Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:50, доклад
Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятия “субкультура” интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подходов к изучению и описанию данного явления. Кратко охарактеризуем их. Системно-динамический подход заключается в представлении субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования. Синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс. В этом процессе одни субкультуры усиливаются (кооперативный эффект), а другие угасают.
Единой устоявшейся
системы взглядов на явление субкультуры
сегодня нет. Каждая наука понятия
“субкультура” интерпретирует и
описывает с позиций своих
предмета и методологии. Поэтому
в науке сформировался ряд
наиболее распространенных подходов к
изучению и описанию данного явления.
Кратко охарактеризуем их. Системно-динамический
подход заключается в представлении
субкультуры как сложной
Своеобразным ответом на такую точку зрения можно считать учение Шопенгауэра. Причем философ XIX в. А. Шопенгауэр (1788-1860) интересен не столько глубиной своих воззрений, сколько их оригинальностью, поскольку он первым целенаправленно противопоставил европейской цивилизации восточную культуру. При этом в его учении уже наблюдается то смещение акцентов в трактовке достижений и пороков европейского пути развития, которое в дальнейшем породит неклассический подход к культуре в качестве противоположности классической модели.В отличие от Гегеля, у которого Восток принадлежит всемирной истории, хотя и застыл на ранней ступени развития, Шопенгауэр раскалывает мир на Восток и Запад, сознательно определяя их в качестве антиподов. Пороки западной цивилизации, согласно Шопенгауэру, уходят корнями к Мировой воле, которая является истоком мироздания и при этом изначально зла и неразумна. Мировую волю сам Шопенгауэр именует "злой" и "слепой", а также "безосновной основой" мира. И такого рода волевое начало в корне отлично от того, с чем связывала сущность человека классическая философия. Напомним, что разумное самоограничение, согласно Канту и всей немецкой классике, составляет суть свободы воли человека. Из него, как из клеточки, вырастает новая реальность - мир культуры, принципиально отличный от мира природы или натуры.Иначе обстоят дела у Шопенгауэра, у которого человек представляет собой одно из звеньев естественного эволюционного ряда. Соответственно этому и человеческая воля является одним из проявлений общего витального порыва, проистекающего из Мировой воли. Воля к жизни и самоутверждению, считает Шопенгауэр, является тем, что объединяет все в этом мире: от явления магнетизма до властолюбия. Как магнит притягивает железо, красочно повествует Шопенгауэр, так и власть притягивает человека.А потому свобода воли - это в большинстве случаев лишь иллюзия людей, вовлеченных в стихийную борьбу различных воль. Восходя по лестнице эволюции, объясняет Шопенгауэр в работе "Мир как воля и представление", воля к жизни воплощается во все более обособленных и агрессивных существах. На вершине эволюции в учении Шопенгауэра стоит человечество, погрязшее в борьбе эгоистических интересов. Отсюда всеобщий эгоизм и бесконечная борьба всех против всех. Именно они повлияли на вселенский пессимизм Артура Шопенгауэра.Не трудно заметить, что мера, которой Шопенгауэр меряет всю действительность, чисто животного происхождения. Именно в животном мире мы встречаем ту непосредственно отчаянную борьбу за существование, которая у Шопенгауэра оказывается движущей силой мирозданья. Но если по отношению к магниту такая животная мерка - явное преувеличение, то мерить ею человека - это значит, безусловно, упрощать суть дела.И все же главный вопрос - это вопрос о том, как прервать эту цепь страдания и грехопадения. Через самоубийство Мировой воли, отвечает Шопенгауэр, хотя и не обосновывает этот вывод. Причем самоубийство отдельного индивида не приветствуется Шопенгауэром как факт, подтверждающий, а не отрицающий человеческое своеволие. Самоубийство Мировой воли должно начаться с ограничения личного начала во всех людях, считает этот философ, и серьезную роль в таком деле должна сыграть познавательная деятельность человека. С этой же целью человеку следует подавлять в себе все проявления агрессии и эгоизма.Однако ограничение личной воли при помощи разума, предлагаемое Шопенгауэром, не следует путать с тем самоограничением субъекта, о котором уже шла речь применительно к немецкой классике. Суть в том, что самоограничение, с точки зрения немецкой классики, должно служить не подавлению, а преобразованию активности индивида. Научившись управлять собой, человек придает своей активности новую, в данном случае культурную форму. Иначе видит этот процесс Шопенгауэр, у которого указанное ограничение имеет не продуктивный, а чисто негативный характер и ведет к нивелированию человеческой индивидуальности.Конечной целью самоубийства Мировой воли, по мнению Шопенгауэра, должна стать нирвана. Так, используя индийскую философскую и эпическую традицию, Шопенгауэр называет состояние полного покоя и безразличия. Добавим, что окружающее нас бытие Шопенгауэр, опираясь на ту же индийскую культуру, именует майей, то есть миром видимости. Но путь от майи к нирване не прост. Нирвана, согласно Шопенгауэру, достигается как бы путем обратной эволюции или же нисхождения от личного к родовому началу бытия, а затем к его общемировому истоку.Движение от личного к родовому состоянию мира, с точки зрения Шопенгауэра, должно начать искусство. Однако указанную миссию может исполнить только то искусство, которое способно подавлять индивидуальное самовыражение автора в пользу надиндивидуального вдохновения. Именно таким Шопенгауэр считал творчество своего друга - композитора Рихарда Вагнера. Достоинство музыкального творчества Вагнера Шопенгауэр видел в эпических темах и сюжетах его произведений, в которых адекватно выражалось родовое начало германского народа. Сила эпоса, по мнению Шопенгауэра, именно в том, что личному самовыражению здесь противостоит мощь анонимной воли народа. Если эпическое искусство способно обуздать личный эгоизм, то христианская религия, по мнению Шопенгауэра, делает следующий шаг, обуздывая нашу агрессивность.
