацию о состоянии дел. Они не содержат властных предписаний, как распорядительные документы, выступая только в качестве основания для принятия управленческих решений, которые затем фиксируются в определенных видах распорядительных, а иногда и организационных документов.

26. Документирование и документ. Документи́рование — это процесс создания документации, важная часть в разработке программного обеспечения, ей часто уделяется недостаточно внимания. Докуме́нт — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве. В узком смысле документ — облеченный в письменную форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определенного значения. В широком смысле и книга, и скульптура - документы.

Документы могут выполнять следующие функции, которые условно принято разделять на три блока:

Информационная функция — каждый документ обладает определенной информационной "емкостью" - количеством и качеством информации, а также полнотой, оптимальностью и актуальностью представленной в нем информации.

Функции, обеспечивающие процесс управления

Функции, носящие культурно-исторический характер.

Общие функции документа:

Информационная — определяется потребностью документирования, хранения и предоставления информации,

Коммуникативная — документы являются средством обмена информации,

Социальная — состоит в запечатлении, сохранении и передаче социальной информации; документ является не только продуктом определенных социальных отношений, но и сам может воздействовать на эти отношения; социальная функция определяется ролью и местом документа в данном обществе и жизни государства.

Специальные функции документа:

Управленческая — в ней документ выступает как средство управления деятельностью,

Организационная — документ устанавливает или упорядочивает действия участников правовых отношений,

Правовая — документ может являться письменным доказательством и быть источником права,

Общекультурная — способность документа сохранять и передавать культурные традиции, эстетические нормы, ритуалы, принятые в обществе,

Историческая — документ является историческим источником.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ. Документ должен состоять из следующих разделов:

принципы организации информационного обеспечения;

организация сбора и передачи информации;

построение системы классификации и кодирования;

организация внутримашинной информационной базы;

организация внемашинной информационной базы.

Классификация документов:

По назначению

организационные документы (Устав, Должностная инструкция, Положение);

распорядительные документы (Приказ, Выписка из приказа, Распоряжение, Указание, Постановление, Решение);

информационно-справочные документы (Акт, Протокол, Докладная записка, Объяснительная записка, Служебная записка);

учетно-расчетные (бухгалтерские) документы (Платёжное поручение, Счет-фактура, Накладная, Акт);

нормативные документы и др.

По времени создания — первичные и вторичные (реферат, аннотация, обзор и т. д.)

По способу изготовления — черновой, беловой, электронный, изобразительный, рукописный документ, машинописный, печатный (брошюра, книга,журнал)

По типу содержания  текстовые,  иконические (графические),  идиографические (схемы, карты, ноты),  аудиальные, мультимедийные

По способу представления — электронный, на бумажных носителях

По месту издания — внутренние, внешние

По направлению отправки — входящие, исходящие

По распространению — опубликованные, неопубликованные, непубликуемые, промежуточные

По необходимости технических средств — человекочитаемые, машиночитаемые

По уровню секретности - не секретные, секретные, с разным уровнем секретности.

19. Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.

              Правила общения имеют конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями жизни народа), а также обладают национальной спецификой (могут существе различаться в разных странах).

              Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащие в основе этикета, может быть выражено не вербальным (не словесными) средствами: жестами, мимикой, позой, движениями, а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет. Речевой этикет – система формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания общения в нужной тональности. Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба и др.) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сфер общения.

Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы: 1) речевые формулы для начала общения, 2) речевые формулы, применяемые в процессе общения, 3) речевые формулы для окончания общения.

Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности.

В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе.

Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений. 

 

 

27. Виды деловых писем

Деловая переписка - неотъемлемое средство связи предприятия с внешними организациями. В большинстве организаций письма превалируют над остальными документами.

При ведении переписки должны соблюдаться следующие требования:

документы оформляются на специальных бланках - бланках для писем - и подписываются руководителем организации или его заместителем в рамках предоставленной им компетенции;

текст должен излагаться грамотно, официально-деловым языком, обладать достаточной аргументацией, точностью, полнотой и ясностью характеристик, краткостью и последовательностью изложения; текст письма не должен допускать различного толкования;

события и факты в необходимых случаях должны иметь разъясняющие и дополняющие материалы

Принято выделять следующие виды деловых писем.

