Содержание
Введение
1. Общая оценка специфики советской
культуры
2. Основные этапы развития советской
культуры
2.1. Советская культура в первое
послеоктябрьское десятилетие
2.2. Отечественная культура
в период тоталитаризма
2.3.Великая Отечественная война
в истории отечественной культуры
2.4. Культурная политика периода
"Застоя"
Заключение
Список использованной литературы:
Введение
Культура России всего ХХ
века - неотъемлемая часть европейской
и мировой культуры. Этот период является
одним из наиболее сложных для изучения.
Чем обусловлены эти сложности? Прежде
всего общими факторами, определяющими
специфику социально-культурного процесса
в это время. Россия пережила за ХХ век
две мировые войны, ощутила на себе влияние
научно-технического прогресса, переход
к информационной цивилизации. В этот
период значительно ускорились культурные
процессы, взаимовлияние культур, стилевая
динамика. Сложность анализа советской
культуры в новейшее время состоит еще
и в том, что всегда легче давать оценку
эпохе, отстоящей от исследователя на
много десятилетий, а еще лучше - веков.
Современникам труднее разглядеть тенденции,
которые станут очевидны позднее, окажутся
более понятными для наших потомков.
Культура советского периода - сложное
и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать
только как процесс бездумного воспевания
коммунизма и руководящей роли Коммунистической
партии. Духовная культура советского
периода - это и "официально" признанная
культура, и культура, находившаяся как
бы "в тени", это культура диссидентства,
наконец, это культура русского зарубежья.
Россия в ХХ веке выступила в качестве
катализатора социально - культурных процессов
на планете. Октябрьская революция привела
к расколу мира на две системы, создав
идеологическое, политическое и военное
противостояние двух лагерей, 1917 год радикальным
образом изменил и судьбу народов бывшей
Российской империи. Это все необходимо
учитывать при оценке социально - культурных
процессов в России советского периода.
Словом, культура советского периода никогда
не была монолитной по сути. Она противоречива
как в отдельных своих проявлениях, так
и в целом. И в таком ключе ее и необходимо
анализировать. Цель работы: охарактеризовать
советскую культуру: ее специфику и основные
этапы развития. Работа состоит из введения,
2 глав, заключения и списка использованной
литературы.
1. Общая оценка специфики
советской культуры.
Культура советского
периода - это сложное и противоречивое
явление в развитии всей отечественной
культуры. С позиции сегодняшнего
дня достаточно трудно дать
объективный анализ истории культуры
СССР - явления, еще не раскрывшего
в полной мере свои первоисточники
и движущие силы развития. Отсюда
неоднозначность и полярность
научных оценок сущности истории
культуры СССР: то негативная - это
примитивная культура тоталитаризма,
то положительная - это культура
единения и развития советского
народа и государства. XX век
дал Отечеству гениальных ученых
и исследователей, талантливых художников,
писателей, музыкантов, режиссеров. Он
стал датой рождения многочисленных
творческих сообществ, художественных
школ, направлений, течений, стилей. Однако
именно в этот период в России
была создана тотализированная социально-культурная
мифология, сопровождавшаяся догматизацией,
манипулированием сознания, уничтожением
инакомыслия, примитивизацией художественных
оценок и физическим уничтожением цвета
российской научной и художественной
интеллигенции. Рассматривая противоречивые
взаимосвязи и взаимодействия советской
культуры с точки зрения таких категорий
диалектики, как общее, особенное, единичное,
можно отметить следующее: общее в
культуре советского периода характеризуется
тем, что советская культура - закономерный
этап развития отечественной культуры,
тех ее элементов, традиций, которые были
заложены или привнесены в нее предшествовавшими
историко-культурными периодами; особенное
в культуре советского периода заключается
в том, что она не только выступает в качестве
наследницы русской культуры, но и является
главным реформатором социально-культурных
ценностей. Сохраняя основные черты русской
культуры, советская культура создает
новую духовность через столкновение
великорусской, всероссийской и национальных
культурных традиций или их искусственное
объединение через подмену одной традиции
другой; единичное в советской культуре
нашло отражение в развитии национальных
культур народов СССР, в образовании общемировой
системы социалистических ценностей,
в обогащении и развитии мировой культуры
выдающимися достижениями в области науки,
техники, искусства.
