Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 20:25, доклад
Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20 столетия.
Социологические взгляды Г. Спенсера
Английский исследователь Герберт Спенсер
(1820-1903) – продолжатель контовской, позитивистской
линии в философии и социологии, основатель
органической школы в социологии, сделавший
во второй половине 19 в. новый крупный
шаг вперед на пути становления социологии
как самостоятельной науки, особенно в
области системного и структурно-функционального
подхода к изучению общества. Его главный
труд «Основания социологии» (1896) содержал
идеи и принципы, надолго пережившие их
автора и очень часто заимствованные многими
крупнейшими социологами 20 столетия.
В основе соц. взглядов Спенсера лежали
2 исходных положения, тесно связанных
с дарвинским учением:
1)Понимание общества как соц. организма,
подобного биологическому организму и
подчиняющегося тем же самым законам организации,
функционирования и развития.
2)Учение о всеобщей эволюции, согласно
которому любое явление неорганического,
органического и надорганического мира
представляет собой часть общего процесса
эволюции, поскольку существует только
одна эволюция, совершающаяся одинаковым
образом повсюду.
Проводя постоянную аналогию между биологическими
и соц. организмами, Спенсер выделяет такие
общие их черты, как рост и усложнение
структуры, дифференциация функций и усиление
их взаимодействия со структурой. Взаимоотношения
между общественными структурами подобны
взаимодействию органов живого организма.
Между тем общество – сверхорганизм, т.к.
в нем индивид меньше зависит от соц. целого
и общество как целое, состоящее из отдельных
индивидов, служит благу своих членов.
Главное для Спенсера – непосредственное
изучение не общества как целого, а личности
и других его структурных элементов, их
черт и взаимодействий. Его социологические
взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического
подхода к изучению общества и его эволюции.
Натуралистические идеи Спенсера неотделимы
от его эволюционизма в социологии.
Предмет социологии – изучение роста,
развития, строения и отправления общественного
агрегата. Эволюция – источник любого
природного и общественного явления, в
основе – проявление и взаимодействие
двух противоположных процессов: интеграции
и дезинтеграции, т.к. эволюция – интеграция
вещества и рассеяние движения.
Соц. эволюция выступает как автоматический
в общем и целом предопределенный процесс
чередования развития и разложения определенных
обществ. В соответствии с этим Спенсер
классифицировал общества по степени
их сложности, а соц. прогресс видел в последовательном
подъеме на все более усложненные ступени
организации общества. В этой связи он
подразделял общества на:
-- простые,
-- сложные,
-- вдвойне,
-- втройне сложные,
исходя из того, что, чем более развито
общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано
в структурном и функциональном отношениях.
Другая классификация общества связана
с разграничением их общественной организации
в зависимости от характера господствующей
в ней деятельности. Спенсер различал:
-- воинственные и
-- индустриальные типы обществ.
В первых общественная организация основана
на жесткой иерархической структуре, разветвленном
аппарате, высокой централизации, индивид
реально лишен свободы, растворен в обществе.
Во вторых – преследуются преимущественно
не внешние, а внутренние мирные цели,
главной задачей государства выступает
воспитание членов общества, а на смену
насилию и принуждению приходят убеждение
и право. Переход от первого ко второму
обществу происходит в результате нормальной
соц. эволюции. Спенсер выступил против
революционных общественных перемен,
был сторонником общественного развития,
сохранения существующей общественной
системы как естественного состояния
общества, вытекающего из закона эволюции
природы и общества. Он был противником
принципов социализма, считая ненужным
устранение конкуренции, неравенства.
Заслуга Спенсера в социологии состоит
прежде всего в том, что ему впервые удалось
развернуто и глубоко для своего времени
разработать системный подход применительно
к обществу и соединить его с эволюционизмом.
Он первый использовал такие важнейшие
категории социологии, как соц. система,
соц. структура, соц. функция, соц. институт,
соц. контроль. Выдвинув на первый план
изучение структуры общества и функций
ее элементов, Спенсер заложил основы
структурно-функционального направления
в социологии, получившего позднее широкое
распространение и влияние (Парсон, Мертон).
Историческая ограниченность учения Спенсера
проявилась прежде всего в его биологизме,
механизме и эволюционизме. Их недостаточность
и ограниченность обнаружилась уже к концу
19 в., что вызвало критику его взглядов
как со стороны естествоиспытателей, так
и философов, обществоведов и социологов.