Словообразовательный словарь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:27, лекция

Описание работы

Базовый словник нашего словаря включает более 3000 наиболее употребительных слов русского языка, которые были отобраны по данным популярных частотных словарей.
Словарь включает четыре компонента:
морфолого-акцентологический,
словообразовательный,
морфемный,
фонетико-графический.
Все варианты морфемного членения приводятся со ссылками на авторитетные словари морфем. Просмотр гнезда позволяет ознакомиться со множеством однородных слов.
В словообразовательном гнезде выделяются словообразующие элементы, а также чередующиеся гласные и согласные.
В некоторых случаях дано толкование малознакомых слов.

Файлы: 1 файл

Словообразовательный словарь.doc

— 4.35 Мб (Скачать файл)

им.п. ед.ч. имен существительных м.р. - сад_, снег_;

им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. - радость_, мышь_;

им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен_, обижен_, снят_;

им.п. некоторых числительных: двенадцать_, шесть_, один_;

род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок_ (чулк-и), семей_, (се[м ' й а]);

им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов_ (ср. Зевсова), сестрин_ (сестрина), рыбий_ (ры[б ' й а ]).

ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел_ , разговаривал_ , находился_, приходил_ бы, заблудился_ бы.       

Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень_) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож_ и рожь_).      

Основа - часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль_, бол[и]), а неизменяемые - только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелось, оканчивающихся.       

Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми. 
     Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов. Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);

ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий -> синь, синий -> син- ев -а);

им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать -> бег^, бегать -> бег-отн-я).       

Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель), -к- суффикс предмета (терка), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность), -ний- суффикс действия (горение), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки - категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).  
     Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).  
     Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).  
     Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:  
1) суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) - шел, пила; -й-     (настоящее время) - чита[йу]т, летай;  
2) суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола:      -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;  
3) видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать,     крикнуть, сливать, прочитывать;  
4) суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий,      купивший, забытый;  
5) суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав,     пригнувшись.       

Приставка - значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать - указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение). 
      Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср.омонимичный корень в двух группах слов: вода - подводник - водяной и водитель - подвода - водить). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать - соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать - бежать, расти - выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить - пролагать).  
      Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

Примеры

- нулевое окончание указывает  на форму глагола прошедшего времени, ед.ч., м.р.  
основа - собирался 
ся - суффикс возвратных глаголов,  
л-суффикс глаголов прошедшего времени,  
а - суффикс глагольной основы,  
со- приставка, имеет значение объединения 
корень -бир-; возможно чередование бир//бер//бр.

 

окончание -ого - указывает на форму причастия ед.ч. м.р.  
основа - отобранн 
нн - суффикс страдательного причастия прош.вр. 
а - суффикс глагольной основы,  
ото - приставка со значением отделения,  
корень бр- возможно чередование бр//бер//бир.

 

окончание -эт - указывает на форму глагола наст. вр., 3 л.,ед.ч., 
основа - обижай  
й - суффикс глаголов настоящего вр.  
а - суффикс глагольной основы несов.в. (ср. обидеть) 
корень обиж - возможно чередование обиж//обид.

 

Особенности нашего словаря

Базовый словник словаря включает более 3000 наиболее употребительных слов русского языка, которые были отобраны по данным популярных частотных словарей.

Все варианты морфемного членения приводятся со ссылками на источники информации, т.е. на авторитетные словари морфем. Просмотр гнезда позволяет ознакомиться со множеством однородных слов.

Поскольку наличие омонимов означает связь одного слова с несколькими различными гнездами, в базовый словник некоторые слова включаются несколько раз.

В словообразовательном гнезде выделяются словообразующие элементы, а также чередующиеся гласные и согласные.

В некоторых случаях дано толкование малознакомых слов.

Словарь включает четыре компонента:

морфолого-акцентологический,

словообразовательный,

морфемный,

фонетико-графический.

Морфолого-акцентологический компонент строит полную парадигму (все возможные словоформы) любого слова, проставляет ударение в каждой словоформе и приводит основные морфологические характеристики. Особенности словоизменения сопровождаются комментарием, приводятся допустимые варианты словоформ.