2. Основные
этапы развития советской культуры.
2.1. Советская культура
в первое послеоктябрьское десятилетие
Октябрьская революция положила
начало переходу к новой системе
общественных отношений, к новому
типу культуры.
Последствия этого
перехода необычайно сложны. В
его ходе была разрушена не
только политическая надстройка
дворянского общества, но и все
то, что составляло ее стержень
- дворянская культура - гордость
мировой культуры XIX и начала XX вв.
Основной целью культуры является
служение миллионам и десяткам
миллионов трудящихся, которые составляют
цвет страны, ее силу, ее будущность.
Культура и, в частности такая
ее сфера, как искусство, должны
стать "частью общепролетарского
дела", выражать интересы этого класса,
а значит, и общества. Социалистическое
общество, в идеале, было задумано как
общество, где должна была сформироваться
и новая культура. Совершенные экономические
и социально-политические отношения, по
мысли классиков марксизма-ленинизма,
способствовали бы росту духовной культуры
широких народных масс и одновременно
повысили бы уровень образования основной
части населения, что в сумме способствовало
бы решению ключевой задачи - формированию
всесторонне развитой личности. Октябрьская
революция, по мысли ее авторов, должна
была коренным образом изменить ситуацию
в сфере духовной культуры. Впервые у культуры
должна была появиться возможность в полном
и подлинном смысле принадлежать народу,
служить выразителем его интересов и духовных
запросов. В первое послеоктябрьское десятилетие
закладывались основы новой советской
культуры. Начало этого периода (1918-1921)
характеризуется разрушением и отрицанием
традиционных ценностей (культура, мораль,
религия, быт, право) и провозглашением
новых ориентиров социально-культурного
развития: мировая революция, коммунистическое
общество, всеобщее равенство и братство.
К особенностям культуры того времени,
отражающим идеологический и практический
опыт социалистического строительства,
а также своеобразные культурные нормы,
образцы и формы творческой деятельности,
можно отнести следующие: утверждение
в качестве первоосновы формирования
новых социально-культурных ценностей
учения марксизма-ленинизма и научной
концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным
стержнем советской цивилизационной системы
и служил теоретическим инструментом
для формулирования доктрины, которая
отражала проблемы российской действительности;
активное использование культуры в уничтожении
социального неравенства. "Открыть
и сделать доступными для трудящихся все
сокровища искусства, созданные на основе
эксплуатации их труда". Огромный
размах приобрела национализация культуры,
в процессе которой многое от неразумения
и некультурности за ценности не принималось,
многое растаскивалось, расхищалось и
уничтожалось. Вместе с тем создавались
и новые музеи. Главной социально-культурной
составляющей послеоктябрьской эпохи
стала культурная революция. Ее определяют
как процесс коренной ломки сложившихся
стереотипов общественного сознания,
духовно-нравственных ориентиров в поведении
людей. Вместе с тем это государственная
политика, направленная на изменение социального
состава послереволюционной интеллигенции
и разрыв с традициями культурного прошлого.
В 20-е гг. она превратилась в составную
часть социалистических преобразований
и использовалась как средство внутрипартийной
политической борьбы. Коренные изменения
коснулись системы школьного образования.
Положение о единой "трудовой школе"
ликвидировало все атрибуты старой школы:
экзамены, уроки, задания на дом, ученическую
форму. Управление школой передавалось
в руки "школьного коллектива", куда
входили все ученики и школьные работники.
Слово "учитель" отменялось, он становился
"крабом". Усиливается влияния
идеологии на искусство, художественное
творчество. На VIII съезде партии было четко
сказано, что нет таких форм искусства,
которые не связаны с идеями коммунизма.
