Шпаргалка по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:45, шпаргалка

Описание работы

Даны ответы на вопросы по культурологии.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Восприятие культурных достижений других народов —  это один из важнейших факторов развития национальных культур. Можно сказать, что точки контакта различных культур являются их «точками роста»

 

32. Уровни, структура, форма и принципы взаимодействия культур.

 

Взаимодействие культур - особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах В.к. приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.

Различают также формы и принципы Взаимодействия культур. В исторической практике известны и мирные, добровольные способы взаимодействия принудит, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания формы взаимодействия (в этом случае, как правило, доминирует стремление к односторонней выгоде в процессе взаимодействия). Практика международных отношений выступает как особая, исторически сложившаяся политическая форма регулирования межкультурных контактов разных стран между собой.

Формы:

Конфронтация.  Чужая культура считается враждебной.  Все,  что ей принадлежит и от нее исходит, полностью отвергается. Она представляется безнравственной, «низшей», «варварской». Любые контакты с ней осуждаются. Такое отношение к другой культуре нередко встречалось в прошлом. Чаще всего оно связано с войной против народа-носителя чужой культуры. Другая частая причина его — религиозное противостояние.

Отторжение.  Оно возникает тогда,  когда в силу исторических и географических условий обитания народ не может избежать контактов  (хозяйственных, торговых, политических) с другим народом, но их фундаментальные культурные установки резко противоречат друг другу, и потому идущие от одного народа к другому тексты вызывают неодобрение и неприятие. Это случается в истории,  например,  при захватнических войнах,  в результате которых народ-победитель утверждает свою власть над завоеванными землями и подчиняет или порабощает живущие там народы. Побежденный народ, особенно если он обладает более развитой культурой, не приемлет навязываемых ему победителями нравов и форм жизни. А с другой стороны, победители смотрят свысока на культуру побежденных.

Противоположная реакция.  Эта форма реакции состоит в том,  что завязывается борьба с чуждым культурным влиянием, которая заставляет борющуюся против него сторону становиться по широкому и все более расширяющемуся кругу вопросов на прямо противоположные позиции.  При этом установки чужой культуры не просто отторгаются и не принимаются, но активно осуждаются, критикуются и опровергаются.  Однако сам процесс такой борьбы,  осуждения и критики изменяет содержание борющейся культуры:  ее эволюция оказывается подчиненной задачам этой борьбы.  Попытки внедрить какой-либо элемент другой культуры не просто отвергаются, но на них следует ответ в виде формирования альтернативного ему  «своего»  элемента.  Содержание культуры,  таким образом,  попадает в зависимость от отвергаемых культурных влияний,  но,  так сказать,  зависимость «с обратным знаком».

Пассивное восприятие. Элементы другой культуры принимаются в том виде, в каком они появляются, без внесения в них каких-либо поправок. Они не порождают негативных реакций, но и не вызывают никаких сколь-нибудь значительных перемен в существующих культурных традициях и установках. Это бывает обычно в следующих случаях:

1. Дело касается мелких, малосущественных заимствований

2. Пришедшие извне элементы соответствуют потребностям и настроениям людей и легко согласуются с привычными нормами жизни.  Поэтому они охотно принимаются как естественно появившиеся, удобные и приятные результаты развития культуры.

3. Сопротивление внедряемому насильно и в течение какого-то времени отторгаемому инокультурному новшеству затухает,  народ устает противиться ему и начинает без особой радости,  равнодушно относиться к его вхождению в жизнь.  Это может происходить по разным причинам.  Сила сопротивления культуры зависит от ее развитости,  от уровня ее целостности, внутренней интегрированности и непротиворечивости,  от интенсивности и длительности оказываемого на нее воздействия и от других конкретных исторических,  экономических и политических условий.  Когда сила сопротивления иссякает,  отторжение внешнего воздействия может смениться его пассивным восприятием.

Адаптация. Культура активно реагирует на появление инородного элемента и адаптирует его к себе.  Это выражается в том,  что люди сознательно или бессознательно подвергают его преобразованию и переосмыслению,  направленному на его приспособление к существующим культурным традициям и установкам.  В результате изменяется его трактовка,  ему придается новый смысл, отличающийся от того, какой он имел в породившей его культуре.