По тематическому признаку деловые письма разделяют на:

1.         Коммерческие – используются при подготовке к заключению коммерческой сделки, а также при выполнении условий договоров. К ним относятся следующие деловые письма:

 оферта (письмо-предложение) – заявление лица о желании заключить сделку с указанием конкретных условий сделки;

 письмо-запрос - обращение одной стороны к другой о желании заключить сделку, как правило, без указания условий сделки либо уточнить какой-то вопрос при осуществлении сделки;

 рекламация (письмо-претензия) - претензии к стороне сделки, которая нарушила принятые на себя по договору обязательства, и требование возмещение убытков.

2.         Некоммерческие (собственно деловые письма) – используются при решении различных организационных, правовых вопросов, экономических взаимоотношений. К ним относятся:

 благодарственное письмо – содержит выражение благодарности по какому-то поводу;

 гарантийное письмо – содержит в себе подтверждение определенных обязательств;

 информационное письмо (письмо-извещение, письмо-сообщение, письмо-уведомление) - предполагает информирование о каких-то событиях либо фактах, которые составляют интерес либо могут заинтересовать адресата;

 письмо-напоминание - содержит напоминание о выполнении договоренностей, обязательств и меры, которые будут приняты в случае их невыполнения;

 письмо-подтверждение – содержит подтверждение получения какого-товара, согласия с чем-либо, какого-то факта и т.п.;

 письмо-поздравление – содержит поздравление по какому-то поводу;

 письмо-приглашение – содержит приглашение на какое-то мероприятие;

 письмо-просьба – содержит просьбу совершить либо прекратить какое-то действие, побудить к действию и т.п.;

 письмо-соболезнование – содержит сочувствие по какому-то поводу;

 сопроводительное письмо – составляется для сообщения адресату о направлении каких-то сопроводительных документов, материальных ценностей и т.п.

По функциональному признаку деловые письма делятся на:

1.         Письма-ответы – ответы на инициативные письма.

2.         Инициативные письма – составляются по инициативе адресанта с определенной целью.

 Письма, требующие ответа (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация, письмо-просьба, письмо-обращение).

 Письма, не требующие ответа (письмо-напоминание, письмо-предупреждение, письмо-извещение, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение).

По признаку получателя деловые письма делят на:

1.         Циркулярные письма – письма, адресованные нескольким получателям одновременно.

2.         Обычные письма - адресованные одному конкретному получателю.

По композиционному признаку деловые письма бывают:

1.         Одноаспектные – рассматривают один вопрос.

2.         Многоаспектные – затрагивают несколько вопросов одновременно.

По структуре выделяют следующие деловые письма:

1.         Регламентированные – составляются по определенному установленному образцу.

2.         Нерегламентированные – содержат авторский текст и составляются в свободной форме, не имеют установленного образца.

По форме отправления деловые письма могут быть:

1.         Конвертные – отправленные с помощью почты в конверте.

2.         Электронные – отправленные в электронном виде на e-mail.

3.         Факсовые – отправленные по факсу.

18. Психологические принципы

Психологический подход основывается на представлении о том, что успех коммуникации зависит от умения человека использовать психологические механизмы взаимодействия людей, и характерен в большинстве своем для учебников по деловому общению.

Эффективность речевого воздействия на человека обуславливается тремя группами психологических факторов: 1) личностными особенностями коммуникатора; 2) содержанием сообщения; 3) особенностями аудитррии и спецификой обратной связи во время устного выступления. Процесс взаимовлияния оратора и слушателей может быть описан через соотношение, взаимообусловленность и взаимодействие компонентов перечисленных выше групп.

Коммуникация может быть особенно эффективной в том случае, если она ведется в рамках параллельного трансакта, т. е.когда Ребенок разговаривает с Ребенком, Родитель с Родителем, а Взрослый со Взрослым. В других вариантах возможны сложности и непонимание.

 

 

 

 

20. Роды и виды публичной речи.

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Род красноречия это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы.

Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируется положение в стране, события в мире, основная их цель дать слушателям конкретную информацию.

Судебное красноречие- это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь; произнесенная на дипломатических приемах; надгробная речь.

Духовное красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанных с официальным действием.

Как видим основу, основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.

 Публичное выступление на одну и ту же тему и с использованием одного и того же материала может быть, с учетом, прежде всего, характера аудитории, осуществляться весьма различными способами.