Ряд художников уже в 1919 г. создали картины,
посвященные Красной Армии. Происходит
активное вовлечение института семьи
и быта в процесс формирования новых социально-культурных
ценностей. Революция, поставившая перед
собой задачу построения нового общества
и "переделку" человека, не могла
не затронуть семью как хранительницу
традиционных культурных ценностей. Церковный
брак был отменен, его место занял гражданский
с упрощенной системой развода. Разрушение
семьи и быта шло под знаком утверждения
новой нравственности: нравственно все
то, что служит мировой революции, а безнравственно
то, что дезорганизует пролетариат.
В 20-е гг. началось планомерное осуществление
культурной политики партии, при которой
любая философская или иная система идей,
которая выходила за пределы марксизма
в его ленинском варианте, квалифицировалась
как "буржуазная", "помещичья",
"клерикальная" и признавалась контрреволюционной
и антисоветской, то есть опасной для самого
существования нового политического строя.
Идейная нетерпимость стала основой официальной
политики советской власти в сфере идеологии
и культуры. В сознании основной массы
населения началось утверждение узкоклассового
подхода к культуре. Широко в обществе
распространились классовая подозрительность
к старой духовной культуре, антиинтеллигентские
настроения. Этот принцип еще в большей
степени и жесткой форме распространялся
и на творчество представителей интеллигенции.
Утверждается политический монополизм
в науке, искусстве, философии, во всех
сферах духовной жизни общества, преследование
представителей так называемой дворянской
и буржуазной интеллигенции. Выдворение
сотен тысяч образованных людей из страны
нанесло невосполнимый урон элитарной
культуре, привело к неизбежному снижению
ее общего уровня. Но и к оставшейся в стране
интеллигенции пролетарское государство
относилось крайне подозрительно. Шаг
за шагом ликвидировались институты профессиональной
автономии интеллигенции - независимые
издания, творческие союзы, профсоюзные
объединения. Проработки "несознательных"
интеллигентов, а затем аресты многих
из них стали практикой 20-х гг. В конечном
счете это закончилось полным разгромом
основного корпуса старой интеллигенции
в России. Первое послеоктябрьское
десятилетие потребовало создания новой
пролетарской культуры, противостоящей
всей художественной культуре прошлого.
В целом, в 20-е гг. большинство культурных
организаций, пресса видели задачу советского
общества в том, чтобы прийти к своей собственной
культуре, вытравить культ художественного
прошлого и опереться на передовой опыт
современности. Основной задачей пролетарского
искусства считалась не стилизация под
прошлое, а созидание будущего.
2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма
Это период социально-политической культуры
России. С начала 30-х гг. в стране началось
утверждение культа личности Сталина.
В общественное сознание внедрялся образ
мудрого вождя, "отца народов". Гонения
политических противников, судебные процессы
над ними стали своеобразным феноменом
российской социально-политической культуры
новейшего времени. Они были не только
блестяще организованными театральными
представлениями, но и своего рода ритуальными
действиями, где каждый играл отведенную
ему роль. Основной набор ролей таков:
силы зла ("враги народа", "шпионы",
"саботажники"); герои (руководители
партии и правительства, не оказавшиеся
в числе первых); толпа, обожествляющая
своих героев и жаждущая крови сил зла.
В первое десятилетие советской власти
в культурной жизни страны существовал
относительный плюрализм, действовали
различные литературные и художественные
союзы и группировки, но ведущей была установка
на тотальный разрыв с прошлым, на подавление
личности и возвеличивание массы, коллектива.
В 30-е гг. культурная жизнь в советской
России обрела новое измерение. Пышным
цветом расцветает социальный утопизм,
происходит решительный официальный поворот
культурной политики в сторону конфронтации
с "капиталистическим окружением"
и "построения социализма в отдельно
взятой стране" на основе внутренних
сил. Формируется "железный занавес",
отделяющий общество не только в территориально-политическом,
но и в духовном отношении от остального
мира. Стержнем всей государственной политики
в области культуры становится формирование
"социалистической культуры", предпосылкой
чего стали беспощадные репрессии по отношению
к творческой интеллигенции. Пролетарское
государство относилось к интеллигенции
крайне подозрительно. Под жесткий идеологический
контроль была поставлена даже наука.
