Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:03, статья
Годы решающих успехов первой пятилетки, обусловившие перелом в настроениях советской интеллигенции вообще, оказались переломными и для развития советской литературы. Возникли прямые задачи связи литературы с живой практикой действительности, определилась проблема отставания советского искусства от жизни, от ее насущных вопросов. Для основной массы беспартийных писателей, именовавшихся «попутчиками» в восстановительном периоде, новый этап определится как идейно-тематическое перевооружение.
Доклад
На тему: Советская литература
По дисциплине:Культурология
Студентки гр.3-13ДА
Советская литература
первой и второй пятилеток
Годы решающих успехов первой пятилетки,
обусловившие перелом в настроениях советской
интеллигенции вообще, оказались переломными
и для развития советской литературы.
Возникли прямые задачи связи литературы
с живой практикой действительности, определилась
проблема отставания советского искусства
от жизни, от ее насущных вопросов. Для
основной массы беспартийных писателей,
именовавшихся «попутчиками» в восстановительном
периоде, новый этап определится как идейно-тематическое
перевооружение. Проблема перестройки
советской художественной интеллигенции
— так формулировались новые задачи, понятые
прежде всего как задачи овладения ведущими
темами советской действительности. Организационно
это выразилось в распаде целого ряда
литературных организаций, объединявших
ранее «попутнические» преимущественно
кадры. Так прекращают свое существование
«Леф» (в 1928 преобразованный в «Реф»), «Перевал»,
«ЛЦК» (Литературный центр конструктивистов).
Вместе с тем с 1930 намечается резкий поворот
в тематике. Писатель стремится теснее
сблизиться с действительностью — строительство
1-й пятилетки, социалистическая перестройка
деревни, возрождение национальных окраин
Советского Союза — таковы центральные
темы этих лет. Л. Леонов пишет «Соть» (1930)
и «Саранчуки» (1931), М. Шагинян на основании опыта своей журналистской
работы на строительстве Дзорагэса создает
«Гидроцентраль» (1930); Луговской работает
над книгой стихов «Большевикам пустыни
и весны»; Вс. Иванов от рассказов типа
«Тайное тайных» переходит к изображению
жизни совхозов и колхозов Средней Азии
(«Компромисс Наиб Хана», «Повести бригадира
Синицына»); Тихонов в романе «Война» (1931)
разоблачает механику империалистической
бойни и создает яркую очерковую книгу
о возрожающихся в социалистических условиях
отсталых народностях СССР — «Кочевники»;
М. Слонимский весь отдается трудной задаче
реалистического воссоздания образа большевика
— в романе «Фома Клешнев» и т.д. Эти темы
вызваны были самой жизнью. Но осуществление
их было различным по идейной глубине
и художественному качеству. Писатели,
долгие годы подверженные влиянию разнообразных
форм индивидуалистического сознания,
теперь, наоборот, выдвигают своей задачей
борьбу со стремлениями отдельной личности
во имя социального целого. Интеллигентский
максимализм, своеобразное «умерщвление
плоти» вызвало к жизни знакомый уже образ
твердокаменного большевика, но сейчас
уже с новым к нему отношением писателя.
Так Л. Леонов отказался от защиты моральных
индивидуалистических прав мелкого человека
и пришел в романе «Соть» к провозглашению
отказа от личных чувств во имя железной
логики социалистической стройки. Так,
Мариетта Шагинян в романе «Гидроцентраль»
предала сожжению буржуазные иллюзии
своего прежнего творчества, но пришла
к рационалистическому пафосу индустриализма
социалистической эпохи.Элементы рационализма
вместе с тем начинают вытеснять прежнюю
взвинченную патетику художественной
речи , или лирический тон повествования
. Ироническое осмеяние старой культуры,
признание логики и разума социализма
— таков был один из путей перестройки
художественной интеллигенции в эти годы.
