Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Культурологии"
Это первая мусульманская к-ра. Распространилась от Испании до Китая. В результате завоевания в 8 в Арабами этой территории. Ислам оставил след в 5-ти странах (это третья мировая культура): В византийской, Индийской, Африканской, Иранской, Тюркской. Религиозный центр арабов – Мекка. Центры к-ры: Дамаск (Сирия), Багдад и Куфа (Месопотамия), Исфахан (Иран), Агра (Индия), Самарканд (ср Азия), Каир (сев Африка), Кордова (Испания). Специфика к-ры. Высокий уровень развития научных знаний и философии (Багдадский центр арабской науки, где в 9 веке был посроен дом мудрости, там переводили на арабский язык труды ученых других народов). У индии арабы заимствовали цифры и понятия нуля, Они стали основателями химии и алгебры. Получила развитие медицина (Ибн Сина или Авиценна « Канон врачебной науки»). Лит-ра имела мистический характер, восхваляла Бога, ее главная цель – таинственное воссоединение человека с Аллахом, поэма «Масневи» Руми, Омар Хайам. Искусство очень специфическое. Ислам запрещал изображать живых существ, самые распространенные орнаменты либо растительные, либо геометрические (арабески), калиграфия – искусство красивого письма, центр – гор Куфа. Архитектура. Культовые здания – храм, мечеть, мавзолей, медресе (ВУЗ), минореты (высокие башни с которых призывали на молитву (намаз)), дворцы. Ислам. Возник в 7 в н.э.ж в Аравии. Основатель – Мухамед, город – Мекка, книга – Коран (учение).это учительская религия, религия строгого монотеизма. Имя бога - Аллах (всемогущая сила). Символ – полумесяц. Основа веры в исламе – вера в единого бога Аллаха, в его пророка Мухамеда, Аллах всемогущ. Человек покорен воле аллаха, он слишком мал, чтобы знать больше. Еще одна основа веры – вера в Бога данность корана, который считается словом Бога (Архангел Джабраил явился Мухамеду в ночь в месяц рамадан). В ислам много перешло из христианства. 5 столпов основания веры: 1- признание символа веры (знать слова на арабском языке «нет бога кроме аллаха и Мухамед пророк его»), 2 – молитва (все обязаны 5 раз в день), 3 – пост (в рамадан), 4 – милостыня (2.5 % дохода раз в год в пользу нуждающихся), 5 – паломничество (хадж, человек – хадж).
Это переломный период вразвтие сначала Итальянского, затем всего европейского Искусства. Который протекает в разных странах с 14 по 16 век. Предпосылки еще в 13 веке. Подина - Флоренция
Первоначально выглядело, как возрождение к забытым достижениям античной культуры. Но они не отбрасывали достижения средневековой культуры, а иногда критиковали античность. Во внимание мыслителей человек.
Проторенессанс. (13- нач 14).Данте Алигьере «Божественная комедия», наполнено новыми элементами, противоречащими канонам церкви, худ. Джоте ди Бонодоне (росписи на библейские темы в церкви санта Мария Дель Арена в городе Падуя., изображает человека реалистично, применяет объем). Сделал первый шаг к искусству нового типа, возразил античную традицию фрески, начинает рисовать с натуры живых людей, фигуры объемны, помещены на фоне пейзажа или в интерьере.
Ранний ренессанс (сер14- 15)1. Франческа Петрарка» Трактат о великих мужах древности»историк. Философ, основатель лирической поэзии, первый поставил центре человека. 2. Боккаччо»Декамирон» - юмор, сатира, оправдал земную любовь.3. жуд Мозаччо – реализм в творчестве, трех мерность фигур.4. Сандро Боттичелли «рождение Венеры» ( изображения более плоскостные, традиции средневековья).5. скульптор Донателло, впервые показал в творчестве человеческое тело. 6. арх. Филипп Брунелески, возродил архитектуру античности, колонны, но строит более под человека ( строительство купола Флорентийского собора).