     Так традиционно правильным считается использование так называемого индуктивного способа изложения для менее подготовленной аудитории, а для более подготовленной — дедуктивного.

 Индуктивный способ изложения предполагает начинать с отдельных простых и понятных слушателям фактов, а затем переходить к их обобщениям все более и более высоких уровней.

Индуктивный метод ориентирует отбирать и  анализировать нужные факты, подниматься над частными явлениями. Однако, неизбежным недостатком индуктивного подхода, за редким исключением, является его неполнота. Поэтому индуктивное рассуждение с необходимостью предполагает сравнение и взаимную увязку типичных фактов.

     Противоположностью  индуктивного способа изложения  является дедуктивный подход. Этот способ рекомендуется использовать при рассмотрении теоретических вопросов, сложных проблем. Он состоит из формулирования общих положений и подтверждения, или опровержения их фактическим материалом.

 Ступенчатый подход предполагает последовательное изложение путей перехода от одной позиции, заданной планом, к другой, без явного возвращения к уже рассмотренным. Каждый раздел изложения при этом служит определенной подготовкой для понимания следующего. При таком подходе вопросы темы излагаются один за другим.

      При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная на обсуждение проблема. Оно характеризуется постоянным возвращением к проблеме путем последовательного углубления и развития выдвинутых ранее положений.

      Также ораторами используется метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий или фактов. Обычно параллель  проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему  пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

      Эмоциональный способ изложения публичной речи – это образный, взволнованный рассказ, направленный на достижение ответной эмоциональной реакции аудитории.

 Исторический  способ изложения – это изложение материала в хронологической последовательности – описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

      Метод контраста построен на основе сравнения  полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления.

 

26. Документирование и документ. Документи́рование — это процесс создания документации, важная часть в разработке программного обеспечения, ей часто уделяется недостаточно внимания. Докуме́нт — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве. В узком смысле документ — облеченный в письменную форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определенного значения. В широком смысле и книга, и скульптура - документы.

Документы могут выполнять следующие функции, которые условно принято разделять на три блока:

   Информационная функция — каждый документ обладает определенной информационной "емкостью" - количеством и качеством информации, а также полнотой, оптимальностью и актуальностью представленной в нем информации.

   Функции, обеспечивающие процесс управления

   Функции, носящие культурно-исторический характер.

Общие функции документа:

   Информационная — определяется потребностью документирования, хранения и предоставления информации,

   Коммуникативная — документы являются средством обмена информации,

   Социальная — состоит в запечатлении, сохранении и передаче социальной информации; документ является не только продуктом определенных социальных отношений, но и сам может воздействовать на эти отношения; социальная функция определяется ролью и местом документа в данном обществе и жизни государства.

Специальные функции документа:

   Управленческая — в ней документ выступает как средство управления деятельностью,

   Организационная — документ устанавливает или упорядочивает действия участников правовых отношений,

   Правовая — документ может являться письменным доказательством и быть источником права,

   Общекультурная — способность документа сохранять и передавать культурные традиции, эстетические нормы, ритуалы, принятые в обществе,

   Историческая — документ является историческим источником.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ. Документ должен состоять из следующих разделов:

          принципы организации информационного обеспечения;

          организация сбора и передачи информации;

          построение системы классификации и кодирования;

          организация внутримашинной информационной базы;

          организация внемашинной информационной базы.

Классификация документов:

По назначению

   организационные документы (Устав, Должностная инструкция, Положение);

   распорядительные документы (Приказ, Выписка из приказа, Распоряжение, Указание, Постановление, Решение);

   информационно-справочные документы (Акт, Протокол, Докладная записка, Объяснительная записка, Служебная записка);

   учетно-расчетные (бухгалтерские) документы (Платёжное поручение, Счет-фактура, Накладная, Акт);

   нормативные документы и др.

По времени создания — первичные и вторичные (реферат, аннотация, обзор и т. д.)

По способу изготовления — черновой, беловой, электронный, изобразительный, рукописный документ, машинописный, печатный (брошюра, книга,журнал)

По типу содержания  текстовые,  иконические (графические),  идиографические (схемы, карты, ноты),  аудиальные, мультимедийные

По способу представления — электронный, на бумажных носителях

По месту издания — внутренние, внешние

По направлению отправки — входящие, исходящие

По распространению — опубликованные, неопубликованные, непубликуемые, промежуточные

По необходимости технических средств — человекочитаемые, машиночитаемые

По уровню секретности - не секретные, секретные, с разным уровнем секретности.