Революционная действительность предстает
уже не как игра стихийных, социально недиференцированных
сил, а как организованное и планомерное,
руководимое пролетариатом и его партией
строительство нового общества. Этот поворот беспартийной писательской
интеллигенции к пролетариату знаменовал
собой решительное укрепление позиций
социалистического реализма в советской
литературе. В результате все углубляющегося
овладения социалистическим мировоззрением
в творчестве советских писателей по-новому
ставится «интеллигентская тема» предшествовавшего
периода. Появляется ряд произведений,
рассказывающих о прощании и разрыве писателя-интеллигента
со своим идейным прошлым, посвященных
переоценке и разоблачению классовых
корней того самого индивидуалистического
мироощущения, которое так бережно охранялось
еще недавно. Так, в «Севастополе» Малышкина
история молодого интеллигента, с февральских
дней мечущегося в поисках политической
правды и своего места в ней, — все время
страстно проверяется самой жизнью, ее
суровыми законами. Правда пролетариата
должна быть выше моей маленькой индивидуальной
правды — на этом идейном стремлении построен
весь роман. История постепенного разрушения
интеллигентских иллюзий, не выдерживающих
очной ставки с революционной действительностью,
рисует полумемуарный, полуочерковый
лирический роман Л. Никулина «Время, пространство, движение». (1933).
С той же проблематикой сталкиваемся мы
в романе Славина «Наследник» (1931), в ряде
рассказов талантливого молодого писателя
Е. Габриловича и т. д. Наконец с особой
страстностью и силой эти мотивы звучат
в последних стихах Э. Багрицкого («Происхождение»,
1930; «Последняя ночь», 1932.
Наиболее органично врастало в социалистическую
тематику творчество Маяковского. В поэме
«Хорошо» (1927) Маяковский одним из первых
художественно утвердил тему социалистической
родины. Социалистическую поэзию он в
эти годы понимал и создавал как поэзию,
отражающую расцвет новых человеческих
отношений и чувств, поэзию глубоко конкретную
и насыщенную богатым жизненным содержанием.
Творчество Маяковского, чрезвычайно
разнообразное по своим жанрам, развивается
в направлении реализма. Реалистична агитационная
сатира Маяковского по адресу международного
капитала и соц.-фашизма. Огромной классовой
ненавистью полны стихи Маяковского о
взяточниках и бюрократах. Упорная работа
Маяковского в качестве поэта-газетного
публициста и фельетониста — его массовые
песни, марши, стихотворные лозунги и рекламы,
поэтические фельетоны по самым различным
вопросам советского быта — все эти жанры
развиваются Маяковским под знаком реалистического
искусства. Рост советской литературы
выражается в стремлении поставить в центре
внимания важнейшие проблемы советской
действительности, отразить основные
социальные сдвиги, происшедшие в результате
революции. Таким всемирно-исторического
значения сдвигом был прежде всего поворот
миллионных трудовых крестьянских масс
к социализму, коллективизация деревни,
ломающая веками утвердившееся собственническое
мировоззрение крестьянина. В этом отношении
бесспорный интерес вызывают «Бруски»
Ф. Панферова (первый том вышел в 1927—1928). При всех своих
недостатках, несмотря на явные следы
натурализма, композиционную неслаженность,
вялость и засоренность языка диалектизмами,
«Бруски» с большей чем какое-либо другое
произведение широтой и разносторонностью
изображают коллективизирующуюся деревню,
различнейшие формы и методы классовой
борьбы, сложные процессы социалистической
переделки мелкособственнического крестьянского
сознания. Тема коллективизирующейся
деревни выразительно освещена и в романе
Шухова «Ненависть» (1932). Той же широтой замысла
отличается и роман Фадеева «Последний
из Удэге», строящийся на столкновении
различных классовых групп, на показе
крупнейших социальных сдвигов в современном
обществе. Наконец с 1926 начинает печататься
монументальный по своему историческому
охвату роман Шолохова «Тихий Дон», рисующий сложный и извилистый
путь трудового казачества к советской
власти. Полнокровный и сочный реализм
Шолохова, его глубокое знание изображаемой
действительности заслужили его многогранной
казацкой эпопее славу одного из наиболее
ярких произведений советской литературы.
