Смеховая культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Соответственно, хронологические рамки должны ограничивать привлекаемую источниковую базу периодом древнерусского государства, но задачи проводимого исследования тре-буют более расширенной хронологии. Она позволит лучше понять проникновение смеховой культуры в различные стороны духовной сферы общества. Это вполне допустимо в свете особенностей древней и средневековой русской праздничной традиции, даже после принятия христианства сохранившей в почти неизменном виде свои древнейшие напластования. Поэтому здесь будут использованы мате-риалы, относящиеся к 15-19 вв. Целью данной работы является рассмотрение смеховой культуры Древней Руси в различных её проявлениях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Смех в Древней Руси как отражение мировоззрения
1.1 Характеристика и функции смеха в Древней Руси……………………5
1.2 Смех как зрелище: святочный и масленичный смех, юродство……..11
2. Русские скоморохи
2.1. Происхождение скоморохов, их роль в русском обществе…………...18
2.2. Искусство скоморохов…………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы………………………...32

Файлы: 1 файл

СМЕХОВОЙ МИР В ДРЕВНЕЙ РУСИi.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Искусство  скоморохов.

 

Существование «походных» (т.е. бродячих) скоморохов датируется документами с 16 века в Судебнике 1589 года. Там есть статья, которая устанавливает размер «бесчестья» (т.е. оскорбление) скоморохам. «Описной» скоморох ценился в 2 раза выше, чем «неописной», а «неописной» - в 20 выше, чем «походный», что видно из установленных штрафов. «Походные» скоморохи, как видно, ценились меньше остальных.

В Судебнике  не отражены скоморохи, жившие «за господами». Они не попадали ни в какие книги и не платили никаких податей. Они заслуживают упоминания ещё и потому, что они раньше могли «ходить» по окрестным селам и деревням группами для дополнительных заработков. И здесь они терпят определённые притеснения (на основании челобитной царю Михаилу Фёдоровичу скоморохов князей Шуйского и Пожарского 1633 года).

Любопытно также  рассмотреть взаимосвязь искусства  скоморохов с театром. Важно определить различия между странствующими и осёдлыми скоморохами. Попутно стоит отметить, что театрализованные зрелища появились гораздо раньше театра. Поэтому так важна роль скоморохов в формировании русского театра,  т.к. в нём проступают народные элементы скоморошичьих гуляний.

Осёдлые скоморохи, как уже говорилось выше, большей частью были заняты в дни праздников, на свадьбах, братчинах. Со временем в праздниках и обрядах происходили изменения, но этот процесс шёл относительно медленно. Поэтому есть основания полагать, что каждому празднику или обряду соответствовали строго определённые песни, танцы, игры. Это был основной материал, из которого состояли ненавистные церкви народные игрища. Заранее определённый порядок определял характер и отличительные черты искусства осёдлых скоморохов. Сюжет каждого игрища был досконально известен каждому его участнику. Можно предположить, что у скоморохов были закреплённые функции, определённые обязанности. Например, скоморохи созывали народ на гулянья. Несмотря на жёстко установленные традиции, игрища давали скоморохам и участникам возможность импровизировать.

Условия «походных» скоморохов существенно отличались от «оседлых», т.к. они были вне зависимости  от праздников, вне рамок игрищ и обрядов. Их постоянные переходы не определяли чёткой устойчивой традиции. А необходимость зарабатывать ежедневно на хлеб исключало возможность участвовать только в игрищах и праздниках и побуждала скоморохов этого вида придумывать особый репертуар.

Походные скоморохи, судя по всему, совсем не были связаны  с народными играми, которые имели большое значение в становлении русского народного театра. Игры больше, чем песни и танцы, приурочены к определённому времени. Разность условий походных и осёдлых скоморохов определили итог их деятельности. Например, различие форм, в которых проявлялось творчество скоморохов. Походные скоморохи стали хозяевами таких прообразов театра как «Петрушка», медвежья потеха, раек, т.е формы, дающие возможность выступать без долгой подготовки.

Оседлые скоморохи  более активно участвовали в  создании русского народного театра за счёт игрищ. Высшими его формами стали спектакли «Царя Максимилиана» и «Лодки» и театр живого актёра.

Внимание походных скоморохов именно к этим видам театральных  представлений объясняется их популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи. Существует множество описаний такого рода потехи: «Приход вожака с медведем ещё очень недавно составлял эпоху в деревенской заглушной жизни: все бежало к нему навстречу – и старый и малый…».

Популярность  данного представления определялась не только любопытством, т.к. образ медведя у русских вызывал целый круг представлений, идущих от язычества. Во внутреннем строе «Петрушки» много общего с представлениями с участием учёного медведя. В обоих случаях людей должна была привлечь необычность этого зрелища. Медвежья потеха и кукольное представление – это сплав необычного с традиционным. Традиционное здесь – это использование уже знакомого юмора, сатиры, пародии.

Тексты скомороший можно найти, например, в знаменитом "Сборнике Кирши Данилова". Здесь мы приведем "Небылицу", записанную от знаменитой сказительницы М.Д. Кривополеновой:

«Небылица в лицах, небывальщина,

Да небывальщина, да неслыхалыцина.

Старину спою да стародавнюю,

Да небылица в лицах, небывальщина,

Да небывальщина, да неслыхалыцина.

Ишша сын на матери снопы возил,

Вот снопы возил, да все коноплены.

Как стара матерь да в корню была,

Молода жена да в пристяжи была (т.е. обе были в упряжи. - А.Ю.).

Как стару матерь да попонюгивал (т.е. понукал),

Мол оду жену да присодерживал.