 

10. Род имён существительных. Род — это способность имён существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.

По признаку рода имена существительные делятся на три группы: 1) имена существительные мужского рода (дом, конь, воробей, дядя), 2) имена существительные женского рода (вода, земля, пыль, рожь), 3) имена существительные среднего рода (лицо, море, племя, ущелье).

Кроме того, существует небольшая группа существительных общего рода, которые способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола (плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга). Грамматическое значение рода создаётся системой падежных окончаний данного существительного в единственном числе (таким образом, род существительных различают только в единственном числе).

Некоторые имена существительные употребляются в современном русском языке и в форме мужского и в форме женского рода. В редких случаях параллельные формы не связаны со смысловыми или стилистическими различиями и выступают как равноправные, однако бóльшую часть таких слов предпочтительно употреблять в одном из указанных родов:

ставень - ставня (чаще употребляется вторая форма)

банкнот – банкнота (чаще используется форма мужского рода)

арабеск – арабеска (чаще используется форма женского рода)

пилястр – пилястра (чаще употребляется вторая форма)

вольер – вольера (более употребительна вторая форма)

Род несклоняемых имен существительных

Неодушевленные имена (предметы) относятся к среднему роду: крепкое виски, железное алиби, золотое колье, красное кепи, краткое резюме, свежее безе. Исключения: а) мужской род: кофе, пенальти, экю; б) женский род: кольраби, салями, авеню. Примеры словосочетаний: чёрный кофе, чёткий пенальти, финская салями, широкаяавеню. Однако следует помнить, что в живом языке часто происходят процессы, нарушающие (меняющие) книжно закрепленные нормы. Так, слово кофе по правилу относится к мужскому роду (форма в XIX в. – кофий), но в разговорной речи сегодня оно употребляется и в форме среднего рода. Обе формы считаются допустимыми: Дайте мне, пожалуйста, один кофе (однокофе).

Все одушевленные имена (лица) относятся к тому или иному роду в зависимости от пола лица: а)  мужской род: военный атташе, талантливый маэстро, скупой рантье, веселый конферансье; б)  женский род: молодая мисс, пожилая мадам, неизвестная леди; в)  варианты рода: мой протеже – моя протеже, наш инкогнито – наша инкогнито.

Род существительных-аббревиатур. В русском языке широко распространены аббревиатуры – сокращенные буквенные названия. Они читаются либо

а)  по буквам: ФА, МГУ, ООН, МВФ, ФСБ; б)  целиком слогом: ТАСС, МХАТ, СЭВ, МИД.

Род аббревиатур определяется по роду главного слова: МГУ - Московский государственный университет – муж. род; ФА - Финансовая академия – жен. род; ООН - Организация объединенных наций – жен. род; ОРТ - Общероссийское телевидение – ср. род.

Синтаксически род аббревиатуры выражается формой глагола: ФА приняла студентов(академия); ОРТ передало последние известия (телевидение).

Аббревиатуры-исключения. Некоторые аббревиатуры при длительном употреблении получили форму рода не по роду главного слова, а по своему внешнему облику, т.е. аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный, стали мужского рода. Так произошло со следующими аббревиатурами, которые можно считать исключениями из правил:

вуз – муж. род: Вуз принял студентов (хотя по правилу: вуз  высшее учебное заведение ср. род)

11. Окончание имен существительных множественного числа мужского рода.

Существительные, не имеющие вариантных окончаний в форме И.п. мн.ч.: а-я – борта, буфера, веера, директора, доктора и-ы – аптекари, библиотекари, бухгалтеры.

Существительные, имеющие вариантные окончания в форме И.п. мн.ч., связанные с изменением морфологической нормы: а-я и-ы – года, инспектора, инструктора, сектора, трактора

Существительные, имеющие вариантные окончания в форме И.п. мн.ч., связанные с различием в лексических значениях: ордена (знаки отличия), ордены (рыцарские и монашеские общества), тона (переливы цвета), тоны (звуковые), пояса (части одежды), поясы(географические), провода(электрические), проводы (при отъезде)

Формы множественного числа родительного падежа существительных. Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

- Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч.человек.

- Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог.

- Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов.

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров. Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"