Социо-культурное развитие Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:35, реферат

Описание работы

Пластическое искусство эпохи династии Хань и его особенности всвязи со сменой «эпохи». На время эпохи династии Хань приходится подъем культурного уровня страны. Развивается музыка, архитектура, пластическое искусство. На мой взгляд, это происходит благодаря тому, что Ханьские императоры, в отличие от императоров Циньской эпохи, за основу своей политики берут не доктрину легизма, а заменяют ее конфуцианскими идеями с небольшими элементами легистских. На мой взгляд, именно с изменением основной доктрины связано то, что искусство того времени становится более реалистичным.

Файлы: 1 файл

Социо-культурное развитие эссе.docx

— 25.12 Кб (Скачать файл)

Пластическое искусство  эпохи династии Хань и его особенности всвязи со сменой «эпохи».

На время эпохи династии Хань приходится подъем культурного уровня страны. Развивается музыка, архитектура, пластическое искусство. На мой взгляд, это происходит благодаря тому, что Ханьские императоры, в отличие от императоров Циньской эпохи, за основу своей политики берут не доктрину легизма, а заменяют ее конфуцианскими идеями с небольшими элементами легистских.

На мой взгляд, именно с изменением основной доктрины связано  то, что искусство того времени  становится более реалистичным. До сих пор в пластическом искусстве и архитектуре превалировали абстрактные предметы, люди, животные, которые имели лишь отдаленное сходство с реальным предметом. Еще одной особенностью, связанной с принятием конфуцианства в качестве официальной идеологии можно считать появление в искусстве символизма. Так, изображение коня уже не является простым отображением реальности, но обозначает некий символ, связанный с силой и мощью объединенного государства. Например, изваяние коня на погребении военачальника в провинции Шэньси является символом победы ханьского народа над степными кочевниками сюнну. Были еще два образа, которые связывались с объединением Китая, такие как воин в доспехах и обмундировании и чиновник.

Верования ханьского населения впитали в себя обычаи, устои и традиции различных времен. Наиболее важным в религиозном сознании людей того времени был культ предков и мысли о жизни души после телесной смерти человека. Жители Поднебесной полагали, что император является олицетворением Божественной власти на земле. На мой взгляд, именно поэтому с помощью таких верований многим императорам удавалось держаться у власти, таким образом они старались обосновать легитимность своей власти.

Гробницы строились по принципу взаимодействия пяти элементов, их оберегали соответствующие животные-символы. Верования ханьцев в потусторонний мир сильно повлияли и на погребальный культ, который весьма отличался в зависимости от положения умершего в обществе и его близости к правящей верхушке. До наших дней дошли в основном погребальные сооружения богатых и знатных людей, проживавших в центральных провинциях Китая.

Гробницы строились, как  под землей, так и в специально вырубленных в скалах местах. Снаружи  захоронение уже не выглядит, как  возвышение, на поверхности начинают воздвигать различные статуи, которые  служили стражами гробниц, каменные пилоны, которые обозначали границу  между миром живых и миром  мертвых.

Ярчайшими примерами ханьского пластического искусства являются каменные пилоны. Они воздвигались около входа в гробницу по несколько штук с каждой стороны. В высоту они достигали около двух с половиной метров. В каждой провинции они были разных форм, на мой взгляд, это было связано с климатическими особенностями и особенностями исторического развития верований в разных областях. Например, Сычуаньские пилоны отличались вытянутостью вверх и стройностью форм, в основании которых лежит квадрат. Во всю высоту они украшались росписью т рельефами.

Также при входе в погребения ставились стражи могил, которые, на мой взгляд, также являлись покровителями  умерших в загробном мире.  Иногда они изображались в виде воинов, чиновников, единорогов, но чаще всего  это были львы, выполненные из песчаника. Самым великолепным таким львом  был лев из черного мрамора, который, как правило, изображался с открытой пастью и видом, готовым к прыжку. Это как раз и подтверждает мою теорию, о том, что этот лев  готов в любую минуту броситься  на защиту своего подопечного в загробном  мире.

Сюжетами для каменных рельефов были мифы, сказки, верования  о сторонах света. Так, часто на рельефах изображались тигр, черепаха, феникс и  дракон, которые символизировали  четыре стороны света. Феникс был  гордым символом юга с раскрытыми крыльями. Еще одной популярной тематикой  были сцены из жизни простых людей, охоты, королевских приемов. Стены погребений покрываются живописью. На росписях показаны динамичные сюжеты из жизни людей. Лица плоские, отсутствует понятие перспективы. Используются яркие цвета – красные, голубые, оранжевые.

Еще одним важным элементом  погребального культа были глиняные статуэтки небольшого размера. Часто  они изображались в форме воинов. На мой взгляд, это было связано  с традициями, сохранившимися от эпохи  Цинь, где военная сила занимала важнейшее место в государстве. Другим распространенным образом глиняных статуэток была женщина-служанка. Их чаще всего находили в гробницах наиболее зажиточных людей, в основном женщин. Эти фигурки, как правило, делали обнаженными и надевали на них одежду из ткани, которая до наших дней, к сожалению, не сохранилась. Зачастую такие фигурки находили не в самих гробницах, а в помещениях, окружавших центральную часть. На мой взгляд, так обозначалась знатность и статус захороненного человека.

Одним из наиболее популярных образов, изображаемых на барельефах в  храмах предков и погребениях, был  образ Фуси и Нюйва. Для начала необходимо сказать, что барельефами их можно назвать лишь условно, таккак они были практически абсолютно плоскими.