На гори корова белку лаяла,

Ноги расширя  да глаза выпуча.

Ишша курица под осеком траву секет (т.е. в  загоне для скота),

Как овца в гнезде да яйцо садит.

По поднебесью да сер медведь летит.

Он ушками, лапками  помахивал,

Он черным хвостом  да принаправливал.

По синю морю да жернова плывут,

Жернова плывут, да туг певун поет.

Как гулял гулейко  сорок лет за печью,

Ишша выгулял  гулейко в лоханка воду:

"А не то  ли, братцы, все сине море?"

Как увидел гулейко, из чашки ложкой шти хлебают:

"А не то  ли, братцы, корабли бежат,

Корабли бежат, да все гребцы гребут?!»

Скоморохи часто  пародировали церковные службы. На  причастность их к данному виду пародии  доказательством может служить  пословица «Где поп с крестом, там и скоморох с дудою», а также  весьма неприязненное отношение  церкви к скоморохам. Пародия и фарс также являлись отличительными признаками ряжения.

Для ряженых  особую роль играет принцип «наоборот». Как мы уже отмечали выше, данный принцип можно отнести ко всему смеховому миру Древней Руси. Приведём пример одного описания игры ряженых, чтобы лучше понять эту особенность: «Когда в избах запылают лучины или зажгутся сальные свечи, молодые парни, бабы, и девки затевают наряжаться. Наряды для этого маскарада очень недороги, и всё нудное под руками. Бабы одеваются стариками, парни старухами, девки цыганками, и всё-то подчас так оденутся, что просто ни на что непохоже; но главных условий два: первое, чтобы нарядиться как можно уродливее и смешнее, а второе, чтобы наряженного не скоро могли узнать. Выворачивается шерстью вверх овчинная шуба, нередко сшитая вперемежку из овчин чёрных и белых; за спину набивается солома, представляющая горб; длинная, всклоченная борода и всклоченные волосы подвязываются из пакли; вместо кушака, обрывок верёвки, в руках – дубина, и старик готов. Иная баба ухитряется надеть шушун руками на ноги, а полы подвяжет под шею; иной молодец завернётся в дырявую и грязную дерюгу; другой, напялив на себя мешок, уберёт голову в мочалы или оденется домовым, чёртом и т.п., и все-то личины в этом роде; но вымыслам и конца нету, а потому исчислить все наряды невозможно. Наряженные ходят по избам и, сообразно принятым на себя личинам, говорят не своим голосом, шутят, острят и возбуждают непринуждённые, иногда чуть не истерически порывы хохота. Войдя в избу и поприветствовав хозяев, наряженные поют и пляшут, и пляски эти своим безобразием и изобретательностью совершенно соответствуют нарядам. Старик выделывает удивительные и преотчётливые фигуры ногами, но кончает тем, что от мнимого изнеможения и усталости спотыкается и летит на пол вверх тормашками. Иная сухая старуха, с угловатыми движениями, обыкновенно разыгрываемая рослым детиною, сначала пляшет скромно и жеманно, но потом пускается вприсядку или кувыркается через голову…».

Мы достаточно подробно остановились на чертах пародии, потому что они являлись благоприятными для того, чтобы их переняли скоморохи. Рассмотренный пример также даёт основание для правомерного сближения ряженых и скоморохов. Если же предположить, что скоморохи были первыми ряжеными, то можно говорить о том, что скоморохи стояли у истоков становления русского театра. В пользу данного факта свидетельствует участие скоморохов в святочных игрищах, в которых обычно участвовали и ряженые.

 

 

Заключение

 

Цель данной работы – рассмотреть смеховую культуру Древней Руси в различных её проявлениях – была достигнута. В процессе проведения исследования была дана характеристика «смехового мира», определены его основные черты и функции. Описана связь смеха с традиционными народными празднествами, вопрос взаимоотношений смеха и церковной культуры был также освещен.

Из выявленных форм проявления смеховой культуры скоморошество  было подвергнуто более тщательному  изучению. Являясь своеобразным культурным феноменом Древней Руси, скоморохи отличались в общественном и социальном аспектах от обывателей. Отдельного внимания заслуживает искусство скоморохов, которое не только сохранило древнейшую устную традицию, но и стало основой формирования театра.

Написание данной работы существенно расширило спектр представлений автора о культуре Древней Руси и позволило познакомиться с народными истоками, пожалуй, самого популярного на сегодняшний день жанра – комического.

 

Список использованной литературы

 

  1. Адрианова-Перетц, В.П. Русская демократическая сатира 17 века / В.П. Адрианова-Перетц. – М., 1977. – 255 с.
  2. Адрианова-Перетц, В.П. Очерки по истории русской сатирической литературы 17 в. / В.П. Адрианова-Перетц. – М.-Л., 1937. – 264 с.
  3. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М., 1965.
  4. Белкин, А.А. Русские скоморохи / А.А. Белкин. – М., 1975. – 192 с.
  5. Берков, П.Н. Русская народная драма 16-20 вв. / П.Н. Берков. – М., 1953. – 355 с.
  6. Богатырёв, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырёв. – М., 1971. – 544 с.
  7. Лихачёв, Д.С. Смех как мировоззрение // Смех в Древней Руси. – М., 1984. – 296 с.
  8. Лихачёв, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачёв. – Ленинград, 1971. – 414 с.
  9. Панченко, А.М. Смех как зрелище // Смех в Древней Руси. – М., 1984. – 296 с.
  10. Понырко, Н.В. Святочный и масленичный смех // Смех в Древней Руси. – М., 1984. – 296 с.
  11. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. – М., 2000. – 1

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Смеховая культура Древней Руси