Подход к основным идеям социалистической
действительности осуществляется в эту
пору и с более глубокого тыла. Противопоставление
миров — капитализма и социализма, идеи
советского гуманизма, в противовес «гуманизму»
буржуазному, зазвучали уже не только
в декларациях или конкретных очерковых
зарисовках, но и в широких исторических
полотнах. К числу таких произведений
относится «Жизнь Клима Самгина» (1927—1930)
М. Горького.
В советской литературе второй социалистической
пятилетки произошли огромные сдвиги.
Период 1932—1936 оказался, прежде всего,
невиданным по творческому обилию, ни
на одном из предшествующих этапов не
было такого большого количества серьезных
художественных произведений, как в эту
пору. Появляется и ряд талантливых молодых
советских писателей: Н. Островский, Авдеенко,
Рубинштейн, Ю. Герман, Лапин, Хацревин,
Вас. Гроссман и др. Но новый расцвет советской
литературы был не только количественным.
Новые ее произведения свидетельствуют
о постепенной ликвидации разрыва между
писателями и жизнью. Познавательные задачи
литературы, проблема человека социалистического
общества, многонациональная и интернациональная
сущность советской литературы, образное
изображение процесса ликвидации классов
и пережитков капиталистического сознания
в советской стране — все эти проблемы
определили содержание советской литературы
в эпоху построения бесклассового социалистического
общества. Углубление идейного и тематического
содержания коренным образом углубило
и проблемы стиля советской литературы.
Лозунг социалистического реализма, еще
недостаточно разработанный в своих теоретических
основаниях, стал уже содержанием живой
творческой практики советского искусства.
Прежде всего, необычайно расширился тематический
диапазон советской литературы. «Капитальный
ремонт» (1933) Л. Соболева , «Повесть о Левинэ»
(1935) М. Слонимского, «Человек меняет кожу»
(1933) Бруно Ясенского , «Энергия» (1932) Ф.
Гладкова, «Похищение Европы» (1933—1934)
Федина — все эти крайне различные по
тематике и индивидуальным особенностям
произведения объединены одним общим
значением. Они свидетельствуют об очень
важном перемещении центра тяжести в сознании
художественной интеллигенции социалистического
общества.
Натурализм, рассудочная дидактика,
механическая расстановка классовых
сил в темах завода и колхоза
стали вытесняться. Вместо них стали
возникать живые образы людей, борющихся
за социализм на этих главных участках.
Классовая борьба и классовая ненависть,
борьба за социализм в городе и деревне
показываются уже как личное дело, как
дело жизни новых людей, героев социалистической
эпохи, их чувств и мыслей. Именно в этом
состоит главная ценность таких произведений,
как «Большой конвейер» (1933) Я. Ильина,
«Люди Сталинградского Тракторного» (1933)
Б. Галина, «Поднятая целина» (1932) М. Шолохова.
Эти произведения открывают дорогу к самой
глубокой теме социалистической литературы
— теме человека, как главной ценности,
«самого драгоценного капитала» развивающегося
советского общества. Здесь и лежит причина
огромной популярности этих книг их подлинно-народного
читательского успеха.