Наследие древнегреческой
архитектуры лежит в основе всего последующего
развития мирового зодчества и связанного
с ним монументального искусства. Причины
такого устойчивого воздействия греческой
архитектуры заключаются в объективных
ее качествах: простоте, правдивости, ясности
композиций, гармоничности и пропорциональности
общих форм и всех частей, в пластичности
органичной связи архитектуры и скульптуры,
в тесном единстве архитектурно-эстетических
и конструктивно-тектонических элементов
сооруужений. Древнегреческая архитектура
отличалась полным соответствием форм
и их конструктивной основы, составлявших
единое целое. Основная конструкция —
каменные блоки, из которых выкладывались
стены. Колонны, антаблемент (лежащее на
опоре-колонне перекрытие) обрабатывались
различными профилями, приобретали декоративные
детали, обогащались скульптурой. Греки
доводили обработку архитектурных сооружений
и всех без исключения деталей декора
до высочайшей степени совершенства и
отточенности. Эти сооружения можно назвать
гигантскими произведениями ювелирного
искусства, в которых для мастера не было
ничего второстепенного.Архитектура Древней
Греции тесно связана с философией, ибо
в ее основе и в основе древнегреческого
искусства лежали представления о силе
и красоте человека, находившегося в тесном
единстве и гармоническом равновесии
с окружающей природной и социальной средой,
а поскольку в античной Греции получила
большое развитие общественная жизнь,
то архитектура и искусство носили ярко
выраженный социальный характер.Именно
это непревзойденное совершенство и органичность
сделали памятники древнегреческой архитектуры
образцами для последующих эпох.
Древнегреческая архитектура развивалась
двумя стилистическими потоками, в двух
ордерах (дорическом и ионическом), которые
сложились в VII в. до н. э. Под ордером в
архитектуре понимается определенная
система сочетания и взаимодействия несущих
(поддерживающих) и несомых (перекрывающих)
элементов. В античной архитектуре это
отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее
на них перекрытие — антаблемент.Главные
структурные элементы двух ордеров один
и те же. Основанием для них служит обработанная
по всему периметру ступенями площадка
— стилобат. На ней, по всему внешнему
контуру храма, устанавливались колонны,
состоящие из трех частей; базы, ствола
и капители. Греки применяли в своих сооружениях,
в том числе и в храмах, балочные перекрытия.
Расстояния между опорами были невелики
и не превышали 10 м. Ордерная система греков
представляет собой стоечно-балочную
конструкцию. Ордера применялись не только
при проектировании наружных портиков,
но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.Исключительное
значение для последующего развития мировой
архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных
решений Греции, выраженные наиболее полно
в ансамблях.Так, в ансамбле Афинского
акрополя асимметрия сочетается с гармоническим
равновесием масс, продумано взаимодействие
отдельных сооружений между собой и учтена
последовательность в восприятии зданий
снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана
тесная связь этого архитектурного сооружения
с окружающим ландшафтом. Афинский акрополь
(«верхний город») — природная скала удлиненной
формы с плоской вершиной. Ее размеры —
около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу
ансамбля заложены два последовательно
проводимых принципа, которым следовала
древнегреческая архитектура: гармоническое
равновесие масс и восприятие архитектуры
в процессе постепенной, «динамической»
ее развертки.Греческие зодчие уделяли
исключительное внимание природным условиям
и стремились всегда обдуманно и с наибольшим
художественным результатом вводить свои
сооружения в окружающий пейзаж. "Жемчужиной"
акрополя является храм Парфенон, центральное
сооружение ансамбля. Это большой периптер
(8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления
гармонии и величавой красоты способствует
активное применение скульптуры и снаружи,
и внутри храма. Именно поэтому Парфенон
является одним из ярчайших образцов в
мировой архитектуре подлинного и глубокого
синтеза искусств.Помимо храмов греческие
зодчие возводили много других архитектурных
сооружений общественного характера:
стадионы, палестры (зал для гимнастических
упражнений), жилые дома, театры (одеоны).
Театры в Греция располагались на склонах
холмов. Поперек склона делались подмостки
для зрителей, внизу перед ними возводили
сценическую площадку для выступлений
хора — «орхестру», а актеры находились
на эстраде, «скене». Самый большой театр
вмещал до 25 тыс. зрителей.Жилые дома часто
имели в центре прямоугольный дворик,
куда выходили двери и окна помещений.
При наличии двух этажей в верхнем располагался
гинекей — женская часть дома. Основное
помещение — андрон — предназначалось
для пиров и трапез.В период эллинизма
главной темой архитектуры становится
градостроительство. Строятся новые города
и многочисленные торговые центры, строительство
проводится в больших масштабах и быстрыми
темпами. Появляется необходимость выработать
технические приемы и теоретические основы
для возведения бесчисленных зданий различного
назначения. Они обобщаются в архитектурных
трактатах, авторы которых на основе изначальных
принципов древнегреческого искусства
стремятся разработать пути рационального
строительства и в архитектурно-планировочном,
и в техническом отношениях. В это время
разрабатывается принципиальная схема
планировки города, расчленяемого прямолинейной
сеткой улиц на равновеликие кварталы.
В центре города располагались общественные
сооружения — народное собрание, городской
совет, базилика (судебно-административное
здание), гимназии, школы, храмы. Центральная
городская площадь приобретает характер
рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись
портиками, создающими тень. По контуру
города опоясывались оборонительными
стенами.Композиция общественных сооружений,
многообразных по функциям, также очень
различна.
Список используемой литературы
1.Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации// Вест. Российского гуманитарного научного фонда. — 1997. - №1. — С. 134 — 143.
2.Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М., 1992.
3.Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.