Академия наук, всегда достаточно самостоятельная
в России, была слита с Комакадемией, подчинена
Совнаркому и превратилась в бюрократическое
учреждение. Проработки "несознательных"
интеллигентов стали нормальной практикой
с начала революции. С конца 20-х гг. они
сменились систематическими запугиваниями
и прямым уничтожением дореволюционного
поколения интеллигенции. В конечном счете
это закончилось полным разгромом старой
интеллигенции России. Параллельно
с вытеснением и прямым уничтожением прежней
интеллигенции шел процесс создания интеллигенции
советской. Причем новая интеллигенция
мыслилась как чисто служебное подразделение,
как конгломерат людей, готовых реализовать
любые указания руководства независимо
от чисто профессиональных возможностей
или собственных убеждений. Тем самым
подрубалась сама основа существования
интеллигенции - возможность независимого
мышления, свободного творческого проявления
личности. В общественном сознании 30-х
гг. вера в социалистические идеалы, громадный
авторитет партии стали соединяться с
"вождизмом". В широких слоях общества
распространились социальная трусость,
боязнь выбиться из общего ряда. Таким
образом, советская национальная культура
к середине 30-х гг. сложилась в жесткую
систему со своими социокультурными ценностями:
в философии, эстетике, нравственности,
языке, быте, науке. Основными чертами
этой системы были следующие: утверждение
нормативных культурных образцов в различных
видах творчества; следование догмату
и манипулирование общественным сознанием;
партийно-классовый подход в оценке художественного
творчества; ориентация на массовое восприятие;
мифологичность; конформизм и псевдооптимизм;
образование номенклатурной интеллигенции;
создание государственных институтов
культуры (творческие союзы); подчиненность
творческой деятельности социальному
заказу. Среди ценностей официальной
культуры доминировали беззаветная верность
делу партии и правительства, патриотизм,
ненависть к классовым врагам, культовая
любовь к вождям пролетариата, трудовая
дисциплина, законопослушность и интернационализм.
Системообразующими элементами официальной
культуры выступали новые традиции: светлое
будущее и коммунистическое равенство,
примат идеологии в духовной жизни, идея
сильного государства и сильного вождя.
Социалистический реализм - единственный
художественный метод. Созданные творческие
союзы поставили под жесткий контроль
деятельность творческой интеллигенции
страны. Исключение из союза вело не только
к утрате определенных привилегий, но
и к полной изоляции от потребителей искусства.
Бюрократическая иерархия таких союзов
обладала невысокой степенью самостоятельности,
ей предписывалась роль исполнителя воли
высшего партийного руководства. С относительным
плюрализмом предыдущих времен было покончено.
Выступая в качестве "основного творческого
метода" советской культуры - социалистический
реализм предписывал художникам и содержание,
и структурные принципы произведения,
предполагая существование "нового
типа сознания", которое появилось в
результате утверждения марксизма-ленинизма.
Социалистический реализм признавался
раз и навсегда данным, единственно верным
и наиболее совершенным творческим методом.
Тем самым художественной культуре, искусству
отводилась роль инструмента формирования
"нового человека". Литература
и искусство были поставлены на службу
коммунистической идеологии и пропаганде.