Однако необходимо подчеркнуть, что далеко
не всегда проблема социалистического
человека решается сейчас в производственной
тематике на подлинно глубоких путях социалистической
правды, на путях реализма. Такие романы,
как «Время — вперед» (1932) Вал. Катаева,
«День второй» (1934) и «Не переводя дыхания»
(1935) И. Эренбурга, отличаются от произведений
Шолохова и Я. Ильина и идейной направленностью
и стилем. Производственные романы И. Эренбурга
и В. Катаева при всей их внешней стилистической
эффектности страдают порой недостаточной
глубиной идейного содержания. Идеи социалистического
соревнования, ударничества и изобретательства
зачастую подменяются у Катаева спортивным
азартом рекордсменства. У Эренбурга идеи
мужества, дружбы и социалистической семейно-бытовой
морали выражены гл. обр. в лирических
декларациях героев на соответствующие
темы. Подойдя вплотную к образам строителей
нового общества, эти прозаики не сумели
раскрыть их с той степенью реалистической
полноты и убедительности, какая характеризует
напр. образ рабочего-двадцатипятитысячника
Давыдова в романе Шолохова.
Перед лицом новых задач социалистической
литературы заново углубилась и разработка
тематики гражданской войны. После появления
фильма «Чапаев» стала явной несостоятельность
долго господствовавшей «теории» об исчерпанности
этой тематики писателями восстановительной
эпохи революции. Задачи обороны социалистической
родины, советский патриотизм, реальные
вопросы обороны обосновали жизненность
тематики гражданской войны. Это обновление
происходит с разных концов. Организованная
по инициативе М. Горького разработка
истории гражданской войны, так же как
и история фабрик и заводов, прямо и непосредственно
раскрывает богатейшие залежи материалов
для художественного использования. Но
и в самой художественной литературе существуют
произведения, свидетельствующие о свежести
и неисчерпанной глубине этой темы. С гражданской
войной тесно связана мужественная лирика
А. Прокофьева ; героическое прошлое Красной
армии — основной материал романтико-патетической
драматургии Вишневского («1-я конная»,
«Оптимистическая трагедия»). Самое значительное
из этих произведений — третья книга романа
А. Фадеева «Последний из Удэге». (1932—1935).
Здесь высоко поднята намеченная еще в
«Разгроме» линия подлинно-реалистического
изображения гражданской войны, ее конкретных
людей с живыми чувствами и мыслями. Никогда
еще в советской литературе не звучали
так сильно мысли о революционной доблести,
боевой пролетарской дружбе, о простой
и суровой мужественной нежности, объединяющей
боевых товарищей. В этой книге гражданская
война раскрывается не со стороны внешней
приключенческой батальности, а изнутри,
через воспроизведение характеров, формирующихся
в революционной обстановке. Поэтому так
умна, правдива и проста эта книга, стиль
которой развивается по основному руслу
социалистического реализма. Ее образы
звучат вполне современно, мобилизуя читателя
на защиту завоеваний социализма.
Проблематика войны и обороны разрешается
не только на материале гражданской войны.
Существеннейшей задачей советской литературы
является показать лицо современной Красной
армии. Этой задаче посвящены стихи Луговского,
рисующие образ пограничника, зоркого
и бдительного защитника советских границ,
творчество А. Суркова , «Бойцы» Ромашева
, изображающего будни сегодняшней Красной
армии, очерки Б. Лавренева и др. Однако
эти произведения еще не дали реалистически
полноценного образа социалистической
Красной армии нашего времени. Художественно
значительнее произведения, посвященные
изображению прошлого царской армии, разоблачающие
самодержавный строй как строй военно-феодального
империализма. В 1932—1933 появляются «Цусима»
и «Бегство» Новикова-Прибоя — простой
и документальный рассказ (автор — участник
Цусимского боя) о разгроме русского флота
во время русско-японской войны. С глубокой
правдивостью показав нечеловеческую
эксплуатацию матросов, продажность и
тупую бездарность военного командования,
цусимская трагедия предстает как закономерный
итог загнивания и разложения правящих
классов Российской империи. «Капитальный
ремонт» Л. Соболева рисует царский флот
уже накануне империалистической войны.
Как и Новиков-Прибой, Соболев разоблачает
мнимую военную мощь царской России, этого
глиняного колосса, громоздкого и величавого
внешне, но немощного и прогнившего изнутри.
