Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, контрольная работа
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.
Введение
I. Теоретические аспекты социализации
1.1. Основные положения теории социализации
1.2. Фазы социализации
1.3. Основные подходы к периодизации социализации
II. Социализация молодежи в современном обществе
2.1. Каналы социализации современной молодежи
2.2. Механизм социализации молодых людей
Заключение
Список литературы
Теперь
разобравшись с теоретическими предпосылками
каналов социализации можно перейти
к освещению проблемы факторов оказывающих
влияние на социализацию молодежи в современном
обществе.
На
основе вышеназванной типологии
можно выстроить иной иерархический
ряд социальных факторов, определяющих
вектор процесса социализации, например,
студенческой молодежи.
Факторы
макроуровня - социально-экономические
и социально-политические процессы,
протекающие в обществе в целом.
От них непосредственно зависит
возможность освоения молодым поколением
ценностных идеалов и норм, декларируемых
обществом.
Факторы
среднего уровня - система высшего
образования, реформирование которой
должно скорректировать мотивацию
обучения в высшей школе и смысл
образовательной деятельности.
Наконец,
к факторам микроуровня можно
отнести влияние процесса организации
учеб-ной деятельности в вузе, Студенческую
группу, преподавательский состав вуза.
От этой группы причин непосредственно
зависят характер и содержание воспитательного
процесса в вузе.
Выделенные
три группы факторов должны друг друга
дополнять и резонировать. Однако такое
их гармоничное взаимодействие не является
обязательным: возможно и противоречие
этих факторов. В условиях системного
кризиса российского общества, бесспорно,
домини-рующая роль в процессе социализации
принадлежит факторам макро и мезоуровней.
Большой интерес представляет не только
изучение конкретного развертывания процесса
социали-зации, но и анализ его противоречий.
Рассмотрим
эти факторы более подробно. Быстрые
темпы радикальных перемен в
жизни современных народов, усиление
вероятностных и стохастических тенденций
в социальном бытии населения Земли делают
жизнь любого общества подверженной многочисленным
социальным рискам и особенно актуализируют
процессы выживания человечества; в связи,
с чем на первый план выходит проблема
социализации молодежи, главного богатства
любого общества.
Появление
новых и радикальное изменение
традиционных каналов социализации
подрастающих поколений в обществе
с необходимостью ставят вопросы
о смысле и существе процесса социализации,
о сходстве и различии в процессах воспитания,
образования и обучения подрастающих
поколений, о современной молодежи, существенно
отличающейся от молодежи предшествующего
времени.
В последние
десятилетия в современной
В условиях
современной Украины, наблюдается
постоянно сокращающаяся
В настоящее
время изменилась роль традиционных
и новых каналов социализации
молодежи, каждый из наиболее значимых
социальных институтов, осуществляющих
социализацию молодежи постсоциалистических
стран, существенно изменился в условиях
транзитивности: семья становится более
нестабильной и малодетной, коммерциализируются
все звенья системы образования, которое
становится сервисноориентированной
сферой деятельности, а не главной формой
трансляции культуры подрастающим поколениям.
Само образование в либерально-демократическом
обществе перестает быть обязанностью
подрастающих поколений, но не приобретает
статуса правовой нормы, в связи с затянувшейся
реформацией системы образования практически
во всех постсоциалистических странах.
На мой взгляд, маркетизация образования
особенно высшего в условиях, когда большая
часть общества являются относительно
бедными, принимает обличье паразитизма,
некой формой общественного каннибализма.
Кроме того, коммерциализация образования
нарушает законодательно закрепленные
принципы его гуманизации и демократизации,
поскольку разрушает равенство шансов
в приобщении к знаниям и культуре, углубляет
имущественное и социальное неравенство
в обществе.
Высшее
учебное заведение в том виде
существующей сейчас - это учебное
заведение для хорошо
Реальностью
украинского общества в первой половине
90-х гг. ХХ в. стало включение Украины
в глобальное информационное пространство.
Средства массовой коммуникации, включающей
все виды информации, функционирующие
в этом пространстве, созданном при
помощи новых технологий (мультимедиа,
аудиовизуальные средства коммуникации),
стали важнейшим агентом социализации
молодежи. Они распространяют и популяризируют
определенные образцы, стили и нормы поведения,
моделируют и внедряют в массовое сознание
образ реальности, к которой необходимо
стремиться. Напрямую такое воздействие
осуществляется через рекламу.
Следует
заметить, что влияние телекоммуникации
можно оценивать и как
Повседневная
деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за
чрезмерного воздействия аудиовизуальных
средств информации, компьютерных игр
и т.п., вытесняющих свободное мышление,
индивидуальность мышления, социальное
общение.
Принципиальное
отличие советского телевидения от нынешнего
украинского иллюстрирует трансформацию
одной из сторон социальной действительности.
Но воспитанный на доверии к СМИ, человек
украинского общества, склонный доверять
информации, не сразу оказался готовым
отобрать из нее нужное для себя.
