Система стихосложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 09:49, реферат

Описание работы

1. Метрическая
2. Силлабическая
3. Силлабо-тоническая

Файлы: 1 файл

Словеска..doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Задание №1.

 

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ 

1. Метрическая

2. Силлабическая

3. Силлабо-тоническая

 

 

МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ 

 

Метрическая система  – используется в языках, где  гласные различаются по долготе  и краткости (например, арабский язык, латинский язык и др.).

 

Наиболее ярким примером метрической системы стихосложения  является античное стихосложение –  система, возникшая в древней  Греции и в древнем Риме, куда перешла из Греции.

 

Пример:

 

"БУРЯ"

       Алкей

Пойми, кто  может, буйную дурь ветров! 

Валы катятся  — этот отсюда, тот 

Оттуда... В  их мятежной свалке

Носимся мы с  кораблем смоленым,

 

Едва противясь  натиску злобных волн. 

Уж захлестнула  палубу сплошь вода;

Уже просвечивает парус,

Весь продырявлен

Ослабли скрепы. 
 

СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

 

Силлабическая система  – это слоговая система, в основе которой лежит изосиллабизм, то есть единицей меры является слог, а точнее количество слогов, которое должно быть одинаковым для всего стиха.

 

Силлабические стихи  имеют свою декламационную особенность – их читают нараспев, выравнивая слоги.

 

 

 

 

Пример:

 

«На хулящих  учения. К уму своему»

Антиох Дмитриевич Кантемир 

 

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки:

Не писав  летящи дни века проводити

Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

Ведут к ней  нетрудные в наш век пути многи,

На которых  смелые не запнутся ноги;

Всех неприятнее тот, что босы проклали

Девять сестр. Многи на нем силу потеряли,

Не дошед; нужно на нем потеть и томиться,

И в тех  трудах всяк тебя как мору чужится,

Смеется, гнушается. Кто над столом гнется,

Пяля на книгу  глаза, больших не добьется

Палат, ни расцвеченна  марморами саду;

Овцу не прибавит он к отцовскому стаду.

 

 

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Силлабо-тоническая система  – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

 

Расположение ударных  и безударных слогов в силлабо-тоническом стихе напоминает расположение долгих и кратких слогов античного стихосложения, поэтому названия стоп этого стихосложения применяются в силлабо-тоническом стихе, в котором условно неударный слог приравнен к античному краткому, а ударный — к долгому.

 

Пример:

 

    «Незнакомка»

                 А.А.Блок

 

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний  и тлетворный дух.

 

Вдали над  пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится  крендель булочной,

И раздается  детский плач.

 

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав  гуляют с дамами

Испытанные  остряки.

 

Над озером скрипят  уключины

И раздается  женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

 

И каждый вечер  друг единственный

В моем стакане  отражен

И влагой терпкой  и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

 

А рядом у  соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы  с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

 

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это  только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

 

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без  спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится  у окна.

 

И веют древними поверьями

Ее упругие  шелка,

И шляпа с  траурными перьями,

И в кольцах  узкая рука.

 

И странной близостью  закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег  очарованный

И очарованную  даль.

 

Глухие тайны  мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило  терпкое вино.

 

И перья страуса  склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие  бездонные

Цветут на дальнем берегу.

 

В моей душе лежит  сокровище,

И ключ поручен  только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

 

24 апреля 1906

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2.

 

ДВУСЛОЖНЫЕ  СЛОЖЕНИЯ СТИХА: ЯМБ; ХОРЕЙ.

 

Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —È), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д.

 

Пример:

 

«В небе тают облака...»

             Ф. И. Тютчев

 

«В небе тают облака...»

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым  дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут  века –

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться  река

И поля дышать на зное..

 

—È —È —È —

—È —È —È —È

—È —È —È —

—È —È —È —È

 

 

 «Бесы»

А. С. Пушкин

 

Мчатся тучи, вьются тучи;  
Невидимкою луна  
Освещает снег летучий;  
Мутно небо, ночь мутна.  
Еду, еду в чистом поле;  
Колокольчик дин-дин-дин...  
Страшно, страшно поневоле  
Средь неведомых равнин!  
 