Производное слово всегда двухкомпонентно. Оно состоит производящей части и форманта. В качестве производящей - в русском языке выступает основа слова, или все слово, или комбинация. Формант - совокупность всех средств, участвующих в образовании слова. В состав форманта входят аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы) и все морфонологические средства (чередование гласных и согласных фонем, перемещение ударения, усечение производящей основы, наращение основы, наложение морфем).

Рассмотрим фрагмент словообразовательного гнезда:

ТЕРЯТЬ

тер я ть [ГО,П64,П81,П87,Тих]

теря'ть

теря'ть-ся

по-теря'ться,1

рас-теря'ться,1

расте'р-ива-ться,I

расте'ря-нн(ый), прич.-прил.

расте'рянн-о

расте'рянн-ость

растеря'-вш-ийся, прич.-прил.

по-растеря'ться,I

теря'-ниj-е [теряние]

за-теря'ть

на-теря'ть

пере-теря'ть

по-теря'ть

рас-теря'ть

с-теря'ть

у-теря'ть

уте'р-я

Исходным словом является слово терять, следующее слово первого уровня - теряться -является результатом присоединения к исходной основе постфикса -ся. Следующее слово второго уровня потеряться является результатом присоединения приставки по- к основе первого (предыдущего) уровня теряться. Слово растеряться является результатом присоединения приставки рас- к основе первого уровня теряться. Слово растериваться третьего уровня является результатом сочленения основы второго уровня растеряться и суффикса -ива- (с перемещением ударения) и т.д.

[ГО,П64,П81,П87,Тих] означает, что морфемный аналих слова сверен в словарях Панова Б.Т., Текучева А.В.,Потихи, З.А., Тихонова А.Н. (См. Сокращения в морфемном анализе).

 

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

ЗВУК j (й) И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

В русском языке есть среднеязычный согласный j (й) , который на письме обозначается по-разному:

а) В начале слога вместе со следующим за ним гласным он обозначается одной буквой: вместо jа (йа) пишут я , вместо jу (йу) пишут ю, вместо jэ (йэ) пишут е, вместо jо (йо) пишут ё. Например, яма, заюлить, ель, ёлка;

б) в конце слога за гласным звуком этот звук обозначается й . Например, мой , майка .

Двоякое изображение этого звука на письме иногда несколько затемняет морфологический состав слова. Следует также учесть что й в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй + ин = хозяин).

 

Приводятся только СЛОЖНЫЕ морфемы, они отделяются друг от друга пробелом. Тип морфем (морфемное членение в толковании разных словарных источников: Баранов, Панов, Тихонов, Потиха…) обозначен подчеркиванием, обычным шрифтом и курсивом: «благородный» - «благород н ый». Ссылки разъясняют источники: воз врат и ть ся - [ЛО] - Комплексный учебный словарь, воз врат и ть ся - [Бар] - Баранов М.Т. и так далее.

В словообразовательном гнезде полужирным и обычным курсивом выделяются словообразующие элементы, а также чередующиеся гласные и согласные. Вот образец такого выделения:

автома'т

автома'т(-чик)

автома'т-чиц-а

автомат-и'зм

автома'т-ик-а

пневм-о-автома'тика пневматика

теле/автома'тик(а)

телеавтомати'ч-еск-ий

 

Повторяющееся слово, например - «корм-о-ку'хня  кормить; фа'брика-ку'хня  фабрика…» и так далее - подразумевает, что можно посмотреть в словаре именно на него, как на гнездовое.

Буква «Ё-ё» обозначена в ряде случаев как курсивная Е - «Е-е».

 

Сокращения в морфемном анализе:

 

[Бар]

Баранов М.Т.

[ГО]

Панов Б.Т., Текучев А.В.

[Ефр]

Ефремова Т.Ф.

[ЛО]

Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь.

[Ол]

Оливериус З.Ф.

[П64]

Потиха З.А.

[П81]

Потиха З.А

[П87]

Потиха З.А

[РГ90]

Русская грамматика.

[СМ]

Словарь морфем русского языка. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф.

[Тих]

Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А.

[Тих2]

Тихонов А.Н.


