Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:31, реферат
Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия.
Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира.
Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших творца Вселенной предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив.
Отношение древних славян к еде заслуживает особого разговора. Еда была не просто физическим насыщением - это было Причастие. Причастившиеся одного хлеба, земных плодов или дичи считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на, защиту и помощь хозяина, но и сам уже не мог причинить ему зла. Таким образом, хлеб-соль - не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями.
Сам хлеб тоже не являлся простой едой: и по сей день не забыта поговорка "хлеб - всему голова", а детям с мальства прививают бережное отношение к хлебу. Причину этого мы обычно называем одну: в хлебе заключен нелегкий человеческий труд. Но мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Известно трепетное отношение славян - язычников к земле. В частности к хлебному полю, к тому же, в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времен в традиционных вышивках на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов.
Немаловажную роль в быту играла и одежда: всем известная поговорка о том, что встречают по одежке, пришла к нам из глубины веков. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на человека незнакомого, чтобы понять из какой он местности, какого его общественное положение и "гражданское" состояние. Одежда никогда для древних людей не была просто "совокупностью предметов, которыми покрывают, облекают тело". Наши далекие предки утверждали, что человеческое биополе впитывает в себя одежда и задерживается в ней.
Развитие язычества Древней Руси и его роль в русской культуре
В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой - слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ним Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разноправленных цивилизационных факторов, прежде, всего христианского и мусульманского.
Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе, и подошла одновременно с ней к рубежу образования раннефеодального государства. Призвание варягов стимулировало это процесс. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие Свободы. Главную и широкую основу для вхождения в европейское, сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре.
Согласно археологическим данным, до первой половины 1 тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки и озера строились, не особо опасаясь внешних врагов.
В глубокой древности предки славян жили родовыми "гнездами", т.е. маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род - большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода - по мнению ученых, человек 50-60 во главе со старейшиной - жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была невелика - около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили все народы земли.
Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственной жилье, так что постепенно тот терял функцию основного жилища, оставшись "общим домом". Впоследствии родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает.
Стоит отметить, что помимо разных рационалистических соображений по поводу выбора места для основания селений, на окончательное решение воздействовало и множество других факторов, и главным из них была воля богов. Помимо выбора места строительства, который чаще доверялся предметам и животным, большое значение уделялось выбору времени действия: наши языческие пращуры, как и все древние народы, старались наилучшим образом вписать свою жизнь в гармонию космоса, частицей которого они себя осознавали.
Судя по обильным фольклорным данным, основные языческие моления проводились не только в доме или внутри поселка, а выплескивались из села за околицу, в священные рощи, к святым озерам, к "кладезям многочестным". Аграрная магия, являвшаяся главным стержнем языческого культа, требовала близости к природе, к полям, "ращениям" и к горам, господствовавшим над полями и лесами.
В этих случаях праздники становились общественными и не только общесельскими, но и межсельскими "событиями". Календарь языческих молений слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз: зимнее солнцестояние, (святки от 24 декабря до 6 января), весеннее равноденствие (масленица в древности около 24-25 марта), летнее солнцестояние (купала "зеленые святки" 23-29 июня). Осеннее равноденствие не праздновалось отдельно, а приурочивалось к празднику урожая (8 сентября); во-вторых, годовой языческий цикл складывался из сезонных аграрных обрядов, часть которых впоследствии была приурочена к христианским праздникам.
Русский народный календарь представляет собой интереснейший источник не только истории верований, но и истории народных знаний, опыта многовековых наблюдений над природой, передаваемого посредством афористически выраженных примет. Этнографическая литература о народном календаре и его связи с сельскохозяйственным бытом достаточно обширна.
Народный календарь, овеществленный в виде деревянных четырехгранных бирок с нарезкой дней, месяцев и праздников, восходит ко времени не ранее XVI - XVII вв. Однако в нашем распоряжении есть интереснейшие археологические данные о значительно более ранних славянских календарях, созданных задолго до Киевской Руси. Если обратить внимание на своеобразный неритмичный "орнамент" на сосудах Черняховского времени. Два из них происходили из упомянутого выше сельского святилища в Лепесовке, а один кувшин был найден В. В. Хвойкой в Ромашках по соседству с Черняховым, давшим имя всей культуре. Анализ "черт и рез" на этих сосудах приводит нас к выводу, что здесь перед нами хорошо разработанная календарная система, при помощи которой древние славяне "чтааху (считали) и гатааху (гадали)", т. е. считали дни и месяцы и гадали о будущем.
К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям. Все они происходят из области интенсивного славянского земледелия в лесостепной полосе. Календарные знаки на сосудах, несомненно, связанные с языческим ритуалом, подразделяются на две категории: одни из них изображают все 12 месяцев года, другие же дают избирательно только летний сезон или часть годового цикла - от новогодних святок до конца жатвы.
