Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:46, шпаргалка
Абстракционизм - (лат. abstractio – отвлечение) – абстрактное искусство – формалистическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.
Аксиология - (греч. axios ценный + ... логия) – философско-культурологическое учение об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми.
ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ - собирательный образ, используемый в культурологии для фиксации всего многообразия историко-культур. традиций и новаций, деятельностных интенций и духовных устремлений, мировоззренческих парадигм той или иной эпохи в литературном герое. В образе Ч. к., как правило, сочетаются этические нормы и эстетическое отношение к действительности. Исходя из этого, принято говорить о человеке антич. культуры, Ч. к. Возрождения, Ч. к. средневековья, Ч. к. Нового времени и т. д. Для каждой эпохи Ч. к. — это идеал его положения в мире: древний грек видел этот идеал в «добром муже», «герое», «мудреце»; римлянин — в «гражданине», ср.-век. житель — в «праведнике», а в эпоху Возрождения им был «универсальный человек» и т. д. В отечественной культуре идеалом нац. культур. типа является борец за веру, подвижник, страдалец за истину.
ЧЕРНЫЙ ЮМОР - в основе Ч. ю. лежат мрачные, отвратительные факты, преподносимые в гротескном виде. Часто бывает элементом структуры. В качестве примера обычно приводят роман Д. Свифта «Скромное предложение» (1729), где предлагается решение проблем бедности в Ирландии путем поедания ирландских детей. Ч. ю. встречается и в совр. литературе; он является отличительной чертой театра абсурда.
ЧИСТИЛИЩЕ - согласно католич. верованиям, место в загробном мире, между раем и адом, где души умерших очищаются от грехов, прежде чем попасть в рай.
Шаманизм – ранняя форма религии. Основывается на представлении о сверхъестественном общении служителя культа – шамана с духами во время ритуала камлания (сопровождается пением и ударами в бубен). Основная форма шаманизма – лечение больных.
ШЕЛЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА - (др. названия — Шелль, аббевильская) — культура раннего палеолита; впервые выделена в Европе, Африке, Юго-Западной и Южной Азии. Возраст ее 700—300 тыс. лет. Характерны примитивные орудия труда: рубила, чопперы, кливеры. Архантропы знали употребление огня, селились на открытых стоянках и в пещерах, занимались охотой и собирательством.
ШАРЛАТАН - в общеупотребительной лексике так называют невежду, выдающего себя за знатока или специалиста в какой-л. отрасли науки или культуры.
ШЕДЕВР - (< фр. chef-d'oeuvre) — произведение искусства, признанное совершенным благодаря тому, что содержание художественно, а форма содержательна; для Ш. характерна завершенность замысла, внутренняя гармония.
Эволюционизм (от лат. evolutio – развертывание) – вульгарный, плоский эволюционизм – социально-политическая теория, настаивающая на постепенном, а не революционном характере модернизации общества, обоснованно усматривающая возможную опасность во взрывных социальных процессах.
Эволюционистский подход – в основе э. подхода (к типологии культуры) лежит идея единства культурно-исторического процесса. Культура развивается через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые являются основными типами культуры (И. Гердер, К. Ясперс, Л. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлор и др.).
Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – иррационалистическое направление в философии и культурологии (в особенности немецкой и французской); экзистенциализм считает, что предметом философии является уникальность существования человека, которое рассматривается лишь как непознаваемое духовное начало.
Элитарная культура – высокая культура, потребителями которой являются образованные люди, отличается очень высокой степенью специализации, рассчитанная, так сказать, на «внутреннее употребление» и часто стремящаяся усложнить свой язык, то есть сделать его недоступным для большинства людей.
Эпос (от гр. epos – слово, рассказ, песня) – 1) повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ; 2) героический эпос – героическое повествование о прошлом, составляющее героев-богатырей, бытующее в книжной и устной форме (например, «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», русские былины, саги и др.).
Эстетика (от гр. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – 1) философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; эстетика изучает законы развития искусства, его художественно-идейное содержание и формы, его место в жизни общества и человека, особенности художественного творчества; 2) красота, художественность чего-либо.
Этика (лат. ethica, от гр. ethos – обычай, характер) – 1) философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы (например врачебная этика).
Этнос (греч. – народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает их психического склада.
Этническая культура – это культура в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи. Э. является культура, носители которой связаны единством «крови и почвы».
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - вид декоративно-прикладного искусства, изготовление худ. украшений, предметов быта из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр., худ. изделия из др. металлов (бронзы, меди), выполненные с тонким мастерством
ЮЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ - (см.: Культурология политическая) — раздел культурологии, исследующий социокультур. изменения политики — ее неявные субъективные подтексты, взятые как на макроуровне (нац. традиция и психология), так и на микроуровне (групповые субкультуры)
ЮМОР - (англ. humour) — особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным.ЮМОР И КУЛЬТУРА
ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, межправительственное специализированное учреждение системы ООН. Существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности путем развития сотрудничества в области просвещения, науки и культуры. Официальный печатный орган «Курьер ЮНЕСКО».
ЯБЛОКО РАЗДОРА - образное выражение, употребляемое в значении: причина распри, ссоры. Связано с др.-греч. мифом о богине раздора Эриде, которая, желая поссорить древних богинь, бросила яблоко с надписью «прекраснейшей». Из-за обладания яблоком спорили три богини: Гера, Афина, Афродита. Выражение нашло широкое хождение в мировой культуре.
ЯДРО КУЛЬТУРЫ - ядро любой культуры составляют ценности, значения и символы, нормы, относящиеся к родовым свойствам, т. е. являются общими для всех времен, для всех обществ.
ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ - культурологич. категория, характеризующая коммуникативные особенности человеческого общества, складывающиеся, формирующиеся во взаимодействии совместно проживающих и общающихся между собой людей; пласт коммуникативной области культуры, формирующийся во взаимодействии совместно проживающих людей. Он возникает, когда общие для людей представления обретают внешнее общепринятое выражение и статус разделяемых знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным установкам, конвенциональным, обязательным правилам.
ЯЗЫКИ ИСКУССТВА - совокупность для сложившихся на протяжении истории видов искусства материальных средств и приемов создания худ. образа, который проявляется в Я. и. так, как человеческая мысль — в слове, речи. Я. и. выступает важным фактором преемственности и сохранения традиций в силу того, что он эволюционирует медленнее, чем образное содержание худ. творчества.
ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ - любой язык культуры — вербальный, жестовый, графический, образный, формализованный — имеет природные предпосылки формирования, но сам неявляется природным, априори заданным человеку свойством. Я. к. — это системы, которые предназначены не только для того, чтобы выделять устойчивые в жизненном потоке единицы или представления, но и объединять
ЯЗЫКИ МИРА - языки этносов, населявших и населяющих земной шар в наст. время. Лингвисты насчитывают от 2500 до 5000 Я. м., которые сгруппированы по яз. связям в языковые семьи или входят в один яз. союз (напр., балканский, скандинавский, евразийский и др.).
Язычество – традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии. Он существовал у всех народов мира, но в разное время уступил место более развитым религиозным системам. Однако, те или иные его следы сохранились в различных областях человеческой культуры до наших дней.
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно-значимая информация.