Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Культурология".
Художественная культура осваив
В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:
Искусство — это особый род познавательной деятельности, который связан со спецификой взаимоотношений между субъектом и объектом в процессе познания. Для научного познания идеальным, по преимуществу, является такой вариант, когда субъект (активная сторона в познавательном отношении, тот, кто познает) максимально дистанцирован от объекта познания (то, что познается, пассивная сторона познавательного отношения). Чем меньше личностного в результатах научного исследования — тем лучше это для науки. В искусстве субъект (автор) и объект (произведение искусства) представляют собой целостное образование, причем благодаря именно авторскому началу произведения искусства представляет собой нечто уникальное и неповторимое, в нем выражено авторское видение, авторское понимание той или иной проблемы, выраженное в художественно-образной форме. Отсюда — единичность и уникальность подлинных произведений искусства, и их отличие от способов промышленного тиражирования (отличие подлинника и репродукции). Более того, произведение искусства теряет свою пассивность как объект познавательного отношения и начинает активно вторгаться в сам творческий процесс, задавая художнику новую, внутреннюю логику развития образной системы в произведении искусства (Г. Флобер вспоминал о том, что смерть госпожи Бовари, которую он описывал в своем романе, была пережита им самым почтим как собственная, у него рождались ощущения, сопоставимые с подлинными физическими страданиями). И если мы имеем в виду, что искусство — это творческий процесс взаимодействия с действительностью, (в качестве таковой может выступать не только наличная материальная действительность, но и мыслительная деятельность, творческое воображение, образы подсознания) то задача искусства — не удвоение действительности, а выделение в нем некоторого, общего, типического. Даже самая, казалось бы, частная проблема, получившая свое отражение в произведении искусства, — это претензия на универсальность, прорыв во всеобщее.
5 Наука в контексте культуры.
Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире исторически возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического познания, которое можно было бы обозначить как познание, осуществляющееся преимущественно на принципах эклектики, т.е. такое познание, в котором представлено как бы "смесь" научного, вненаучного и вовсе ненаучного.
Еще задолго до возникновения
собственно науки человечество набирало
свои знания о мире путем беспрерывного
"потока" проб и ошибок, причем
последние часто имели роковой
характер, нередко значительно укорачивая
при этом саму человеческую жизнь. Но
только таким путем и можно
было набрать необходимое "научное
количество", чтобы мог осуществиться
переход в должное и
Что же взяла себе на вооружение наука от своей предшественницы – "преднауки"?
1. Наука и "преднаука" исходят из общей цели – дать объективно верное знание о действительности, и поэтому они обе опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании людей ассоциируется с так называемым "здравым смыслом". И хотя представления о здравом смысле не могут быть выраженными как вполне определенные и к тому же неизбежно меняющиеся со временем, все же в основе "здравого смысла" лежит то отношение к объективному миру, в котором нет принципиальной опоры на так называемые сверхъестественные силы. Обычно рассуждения в рамках здравого смысла опираются на те же самые законы традиционной логики, что и сама наука.
2. Несмотря на совпадающие
в своем конечном смысле
Обобщая сказанное, науку можно выразить в трех основных "ипостасях", а именно, как форму специализированной деятельности людей по производству объективно истинного знания; как совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности и истинности; как социальный институт, объективирующий науку в качестве формы общественного сознания.
Идея культурного прогресса — не вдруг возникшая проблема. Во все времена ученые размышляли не только о судьбах человечества, но и о судьбах культуры. Когда античный историк Гесиод говорил, что «золотой век» остался позади и человечество, пережив пять стадий, оказалось в «веке железном», то это означало признание того, что общество как в своей социальной, так и в культурной истории спускается, словно по лестнице, постепенно вниз.
В дальнейшем «золотым веком»
оказалась для Возрождения
Однако уже в античности наряду с пессимистическим взглядом на культурную историю имела место вера в культурный прогресс (Протагор, Демокрит, Лукреций Кар). Идея же культурного прогресса, смутно предчувствуемая эпохой Ренессанса, была осознана и сформулирована лишь в просветительской традиции (Тюрго, Кондорсе, И.Г.Гердер).
Основой прогресса, по мнению просветителей, должно стать совершенствование разума, рост знаний. В этой связи примечательно само название основного научного труда Кондорсе: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Они были убеждены, что умственный прогресс автоматически обеспечит господство человека над природой и устойчивое развитие в культурной и общественной сферах, будет служить улучшению условий человеческой жизни.
