Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:37, шпаргалка
Культурология – это общая теория культуры, призванная отображать и развивать основные параметры культуры, выявить универсальные св-ва всех явлений, создаваемых культурой и сделать их объектом спец исследования на базе единых принципов в рамках особой области знаний. Как наука она оформилась только в 20 веке. Предпосылки для становления зародились еще в Античности.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
1. Предмет и задачи культурологии.
Культурология
– это общая теория культуры,
призванная отображать и
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.
Предмет культурологии
- исследование процессов создания и приобщения
к миру абсолютных ценностей;
- исследование общества с т.з его способностей
к созданию условий для духовного творчества
развитой личности.
- Исследования содержания и форм феноменов
культуры, их пространственно-временные
взаимосвязи.
- Исследования культуры как одной из технологий
самоорганизации общества.
- Исследования культурного контекста
различных исторических явлений, теорий
социальных систем.
Основная задача
культурологии
Методология культурологии выделяет одну,
основную задачу культурологии как отрасли
научного знания - анализ процессов и тенденций
социокультурной среды современности.
2.Понятие культуры и ее основные функции.
Культура (возделывать, обрабатывать) – это вторая природа, созданная человеком. Историческое понятие – в античности (776 до н. э. - 476) понимали воспитанность, противопоставляли варварству. Средневековье (6-14в) – городской уклад жизни. Эпоха возрождения (14-16 в) – индивидуальное духовное развитие. Новое время (с 17в) – уровень развития духовных навыков отдельных народов. Новейшее время (19 в – н. д.) – способ специфического человеческого существования
Культура –
это специфический способ
Подходы к определению культуры:
1)Деятельностный-К.
2)Аксиологический –
с т.зр. результатов. Т.е.
3)Семиотический –
культура есть совок.
4)Социологический. К-это сов. соц. институтов.
5)Гуманитарный. К. фиксирует степень культ. ценностей человека.
Функции культуры:
Основная
(человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре.
В ней он сам себя познает. Здесь есть и
моменты миропонимания, формирования,
воспитания и социологизации человека.
Иначе она еще называется преобразующей
функцией, поскольку освоение и преобразование
окружающей действительности являются
фундаментальной потребностью человвеку.
- Информационная Обеспечивает
процесс культурной преемственности и
различные формы исторического прогресса.
Проявляется в закреплении результатов
социокультурной деятельности, накоплении,
хранении и систематизации информации.
Особо оценивается представителями семиотического
подхода к культуре. Знания о мире и о себе.
Передача знаний, коммуникация. Выделяется
специальная
- Познавательная функция
Потребность в ней вытекает из стремления
любой культуры создать свою картину мира.
Существуют как теоретические, так и практические
формы познания, в результате которых
человек получает новое знание о мире
и самом себе. а также в связи с информационной
выделяется
- Коммуникативная функция
Коммуникация - это процесс обмена информацией
между людьми с помощью знаков и знаковых
систем. Культура продуцирует конкретные
правила и способы коммуникации.
- Нормативная (регулятивная
или защитная функция) - является следствием
необходимости поддержания определенного
сбалансированного отношения человека
и окружающей среды, как природной так
и социальной. Также обусловлена необходимостью
поддерживать равновесие и порядок в социуме,
приводить в соответствие с общественными
потребностями и интересами действия
различных социальных групп и индивидов.
Культура создает нормы - юридические,
технические, этические, экологические
и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать
формы отношений. Законы, порядок. История
нормативных актов - это часть исторической
культуры.
- Знаковая Знаки - вербальные
и невербальные системы образов культур
народов. Их знание и прочтение - семиотическая
функция.
- Ценностная (Аксиологическая)Культура
показывает значимость или ценность того,
что в одной культуре ценно, в другой таковым
не является.
- Духовно-нравственная
- воспитательные роли культуры.
- Потребительская (релаксационная)
Функция снятия стресса, напряжения. Форма
трансляции познавательного социального
опыта.
3.Динамика Культуры
Динамика культуры – это движение, развитие, рост.
1. под динамикой понимают изменение внутри культуры и изменение о взаимодействии с др. культурами.