Распространенным
феноменом украинской действительности
стала молодежная субкультура, представляющая
собой полифункциональное явление,
отвечающее сущностным потребностям развития
личности, и, прежде всего, потребности
в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека
в некое социокультурное сообщество. Возрастные
группы, которые оформляются как носители
молодежной субкультуры, становятся социализирующим
фактором. Их роль возрастает тогда, когда
основные институты, обеспечивающие социализацию
молодежи (семья, школа, общественные организации,
СМИ), пропагандируют весьма разнообразные
и отличные друг от друга ценности и модели
поведения, что осложняет процесс поиска
себя, обретения социального статуса.
Таким
образом, из всего вышесказанного можно
сделать генеральный вывод, что среди
новых каналов социализации молодежи
наибольшее значение приобретают СМИ
и Интернет. В роли мощных каналов социализации
выступают аудиовизуальный мир: телевидение,
реклама, игровые технологии современных
СМИ, а также деятельность радикально
изменившихся социальных организаций.
В противовес глобальным развиваются
и усиливаются региональные и локальные
традиции в современной духовной культуре
подрастающих поколений, что необходимо
учитывать в процессе работы с молодежью.
2.2. Механизм
социализации молодых людей
Говоря
о влиянии названных социальных
факторов, необходимо отметить, что
они проявляют себя через особый
рефлексивный механизм социализации молодых
людей. Этот механизм выступает как
его внутренний диалог, своеобразная
автокоммуникация, в рамках которой они
анализируют, оценивают, принимают или
отвергают «предлагаемые» им
социальными факторами нормы, стандарты,
ценности, правила. Сам этот диалог наедине
с собой можно, вероятно, представить в
двух планах: как мысленный разговор с
другими людьми (которые как бы представляют
собой социальные факторы социализации:
семью, дружескую микросреду, общественные
институты и организации, СМИ, трудовые
и учебные коллективы и т.д.) и с различными
собственными Я.
По
мнению социологов, существуют не только
рефлексивный, но и другие механизмы
социализации. При этом под таким
механизмом следует понимать определенное
соединение, «сцепление» факторов, характеризующих
условия социальной среды, с факторами
внутриличностными. В этом смысле говорят
о традиционном механизме, представляющем
собой процесс усвоения молодыми людьми
норм, ценностей, эталонов поведения семьи,
ближайшего социального окружения (товарищеского,
профессионального, досугового и другого).
Называют межличностный механизм социализации,
означающий процесс общения молодого
человека со «значимыми другими» (родителями,
педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями).
Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть,
что общение со «значимыми другими» из
определенных социальных групп и организаций
и их влияние на социализирующуюся личность
не идентично воздействию, оказываемому
этой группой или организацией в целом.
Еще
один механизм социализации молодых
людей имеет название стилизованного,
поскольку связан со стилем жизни группы
людей, характеризующихся определенной
субкультурой - комплексом морально-психологических
и поведенческих черт, типичных для тех
или иных молодежных групп. Субкультура
способна надолго стать мощным социализирующим
фактором в той степени, в какой ее носители
окажутся представителями референтной
группы для данной личности.
Особо
следует сказать об институциональном
механизме социализации, что означает,
как это следует из самого термина,
социализацию личности в процессе ее
взаимодействия с социальными институтами,
созданными как специально для этой цели,
так и попутно реализующими ее в ходе своей
деятельности. К числу первых следует
отнести, прежде всего, институты образования
и воспитания, к числу вторых - производственные,
политические, учебные, религиозные, досуговые
институты, СМИ и другие.
Значение
социальных институтов для процесса
социализации молодых людей состоит,
прежде всего, в том, что под их
влиянием, в результате предлагаемых
образцов поведения происходит усвоение
тех или иных социальных ролей, норм,
ценностей. Конечно, в первую очередь здесь
наибольшее влияние на личность оказывают
институты семьи, образования и воспитания.
Однако с точки зрения задач социализации
они не тождественны в своих функциях.
Если в семье происходит освоение личностью
социокультурных стандартов и общечеловеческих
норм и ценностей, то в рамках институтов
образования происходит освоение знания,
аккумулированного в нем социального
опыта, реализация способностей и дарований
личности.
Таким
образом, можно сделать вывод, что молодой
человек формируется как личность по мере
того, как развиваются его социальные
качества, определяющие его как члена
конкретно-исторического общества. Социализация
подрастающего поколения должна быть
опережающей, учитывающей возможные в
будущем изменения. Существуют, как минимум,
три системы социализации - «врастания» молодых в мир взрослых.
Первая - так называемая направленная
социализация. Ее создает социальная система.
Вторая - система «стихийной» социализации. Сюда
относят обычно как все то, что обобщают
словом «улица»
(детские и
подростковые компании), так и влияние
средств массовой информации, книг, искусства,
и т.д. И третья система - самовоспитание
личности, ее способность к принятию грамотных
решений.
Информация о работе Социализация молодежи в современном обществе