Однако уже на рубеже XVIII и XIX веков зародились сомнения в истинности просветительской идеи культурного совершенствования общества, которые наиболее убедительно прозвучали, пожалуй, в высказывании И.Гете. «Человечество станет умнее и рассудительнее, но не лучше» — утверждал немецкий поэт и мыслитель. Во второй половине XIX века теория культурного прогресса просветителей подверглась многостороннему анализу и критике. Обнаружилось несоответствие между провозглашенной идеей неуклонного процветания культуры и действительностью. Стало также очевидным, что умственное совершенствование автоматически не ведет к культурному и социальному прогрессу, что знания могут быть использованы как для достижения благих, гуманных целей, так и для уничтожения человечества.
Человечество в целом,
как и отдельный человек, идет
по пути культурного прогресса, но через
периоды подъема и упадка, наступления
и отступления. Поэтому о культурно-
Что касается современного состояния
европейской культуры в ее движении
по пути культурного прогресса, то,
как уже отмечалось, его можно
оценить с известной
7 Идеи кризиса культуры в концепции А. Швейцера.
Анализируя работы авторов,
внесших существенный вклад в
создание основ современной
Альбертом Швейцером написано множество работ, однако наибольшую известность ему принесли труды по теории культуры, прежде всего «Культура и этика», где изложена квинтэссенция взглядов Швейцера на культуру и пути ее развития. Именно на эту работу мы будем ссылаться в дальнейшем, раскрывая комплекс идей, составляющих концепцию культуры немецкого мыслителя.
Если попытаться сформулировать главную идею «Культуры и этики», то она может быть выражена следующим образом: культура западного общества переживает не лучшие времена. Можно смело говорить о том, что из нее исчезло этическое начало и она все больше и больше превращается из мира человека в мир, противостоящий человеку, где деятельность всех субъектов осуществляется на основе не принципов гуманизма, а технической целесообразности и экономической эффективности. Поиск мер, способных приостановить этот процесс прогрессирующей дегуманизации, представляется исключительно важным делом, ибо с этим связаны судьбы миллионов людей и будущее человечества в целом. Именно этой идеей, если судить по автобиографическим работам Швейцера, он руководствовался, создавая свою главную книгу.
Но что же такое культура и каковы причины ее упадка? Культуру немецкий мыслитель понимает как особое сложное и интересное «жизненное явление в развитии человечества», не имеющее аналогов ни в природном, ни в социальном мире. Он определяет ее как
Поясняя свою мысль, он пишет, что этот прогресс проявляется прежде всего в «смягчении как для тех, так и других борьбы за существование»154. Другим словами, о культурном состоянии той или иной социальной системы говорит прежде всего наличие условий, способствующих не только нормальной жизни человека, но и благоприятствующих реализации его способностей и задатков. В том случае, если подобные условия отсутствуют, о культуре того или иного общества не может идти и речи.
Сущность культуры, по Швейцеру, двояка, ибо она предполагает господство разума над силами природы и господство разума над человеческими убеждениями.
8 Причины трагичного состояния культуры 20 века в работе С. Франка.
В интенсивной
духовной жизни начала ХХ века из значительного
числа русских философов
По русской традиции невозможно,
чтобы философ был только философом («поэт
в России больше чем поэт»). Все русские
мыслители начала ХХ века были тесно связаны
с общественной жизнью, поскольку были
поставлены перед очевидным фактом кризиса
цивилизации и культуры Нового времени,
проявившийся в разрушительных войнах
и революциях, и завершившийся нарождением
античеловеческих тоталитарных режимов.
Эта реальность врывалась в умы и судьбы,
требовала осмысления. Гибель культурных
ценностей, веками создаваемых человечеством,
побудила мыслителя к активному противостоянию,
поискам выхода из состояния культурного
кризиса. Однако Франк сохранил положение
«свидетеля истины», что позволило избежать
оков доктринёрства и следовать спинозовскому
принципу «не плакать, не смеяться, не
ненавидеть – а понимать».
