Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:36, реферат
Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально все, что его характеризует (картины, литературные произведения, общественные акции и даже житейские привычки) следовало бы понимать как сюрреалистическую деятельность. Дали очень целостен во всех своих проявлениях. Читая его "Дневник одного гения", понимаешь, что это не просто дневник, а дневник сюрреалиста. Читая о Дали, о его шокирующих публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста. Если верить его "Дневнику", он даже хотел превратить кусок реального мира в своей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистической картины, усеяв берег множеством слоновьих черепов, специально выписанных для этой цели из тропических стран.
Введение 3
Из истории сюрреализма 4
Сальвадор Дали – король сюрреализма 9
Заключение 15
Список использованной литературы 18
Становление художника
Поиск новых
решений, форм в искусстве Дали искал
уже в детстве. Однажды, решив
употребить для своих упражнений
старую дверь (по причине отсутствия
холста) всего тремя красками и
без использования кисти
Поступив в Мадриде в Школу Изящных Искусств, Дали надеялся найти достойных учителей, которые бы смогли научить святому ремеслу, но быстро разачаровался. Публично заявив, что не намерен сдавать экзамены «тем, кто знает неизмеримо меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет», естественно был исключен. Открытый всем новым веяниям и преклоняющийся перед мастерством великих итальянцев Возрождения, старых флмандцев, Вермеера и Веласкеса имено в это время он ищет свой путь, окунаясь с головой в разные направления. О том, как начиналось его сюрреалистическое творчество, Дали пишет: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, - явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности".
Все это было своеобразным вызовом и не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно был сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое сюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и почитались всеми сюрреалистами.
Дали и идеи Зигмунда Фрейда
Он был ярым поклонником идей Фрейда, еще в юности проштудировав его «Толкования сновидений» и возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как перед источником творчества было у Дали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов. «Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности». Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и не без оснований, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистских взглядов в искусстве ХХ века. Не случайно он был единственным из современных художников, кто сумел встретится с престарелым, больным и замкнутым Фрейдом в его лондонском доме в 1936 году. В то же самое время Дали удостоился одобрительного упоминания Фрейда в его письме к Стефану Цвейгу - тоже случай уникальный, поскольку Фрейд совершенно не интересовался современными ему течениями живописи.
По признанию Дали, для него
мир идей Фрейда означал
Дали и идеи Фридриха Ницше
Далеко не чужды Дали были и идеи Ницше. Он читал и почитал Ф.Ницше, вел с ним диалоги в своих картинах и своих писаниях. В «Дневнике одного гения» неоднократно упоминается Ницше. Дали писал: «Заратустра казался мне героем грандиозных масштбов, чьим величием души я искренне восхищался... Настанет день и я превзойду его своим величием!». Слова "сверхчеловек - смысл жизни" - стали одним из девизов Дали. «Самое главное на свете - это Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на третьем месте - все остальные, разумеется включая и нас двоих". И разумеется, что гениальнейший из гениев, спаситель человечества и творец нового мироздания не обязан подчиняться правилам поведения всех прочих людей. Сальвадор Дали неукоснительно помнит об этом и постоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразными способами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по причине запретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я ненавижу свою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику поступки, например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице" Вермеера и Носороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью качанов цветной капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем самым иллюстрации к "Дон Кихоту".
Дали и сюрреализм
В
той или иной степени Дали
обошелся дерзко, провокационно,
парадоксально, непочтительно
Хотя, сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.
Многие
сюрреалисты не предавали большого
значения технике написания картин.
Среди молодых художников в то
время образовался всплеск
1. Художник предпочитает быть богатым, а не бедным; поэтому научись делать так, чтобы кисть твоя рождала золото и драгоценные камни.
2. Не бойся совершенства - ты никогда его не достигнешь!
3. Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, затем можешь делать что хочешь - все будут тебя уважать.
4. Не
отказывайся от собственного
видения, своей манеры и своих
представлений: они тебе
5. Если
ты из тех, кто считает, будто
современное искусство
6. Не плюй на собственную живопись - ведь она сможет плюнуть на тебя, когда ты умрешь.
7. Шедевр и праздность несовместимы!
8. Живописец, пиши!
9. Живописец, не бери в рот алкоголя и не кури гашиш более пяти раз в жизни.
10. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к ней ничего не даст.
