Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:26, реферат
СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом является “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание (Ф.Сологуб: символ – окно в бесконечность). Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом является “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание (Ф.Сологуб: символ – окно в бесконечность). Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
Истоки русского символизма
Как художественная система символизм
сложился во Франции в 1870-е гг. в творчестве
поэтов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана
Малларме, которые были последователями
Шарля Бодлера, учившего видеть прекрасное
в безобразном и утверждавшего, что каждый
человек и каждый земной предмет существует
одновременно в реальном мире и «ином
бытии». Постичь это «иное бытие», проникнуть
в тайную суть вещей и была призвана новая
поэзия. Философские и эстетические установки
русский символизм позаимствовал у французского,
преломив, однако, западные идеи через
учение В.С. Соловьева. Литературным предшественником
русской символистской поэзии явился
Ф.И. Тютчев – первый в России поэт-философ,
попытавшийся выразить в своем творчестве
интуитивное, подсознательное мироощущение.
^ Возникновение русского символизма
История русского литературного символизма
началась с почти одновременного возникновения
в Москве и Петербурге литературных кружков,
объединивших поэтов-декадентов, или старших символистов. (Слово «декадентство»,
происходящее от французского decadence –
упадок, обозначает не только направление
в искусстве, но и определенное мировоззрение,
в основе которого – тезис о непознаваемости
мира, неверие в прогресс и в силу человеческого
разума, мысль об относительности всех
нравственных понятий). В 1892 году молодые
поэты В.Я. Брюсов (в Москве) и Д.С. Мережковский
(в Петербурге) заявили о создании нового
литературного направления. Брюсов, увлекавшийся
поэзией французских символистов и философией
А. Шопенгауэра, издал три сборника стихов
«Русские символисты» и, объявив себя
вождем нового направления, Мережковский
в 1892 году выступил с лекцией «О причинах
упадка и о новых течениях современной
русской литературы», где указал, что отечественная
литература, многие десятилетия находившаяся
под влиянием идей Чернышевского, Добролюбова
и Писарева, зашла в тупик, так как чересчур
увлеклась социальными идеями. Главными
принципами новой литературы, по мнению
Мережковского, должны стать
1) мистицизм;
2) символизм
3) расширение художественной
впечатлительности.
Одновременно он издает поэтический сборник
«Символы», с которого, собственно, и началась
история русского символизма.
К группе старших символистов
относились В.Я. Брюсов; К.Д. Бальмонт, Ю.К.Балтрушайтис,
З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Н.М.Минский,
Ф.К. Сологуб. В 1899 году московские и петербургские
символисты объединились и основали свое
издательство «Скорпион», которое занялось
публикацией альманаха «Северные цветы»
и журнала «Весы», которые пропагандировали
искусство модернизма.
В начале 1900-х гг. символизм переживает
новый этап развития, связанный с творчеством младосимволистов – В.И.
Иванова, А. Белого, А.А. Блока, Эллиса (Л.
Кобылинского). Младосимволисты стремились
преодолеть крайний индивидуализм, абстрактное
эстетство, свойственное творчеству старших
символистов, поэтому в произведениях
«младших» присутствует интерес к проблемам
современности, в особенности – вопрос
о судьбе России. Связано это было в первую
очередь с концепцией исторического развития
В.С. Соловьева, который утверждал, что
историческая миссия России заключается
в построении общества, базирующегося
не на экономических или политических
началах, а на началах духовных. Такой
общественный идеал получил название
«вселенской теократии». Соловьев утверждал
также, что вселенную и человечество оберегает София – Премудрость Божия.
Она – душа вселенной, она – Вечная Женственность,
воплощение силы и красоты. Понимание
Софии основывается, согласно учению Соловьева,
на мистическом миросозерцании, которое
свойственно именно русскому народу, ибо
истина о Премудрости открылась русичам
еще в одиннадцатом веке в образе Софии
в Новгородском соборе. С этими пророчествами
Соловьева связаны основные мотивы поэзии
А. Блока и А. Белого. Противопоставление
земного и небесного, символические образы
туманов, вьюг, купины, символика цвета
– все это позаимствовано из философских
поэм Вл. Соловьева (в частности, «Три свидания»
и «Три разговора»). Эсхатологические
направления, предчувствие конца истории,
поклонение Вечной Женственности, борьба
Востока и Запада – таковы основные темы
поэзии младосимволистов.
К началу 1910-х гг. символизм переживает
кризис и как целостное направление уже
не существует. Это было связано, во-первых,
с тем, что наиболее талантливые поэты
нашли свой творческий путь и не нуждались
в «привязке» к определенному направлению;
во-вторых, символисты так и не выработали
единого взгляда на сущность и цели искусства.