Развитие. Пришедший извне элемент порождает в принявшей его культуре «цепную реакцию»: на его основе появляется новое направление творчества,  в русле которого создаются культурные продукты,  продолжающие и развивающие содержащиеся в нем идеи,  а затем,  возможно,  и выходящие далеко за пределы этих идей.

Трансформация культуры.  Это глобальная,  охватывающая различные стороны национальной культуры реакция на сильное внешнее воздействие, вступающее в конфликт с ранее сложившейся ментальностью.  Культура как бы совершает крутой поворот,  на котором она вынуждена что-то утратить и что-то изменить в себе, чтобы обрести новую целостность в условиях вторжения в нее чуждых ей существенных новшеств.  Такой поворот способна выдержать,  не потеряв своего национального лица,  лишь достаточно развитая культура,  обладающая высоким семантическим потенциалом.

Эрозия культуры. Если сильному внешнему воздействию со стороны высокоразвитой культуры подвергается культура,  не имеющая достаточного  «запаса прочности»,  то и сопротивление,  и трансформация могут оказаться ей не под силу. Тогда происходит ее эрозия — она теряет лицо и разрушается. Это выражается в утрате ее национальной специфики:  выходит из употребления национальный язык,  забывается фольклор,  перестают соблюдаться старые обычаи,  чахнут традиционные национальные формы хозяйства  (ремесла,  рыболовство,  скотоводство и т.  п.), «немодной»  становится национальная одежда,  угасает искусство национальной кухни.  На смену всему этому приходит новый быт, новый образ жизни, новые формы трудовой деятельности. Нередко люди покидают родные края и ассимилируются в культуре,  под воздействием которой их родная культура оказалась. В конце концов эрозия может привести к смерти данной культуры и превращению ее в архивную. Подобная эрозия происходила в истории многократно.  На всех материках разбросаны могилы погубленных ею культур,  когда-то живых,  а ныне стертых с лица земли и ставших достоянием археологов и музейных специалистов. Эрозия грозит, главным образом, культуре малых народов.

Культурная интеграция. Она имеет место, когда возникает культурообмен, в котором различные культуры впитывают достижения друг друга и в этом процессе сближаются и соединяются. Это ведет к возникновению новой синтетической культуры, являющейся их совместным детищем. Она образует некую национальную или наднациональную целостность. В истории подобные процессы были связаны с образованием новых наций и многонациональных государств. Культурная интеграция может завершиться полным слиянием исходных культур,  при котором каждая из них теряет свою специфику и перестает существовать в качестве особой национальной культуры. Однако это не обязательно:  опыт истории показывает,  что интегральная культура многонационального государства способна развиваться и при сохранении особенностей,  присущих национальным культурам живущих в нем народов.

 

Мои формы (К.Л.):

Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем наивно когда-то считали, что идет простая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источнике прогресса.

Межкультурные взаимодействия не могут происходить иначе, чем через взаимодействия индивидуальных мировоззрений. 

Диалог культур - это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. Диалог культур выступает как объективная необходимость и условие развития культур. В диалоге культур предполагается взаимопонимание.

Два вида взаимодействия: 1) культурно-прямое, когда культуры взаимодействуют друг с другом благодаря общению на уровне языка. 2) Косвенное, когда основные характеристики взаимодействия являются и его диалоговый характер, диалог при этом входит внутри культуры, в составе ее собственных структур. Инокультурное содержание занимает двойственное положение - и как “чужое” и как “свое”. Таким образом, взаимовлияние и взаимопроникновение культур является следствием косвенного взаимодействия, диалога культуры с собой, как диалога “своего” и “чужого” (имеющего двойственную природу). Суть диалогичности - в продуктивном взаимодействии суверенных позиций, составляющих единое и многообразное смысловое пространство и общую культуру. Главное, что отличает диалогичность от монологичности - стремление к пониманию взаимоотношений различных взглядов, идей, явлений, социальных сил.