Выход из захватившего
мир процесса Франк видел в разработке
новых проблем культуры эпохи технократической
власти, в разработке более глубоких вопросов
этики, в новом осмыслении назначения
человека. Потому его поиск выхода из кризисного
состояния общества, человека и культуры
не только интересен, но и чрезвычайно
плодотворен для осмысления актуальных
проблем современности, специфика постановки
проблем культуры в его трудах тесно связана
с отечественной историей, ибо переосмыслению
подверглось само понятие культуры. Прежде
всего, с этим связан имманентный аксиологический
аспект, ценностная шкала.
В изломах
и муках затянувшихся преобразований
завершался ХIХ век. Ни в одном классе,
ни в одном сословии не было примиряющего
начала: вражда сжигала сердца и озлобляла
умы. «Литература, наука, искусство, философия,
религия нужны были лишь постольку, поскольку
они были орудиями политической борьбы;
все идеи и духовные запросы, расширявшие
кругозор личности, вносившие новые точки
зрения и оценки, беспощадно отметались,
как ненужная роскошь и помеха; страна
сама духовно объявила себя на военном
положении и требовала от всех только
повиновения и солидарности в исполнении
гражданского долга» [5, с. 67]. На этой почве
«было взращено суровое, фанатическое
поколение борцов, полное отваги и самоотвержения,
но бедное самостоятельной мыслью и духовным
творчеством» [5, с. 67].
В открытой полемике столкнулись
идеализм и материализм, прежде всего,
в лице марксизма. И хотя марксизм тогда
победил, но полемика осталась открытой,
она не закончилась высылкой из России
выдающихся представителей культуры и
науки, одним из которых был Семен Франк.
С.Л. Франк остро переживал
трагедию культуры: «Время ли теперь –
спросят нас – отменить нравственное
военное положение, время ли говорить
об идеях и культуре при свисте пуль и
стонах жертв? Мы отвечаем: да, время. Борьба
разрушительная может вестись без широких
идей, без сознания отдаленных ее целей;
борьба созидательная, начало которой
уже наступило, нуждается в культурном
творчестве, в ясности и цельности миросозерцания,
в богатстве духа и свободе инициативы»
[5, с. 68].
Франк глубоко погружается
в проблемы духовной культуры, которая,
по выражению Н.А. Бердяева, в предшествующих
поколениях левой интеллигенции была
задавлена [1, с. 241]. И, прежде всего, обнаруживает
признаки усиливающегося нивелирования
ценностей в человеческой жизни в целом,
в различных сферах человеческой культуры
– тех ценностей, в которые свято верит
сам.
Мыслитель приходит к
пониманию, что катастрофа культуры –
следствие катастрофы мировоззрения.
Культура – процесс, которому сопутствует
нравственное развитие человека. Идеалы
истинной культуры блекнут, потому что
постепенно утрачивается идеалистическое
мировоззрение, в котором они коренятся:
«Исключительно трагический характер
современной эпохи, неслыханное обилие
в ней зла и слепоты, расшатанности всех
обычных норм и жизненных устоев предъявляют
к человеческой душе такие непомерно тяжелые
требования, с которыми она часто не в
состоянии справиться» [2, с. 114].
Духовное опустошение
индустриального общества является, по
Франку, результатом исторического мятежа
Нового времени против засилья религии,
теократической власти. Но в результате
этого мятежа произошел отрыв человеческой
личности от сверхличных онтологических
её корней. Западный же мир, считает Франк,
пережив ряд революций, не отказался от
некоторых традиционных институтов –
семьи, частной собственности, разделения
властей и т.д., – что и позволило ему относительно
легко стабилизировать свое положение.
Однако «мы видим духовное варварство
народов утонченной умственной культуры,
черствую жестокость при господстве гуманитарных
принципов, душевную грязь и порочность
при внешней чистоте и благопристойности,
внутреннее бессилие внешнего могущества»
[2, с. 143].
Атмосфера нетерпимости,
царившая в обществе, была связана не только
с нежеланием прислушаться к голосу предлагавших
духовный путь преодоления разногласий
и междоусобной борьбы, но и с непониманием
самой интеллигенцией действительного
характера идущего обновления общества
и его структур. Начало ему было положено
отменой крепостного права, цель – окончательный
переход от самодержавной формы правления
к демократической. Страна стояла на пороге
великих потрясений. В это время религиозная
философия становится главенствующей
в русском идеализме, этот ее расцвет был
наименован «религиозным ренессансом».