Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:43, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет культурологии. Понятие культуры.
2. Единство теории и истории культуры. Развитие культуры во времени и пространстве.
3. Человек, культура, взаимодействие материальной и духовной культуры.

Файлы: 1 файл

shpora.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

В истории человечества наблюдается взаимодействие, зачастую столкновение между цивилизациями  земледельцев и кочевников, когда  пересекались два разных вида жестокости — вооруженное насилие кочевников и гражданский эгоизм оседлых. Цивилизация земледельцев — это города, дороги, государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников — стойбища, тропы, племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и, прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными, бесчеловечными, у них нет веры, они носители мрачных адских культов. В глазах кочевников оседлые безвольны, изнежены, растленны, крайне сластолюбивы, в общем - недостойны тех благ, которыми обладают. Поэтому было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного.

Панорама культуры XX в. весьма пестра. Известная часть населения мира (собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 млрд. человек достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира.

Всякое общество представляет собой наследие институтов, т.е. организованных норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Эти институты — нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной памяти. Во всех обществах, даже архаических, эта ткань изменяется под резким или плавным воздействием истории.

Начавшийся в прошлых  веках процесс программирования институционализации культурных изменений  ныне быстро расширяется. Наука и  искусство становятся индустрией, механизм развития которой ускользает от их создателей. Обучение становится все более и более формализованным: школа распространяет свое влияние, и учеба становится отныне заботой государства; человеческое поведение на всех своих стадиях дает повод для уроков, лекций, программ и экзаменов. Для всех этих разнообразных начинаний необходимы базис, организация, бюрократия, четко определенные нормы. На смену медленным процессам институционализации прошлого, когда у людей было ощущение какого-то постоянства культурной среды, пришло ее производство. В определенном смысле сейчас происходит необычное смещение культуры как среды в сторону культуры как горизонта.

 

6. Культурная  деятельность человека в разных  сферах жизни. Интеллигенция.

Всякий человек есть человек  определенной культуры. Что такое культурный человек? Существует 4 типа (модели) культурного человека:

1. Античная или платоновская  модель: способность к длительному  и целенаправленному образованию  (образованность); внутренняя организованность, собранность (умение владеть собой); высокая нравственность.

2. Гуманистическая модель (Эпоха  Возрождения): активная политическая  и общественная деятельность; разнообразная  творческая деятельность.

3. Модель культурного  человека Нового времени (XVII в.): специализация в какой-либо отрасли знаний.

4. Модель культурного  человека современной эпохи: владение  планетарным мышлением (человек  не замыкается на себе, а живет  глобальными проблемами мира); широкое  образование; культурный плюрализм.

Главный признак культурного  человека – способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей собственной и других стран, а также способность воспринимать, усваивать эти духовные богатства. Важные черты: знание, образование, умение общаться, нравственность, терпимость к инакомыслию.

Культура помогает формировать целостное понимание мира. Освоение мира: познание и осмысление. Культура помогает функциональности человеческой жизни.

Интеллигенция – специфический  русский феномен, за рубежом –  интеллектуалы, т.е. люди занимающиеся умственным трудом.

Русский интеллигент  – имеет «больную» совесть, чувство  вины, чрезвычайно морален и ответственен.

Интеллигент для народа «свой – чужой», слишком умный («а еще в шляпе»). Недоверие к  нему вызывает чувство вины за все. Видит свою задачу в том, чтобы  привести «глупый простой народ» к счастью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Личность  как субъект культуры. Функции  культуры в человеческой деятельности.

В отечественной философии  человек рассматривается как  единственный субъект культуры, создающий  жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты:

1) способность общественного человека продуцировать культуру является итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры;

2) переход от до человеческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение длительного времени.

Иными словами, не только история развития культуры есть история  объективирования духовных способностей, но и история развития духовных способностей человека есть история превращения культуры в “ингредиент” этих способностей.

Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом  перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в области этнологии показывают, что поведение одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.

Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения и определения  меры этой надежности. Именно эта потребность  и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и  пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий при помощи различных стратегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. НТР и судьба  культуры.

В изучении культуры также  необходимо учитывать ряд факторов современного мира — ускоренное развитие техники, транспорта и связи, угроза разрушения окружающей среды и истощения природных ресурсов, возрастающая взаимозависимость и взаимосвязанность всех стран и др. Все эти факторы приводят к тому, что собственно культурное сотрудничество превращается в фундаментальную необходимость выживания человечества.