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:  
Коням, барин, тяжело;  
Вьюга мне слипает очи;  
Все дороги занесло;  
Хоть убей, следа не видно;  
Сбились мы. Что делать нам!  
В поле бес нас водит, видно,  
Да кружит по сторонам. 

 

Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба È—), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

 

Пример:

 

 «Опять стою я над Невой»

                 Тютчев Федор

 

Опять стою я над Невой,

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые  годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие  воды.

 

Нет искр в небесной синеве,

Все стихло в бледном  обаянье,

Лишь по задумчивой Неве

Струится лунное сиянье.

 

Во сне ль все это  снится мне,

Или гляжу я в самом  деле,

На что при этой же луне

С тобой живые мы глядели?

 

È— È— È— È—

È— È— È— È— È 

È— È— È— È—

È— È— È— È— È

 

 

«Эхо»

Пушкин  А.С.

 

Ревет ли зверь  в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом —

       На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

       Родишь ты вдруг.

 

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов —

       И шлешь ответ;

Тебе ж  нет отзыва... Таков

       И ты, поэт!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3.

 

ТЕРЦИНА

Терцина - стихотворная строфа, в которой первый стих (стихотворная строка) рифмуется с третьим, а второй — с первым и третьим стихами второй строфы, второй стих второй строфы рифмуется с первым и третьим стихом третьей строфы и т. д. (то есть схема такова: аbа, bсb, сdс и т.д.).

 

Пример:

 

«Песнь Ада»

     А.А.Блок

 

День догорел на сфере  той земли,

Где я искал путей  и дней короче.

Там сумерки лиловые  легли.

 

Меня там нет. Тропой подземной ночи

Схожу, скользя, уступом  скользких скал.

Знакомый Ад глядит в  пустые очи.

 

Я на земле был брошен в яркий бал,

И в диком танце  масок и обличий

Забыл любовь и дружбу потерял.

 

Где спутник мой? —  О, где ты, Беатриче? —

Иду один, утратив правый путь,

В кругах подземных, как  велит обычай,

 

Средь ужасов и мраков потонуть.

Поток несет друзей и  женщин трупы,

Кой-где мелькнет молящий  взор, иль грудь;

 

Пощады вопль, иль возглас  нежный — скупо

Сорвется с уст; здесь  умерли слова;

Здесь стянута бессмысленно и тупо

 

Кольцом железной боли голова;

И я, который пел когда-то нежно, —

Отверженец, утративший права!

 

.........................................................

 

 

 

КАТРЕН

Катрен — четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл. Схем рифмовки у катрена три: попарная aabb, перекрестная abab и опоясывающая abba.

 

Пример:

 

Ф. И. Тютчев

 

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, — 

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать...

 

 

 

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА

Онегинская  строфа —  состоит из 14 строк, срифмованных между собой следующим образом (ж — женская, м — мужская рифма):

       а, б, а, б, в, в, г, г, д, e, e, д, ж, ж, м, ж, м, ж, ж, ж, м, м, ж, м, м, ж, м, м.

       Так. обр. эта строфа представляет собой сложное построение из:

       1. четверостишия с перекрестной рифмовкой (а, б, а, б),

       2. четверостишия с парной рифмовкой (в, в, г, г),

       3. четверостишия с опоясанной рифмой (д, е, е, д) и

    1. заключительных двух строк с парной рифмовкой (ж, ж).

 

Пример:

 

Отрывок из поэмы «Тамбовская казначейша»

Михаил Лермонтов

 

Пускай слыву я старовером,

Мне всё равно —  я даже рад:

Пишу Онегина размером;

Пою, друзья, на старый лад.

Прошу послушать эту  сказку!

Её нежданую развязку

Одобрите, быть может, вы

Склоненьем лёгким головы.

Обычай древний наблюдая,

Мы благодетельным вином 

Стихи негладкие запьём,

И пробегут они, хромая,

За мирною своей семьёй

К реке забвенья на покой.  

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»

ГБОУ  ВПО ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заочная форма обучения

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Словесное действие»

 

 

 

Вариант №1

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         студентки группы 5 МПТП

                                                                                     Глазовой Елизаветы

 

 

 

 

 

 

2013год


Информация о работе Система стихосложения