 

 

 

СЛОВАРЬ

А

АВГУСТ

а'вгуст

а'вгуст-ов/ск-ий

 

АВТОБУС

авто бус [Тих]

авто бус [Бар]

авто'бус

авто'бус-ник

авто'бус-н-ый

автобус-о-строи'тель строить

микро/авто'бус

 

АВТОМАТ, АВТОМАТИЧЕСКИЙ

автомат [П64,П81,П87,Тих]

авт о мат [Ол]

автома'т

автома'т(-чик)

автома'т-чиц-а

автомат-и'зм

автома'т-ик-а

автома'т-н(ый)

автомат-и'чн(ый)

автомати'чн-о

автомати'чн-ость

автомат-и'ческ(ий)

автомати'ческ-и

авто/блокиро'вк(а) блок,III

авто/ру'чка ручка,II

авто/сто'п,I стоп;автостоп,II автомобиль

авто/то'рмоз тормоз

автотормоз-н-о'й

автомат-изи'рова-ть

автоматизи'ровать-ся

автоматизи'рова-ниj (й)  (й) -е[автоматизирование]

автоматиз-а'циj (й) -а

автоматизи'рова-нн-ый,прич.-прил.

де-автоматизи'ровать

пол-у-автома'т половина

полуавтомат-и'ческ-ий,2

 

АВТОМОБИЛЬ

автомобиль [ГО,П64,П81,П87]

авто мобиль [Тих]

авто мобиль [Бар]

автомоби'ль

авто',нескл.,ср.

автомоби'ль-чик

автомобил-и'ст

автомобили'ст-к-а

автомобил-и'зм

автомобил-иза'циj (й) -а[автомобилизация]

авто-дро'м

автомоби'ль-н(ый)

авто/доро'г(а) дорога

автодоро'ж-н(ый),2

автодоро'жн-ик,1

автодоро'ж-ник,2

авто/заво'д завод,II

авто/кра'н кран,II

автокран-ов/щи'к,1

автомотого'н-щик,1

авто/мото/го'нщик,2 мотоцикл,гнать

авто/мото/клу'б клуб,II,мотоцикл

автомото'р-н-ый

авто/мото/се'кция мотоцикл,секция,I

авто/па'рк парк

авто/по'езд поезд,I

авто/ра'лл(и) ралли

авторалл-и'ст,1

авто/ралли'ст,2 ралли

авто/сто'п,II стоп;автостоп,I автомат

автосто'п-ов/ец

авто/стра'да

авто/тра'нспорт транспорт

автотра'нспорт-н(ый)

автотра'нспортн-ик,1

авто/тра'нспортник,2 транспорт

авто/тра'сса трасса

авто/ши'на шина

 

АВТОР

а'втор

а'втор-ств-о

а'втор-ск(ий)

а'вторск-ие,сущ.

со-а'втор

соа'втор-ств-о

соа'втор-ск-ий

автор-изова'-ть

авториз-а'циj (й) -а,1[авторизация]

авторизо'ва-нн-ый,прич.-прил.

автор-изи'рова-ть

авторизи'ровать-ся

авториз-а'циj (й) -а,2

авторизи'рова-нн-ый,прич.-прил.

 

АГРЕССИЯ

агресс и я [Бар,ГО,П64,П81,П87,Тих]

агре'сс(и-я)[агрессиj (й) -а]

агре'сс-ор

агресс-и'вн(ый)

агресси'вн-о

агресси'вн-ость

 

АГРОНОМ, АГРОНОМИЯ

агроно'м(и-я)[агрономиj (й) -а]

агроно'м

агроно'м-к-а

агроно'м-ш-а

агроном-и'ческ(ий)

агрономи'ческ-и

 

 

АДРЕС

а'дрес

адрес-о'к

адресо'ч-ек

а'дрес-н-ый

адрес-ова'-ть

адресова'ть-ся

адресова'-ниj (й) -е[адресование]

адрес-а'т

адреса'т-к-а

адрес-а'нт

адреса'нт-к-а

адресова'-ль/н-ый

 

АКАДЕМИЯ

академ и я [Бар,ГО,П64,П81,П87]

акаде'м(и-я)[академиj (й) -а]

акаде'м-ик

академ(-и'зм)

академ-и'ст,1

академ-и'ст,2

академ-и'ческ(ий)

академи'ческ-и

академ-и'чн(ый)

академи'чн-ость

 

АКТИВНЫЙ I

актив н ый [Бар,П64,П81,П87,Тих]

акти'в,IЧастьбаланса.Актив,II активный,II

акти'в-н-ый,I, активный,II

 

Информация о работе Словообразовательный словарь