Развитие советской литературы вглубь
выразилось и в обновлении исторического
жанра. Исторический роман широко представлен
целым рядом крупных произведений. Революционные
крестьянские движения прошлого («Повесть
о Болотникове» (1930) Шторма, «Разин Степан»
(1926) А. Чапыгина , «Казанская помещица»
(1936) О. Форш), покорение Сибири казаками
в XVI в. («Гуляй Волга» (1930) А. Веселого ,
петровская эпоха («Петр первый» (1930—1934)
А. Толстого), движение декабристов («Кюхля»
(1925) Тынянова) — таковы темы советской
исторической прозы. Нередко историческая
тематика дается в преломлении особого
жанра — романа-биографии: романы Тынянова
о Кюхельбеккере, Грибоедове и Пушкине,
Шторма о Ломоносове, О. Форш о Радищеве,
целая серия повестей о Лермонтове, правда,
не подымающихся над уровнем «легкой»
беллетристики и т. д. Значительно слабее
освещены отдельные образы и события из
истории Запада. Все же и здесь следует
отметить например роман Павленко «Баррикады» — из истории Парижской
Коммуны. Необходимо указать, что целый
ряд советских исторических романистов
пришел к утверждению идей социализма,
подойдя к современности «с ее глубокого
тыла», по выражению Ал. Толстого. Такие
мастера исторической прозы, как Ю. Тынянов,
Ольга Форш и Ал. Толстой, поднялись на
новую ступень в качестве советских писателей,
не отказавшись от исторической тематики,
а, наоборот, углубив ее разработку в направлении
идей социализма. Это обстоятельство необходимо
подчеркнуть, ибо во времена господства
рапповской литературной политики обращение
советского писателя к исторической теме
клеймилось как «уход от действительности»,
рассматривалось как скрытая враждебность
советскому строю. Что же касается до самих
исторических романов этих писателей
прежних лет, то они осуществляли на исторической
теме свои более общие представления о
развитии истории и ее соотношения с современностью.
Так, произведения Ал. Толстого о петровской
эпохе, написанные на протяжении 1917—1922
(«День Петра», «На дыбе»), отмечены сменовеховскими
чертами. Так, целый ряд исторических романов
О. Форш («Одетые камнем», «Современники»,
«Ворон») построен на основах идеалистической
философии истории. Эти романы опровергают
одни явления действительности и утверждают
другие, основываясь на представлении
о незыблемости, неизменности вечных исканий
неудовлетворенного человеческого духа.
Отсюда, с одной стороны, тот налет усталости,
неверия и отчаяния, который характеризует
героев О. Форш самых разнообразных исторических
эпох, а с другой — тезис: «история повторяется»,
пронизывающий эти ее романы.
Так, многие исторические повести Ю. Тынянова
(«Поручик Киже», «Восковая персона», «Малолетний
Витушинников», а отчасти даже и «Смерть
Вазир Мухтара») — блестящие произведения,
построенные преимущественно на анекдотизме
исторической ситуации и парадоксальности
изображаемых характеров. Установка на
эксцентрику создает музейную окраску
этих рассказов о «необычайном прошлом,
о странных, навсегда исчезнувших людях».
Историческая проза Ю. Тынянова прошлых
лет носит явные следы его формалистических
воззрений; в известной мере это была —
«работа на историческом материале», по
канонам формалистской эстетики.
Ликвидация классов и борьба, с пережитками
капитализма в нашей стране значительно
расширили идейный кругозор многих писателей.
На высокий уровень поднялась советская
сатира, еще ранее ярко представленная
творчеством Маяковского, Д. Бедного, М.
