Современная культурная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 07:22, реферат

Описание работы

Собственно культурная политика видится как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное — как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры.

Файлы: 1 файл

Современная культурная политика России.docx

— 43.03 Кб (Скачать файл)

Современная культурная политика России

 

 

 Размышляя о целях,  задачах, средствах и принципах  новой культурной политики России, следует прежде всего четко дифференцировать собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами как два разных уровня стратегии и тактики управленческой деятельности, разграничить эти цели, задачи, методы и инструментарий.

 

Собственно культурная политика видится как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий  по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное — как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры.

 

Управление же текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем существующих культурпроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.

 

На уровне современных  научных представлений о сущности культуры какие-либо глобальные подходы  к ее проблемам, в частности —  определение приоритетных целей  и задач культурной политики, невозможны без соотнесения культуры с основными  тенденциями развития цивилизации (как в общечеловеческом масштабе, так и в локальном, в данном случае — конкретно-исторической российской цивилизации). Если под цивилизацией понимать особый, исторически cложившийся способ существования крупной социальной общности людей, специфическую форму ее самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности, то культура в этой цивилизационной системе играет роль механизма, выполняющего такие основные функции, как:

— обобщение исторического  опыта существования общества;

— аккумулирование этого  опыта в виде системы ценностных ориентации;

— выражение данных ориентации на различных языках социальной коммуникации и осуществления самих социально-коммуникативных  связей;

— регулирование практической жизнедеятельности общества с помощью  основанных на ценностных ориентациях  социокультурных норм коллективного  и индивидуального бытия (образа жизни),

— выявление и осмысление признаков и черт собственной  специфики в виде образов идентичности (т. е. субъективных представлений общества о самом себе, особенностях своей  судьбы и исторической «миссии», маркирующих  его культурных чертах и т. п.) и  намеренное их воспроизводство (самомаркирование) в технологиях и продуктах различных видов деятельности.

 

Инструментарий культуры, используемый для выполнения этих функций, весьма велик, воспитание, просвещение, образование; философское, общественное и гуманитарное знание; религия; художественное творчество; книжное, библиотечное и  музейное дело; оперативные информационные потоки; идеология и пропаганда; политическое и юридическое нормотворчество; этические, этнические, социальные и  религиозные стереотипы сознания и  поведения; обряды и ритуалы; мифы и  слухи; мораль и нравственность; эстетические приоритеты; мода и другие формы социальной престижности, короче, все то, что формирует «картину мира и образ жизни (точнее, совокупность социально дифференцированных образов жизни) того или иного народа в ту или иную эпоху.

 

Разумеется, подавляющая  часть многообразных процессов  культурного бытия общества протекает  стихийно, подчиняясь лишь глубинным  законам социальной самоорганизации  людей в их коллективной жизнедеятельности. Вместе с тем отдельные составляющие этого комплексного процесса поддаются  разумному и целенаправленному  регулированию, стимулированию одних  тенденций и свертыванию других и т. п., осуществляемым с позиций  видения и понимания стратегических путей, по которым движется данная цивилизация. Комплекс этих мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного  бытия и может быть назван «культурной  политикой».

 

Важнейший принцип определения  целей и задач культурной политики заключается в понимании амбивалентности  культуры, ее многозначности, много-уровневости ее смыслов и содержаний. Ни один феномен культуры не является монофункциональным, но несет в себе целый комплекс различных социальных функций; ни одно культурное явление не обладает лишь одним смыслом и непосредственным содержанием, а представляет собой совокупность различных смыслов и содержаний как актуального, так и мемориального характера. С этим связаны особая сложность управленческой стратегии и тактики в области культуры и необходимость многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов.

 

В связи с этим культурная политика должна:

— во-первых, быть неотъемлемой частью всех без исключения направлений  государственной политики в целом, отражая ее духовно-ценностный и  нравственно-нормативный аспекты;

— во-вторых, стать важнейшей  составляющей социальной политики, которая  в современных условиях может  быть лишь комплексной социально-культурно-образовательной;

— в-третьих, образовывать собственно культурную политику (в узком смысле) как особое направление государственной  и регулируемой государством общественной деятельности по стимулированию социально  приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека, одержаний и форм его общественного и индивидуального бытия.