Высокий Ренессанс (до второй трети 16 века). Высокие идеалы возрождения формирует Пика Дела Мирандала «речь о достоинстве человека», человеку не дана определенность, он сам формирует себя, как соавтор Бога. формируются концепция гуманизма, основная идея – важно не происхождение человека, а его личные качества. Идеальный человек – творец самого себя и своей судьбы. Гуманисты отводят богу – роль творца, который приводит только в движение мир, а сам не вмешивается в жизнь людей. Это шло в разрез с идеологией церкви. Гуманисты считали людей единственным хозяином земли.. творчество – утверждение идеалов красоты, худ стали создавать реалистичные картины, подрожать природе1. Леонардо Да Винчи обогатил все области науки гениальными догадками, он более ученый нежели живописец, ни одна его картина не дописана..2. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна», также строительство вил, дворцов. 3. Микеланджело Буонарроти – скульптор, живописец, архитектор, поэт. Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (смелость в изображении голых тел, скульптура «Давид»).характерна изображение напряженности духа.3. Людовина Ариоста поэма « Неистовый Ролан»
Искусство Венеции. Джорджоне «Спящая Венера» (пейзажу предает самостоятельное значение)2. Тициан Вечелло (интерес к композиционным задачам «Кающаяся Магдолина»).
Поздний Ренессанс (вторая треть 16 – нач 17). Характеризуется наступлением церкви. Маньеризм – отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, но не стал ведущем направлением. 1.Бронзино (портреты, Лукреций)2. реалистическую традицию развивали:3. Веронезе(использавал мифические, исторические, аллегорические темы»Брак в Кане».4. Тинторетто – динамика, контраст цвета и тени, одухотворенность образов «Распятие и Голгофа»», Караваджо – худ. реалистического направления( демократизм, выражение через контрасты света и тени, монументальность, энергичная лепка образов). Бенвенутто Челинни(маньеризм) (бронзовый «Персей»). 40 – е применялись репрессии против инакомыслящих, горели костры инквизиции, в Италии ренессанс заканчивается быстро.
В 15 веке идеи гуманизма вышли за пределы Италии, северное возрождение проходило в период реформации. Началась реформация с выступления Мартина Лютера 1517 год «95 тезисов против индульгенций». Вызвало поддержку крестьян, крестьяне были не только против церкви, но и против феодалов. Реформация распространилась и другие страны. Цвинглианство (более решительное изменение обрядности), затем Жак Кальвин.
Лютер. Идеи: вера есть внутренне состояние человека, спасение даруется непосредственно от бога, к богу можно прийти без посредничества католической церкви. Лютер перевел библию на немецкий язык. Кальвин перемещает центр движения в Женеву, Женевская реформаторская республика. Представление об абсолютном предопределении человека и спасение его богом от погибели. Бог заранее знает жизнь каждого младенца, и поэтому знает кто примет. А кто отвергнет его, в соответствии с этим, знает, кто является избранником, а кто нет. Но человек не знает этого, человек должен жить, как будто он избранник, он должен быть честным, трудолюбивым, не расточительным, достичь успеха в профессиональной деятельности. Все искусство понизано идеями Лютера и Кальвина. Иск не было жизнеутверждающим, как в Италии. Человек должен творить себя что бы быть угодным богу, изображаются высоко одухотворенные лица простых людей. Высоко символично , используются аллегории. Победа реформистского движения вызвала общий подъем и рост национальной культуры.
Нидерландское возрождение. Начался с 15 века – крупный центр Европейской культуры. 1. Эразм Ротердамский «похвала глупости». Способствовала воспитанию свободомыслия, стремление к знаниям 2. худ Ян Ван Эйк,3. Питер Брейгель, новая техника живописи маслом, работы на повседневные сюжеты»Слепые»
. Родина натюрморта и пейзажа. 3. Питер Рубенс «снятие с креста» точное наблюдение действительности.4. Рембрандт «Данная» - глубокий психологизм, глубина сюжета.4. Босх худ.»Сад наслаждения». Риторические общества- где соревновались в сочинении стихов, пьес, песен
Идеи гуманизма в Швейцарии и Германии. В германии большое влияние церкви, в результате идеи были охвачены в основном университетские круги и часть малочисленной интеллигенции. 1. философ Иоган Рейхлин ( стремление обнаружить божественное в себе, отрицательно относился к невежеству). Успех реформации способствовал быстрому росту национальной гуманистической культуры, особенного расцвета достигла живопись.2. Алебрехт Дюрер «Самсон убивает льва»2. реалистические портреты Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд, поэт Ганс Сакс (песни, басни), Иоган Фишарт (сатира).