Кольцова. Теперь социально содоржительными,
углубленными в сравнении с их первым
романом («Двенадцать стульев») становится
юмор и сатира Ильфа и Петрова. Талантливое
изобличение пошлости, мещанства, обывательщины
в «Золотом теленке» (1933) приобретает социалистически
направленное осмысление. Комическая
трагедия Остапа Бендора, не знающего,
что ему делать со своим миллионом в советской
стране, превращается в едкое разоблачение
капиталистических кумиров — денег, богатства,
личного благополучия, ведет к утверждению
тех несравненно более высоких идеалов
человеческого счастья, которые осуществляются
при социализме.
Этот же разрыв между значительным расширением
идейного кругозора писателя и бедностью
в изображении внутреннего мира советских
людей характерен и для романа К. Федина
«Похищение Европы». Этот роман принадлежит
к числу еще немногих произведений в советской
литературе, рисующих мир зарубежной действительности.
Большая политическая идея противопоставления
двух миров, капитализма и социализма,
предопределила всю образную структуру
романа. Но если Филиппу ван-Россуму, носителю
идей и практики современного капитализма,
предвосхищающему деятелей сегодняшней
фашистской Европы, присуща художественная
законченность типического образа, то
в образах советских героев — журналиста
Рогова, коммуниста Сергеича и комсомолки
Шуры чувствуется известная искусственность
и нарочитость, их характеристики страдают
отвлеченностью и отсутствием цельности.
Теоретическая разработка проблем социалистической
народности искусства находится еще в
зачатке, но в самой литературе развиваются
уже черты такой народности. В творчестве
Горького, в лучших произведениях Маяковского,
Д. Бедного глубина и значительность революционного
содержания, доступного и органически
близкого, важного для многомиллионных
масс трудящихся, высокое художественное
мастерство и подлинный демократизм стиля
указывают на пути, по которым должна развиваться
социалистическая народная литература.
Одной из главных задач народной литературы
является задача создания образа народного
героя. Успех фильма «Чапаев» объясняется
прежде всего тем, что авторам удалось
дать такой образ народного героя, любимого
массами. Советская литература еще не
создала образа аналогичного масштаба
и силы художественного воздействия. Но
такое произведение, как роман Ник. Островского
«Как закалялась сталь» (1932—1934), нашло
прямой ход к многомиллионному читателю,
стало подлинно-народным произведением
именно потому, что в нем присутствует
образ героя советской эпохи, рожденного
героическим комсомолом. Корчагин у Н.
Островского действует в гражданскую
войну. Отобрать в современной социалистической
действительности героев советской страны,
найти им достойное выражение в искусстве
— такова первейшая задача народной советской
литературы.
Борьба за социалистический реализм неотъемлема
от преодоления как безыдейно натуралистического
описательства, так и живучих еще традиций
формалистического новаторства. Творческие
неудачи ряда писателей в последние годы
(Сельвинского «Пао-пао», Кирсанова «Товарищ
Маркс», Вс. Иванова «Похождения факира»),
пытавшихся подменить глубину идейно-образного
познания действительности формалистическим
обыгрыванием темы, в этом отношении очень
показательны. Прочно отстоялись в процессе
развития советской литературы именно
те произведения, которые шли мимо формалистических
увлечений, мимо традиций декадентского
искусства начала XX в. на Западе и в России.
Так, преодолевая нарочитую усложненность,
парадоксальность и внешние эффекты так
наз. «левого» искусства, развивался Маяковский,
для того чтобы заговорить «во весь голос»
полноценного реалистического народного
искусства.
В классический фонд советской литературы
вошли произведения Горького, Маяковского,
Демьяна Бедного, Серафимовича, «Разгром»
и «Последний из Удэге» Фадеева, «Тихий
Дон» и «Поднятая целина» Шолохова, «Как
закалялась сталь» Н. Островского. Это
именно те произведения, которые вырастали
на путях социалистического реализма.
Страстная большевистская партийность,
идеи социалистического гуманизма, высокая
героика сталинской эпохи вызвали к жизни
эти произведения, определяющие пути дальнейшего
развития советской литературы.