 

Важнейшие приоритетные цели культурной политики в России могут  быть определены следующим образом:

— всестороннее развитие системы  социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, построение новой аксиологии бытия, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное наследие, в котором он выражен, с задачами социокультурной модернизации России;

— помощь населению в  становлении адекватных новым условиям образа жизни и картины мира, национально-культурной, социально-экономической и государственно-политической идентичности, формы духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания;

— всемерное развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей, превращение их культурного бытия  в фундаментальную основу социального  бытия, культурных потребностей — в  ядро социального заказа на содержание, формы и качество жизни;

— приобщение людей к  знанию и интересу ко всему многообразию культур человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через  это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности  в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности;

— воспитание демократического и плюралистического миропонимания, осознания взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием  любой национальной культуры, понимания  того, что будущее человечества определяется гармоничным сочетанием Личной свободы (как условия самореализации каждого) с культурой (как универсальным способом согласования интересов всех)

 

В числе основных задач, решение  которых диктуется сформулированными  целями, можно выделить:

— исследование, прогнозирование  и проектирование основных направлений  социально-культурной эволюции общества, характерных черт многонациональной  российской цивилизации;

— разработка основных принципов  и направлений новой социокультурной  аксиологии,

— прогнозирование наиболее вероятных черт и параметров нового образа жизни, детерминируемого складывающимися  в России социально-экономическими, государственно-политическими, духовными  и иными условиями,

— исследование и формулирование новых параметров российской идентичности;

— поиск новых, современных  языков и технологий социокультурной  коммуникации;

— исследование тенденций  эволюции социального заказа на содержание и формы культуры, на стилевые и  качественные параметры образа жизни, освоение методики прогнозирования  развития подобного заказа,

— совершенствование законодательной  базы в области культуры и социокультурной  политики;

— развитие фундаментальных  научных исследований в области  культурологии (теории и истории  культуры и цивилизации) с целью  познания законов и механизмов, определяющих культурообразующие процессы;

— развитие историко-культурологического  направления в системе общего среднего образования, теоретико-культурологического  — в системе общего высшего  образования и комплексно-культурологического  — в системе вузов и факультетов, готовящих специалистов-культурологов,

— целенаправленное формирование корпуса специалистов-культурологов, призванных практически осуществлять задачи культурной политики;

— разработка системы управленческих принципов и методов, перспективных  управленческих технологий и инструментария, наиболее адекватных задачам регулирования  столь специфического процесса, как  куль-туротворчество,

— разработка основных принципов  взаимодействия с общественными  организациями (религиозными, национальными, социальными), со сферой художественной практики, с философскими, общественными  и гуманитарными науками, со сферой образования, средствами массовой информации и книгоиздателями, со сферой организации  и обеспечения досуга и т. п как основными субъектами практического воспроизводства культуры.

 

Средства культурной политики представляют собой совокупность субъектов (институтов) этой политики, предпочитаемых методов и инструментария по ее осуществлению, Здесь также следует различать  творческие институты (производящие культурные тексты — произведения, формы, образцы), с одной стороны, и собственно институты культурной политики (собирающие, хранящие и распространяющие эти  тексты) — с другой.

 

В предельном смысле наивысшем  институтом культурной политики является сама история, процесс исторической эволюции человеческого общества и  его локальных образований (народов); методом — цивилизация как  особый способ осуществления исторической эволюции, основанный на уникальном историческом опыте соответствующего общества; а  инструментарием — вся совокупность норм деятельности, информационных связей между людьми и психических процессов, обеспечивающих эту жизнедеятельность. Разумеется, речь идет о стихийных процессах культурного саморазвития.

 

Государственная культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса, действовать  в рамках его социально-синергических  законов и лишь стимулировать  ускоренное развитие общества в том  направлении, в котором оно и  само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки  искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончались.

 

Отсюда первый и наиважнейший принцип культурной политики: не вступать в противоречие с историей, чутко  улавливать основные тенденции и  направление объективных процессов  развития общества, ориентироваться  на уже известные, вести неустанный поиск еще не изведанных законов  социокультурнои эволюции и искусственными мерами лишь помогать обществу в устойчивом движении в необходимом направлении, стимулировать его ускоренную модернизацию по объективно наметившемуся пути.

 

Второй существенный принцип - правильное определение объекта  этой политики. Если объектом оперативного управления культурой являются преимущественно  культуропроизводящие и культуро-сохраняющие организации (институты), то объектом культурной политики должно быть все общество в целом, и отсюда масштабы воздействия этой политики проектируются как общенациональные (общегосударственные). Неоднородность российского общества (национальная, социальная, конфессиональная и т. п.) требует гибкого сочетания универсализма культурной политики с локальными методами, оптимизированными для той или иной части нашего многообразного общества.

 

Третий принцип: определение  субъекта культурной политики. Было бы большой ошибкой ограничивать понимание  субъекта лишь одним государством и  органами его управления. Субъект, осуществляющий (реализующий) культурную политику, это  в первую очередь само же общество, лишь корректируемое государственными инстанциями. Будучи одновременно и объектом и субъектом культурной политики, общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия (в первую очередь изменением своих культурно-ценностных ориентации, во многом стимулирующих и изменение утилитарных социальных потребностей, определяемых не в последнюю очередь соображениями социальной престижности, моды, идейно-ценностными установками и т. п.). Разумеется, роль профессиональных культуротворческих организаций при этом чрезвычайно важна, но они выступают лишь в качестве регуляторов, референтных групп, «подсказывающих», задающих эталонные образцы, направляющих и стимулирующих процессы социокультурнои самоорганизации, саморазвития и особенно самовыражения общества в тех или иных формах.

Информация о работе Современная культурная политика России