2. раздел теории культуры в рамках которого изучаются процессы изменчивости культуры, их направленность, сила выраженности, обусловленности, а так же процесс адаптации культуры к новым условиям.
К динамики культуры
относят механизмы и процессы,
описывающие трансформацию
Типы динамик:
1)Культурогенез(процесс
появления и становления
2)Трансляция культ. традиций(передача социокультурного опыта).Традиция-механизм соц. наследия.
3)Диффузия(заимствование и освоение нов. культ. форм от одной культуры к другой)
4)Трансформация форм
культуры(преобразования под
4)Типология культур
Типология культуры это
научный метод с помощью
Главная задача:
сравнить изучение связи,
Критерии, влияющие на типологию:
1.Историчекий критерий
2)Религиозный критерий
3)Этнический критерий
а)Этноцентризм(предпочтение своей этнической группы)
б)Полицентризм
4)Социальная типология
а)профессиональная
б)народная
с)массовая
в)доминирующая культура и субкультура
5.Культура и цивилизация
По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.
В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. Концепция Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, придерживался Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Примером может служить теория О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.
Классификация цивилизации Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества; 2) индустриальную, связавшую с капитализмом. В современной литературе активно разрабатывается идея, согласно которой примерно с конца 50-х годов нашего столетия берет начало третья стадия цивилизации - постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.
Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: 1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.
6.Специфические
черты древневосточных цивилиза
Древневосточные цивилизации относятся к периоду 4-3 тыс. до н.э.(Междуречье, Китай, Египет, Индия, Крито-микенская, цивилизация Майя)
Для восточных обществ характерен традиционный тип цивилизации.
Основная идея-традиционализм, т.е. воспроизв. культурного опыта предков.
Восточный тип цивилизации
основан на авторитарно-административной
системе власти и утверждении
абсолютистских, деспотичных форм правления,
в то время как в западной цивилизации
развиты демократические
Восточный тип цивилизации ориентирован на воспроизведение сложившихся структур и отношений, а также на традиционные ценности, образцы поведения, стереотипы и формы мышления. Поэтому для Восточного типа цивилизации столь характерно глубокое уважение к старейшинам, учителям, наставникам, обладающим большим жизненным опытом и мудростью. Высокой добродетелью на Востоке считается углубление в древние учения, в своей основной массе и подавляющем большинстве религиозно-философские и этические. Мышление в восточной культуре остается в пределах классических, «правильных» воззрений, знаний и канонов, передающихся из поколения в поколение, освященных традицией и временем.
Для Восточного типа культуры становится доминирующим целостный взгляд на мир, установка не на логически-рациональное, а прежде всего на духовно – интуитивное постижение и переживание единства и всеобщности Бога и мира, а человека как части этого мира. Поэтому в Восточном типе культуры философия, наука, религия и этика неотделимы от индивидуального опыта и понимания отдельного ученого и наставника. Восточная философская и научная культура характеризуется приверженностью не к теоретическому, понятийному, а к художественному, образному изложению мыслительного материала. В этом случае предпочтение отдается постижению духовного мира человека в его единстве с природой и Богом. На этой основе собственно наука в Восточном типе культуры долгое время носила прикладной, практический и рецептурный характер, что отчасти способствовало значительным успехам в области медицины, астрономии и геометрии.
Принципы единства мира и целостности его постижения оказали глубокое влияние на художественную культуру Востока, отличающуюся глубоким традиционализмом, стремлением к познанию гармонии и красоты бесконечной вселенной и духовных основ жизни.
Для религиозной культуры
в Восточном типе цивилизации
характерно превращение самой религии
с четким противопоставлением Божественн
Продуктивность Восточного типа цивилизаций проявилась в целом ряде открытий и свершений. Это крупнейшие для своего времени гидротехнические, оборонительные сооружения, оригинальные образцы дворцовой и храмовой архитектуры, обсерватории, компас, фарфор, компас, бумага, разборные шрифты для печати и первые печатные книги, школы практической медицины, непревзойденные шедевры скульптуры, живописи и поэзии, самобытная народная культура.