Первая по времени находка была сделана М. А. Тихановой в 1957 г. в Лепесовке. В жертвеннике, сложенном из слоев глины и черепков больших макотр - "обильниц", два слоя состояли из разбитых фрагментов двух ритуальных чаш. В настоящее время чаши полностью реставрированы. Обе чаши представляют собой роскошный, сильно увеличенный вариант Черняховских трехручных мисок. Следует сказать, что трехручные миски практически неудобны при захвате такой миски за две любые ручки центр тяжести оказывается вне линии ручек. Очевидно, наличие трех ручек обусловлено не практическими задачами, а какими-то сакральными представлениями, связанными с числом «3».
Естественно возникает предположение, что изображенные на чаше 12 клейм разного рисунка, составляющие замкнутый круг, это символы 12 месяцев, образующих годовой цикл. Предположение о том, что 12 рисунков лепесовской чаши являются знаками 12 месяцев, может получить силу научной гипотезы только в том случае, если удастся доказать, какой именно месяц обозначен тем или иным рисунком.
Из всех сосудов славянской земледельческой лесостепи в "трояновы века", содержащих календарную тематику, самым замечательным и важным для науки, безусловно является кувшин из могильника в Ромашках на Росси, невдалеке от самого Черняхова. Кувшин очень тщательно изготовлен на кругу. На сырую глину до обжига на тулово сосуда специальными штампиками нанесен сложнейший "орнамент" в два пояса; верхний пояс более широкий, нижний - узкий. Считать комбинации из нескольких сотен знаков, расположенных без всякого ритма и повтора, орнаментом невозможно.
Изобразительными средствами автора композиции были четыре вида штампов:
1. Штамп с квадратным торцом; квадрат разделен двумя диагоналями и линиями, соединяющими середины сторон квадрата.
2. Дуговой штамп для так называемого ногтевого орнамента, при помощи которого создавались различные фигуры, "елочки" и струящиеся волнистые линии.
3. Штамп, изображающий серп.
4. Штамп, дающий отпечаток вписанных углов.
Эти три крупных, во весь верхний пояс, композиции уже наталкивают нас на мысль о календарной сущности всех изображений: два креста могут отмечать июнь, летнее солнцестояние, "солнцеворот", как это было на лепесовской чаше; громовой знак может обозначать главный грозовой день в году - 20 июля, день Перуна или архаичного Рода (позднее - ильин день). Последнее звено (серпы или "копы"снопов) явно и недвусмысленно говорит о жатве. Все три опознаваемых композиции следуют (если смотреть слева направо) одна за другой в календарном порядке.
Также последние исследования ученых дают основания полагать, что древние славяне следили внимательно за движением звезд и планет и использовали свои наблюдения не только для ориентировки ночью в лесу. Очень похоже, что наши предки были знакомы с зодиакальной системой, подмечали влияние далеких созвездий на склонности людей и таким образом на их судьбы - и старались жить в соответствии с ритмами Вселенной, сообразуя с ними свои начинания.
Как представляли себе мир славяне-язычники? Ученые пишут, что он казался им похожим на большое Яйцо. Сохранились легенды о Великой Матери - родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Имя великой Матери-Жива, или Живана. Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть желтка - наш животный мир, мир людей. Нижняя сторона - Нижний мир, Мир Мертвых, Ночная страна. Когда там день, у нас царит ночь. Также славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю.
Наверняка древние славяне задумывались, что лежит за их пределами, в бесконечной Вселенной. Быть может, задумывались они и об иных мирах, которые должны были там находиться.
Заключение
В заключении можно лишь сказать о том, что славянская религия не успела еще выработать строгих форм культа, не стала учением, а значит, не могла выполнять свою функцию по объединению людей разных племен под управлением централизованной власти, в чем так нуждались восточные славяне.
Богов не отделили
еще от явлений природы, они
продолжали сливаться со
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси. Этнографические исследования показывают поразительную живучесть многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство.
Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для искусствоведов, этнографов и историков, влияние, которого трудно переоценить на дальнейшую судьбу Русского государства.
Список литературы
1) Иванов, В.Д. Русь Изначальная/Изд. АСТ: 2010.
2) Кошман, Л.В. История русской культуры IX – XX веков: учеб. пособие / М.: 2006.
3) Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям/ Изд. Центр ВЛАДОС: 2005.
4) Березовая, Л.Г., Берлякова, Н.П. История русской культуры./ Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений/ М., изд. центр ВЛАДОС: 2002.
5) Радугин, А.А. Хрестоматия
по культурологи./Изд. Центр:
6) Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси./ Рецензенты: В. П. Даркевич, С. А. Плетнева/ Изд. "Наука": 1987.
7) Новосельцев, А. П. Древнерусское государство. Восточные источники о восточных славянах и Руси./М.: 1965.
8) Алмазов, С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви./ М.: 1962.