Блок в 1910 году выступил с докладом «О
современном состоянии русского символизма».
Попытка В. Иванова обосновать символизм
как целостное направление (в докладе
«Заветы символизма») оказалась безуспешной.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.
В 1876-1883 годах Бальмонт учился в
Шуйской гимназии, откуда был исключен
за участие в
Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.
Решающее время в формировании
поэтического мировоззрения Бальмонта
— середина 1890-х годов. До сих
пор его стихи не выделялись чем-то
особенным среди
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.
Бальмонт стал первым представителем
символизма в поэзии, получившим всероссийскую
известность. Отмечалось, впрочем, что
его творчество в целом не было
чисто символистским. Не являлся
поэт и «декадентом» в полном смысле
этого слова: декадентство для него
«служило не только и не столько
формой эстетического отношения
к жизни, сколько удобной оболочкой
для создания образа творца нового
искусства». Первые сборники Бальмонта
при всём обилии в них декадентско-
Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли
Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.
В 1903 году вышел один из лучших сборников
поэта «Будем как солнце» и
сборник «Только любовь». А перед
этим, за антиправительственное
Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки». [/p[p]]
На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.
Вышедшая в 1907 году книга «Жар -птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «Золотого руна», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается А. Блок.
В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он — не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).
Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917).
Бальмонт приветствовал
В эмиграции Бальмонт опубликовал
несколько поэтических
Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.
Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалистических дерзаний, жажда всего коснуться, все испытать - постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта. Его лирический герой не устает любоваться своей "многогранностью", стремится приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря: Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде, Я хочу цветов багряных, мною созданных везде.
("Как испанец", из сб. "Горящие здания")
Лирическому сознанию Бальмонта
присущ своеобразный культ мгновения:
его поэзия - неустанная погоня за "мигами
красоты". В высшей степени поэту
была свойственна способность
Основой лирики он считал "магию слов", под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Следствие такой позиции - неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной строфы. В стихотворении как бы нет смыслового центра или эмоциональной кульминации; на первый взгляд случайное соединение отдельных фрагментов создает впечатление сиюминутной импровизации. Фиксация прихотливых нюансов настроения составляет часто предмет лирического высказывания Бальмонта.
Внимание к переменчивым
состояниям природы и внутреннего
мира человека сформировало импрессионистскую
поэтику Бальмонта. Поэт внес серьезный
вклад в техническое
Ранний литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность обусловили заметное, хотя и кратковременное влияние, которое его поэзия оказала на многих поэтов серебряного века.
Я мечтою
ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Стихотворение Бальмонта
“ Я мечтою ловил уходящие тени
… “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее
ярко отражает творчество Бальмонта и
является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие
тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная
красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному
устремлению человеческого духа от тьмы
к свету.
Вся образная структура стихотворения
Бальмонта построена на контрастах: между
верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А
в низу подо мною...»), небесами и землей
(оба эти слова в тексте пишутся с большой
буквы - значит, им придается исключительно
весомое символическое значение), днем
(светом) и тьмой (угасанием). Лирический
сюжет заключается в движении героя, снимающем
указанные контрасты. Восходя на башню,
герой покидает привычный земной мир в
погоне за новыми никем не изведанными
прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою
ловил …»), остановить ход времени, приблизится
к вечности, в которой обитают «уходящие
тени». Это ему вполне удается: в то время
как «для уснувшей Земли» наступает ночь
- пора забвения и смерти для героя продолжает
сиять «огневое светило», приносящее обновление
и духовный подъем, а далекие очертания
«выси дремлющих гор» становятся все более
зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония
звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались...»),
что знаменует его полное слияние с высшим
миром.
Величественная картина, воссозданная
в стихотворении, уходит корнями в романтические
представления о гордом одиночке, бросающем
вызов земным установлениям. Но здесь
лирический герой вступает в противоборство
уже не с обществом, а со вселенскими, космическими
законами и выходит победителем ( «Я узнал,
как ловить уходящие тени...»). Тем самым
Бальмонт намекает на богоизбранность
своего героя (а в конечном счете и на свою
собственную богоизбранность, ведь для
старших символистов, к которым он принадлежал,
была важна мысль о высоком, «жреческом»
предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным
образом не своей идеей, а чарующей пластикой,
музыкальностью, которая создается волнообразным
движением интонационных подъемов и спадов,
трепетными переливами звуковой структуры
(особую нагрузку несут шипящие и свистящие
согласные, а так же сонорные « р» и « л
»), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного
анапеста (в нечетных строках он утяжелен
цезурным наращиванием). Это что касается
языка. Что же касается содержания стихотворения
- оно наполнено глубоким смыслом. Человек
идет по жизни все выше и выше, ближе и
ближе к своей цели.