Франция. начало в 16 век – Франция в то время абсолютная монархия. у движения ярко выраженный национальный характер. Франсуа Рабле «Гарганнтьа и Пантагрюэль» ( высмеивает ханжество, раболепие, бичует церковь)»плеяда» 0 группа из семи худ.- основатель Пьер де Ронсар, Жаоке Дю Белле – усовершенствование поэзии. Языка, мыслитель Мишель де Монтень – родоначальник Эссе – «Опыты». Арх. Замок Фонтегло – Жюль Либретто
Англия. Цент – оксфордский университет 1. Томас Мор « Утопия» ( утопический социализм). 2. Томас Уайт, ввел жанр сонета, Лестер Эдмунд Спенсер поэт поэтов. 3. Чесер – основоположник современного языка и клас лит-ры. – сборник стихов и новел. Расцвет – конец 16 нач 17 В. Шекспир.
Испания. Культура развивалась в рамках господства католицизма, не носило ярко выраженный антиклерикальный характер. Распространены рыцарские и плутовские романы.1. Мигель де Сервантес «Дон Кихот»2. основатель нац. Драмы Лопе де Вега« Собака на сене».3. живопись Эль Греко «апостолы Петр и Павел» - одухотворенность, Диего Веласкес (Пряхи) – умение проникнуть в характер.
Это время перемен и революций: 2 буржуазных в Нидерландах и Англии. 2-я революция - научная, провозгласила господство экспериментальной науки, поиски законов в природе, большой интерес к математике, механике. Философия эпохи – рационализм (Декарт «Я мыслю, значит существую»). Господствующее положение занимает Естествознание. Голландский философ Спиноза – 1-м создал материалистическую философию без бога. В основе природа, которая является причиной самой себя. Ее св-ва: мышление и протяженность. Английский философ Томас Гоббс – 1-м создал теорию возникновения гос-ва по общественному договору. Наука сделала огромный рывок, была разработана гелиоцентрическая система мира (Галлилей, Бруно, Каперник). В эту эпоху жил Ньютон, открывший всемирный закон тяготения. Лит-ра и искусство – 2 общественных стиля: барокко (Италия), классицизм (Франция). Барокко – обращается к внешней красоте, причудливость, витьеватость. Начало барокко положило то-во Бернини – это колоннада собора Святого Петра в Риме. Классицизм во Французской литературной среде – это строгий стиль, следовал принципам античного искусства, опирался на симметрию и гармонию форм, героические и высокие идеалы. Он установил 2 основных жанра искусства: Высокий (трагедии, ода, религиозные сюжеты), Низший (натюрморт, пейзаж, басня, комедия). Основатели классицизма – драматурги Корнель, Расин, Мольер. Время расцвета театра и живописи. В Англии широко известны Дж. Мильтон – общественный деятель, поэт, публицист, композитор Перселл. Важный центр Европейского искусства – Голландия. Ведущие жанры: бытовой, пейзаж. Центр внимания – человек и природа. 17век – золотой век Нидерландской живописи. Художники: Рембрандт « Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына», Рубенс – религиозные, мифологические сюжеты, пейзажи, портреты, Фондейк – портреты, Йорданс – бытовые картины, Снейдерс – натюрморты, сцены охоты. Голландия дала миру Спинозу, который рассматривал мир как познаваемую закономерную систему – «Этика» и «Богословско-политический трактат». Испания. Художники – Веласкес – портреты, исторические темы, Рибер и Сурбаран – религиозная тема, Мурильо – основатель академии живописи в Севильи, Кано – архитектор, скульптор, живописец. Лит-ра писатель и драматург Де Кеведо «История жизни пройдох», Де Лабарго - пьесы и комедии. Италия. Композиторы Монтеберди – опера «Орфей», Философ Церлино «Учение о гармонии», поэт Морини «Кампанелла». Германия. Развивается барокко – «Ратуша в Аусбурге» архитектор Голль. Музыка: Шюнц оратории и дух. Концерты, 1-я немецкая опера «Орфей и Эвридика». Открыт оперный театр. Лит-ра классицизм, реализм. Франция – лит-ра создана академия литературы. Преобладал классицизм (Карнель, Расин, Мольер). Крупный поэт Ла Фонтен – басни. Шарль Перо – сказки. Живопись – Пуссен – мифологичекие и литературные темы, Лоррен – лирические пейзажи. Архитектура – Версаль (дворец) архитектор Лего, Ардуэн, Мансар, Ле Нотр. На 1-м месте светская музыка, развивается опера, балет, инструментальные школы, композитор Люли.