Но суждения
Дали об искусстве приводили в
ярость как сторонников радикального
авангардизма, так и консерваторов-
Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция, гражданские войны, атомная бомба, нацизм, католическая вера, наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. Как-то он даже решил соорудить как можно больше так называемых «сюрреалистических предметов», совершенно не пригодных к реальному использованию, но являющихся воплощением чувств, навязчивых идей, маний. Одним из таких предметов был, например «Астральный стул»: кожаное сидение было заменено на шоколадное, к ножке была привинчена дверная ручка, другая же ножка стояла в кружке с пивом. Естественно, что такой стул, стоило просто пройти мимо либо хлопнуть дверью, падал, пиво разливалось приводя окружающих в состояние тревоги и смятения.
Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его всерьез отрицать и опровергать. Андре Бретон, после очередной ссоры с художником, составил анаграмму из буков его имени «Avida Dollars» – «Жаждающий доллаов», намекая на то, что все что делает Дали, все его выходки, имеют только рекламный характер и нацелены на получение денег и что само исскуство не имеет для него значения.
Дали то провозглашает себя единственным сюрреалистом, то утверждает, что «живопись – это цветная фотография, сделанная кистью». Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и иррациональность - его программа и его стихия. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого "благосостояния", потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры. Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него.
Словом «сюрреализм», корни которого обнаруживаются во французском языке (surrealisme — сверхреализм), принято называть направление в художественном мире, сформировавшееся в начале 20-х годов XX века. Появившийся во Франции сюрреализм оказал большое влияние на развитие культуры не только в этой стране, но и во всем западном мире. Отличительной чертой сюрреализма считается его пристрастие ко всему нарушающему привычные нормы — причудливая, иррациональная реализация творческой мысли в кино, литературе, изобразительном искусстве.
Несмотря
на то, что представители движения
не творили в едином потоке, общим
принципом в их работе было стремление
к освобождению скрытых в подсознании
творческих сил. Сюрреалисты признавали
главенство этих сил над разумом.
Предвестник появления
Основоположником сюрреализма принято считать французского поэта Андре Бретона, сказавшего о своем «детище» следующее:
«Сюрреализм есть чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
Бретону удалось собрать рядом с собой много талантливых людей — его взгляды разделяли художники, прозаики, поэты, имена которых впоследствии узнали все, кто сколь-нибудь интересовался искусством: Макс Эрнст, Луи Арагон, Поль Элюар… Группа единомышленников не просто создавала новое течение в искусстве — их задача была намного более значимой: сюрреалисты хотели изменить жизнь. Они считали, что в этом мире должна восторжествовать та истина, которую скрывает в себе бессознательное.
Сюрреалисты встречались на так называемых «снах наяву» (фр. sommeils). Здесь взрослые люди… играли. Они, интересовавшиеся бессознательным, открывали для себя развлечения типа известной игры «буриме»: записывали высказывания, стараясь отключить логику и сознание — для этого отрывки фиксировались так, что участники игры не знали о написанном другими игроками. Однажды во время такой игры родилась известная фраза «изысканный труп будет пить молодое вино».
По мнению Бретона, сюрреалисты должны были создать новую сверхреальность, родившуюся из разрешенного противоречия между действительностью и мечтами. Главной проблемой для основателя и идеолога течения была разобщенность в нестройных рядах сюрреалистов — они постоянно спорили друг с другом, не принимали противоречий, исключали из своего коллектива критиков течения.
В теории сюрреализма можно обнаружить и следы учения о подсознании Зигмунда Фрейда, разработавшего метод «свободных ассоциаций», который позволяет переходить из сознания в подсознание. Но эти мысли в творчестве сюрреалистов реализованы по-разному: например, Дали на своих полотнах с помощью тщательной проработки деталей изображал то, что больше напоминает кошмарный сон или галлюцинацию, а Макс Эрнст картины создавал «отключив» сознание, благодаря чему из-под его кисти выходил ряд произвольных образов.
Особенно популярен сюрреализм был в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда он проник за границы Европы — вместе с эмигрировавшими в США художниками и писателями.
Следует
отметить, что сюрреализм подготовил
человека к восприятию более молодых
абстрактных направлений в
По-видимому, можно утверждать, сюрреализм не есть чисто искусствоведческая, литературоведческая или киноведческая задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром.
Андре Бретон написал :
«Свифт – сюрреалист в язвительности.
Сад – сюрреалист в садизме.
Шатобриан – сюрреалист в экзотике.
Констан – сюрреалист в политике.
Гюго – сюрреалист, когда не дурак.
Деборд-Вальмор – сюрреалист в любви.
Бертран – сюрреалист в изображении прошлого.
Рабб – сюрреалист в смерти.
Бодлер – сюрреалист в морали.