Формы и принципы взаимодействия культур: Различают также формы и принципы культурного взаимодействия. В исторической практике известны и мирные, добровольные способы взаимодействия (в этом случае принципы взаимодействия чаще всего нацелены на равноправное сотрудничество), и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания формы взаимодействия (в этом случае, как правило, доминирует стремление к односторонней выгоде в процессе взаимодействия). Практика международных отношений выступает как особая, исторически сложившаяся политическая форма регулирования межкультурных контактов разных стран между собой, в процессе которых могут быть выработаны специальные органы и объединения, осуществляющие более целеустремленную и широкую политику взаимодействия разных стран, в т.ч. в сфере собственно культурной активности (например, в ООН такие цели преследует деятельность ЮНЕСКО).  
Международные отношения выступают не только формой культурного взаимодействия, но они содержат в себе и целую цепочку механизмов, посредством которых оно осуществляется. Помимо механизмов, действующих в рамках международных отношений, в практике взаимодействия широко используется система социальных институтов и механизмов внутри самих культур. Важным механизмом может выступать политика модернизации, национальная и культурная политика, реализуемая на уровне государства, а также внутри отдельных производственно-корпоративных структур, муниципальной власти, обществ, организаций, культурно-национальных объединений. 

 

Уровни культуры:

Этнический уровень взаимодействия осуществляется между локальными этносами, этноязыковыми, культурно-хозяйственными (по общности материальной культуры), историко-этнографическими и другими общностями. Во взаимодействии культур этого типа проявляются двойственные тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, обмену и т.д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к закреплению этнической специфики. Само по себе этническое общение, выражающееся в усилении контактов, двуязычии, увеличении числа смешанных браков и т.д., еще не ведет к установлению общности. Разногласия и конфликты, в которых дифференцирующие характеристики могут служить поводом и критери-ем для вражды и насилия, делают необходимым формирование устойчивого единства на более высоком уровне.

Национальный  уровень. Национальное единство возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственно-политическую регуляцию. Это дополняется созданием и соответствующей культуры — языка, идеологии, норм, обычаев и т.д. В странах Азии и Африки национальное единство в большей степени складывалось на основе общего исторического опыта, накопленного в ходе колониального угнетения и борьбы за национальную независимость и национальное самоопределение. Хорошо известно, что в освободившихся странах национальное объединение прежде всего осуществляется государством. В сфере культуры оно также выступает важнейшим средством утверждения единства.

Тем не менее процессы культурной консолидации нации нередко оказываются двойственными и приводят в свою очередь к росту межнациональных противоречий в рамках одного государства или между ними. В Индии прямое осуждение вызывают тенденции этнической и языковой консолидации, вызывающие напряженные столкновения между представителями разных этноязыковых групп. Многие индийские ученые и политики видят в локальном национализме причины конфликтов и трений, ведущих к дезориентации государственного единства.

Нередко меры по укреплению территориального и государственного национализма ведут к ограничению прав или изгнанию инонациональных групп. Так, например, в 70-х гг. в Гвинее, Уганде, Кении, Замбии изгонялись «инородцы» (иногда проживавшие в данной стране в течение ряда поколений) не только из соседних и смежных, но и более отдаленных стран (средиземноморских, азиатских). В 1989-1992 гг. подобные процессы охватили ряд стран бывшего Советского Союза. За такими мерами большей частью стоят экономические причины, так как тем самым ослабляется конкуренция для «титульного этноса» в доступе к местным ресурсам, что нередко наносит длительный хозяйственный ущерб из-за оттока активного населения и вражды с соседями. Тем не менее существуют и социокультурные причины, если возникает сильная потребность в ускоренном формировании нации и преодолении локальных барьеров.

Цивилизационный уровень.

Цивилизационный уровень. Именно в общении между цивилизациями достигались в прошлом наиболее существенные результаты в обмене духовными, художественными, научными достижениями. В средние века европейская цивилизация многое заимствовала из мусульманского региона, а позднее Индия и Китай внесли немалый вклад в культуру Запада. Интенсивный обмен происходил между исламским, индийским и буддийским регионами. Конфликтность этих отношений сменялась мирным сосуществованием и плодотворным взаимодействием.

Как показали новейшие исследования, разносторонние контакты, ослабевшие в эпоху колониального подчинения, существовали между Африканским континентом и другими регионами. Несмотря на несомненное сходство этнических культур Тропической Африки и Латинской Америки, эти регионы долгое время оставались мало осведомлены друг о друге. Лишь в 30-40-е гг. подъем таких культурно-идеологических течений, как индеанизм и африканизм (а вначале негризм), сопровождавшийся интересом интеллигенции к истокам культуры своих народов, привел к росту культурных отношений. Мыслители и деятели культуры обоих континентов обнаруживали, что и там, и там неевропейский культурный субстрат имеет похожие характеристики, в том числе в религии, языке, народной культуре.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии