Система авторской песни в условиях вторичного этапа Вавилонского столпотворения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:24, доклад

Описание работы

Современные толковые словари, в том числе – dic.academik.ru, - характеризуют это явление следующими синонимами: «бедлам», «беспорядок», «бестолочь», «кутерьма», «неразбериха», «проходной двор», «светопредставление», «сумасшедший дом», «суматоха», «сумятица», «шум», «какофония».

Файлы: 1 файл

Статья по авторской песне.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Система авторской песни в условиях вторичного этапа Вавилонского столпотворения.

 

Основная идея: обоснование необходимости реформирования системы авторской песни в качестве инструмента противостояния мировому хаосу.

 

Ключевые слова: вторичный этап Вавилонского столпотворения; совмещение ранее не совмещаемых сфер человеческой деятельности; угроза государственности; деструктуризация понятийного центра тяжести; задачи, стоящие перед творчеством; предпосылка для исполнения заповеди; статус духовного и светского песнопения; духовно-нравственная ответственность, возлагаемая на барда; импорто замещение идей, распространяемых в обществе.

 

 

 

Современные толковые словари, в том числе – dic.academik.ru, - характеризуют это явление следующими синонимами: «бедлам», «беспорядок», «бестолочь», «кутерьма», «неразбериха», «проходной двор», «светопредставление», «сумасшедший дом», «суматоха», «сумятица», «шум», «какофония».

Так о чем, собственно говоря, идет речь? Совершенно верно – о Вавилонском столпотворении.

По библейскому воззрению, все люди сначала говорили на одном и том же языке, что делало беспрепятственными взаимные сношения. Это было великое благо, однако, человечество этим благом злоупотребило.

В частности, Библия (Быт., XI, 1-9) повествует о проекте, реализуемом послепотопным человечеством под предводительством Нимрода – потомка Хамова – по строительству «башни, высотою до небес». По своей сути это предприятие было не только безумным и неисполнимым, но и противным Божественному начертанию. За это Господь смешал языки строителей так, что они утратили возможность взаимопонимания, в результате чего человечество было вынуждено отказаться от безумства, навязанного Нимродом.

Таким образом, разноязычие есть наказание Божие, наложенное на людей с целью затруднения их сношений между собой, поскольку, в силу греховной наклонности человеческого сердца, подобными сношениями люди, по преимуществу, пользуются ко злу. Тем не менее, когда при распространении христианства возникла необходимость устранения препятствия разноязычия, Апостолам был дар языков. То есть, для решения Богоугодных задач Господь может восстановить, некогда отнятую у людей, способность понимания общечеловеческого языка (Деян., II, 2-11).

Применяя Библейскую систему ценностей к состоянию современного мирового сообщества , можно сделать вывод  о вторичном этапе  созидания человечеством Вавилонской башни. Основным новаторством данного этапа является применение принципа секторально – уровневого смешания. Проанализировав структуру современного торгово-развлекательного комплекса, нетрудно заметить совмещение ранее несовместимых сфер человеческой деятельности: общественного питания, массовой культуры, снабжения населения промышленными и продовольственными товарами.

Фактически, человечеством предпринята попытка демасштабирования парадигмы бытия до множества «маленьких парадигмочек».  При этом ситуация усугублена агрессивным культивированием принципа непрерывного стимулирования продаж, закрепляемого в общественном сознании посредством современных медиа технологий. В результате выше упомянутого , человечество оказалось погруженным в систему циклически-хаотического изменения мировоззренческих  ценностей, допускающей недолговечность и актуальность (то есть, ограниченное временное востребование)  как продуктов и услуг, так и морально-этических норм, и прямо посягающей на целостность института семьи. При этом существующая система образования исключает возможность формирование личности, способной адекватно оценивать совокупность происходящих глобальных социально-значимых процессов.

Таким образом, итогом второго этапа Вавилонского столпотворения является утрата общечеловеческого языка не только на вербальном, но и на понятийном уровне внутри единой языковой социальной группы, в том числе -  среди представителей одного народа. О таком положении вещей  свидетельствует, в частности, изменчивость судебной практики, зачастую диаметрально оценивающая совокупность одинаковых действий и обстоятельств, а также всевозможные ведомственные и межведомственные «нестыковки». Не секрет, что формулировки, принятые в одной отрасли науки или права, совершенно не соответствуют смыслу этих же формулировок, применяемых в других отраслях науки или права.

Совершенно очевидно, что данная ситуация является крайне благоприятной для дальнейшего целенаправленного разрушения внутри социальных связей и, как следствие, является прямой угрозой для государственности.

Таким образом, современный индивидуум, находящийся в состоянии хронической информационно – эмоциональной перегрузки, живет в системе постоянно изменяющихся материально - потребительских ценностей, преподносимых в качестве мировоззренческих. Соответственно  напрашивается вывод о деструктуризации понятийного центра тяжести, приводящей к принудительному искажению обще планетарного информационного поля. По сути , можно говорить о прогрессирующей борьбе хаоса за победу хаоса во всем мире, и, в первую очередь, - за победу хаоса в умах и душах человеческих. Совершенно очевидно, что на пути и хаоса стоят две преграды – это институт веры и институт государства, являющиеся генераторами целенаправленно напряженного идейно - информационного поля. Таким образом, перед творчеством поставлены следующие задачи:

    1. Сохранение и преумножение традиционного  национального языкового наследия.
    2. Формирование и совершенствование  нравственно патриотической позиции членов общества.
    3. Способствование духовному возрастанию личности.

Господь на примере снисхождения Святаго Духа на апостолов деятельно засвидетельствовал о Своей помощи всякому, трудящемуся на ниве Божией. Следовательно, каждый творческий человек, от рождения имеющий соответствующий дар, может рассчитывать на помощь, если творчество будет направлено на достижение Богоугодных целей. Поэтому, можно смело предполагать, что творящие во имя Церкови , а так же творящие во имя своей Родины не испытают никаких трудностей с «персональным» творчеством, ибо суть такого творчества – жертва. То есть, творящий не ради утверждения своего имени, как это делал Нимрод, а ради противостояния вселенскому хаосу,  - по сути, воюет на стороне Бога, созидая башню любви к своим ближним и к Истине, таким образом, исполняя деятельно (творчеством) заповеди Нового завета. И если за участие в строительстве Вавилонской башни ( а, именно, за те цели, которые преследовались строителями) Господь упразднил единонаречие, то за участие в строительстве творческой башни любви Господь непременно дарует взаимопонимание и разумение истины как творящему, так  и слушающим. А взаимопонимание является неотъемлемой предпосылкой для исполнения заповеди: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, также поступайте и вы с ними».

Таким образом, мистическое предназначение современного творчества – противостояние мировому хаосу. Какое же место может быть отведено авторской песни в этом противостоянии? Полагаем, что для начала необходимо определиться относительно статуса духовного песнопения как такового.

Отцы Церкви всегда смотрели на духовное пение, как на один из лучших проводников в умы людей познаний о Христе, как на одно из самых действенных средств к назиданию христиан, к наставлению их в истинах христианского вероучения. Согласно мнению ведущего знатока византийского пения, афинского священника Иоанна Фатопулоса, существует несколько целей духовного песнопения.

Во-первых, воспитательная. По мнению святых отцов пение должно быть таким, чтобы трогательные звуки поражали слух, а истина, заключавшаяся в них, проникала в сердце и возбуждала благоговенье. Тогда душа, настроившись на мелодии слов, забудет о страстях и с радостью начнет помышлять о лучшем.

Во-вторых, богословски - антропологическая. Афанасий Великий пишет, что «…исполнение псалмов с мелодией есть доказательство гармонии душевных помыслов, а мелодичное чтение есть признак упорядоченности и мирного состояния разума». Придерживающийся того же мнения о музыке святой Григорий Нисский говорит: «большой мир – вселенная, своим неизменным ликом создает весьма гармоничную мелодию, песнь неизреченных слов Божьих. Весь мир – это музыкальная гармония, Творцом и Создателем которой является Бог. Точно также и человек по своей природе является малым миром, в котором отражается вся музыкальная гармония вселенной. Это доказывает, продолжает святой Григорий, - само устроение органов человеческого тела, которые были созданы так, что бы могли порождать музыку. Например, трахеи, язык, уста способствуют этому рождению».

В-третьих, пастырско-апологическая цель. Иными словами, музыка стала пастырским способом противостояния ереси. Так, например, святитель Иоанн Златоуст и преподобный Ефрем Сирин сочиняли весьма благозвучные гимны, чтобы оказать сопротивление гимнам еретиков, которые передавали свои ложные воззрения христианам с помощью красивой музыки.

Таким образом, песня является носителем истинного или ложного воззрения, а также несет в себе потенциал, снимающий с души бремя страстей и создающий условия для самовосстановления душевных сил.

По своей сути, авторская песня является «младшей сестрой» духовного песнопения и, как правило, всегда находится на пересечении двух ипостасей: исповеди и проповеди. Авторская песня является наглядной, понятной и доступной формой музыкально-поэтического творчества.

Аудитория авторской песни специфична, во-первых, тем настроем, с которым приходят на концерт слушатели – они приходят именно слушать; во-вторых, часть слушателей сами являются авторами. Таким образом, концерт авторской песни, кроме всего прочего, является неким мастер-классом, задающим направление общественной творческой мысли.

Из этого следует вывод о духовно-нравственной ответственности, возлагаемой на барда, в частности – за тот репертуар, который он несет слушателям.

Следовательно, исходя из обозначенных выше задач, стоящих перед литературным творчеством, добавляется задача по подготовке не просто социально востребованного барда, а именно – подготовки  цельного творческого звена бардов - «словоносцев», способных создавать Богоугодные, социально-значимые и доступные для восприятия произведения.

Думается, что нынешняя мировая обстановка подталкивает к постановке на государственном уровне вопроса об «импорто замещении» чужеродных, псевдо ценных идей , распространяемых в обществе посредством музыкально-литературного творчества, а также о постановке вопроса о создании благоприятных нормативно – экономических условий для системного, целенаправленного создания и распространения социально –значимых духовно – патриотических произведений.

 

Студент  РАНХ и ГС Михаил Анатольевич Яковлев.

 

Список используемой литературы:

 

  1. И.Н. Заволоко  «Святые отцы о богослужебном пении»

Из журнала «Родная Старина: Древле-православный исторический

вестник». №13. Рига, 1933.

http://rpsc-spb.ru/2010-05-19-13-23-25/2010-05-19-14-34-49?showall=1

 

  1. Священник Иоанн Фатопулос «Византийское пение сегодня».

http://www.pravoslavie.ru/put/1870.htm

 

  1. « Вавилонское столпотворение»: Толковый словарь – dic.academik.ru

 

 


Информация о работе Система авторской песни в условиях вторичного этапа Вавилонского столпотворения