Характерными чертами искусства этого
времени становятся парадность, помпезность,
монументализм, прославление вождей, что
отражало стремление режима к самоутверждению
и самовозвеличению. В изобразительном
искусстве утверждению социалистического
реализма способствовало объединение
художников в Ассоциацию художников революционной
России, члены которой, руководствуясь
принципами "партийности", "правдивости"
и "народности", разъезжали по фабрикам
и заводам, проникали в кабинеты вождей
и писали их портреты. Социалистический
реализм постепенно внедряется и в театральную
практику, особенно во МХАТ, Малый театр
и другие коллективы страны. Сложнее этот
процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не
дремлет, публикуя в "Правде" статью
с критикой творчества Д.Д.Шостаковича,
которая подводит черту под искусством
авангарда, заклейменного ярлыками формализма
и натурализма. Эстетическая диктатура
соцарта, социалистического искусства
превращается в доминанту, которая в предстоящие
пять десятилетий будет господствовать
в государственной культуре. Однако
художественная практика 30-40-х гг. оказалась
значительно богаче рекомендуемых партийных
установок. В предвоенный период заметно
повышается роль исторического романа,
проявляется глубокий интерес к истории
отечества и наиболее ярким историческим
персонажам: "Кюхля" Ю. Тынянова, "Емельян
Пугачев" В.Шишкова, "Петр Первый"
А. Толстого. Советская литература в 30-е
гг. достигла и других значительных успехов.
Были созданы четвертая книга "Жизни
Клима Самгина" и пьеса "Егор Булычев
и другие" А.М. Горького, четвертая книга
"Тихого Дона" и "Поднятая целина"
М.А.Шолохова, романы "Петр Первый"
А.Н.Толстого, "Как закалялась сталь"
Н.А.Островского, "Педагогическая поэма"
А.С. Макаренко и т.п. В эти же годы наступает
расцвет советской детской литературы.
В 30-е гг. создается собственная база кинематографии.
Всей стране были известны имена кинорежиссеров:
С.М.Эйзенштейна, М.И.Ромма, С.А.Герасимова,
Г.Н. и С.Д.Васильевых, Г.В.Александрова.
Появляются замечательные ансамбли (квартет
им. Бетховена, Большой государственный
симфонический оркестр), создается Государственный
джаз, проводятся международные музыкальные
конкурсы. Таким образом, вторая половина
30-х гг. - это этап формирования сталинизма,
политизации культуры. Культ личности,
его негативное влияние на развитие культуры
достигают апогея, складывается национальная
модель тоталитаризма. В целом культуру
тоталитаризма характеризовали подчеркнутая
классовость и партийность, отказ от многих
общечеловеческих идеалов гуманизма.
Сложные культурные явления сознательно
упрощались, им давались категоричные
и однозначные оценки. В период сталинизма
особенно ярко проявились такие тенденции
в развитии духовной культуры, как манипулирование
именами и историческими фактами, преследование
неугодных. В итоге оказалось восстановленным
некое архаичное состояние общества. Человек
становился тотально вовлеченным в общественные
структуры, а подобная невыделенность
человека из массы - одна из основных черт
архаичного социального строя. Нестабильность положения человека
в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные
структуры заставляли еще больше дорожить
своим социальным статусом, безоговорочно
поддерживать официальные взгляды на
политику, идеологию, культуру. Но даже
в таких неблагоприятных условиях отечественная
культура продолжала развиваться, создавая
образцы, по праву вошедшие в сокровищницу
мировой культуры.
2.3. Великая Отечественная
война в истории отечественной
культуры .
С первых дней Великой Отечественной
войны на службу победе, защите Родины
были поставлены все достижения отечественной
культуры, науки и техники. Страна превращалась
в единый боевой лагерь. Все сферы культуры
должны были подчиняться задачам борьбы
с врагом. Деятели культуры сражались
с оружием в руках на фронтах войны, работали
во фронтовой печати и агитбригадах. Свой
вклад в победу вносили представители
всех направлений культуры. Многие из
них отдали жизнь за Родину, за победу.
Война с фашистской Германией потребовала
перестройки всех сфер жизни общества,
в том числе и культуры. На первом этапе
войны основные усилия были направлены
на разъяснение характера войны и целей
СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным
формам культурной работы, таким как радио,
кинематография, печать. Более тысячи
писателей и поэтов в рядах действующей
армии работали военными корреспондентами.
Делу спасения Отечества целиком и полностью
посвятило себя советское искусство. Необыкновенного
звучания в этот период достигли советская
поэзия и песня. Подлинным гимном народной
войны стала песня "Священная война".