Ханьцы считают, что Фуси и Нюйва являются их прародителями. Но возникает вопрос – почему в эту эпоху данный образ становится столь популярным, а ранее вовсе не упоминался. На мой взгляд, это связано с тем, что мифология Китая появляется позже философии. До эпохи Чжоу китайское население старалось объяснять многие вопросы, в том числе и сотворение человека с философской, рациональной точки зрения. Но, когда произошла смена династии в эпоху Чжоу, появилась необходимость объяснения легитимности власти. С этим и было связано появление верования мандат Неба, даровавшийся только самым достойным. Затем придумывают легенду о существовании династии Ся, так начинается складывание китайской мифологической картины.

Процесс формирования мифологии  заканчивается только в эпоху  Хань, когда были созданы образы божеств Фуси и Нюйва – творцов человечества.

Наибольшее количество рельефов с изображением божественной пары найдено в провинциях Сычуань и Шаньдун. Я не вижу четкой связи между этими двумя образами. Нюйва считается богом-демиургом, а Фуси покровителем культуры и искусства. Единственное, что их объединяет – антропоморфный вид с человеческой головой и хвостом змеи. Но в пластическом искусстве данные существа часто изображаются вместе с переплетенными между собой хвостами.

Выделяют два основных вида культовых сооружений – подземные  гробницы-камеры и храмы предков. Больший интерес применительно к данной тематике представляют храмы предков, так как там находят наибольшее число рельефов с изображением божественной пары.

Наиболее ранний пример найден в провинции Шаньдун. Изображение принадлежит к 61 г. до н. э. На барельефе мы видим божеств со сплетенными между собой хвостами, когтями. Фуси – это мужской бог, на голове у которого головной убор, а в руке ворон – символ солнца. Согласно канону того времени божества изображены в профиль, изображение на плоскости и весьма условно, перспектива отсутствует.

Образы Фуси и Нюйва нетрудно узнать по отличительным чертам – измерительные приборы в руках, голова человека, хвост змеи. Они были или проводниками людей в загробный мир, или защищали души умерших в потустороннем пространстве.

Позже их стали изображать с другими существами вместе в  одной композиции. Например, найдены  барельефы, где с ними изображены совершенномудрые правители. Также был найден рельеф, на котором между Фуси и Нюйва изображено существо с таким же змеиным хвостом только маленькое. На мой взгляд, это доказывает представление ханьцев о том, что эта божественная пара были покровителями плодородия и прародителями человеческого рода. Также иногда их называют первыми совершенномудрыми правителями.

Иногда на рельефах можно  видеть, как они держат в руках  луну солнце, что символизирует мироустроительную функцию инь и янь. Я считаю, что именно поэтому Фуси изображают в западной части погребения, а Нюйву в восточной.

К концу эпохи Хань Фуси и Нюйва теряют популярность. Их начинают называть одними из совершенномудрых правителей или включают в свиту других богов.

Искусство было развито неравномерно. Наибольшее число предметов пластического  искусства находят именно в провинциях Шаньдун и Сычуань. На мой взгляд, это связано с тем,  что эти районы были наиболее развиты в экономическом плане, и здесь жила зажиточная  аристократия.

Ханьская храмовая архитектура практически не отличалась от светской. И те и другие состояли из нескольких прямоугольных зданий, обнесенных изгородью, во дворе которых разбивали сады. Среди многих зданий главным считалось самое дальнее от входа. Храмовые комплексы отличались тем, что строились на возвышенностях или специально построенных каменных постаментах. Еще одним отличием дворцовых комплексов можно назвать их размеры. Иногда они были сопоставимы с размерами небольших городов.

В это время уже строили  многоэтажные дома. Крыши зданий были покрыты цветной черепицей, каждый ряд которой завершался узорным  рельефом. Сначала возводился фундамент, затем вертикальные столбы. Это было основным отличием китайской архитектуры  от европейской. Стены здесь не имели несущей функции. Вертикальные балки соединялись с горизонтальными, на которые крепилась тяжелая многоярусная крыша. Для поддержания такой крыши были придуманы доу-гуны, которые равномерно распределяли вес и обеспечивали прочность строения. Доу-гуны и их украшения станут важной особенностью китайской архитектуры.

Подводя итог, необходимо сказать, что после затянувшейся стагнации культуры в эпоху Цинь, ханьская культура была прорывом, который был напрямую связан со стабилизацией экономической и политической. Культура эпохи Хань определила тенденции развития культуры Китая на несколько столетий вперед.

Список использованной литературы.

    1. Бай Юй. Иконография образов хтонических божеств Фуси и Нюйва на погребальных барельефах периода Дун Хань // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 126. С. 332-337.
    2. Виноградова Н.А. Искусство  Китая. – М.,1988.
    3. Ломбар Д. Императорский Китай. – М.: Астрель, 2004. – 192 с.
    4. Майкл Леве. Китай династии Хань. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2005. – 224 с.
    5. Духовная культура Китая : энцикл. / гл. ред.: М.Л. Титаренко ; Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока. - М. : Вост. лит. - В 5 т.- Т. 6 (доп.) : Искусство : [архитектура, каллиграфия, живопись, ремесло, музыка, танец, театр и кино]. - 2010. - 1031 с.
    6. Чэнь Юйлин. Керамические погребальные статуэтки эпохи Хань // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 119. С. 288-294.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социо-культурное развитие Китая