20. Эпоха Просвещения в Западной Европе 18 века
Признаки эпохи: 1. Идея равенства всех перед законом, перед человечеством; 2. Избавление от всех соц неурядиц в распространении знаний, победа разума; 3. Исторический оптимизм. В центре – проблема наилучшего общественного устройства. Цели и деалы – свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и т.п. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Эпоха Просв – это важнейший поворотный пункт в духовном развитии Европы, повлиявший практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Франция. Родина Просвещения. Связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье и др. Просвещение не представляло собой однородного течения, между его представителями были различия. Ш.Л. Монтескье – «Персидские письма» критика деспотизма, идеалы свободы в полит сфере. Вольтер – «Философские письма» отразили религиозный скептицизм. Дени Дидро – «Энциклопедия» 35 томов. Ж.Ж. Руссо, вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов, «Об общественном договоре…» - значение правам человека и их соотношение с правами гос-ва. Они создали «Энциклоепдию искусств, наук и ремесел» Германия. Период экономической и политической раздробленности страны. Основатель классицизма –Кант изучал возможности человеческого разума. «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» Г.Э. Лессинг – тезисы «Воспитание человеческого рода», единство чел рода. Англия. Церковь не противопоставляла себя Просвещению, это способствовало культурному развитию страны. Политическая программа Просв сформулирована философом Джоном Локком – «Опыт о человеческом разумении». В Шотландии Дэйвид Юм – роль права и политических институтов в развитии общественных связей. Адам Смит – отводил большое место рынку, его функции социализации людей. Россия. Начало развитию просветительства положил М.В. Ломоносов, в 1755г. открыт МГУ. 60-80е годы 18 в новое поколение просветителей. Державин. В лит-ре Д.И. Фонвизин «Недоросль» - обличал нравы помещиков. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Живопись – Рокотов, Левицкий. Искусство. Образцом всего прекрасного была природа. Воплощением лучших миров были сады и парки (Петергоф). Европейское искусство сочетало 2 направления: Классицизм – стиль основанный на рационализме, симметрии, целенапревленности и строгом соответствии содержания его форме; Романтизм – воображение, эмоциональность и творчекая одухотворенность художника. Жанровая живопись на передних позициях, портрет интимный, пейзаж настроения. Во второй пол18 в во франции ведущим направлением стало рококо – игривое, намешливое, вычурное, дразнящее чувство, Франсуа Буше «Триумф Венеры», «Венера с Амуром». В скульптуре – Жан Антуан Гудон «Вольтер». Театр. 18 век – Золотой век театра. Р.Б. Шеридан «Школа злословия» - против безнравственности высшего света. В Италии Карло Гольдони «Трактирщица», Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Франция – Бомарше «Женитьба Фигаро». В германии Гете «Фауст». Лит-ра. Основной жанр – роман. Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». В России тесение сентиментализм – Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Музыка. Германия – И.С. Бах (полифония, все жанры кроме опер), Г.Ф. Гендель «Саул». Венская классическая школа: Й. Гайдн (отец симфонии «12Лондонских симфоний»), В,А, Моцарт «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», Л.В.Бетховен («Лунная соната»14, 9-я симфония).