Одним из ведущих жанров литературы стала
боевая лирическая песня. "Землянка",
"Вечер на рейде", "Соловьи",
"Темная ночь" - эти песни вошли в
золотую сокровищницу советской песенной
классики. В годы войны было создано одно
из самых великих музыкальных произведений
XX века - 7-я симфония Д.Шостаковича, посвященная
героическим защитникам Ленинграда. Музыкальное
искусство всего мира не знает другого
такого сочинения, которое получило бы
столь могучий общественный резонанс.
В годы войны советская драматургия создала
подлинные шедевры театрального искусства.
В начальный период войны были опубликованы
быстро ставшие популярными пьесы Л.Леонова
"Нашествие", К.Симонова "Русские
люди". Появились и такие известные и
любимые многими и сегодня произведения
отечественной литературы, как главы романа
М.Шолохова "Они сражались за Родину",
"Наука ненависти", повесть В.Василевской
"Радуга". Сталинградской битве посвящены
повести К.Симонова "Дни и ночи" и
В.Гроссмана "Направление главного
удара". О героизме тружеников тыла
рассказывалось в произведениях М.С.Шагинян
и Ф.В.Гладкова. Во время войны были опубликованы
первые главы романа А.Фадеева "Молодая
гвардия". В форме клятвы, плача, проклятья,
прямого призыва создавалась военная
лирика М.Исаковского, С.Щипачева, А.Твардовского,
А.Ахматовой, А.Суркова, Б.Пастернака, М.Светлова,
К.Симонова. Огромной популярностью пользовалась
поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин".
Начало Великой Отечественной войны возродили
русскую патриотическую тему в кинематографе
("Александр Невский", "Суворов",
"Кутузов"). Всего за годы войны были
созданы 34 полнометражные картины и почти
500 киножурналов. На передовой линии фронта
и в партизанских отрядах находилось более
150 кинооператоров. Для культурного
обслуживания фронта создавались фронтовые
бригады артистов, писателей, художников
и фронтовые театры. Исключительным успехом
пользовались в военные годы концерты
симфонического оркестра Ленинградской
филармонии, ансамбля песни и пляски Советской
Армии, русского народного хора им.М.Пятницкого,
солистов К.Шульженко, Л.Руслановой, А.Райкина,
Л.Утесова, И.Козловского, С.Лемешева и
мн. др. Таким образом, несмотря на предшествующий
Великой Отечественной войне период тоталитаризма
в истории страны, жесткого идеологического
давления на всю отечественную культуру,
перед лицом трагедии, опасности чужеземного
завоевания из подлинной культуры уходит
идеологизированная лексика и на первый
план выдвигаются вечные, глубинные, подлинно
народные ценности. Отсюда поразительное
единство культуры тех лет, стремление
людей к защите своей Земли, ее традиций.
2.4. Культурная политика
периода "Застоя"
Более 20 лет в советской истории
существовала эпоха "застоя", которая
в области культуры характеризовалась
противоречивыми тенденциями. С одной
стороны, продолжалось плодотворное развитие
всех сфер научной и художественной деятельности,
благодаря государственному финансированию
укреплялась материальная база культуры.
С другой стороны, усилился идеологический
контроль руководства страны за творчеством
писателей, поэтов, художников и композиторов.
За этот долгий временной отрезок во всех
областях социальной жизни наступили
серьезные изменения: благодаря научно-техническому
и информационному прогрессу произошел
раскол и переориентация общественного
сознания, особенно среди молодежи, к традиционным
ценностям русской культуры и к западным
образцам жизни; нечеткая разобщенность,
которая наблюдалась среди творческой
интеллигенции, приобрела достаточно
ясные очертания противостояния двух
культур - официально-номенклатурной (часть
творческой элиты срослась с высшими эшелонами
власти) и национально-демократической
(появление и развитие новой народной
интеллигенции как великорусской, так
и в союзных республиках, автономиях и
областях). Существенной особенностью
социокультурной модели "застоя"
было начало возрождения национальных
традиций "снизу". Процесс "очищения"
ядра русской культуры происходит через
развитие городской культуры, объективно
направленной на возрождение традиционных
обрядов и ценностей, и через художественное
творчество "деревенщиков", показавших
самобытность и жизнеспособность русского
села. С приходом нового политического
руководства (Л.И.Брежнева) ускорился процесс
размежевания интеллигенции. Важным поворотным
моментом стал арест в 1965 г. писателей
А. Синявского и Ю. Даниэля по обвинению
в антисоветской деятельности. Эта деятельность
сводилась к публикации под псевдонимами
на Западе нескольких литературных произведений.