По мнению бывшего  Генерального директора ЮНЕСКО Фредерика  Сарагосы, “установление подлинного культурного плюрализма — единственный путь, позволяющий противостоять растущему единообразию, которое несет в себе экспансия технической цивилизации”. Этот путь должен рассматриваться как фактор мирового равновесия и творчества. Международное сотрудничество, обеспечивающее сближение людей и идей, расширение взаимопонимания и солидарности, параллельно способствует укреплению культурного аспекта развития, представляющего цель всякого развития.

Одна из решающих трудностей западного общества — это значительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека. Человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей — все еще в каменном. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, что он предоставлен собственным силам, что он должен сам придать смысл своей жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы и мифы. Человек подавляет в себе иррациональные страсти — влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть, он преклоняется перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; хотя на словах он отдает должное учениям великих духовных вождей человечества — Сократа, Иисуса, пророков, Будды, — он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства. В связи с этим известный западный психолог Э. Фромм ставит вопрос: “Как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью?” Ответ здесь один: необходимо все большее понимание важнейших фактов социального бытия, необходимо осознание, которое может предохранить человечество от непоправимых безумств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Религия и  культура. Религиозное знание и  вера.

Атеист – лишенный бога. Атеистическое мировоззрение сегодня тяготеет к меньшему культурному уровню человека. Атеист – невежественный. Агностик – незнающий.

Вера – некритическое  принятие каких-то феноменов, в качестве достоверных, опираясь на субъективные основания. Объективное однозначное основание – научное знание.

Источники веры:

1. Родительский пример, семейные традиции, книги (не очень  прочна).

2. Духовные поиски  интеллектуала, личный опыт.

3. Проповедническая деятельность.

4. Пограничный опыт (тяжелая  болезнь, клиническая смерть, смерть близких и т.д.).

5. Мистический опыт  – личное переживание от контакта  с высшим священным началом  (во сне, духовное рождение  при жизни (православные святые), практика исихазма – одинокое  моление в замкнутом пространстве).

Вера это дар божьей благодати. Веру надо заслужить.

Культура и религия, мифология и религия – лежат  в основе каждой культуры. Миф –  дух, тотем. Религия – высшее священное  начало (бог). Тотем – близкий  «свой – чужой» (зверь), бог –  далекий «свой – чужой».

Отношение к тотему – чувство сакральное, реализуется в доверии и страхе. К богу – чувство священное, реализуется, в вере, любви и страхе.

Религия не возможна без  мифа, миф возможен без религии. Они  лежат в основе любой культуры и содержат основные ценности той  или иной культуры.

Религия есть самоутверждение  личности в вечности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Культурологическое  значение библии.

Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий  древнего  мира. В  общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль,  т.к.  вошел весьма существенной частью в состав христианства  и ислама - двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют также религией Моисея, Моисеевым законом по имени легендарного  законодателя евреев. Огромно количество посвященных ей сочинений. Для верующих евреев и христиан, особенно для  католического  и  православного  духовенства, основная священная  книга  евреев Библия  остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения,  непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению святого духа. Это не одно сочинение, а большое количество  разных  литературных  призведений. Согласно традиции, они делятся на три большие группы.

Прежде всего, это книги закона (по-еврейски Тора) или так называемое "Пятикнижие Моисея", - книги, составление которых приписывается легендарно-мифическому Моисею. В Пятикнижии изложены основные постулаты  иудаизма;  христианство  также  отталкивается от Пятикнижия как сердцевины ветхого завета, и его догматы представляются дальнейшим развитием  идей Пятикнижия.  Начальная библейская книга Пятикнижия у евреев называется "В начале",  а у христиан - книгой Бытия. Дело в том, что у евреев  сложилась древняя традиция  называния книги по  первому ключевому слову; христиане сохраняют приверженность принципу именования книги по содержанию.

Книга Бытия - это  рассказ о сотворении богом мира и  человека, о жизни первых людей  в раю, об их изгнании из рая, о размножении  человечества и его древней истории, о всемирном потопе и о спавшемся от него Ное с семейством, о патриархах - родоначальниках еврейского народа - Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе с братьями, о поселении евреев в Египте.

Вторая книга  называется Исход (или по-еврейски  «Измена») - книга, которая  повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об освобождении евреев из египетского плена, в ней  содержатся  знаменитые 10 заповедей бога и другие религиозные предписания.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"