Усиление административного нажима можно
проследить в различных сферах культурной
жизни. Трудные, порой невыносимые условия
создавались для работы педагогов-новаторов,
вне критики оказывались произведения
или научные работы авторов, занимавших
высокие посты. Росло число талантливых
произведений, не укладывавшихся в установленные
каноны и потому не дошедших до читателя
или зрителя. Политическая неблагонадежность
была достаточным основанием, чтобы ученый,
писатель или художник лишался возможности
заниматься творчеством. Некоторые творческие
деятели из-за невыносимых условий работы
покинули Родину. Все это вело к разбазариванию
интеллектуальных и творческих сил советского
общества. В целях регулирования тематики
художественных произведений с середины
70-х гг. была введена система государственных
заказов, прежде всего в области кинематографии.
Возросло влияние цензурного пресса.
Несмотря на все сложности и противоречия,
литературно-художественная жизнь 70-х
гг. отличалась разнообразием и богатством.
В литературе и искусстве продолжали жить
идеалы гуманизма и демократии, звучала
правда о настоящем и прошлом советского
общества. Были созданы высокохудожественные
произведения о Великой Отечественной
войне (Ю.В.Бондарев "Горячий снег",
Б.Л.Васильев "А зори здесь тихие...").
Художественные произведения тех лет
не только более смело раскрывали конфликты
и события минувшей войны, но и заостряли
свое внимание на судьбе отдельно взятого
человека на войне. Содержание большинства
произведений не оставляло равнодушным
никого, ибо речь в них шла о проблемах
общечеловеческих. Писатели-"деревенщики"
не только зафиксировали глубокие изменения
в сознании, морали деревенского человека,
но и показали более драматичную сторону
этих сдвигов, коснувшихся изменения связи
поколений, передачи духовного опыта старших
поколений младшим. Особое место в искусстве
заняли книги и фильмы В.М.Шукшина, выводившего
образы "странных" людей из народа
и отразившего перелом в их сознании под
влиянием наступления городской культуры
на сельскую. 70-е гг. были временем подъема
советского театрального искусства. Особенной
популярностью у передовой общественности
пользовался Московский театр драмы и
комедии на Таганке. Среди других коллективов
выделялись Театр имени Ленинского комсомола,
театр "Современник", Театр им. Е.
Вахтангова. Центром музыкальной жизни
оставался Академический Большой театр
в Москве. На весь мир гремело имя Д.Ф.Ойстраха,
одного из ведущих скрипачей современности,
создателя советской скрипичной школы.
Мировую популярность приобрело исполнительское
искусство пианистов С.Т.Рихтера и Э.Г.Гилельса,
скрипача Л.Когана. В эти годы началась
так называемая "магнитофонная революция".
Песни прославленных бардов записывались
в домашних условиях и передавались из
рук в руки. Повсеместно возникали молодежные
клубы самодеятельной песни. Симпатии
молодежи все более завоевывали эстрадные
вокально-инструментальные ансамбли.
Выделились два пласта в художественной
культуре - официальный и неофициальный,
то есть поддержанная и поощряемая государством
культура и не признанная им. Узкие рамки
официально дозволенных идей, тем и форм
не могли вместить все многообразие творческих
возможностей. Избавление общества от
страха, охватившего общество во время
культа личности, и появление технических
возможностей распространения привели
к расширению неофициальной культуры.
Своеобразным феноменом неофициальной
культуры стали "кухонные" диспуты
московской интеллигенции, а также возобновление
споров западников и славянофилов.